программа по профориентации
материал ( класс) на тему
Данная программа предназначена для работы школы по профориентации. Наша школа является базовой площадкой Института повышения квалификации работников образования. С этого учебного года мы работаем по теме "Личное самоопределение школьников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»)
Трудовые резервы ул., д. 73-б, Новомосковск, Тульская область, 301663
Тел./факс 4-54-06
Дата образования ОУ 01.09.1972 г.
Организационно-правовая форма - юридическое лицо
Утверждаю
«15» сентября 2015г.
Директор МБОУ СОШ № 2
_____________Г.М.Балашов
Программа
по профориентации школьников
«Школа личного самоопределения»
Срок реализации программы:
2015-2020 годы
Разработчик Программы:
заместитель директора по ВР
Воронцова Галина Николаевна,
зарегистрированная по адресу:
301663 Тульская область, город Новомосковск,
улица Трудовой проезд, дом 8, кв.15
Контактный телефон 89207417625,
электронный адрес voronzova2013@gmail.com
г.Новомосковск
2015год
Паспорт программы
Наименование Программы | Программа по профориентации школьников «Школа личного самоопределения» |
Разработчики Программы | Воронцова Галина Николаевна - заместитель директора по воспитательной работе, высшая квалификационная категория. |
Исполнители Программы | - администрация школы; - социальный педагог; - педагог-психолог; - педагоги дополнительного образования; - классные руководители; -- библиотекарь; - учителя-предметники; - медицинский работник; - учащиеся 1-11 классов и их родители; |
Дата утверждения Программы | Решение педагогического совета от 15.09.2015г. Протокол № 9 Приказ директора №129/Д от 15.09.2015г. |
Основание для разработки Программы | Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: - Концепцией Модернизации российского образования; -Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) -Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. №729-р) - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008 г. №1662-р) - Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ - Конституция РФ - Всеобщая Декларация прав человека -Декларация прав ребенка -Конвенция о правах ребенка -Трудовой кодекс - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ - ФГОС -Устава школы. |
Основные направления системы программных мероприятий |
|
Цель реализации Программы | создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе |
Задачи Программы |
|
Назначение Программы | Проведение комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединенныхединым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся |
Сроки реализации | 2015 -2020 г.г. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: - повысить мотивацию молодежи к труду; - оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии; - обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях. |
- Обоснование необходимости создания Программы
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.
Говоря о традициях и преимуществах отечественного образования, В. В. Путин заявил о необходимости сохранения всего лучшего, чем всегда гордилось отечественное образование, в том числе и несомненные достоинства советской школы, естественно, при этом совершенствуя школьное образование. Система просвещения должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи, которые рождаются в мире. Президент РФ обратил внимание на то, что школа должна готовить способного к постоянному развитию, овладению новой квалификацией человека. Это возможно сделать только при наличии фундаментального базового образования.
Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьникидолжны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднеспециального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.
Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полнаяневилировка значимости рабочих специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.
Исходя из выявленных проблем, основной задачейпрофориентационной работы в современной школе является создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования необходимы условия для создания социальных ситуаций развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает:
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование социальной среды развития
учащихся в системе образования;
• активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей
учащихся.
Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике, ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человекав интересах устойчивого развития общества и природы.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.
Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения (условно выделяют следующие этапы):
- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;
- основная школа: 5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; 8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем — профессии;
- средняя школа - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.
Необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа по профориентации школьников «Школа личного самоопределения».
- Приоритеты, цель, задачи, ожидаемые результаты Программы.
Приоритеты Программы:
-обеспечение условий, необходимых для осознанного выбора выпускниками ВУЗов, ССУЗов с целью дальнейшего трудоустройства по полученной специальности.
Цель Программы: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.
Задачи Программы:
- Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
- Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
- Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
- Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
Срок реализациивсех мероприятий Программы: 2015 – 2020 г.г.
Этапы реализации программы:
I этап: проектный – 2015 -2016 учебный год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные годы.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Совершенствовать содержание профпросвещения.
3. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять социальное партнерство школы с организациями, предприятиями, учреждениями города. 6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации программы. 8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города. 9. Провести коррекцию затруднений в реализации программы
III этап: аналитический –2020 год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы по реализации Программы.
2. Спланировать работу на следующий период.
Ожидаемые результаты Реализации Программы:
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
II. Основные направления системы программных мероприятий
1. Профессиональное просвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
4. Профессиональная адаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии с учетом потребностей рынка труда.
Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, экскурсии, создание информационной базы по профессиональному самоопределению (информационные справочники о предприятиях, профессиях, оформление уголков и стендов). В условиях современного общества, рыночных отношений необходимо подойти к осознанному профессиональному выбору. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональная диагностика и консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная
профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников.На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья через анкетирование, тестирование, социальные и производственные пробы, профессиональное консультирование в рамках курса «Твоя профессиональная карьера».
Ценностные ориентации можно определить как направленность личности в соответствии с конкретными потребностями рынка труда на формирование общественных ценностей: трудолюбия, уважение к труду, ответственности.
Удовлетворение в потребности профессионального самоопределения или самоутверждения происходит в процессе практической деятельности человека. Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности.
Профессиональная адаптация.
Данное направление программы осуществляется через предпрофильное и профильное обучение, которое дает возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника на определенном возрастном этапе через социальные и производственные практики, профессиональные пробы в рамках предметов, на базе НПО, СПО, производственной базе предприятий, включение обучающихся в курсы по выбору профессиональной направленности.
III. Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации
№ п/п | Должность | Направление профориентационной деятельности |
1. | Классный руководитель | - составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; - организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; - оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; - проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению; - организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, ССУЗов. |
2. | Учителя-предметники | - способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: - обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; - способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; -проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; - адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся. |
3. | Библиотекарь | - регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; - изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; - обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); - регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.). |
4. | Социальный педагог | - способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; - оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; - осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. |
5. | Педагог-психолог | - проводит психолого-педагогическое консультирование; - изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся; - осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; - проводит анкетирование по изучению профессионального интереса и склонностей учащихся; - проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; - осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; - способствует формированию у школьников адекватной самооценки; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся. |
6. | Медицинскийработник | - способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства; - проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; - организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру; - оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся. |
7 | Заместитель директора по ВР | - планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; - осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика); - проводит педагогические советы, производственные совещания по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; - создаётвременные рабочие места, организуетлетнюю трудовой четверти; - организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; - организует систему повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме самоопределения учащихся; - осуществляет контролирующие функции работы классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся; - организует занятия учащихся в сети предпрофилъной подготовки и профильного обучения. - организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; |
IV. Механизм реализации Программы
Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги-предметники, библиотекарь, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, родители и обучающиеся.
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
На начальном этапе разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база по реализации Программы. Проводится анализ материально-технических, педагогических условий реализации Программы с подбором диагностических методик по направлениям Программы.
Практический этап реализации Программы предусматривает совершенствование содержания профпросвещения, развитие ученического самоуправления и волонтерского движения, расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями, предприятиями, учреждениями района, города с привлечением в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Аналитический этап предусматривает обобщение результатов работы школы по реализации Программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.
Программа реализуется через:
1. организационно-методическую работу (деятельность координаторов по профориентационной работе с учащимися; методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт);
2. работу с обучающимися:
• комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по профессиональному самоопределению;
• консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;
• организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия, виртуальные экскурсии);
• встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.
3. взаимодействие с родителями:
• проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
• лектории;
• индивидуальные беседы;
• анкетирование;
• организация деятельности кружков, спортивных секций, художественных, театральных студий;
• помощь в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
• помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;
• участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других общественных формирований школы.
4. работу с социальными партнерами:
• организация профессиональных проб старшеклассников на предприятиях
• заключение договоров о совместной деятельности
• организация временного трудоустройства учащихся в каникулярное время
V. Оценка эффективности реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
VI. Система программных мероприятий
1.Содержание программы
Организационная работа в школе | |
1 | Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9, 11 классов |
2 | Проведение социологического опроса выпускников ОУ с целью выявления профессиональных намерений и их реализации |
3 | Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии |
4 | Совместная работа с районными учреждениями дополнительного образования по развитию профессиональных интересов и склонностей |
5 | Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями |
6 | Создание профориентационного уголка, выпуск газет профориентационной направленности |
7 | Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9, 11 классов) |
8 | Создание в ОУ информационно-методического центра по профориентации |
Работа с педагогическими кадрами | |
1 | Подготовка планов работы по профориентации на учебный год |
2 | Обзор новинок методической литературы по профориентации, выставка книг «Человек и профессия» |
3 | Подготовка планов совместной работы ОУ с заинтересованными организациями |
4 | Подготовка методических материалов по профориентации (памяток, бюллетеней, сценариев воспитательных мероприятий). Создание методической копилки. |
5 | Проведение заседаний ШМО классных руководителей «Компетентность классного руководителя по вопросам профессионального самоопределения обучающихся» |
6 | Организация работы предметных факультативов, кружков |
7 | Проведение малых педсоветов «Состояние профориентационной работы в ОУ» |
8 | Круглые столы по обмену опытом профориентационной работы |
9 | Консультации психолога, специалистов различных ведомств по вопросам профориентации |
Взаимодействие с родителями учащихся | |
1 | Проведение родительских собраний, лекториев профориентационной тематики |
2 | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации |
3 | Организация тематических групповых бесед с родителями учащихся по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии |
4 | Анкетирование родителей |
5 | Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися |
6 | Привлечение родителей учащихся к организации работы кружков, секций, студий, общественных ученических организаций и др. |
Работа с учащимися | |
1 | Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики |
2 | Проведение индивидуальныхпрофконсультаций с неопределившимися учащимися, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации |
3 | Организация посещения учащимися учебных заведений, учреждений и предприятий, отдела информации о профессиях |
4 | Участие школьников в внутришкольных, районных профориентационных мероприятиях |
5 | Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, учебных заведений, предприятий и организаций |
6 | Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения |
7 | Классные часы профориентационной направленности |
8 | Организация пятой трудовой четверти, организация временных рабочих мест |
9 | Организация социальных проб и социальных практик |
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап | Возрастные особенности | Формы профориентационной работы |
Пропедевтический 1-4 классы | Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. |
Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение - встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) - показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок - костюмированные карнавалы профессий - сочинения на тему «Пусть меня научат» - игра «Чей это инструмент?» - трудовые поручения - какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов - кто работает в нашей школе?(экскурсия) - как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) - беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома - экскурсия в школьные мастерские - беседа: мое любимое занятие в свободное время |
Поисково-зондирующий 5-7 классы | Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН |
Темы классных часов
|
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы | Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка | - элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов - информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства - знакомство с правилами выбора профессии - формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией |
Учащиеся 10-11 классов | Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения Для юношей актуальна служба в армии | Дискуссии «День допризывника», «Мой выбор»и.т.д. Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях) |
В данной программе используются различные формы: игра, конкурс, деловая игра, кроссворд, викторина, дискуссия, ролевые игры, лекция.Методы проведения занятий: анкетирование, беседа, информационный практикум, презентация, просмотр видеофильмов, экскурсии, разыгрывание ситуаций, самостоятельная работа, коллективная работа, повторение опорных знаний.
Основные мероприятия, направленные на реализацию Программы
№п/п | Содержание | Сроки проведения | Ответственные |
Создание нормативно – правовой базы | |||
1. | Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся. | Сентябрь-ноябрь2015г. | Заместитель директора по ВР |
2. | Создание банка данных об учебных заведениях города. | январь-март 2016г. | Социальный педагог |
3. | Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. | ноябрь 2015г. | Заместитель директора по ВР |
4. | Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. | В течение года | Заместитель директора по ВР Педагог - организатор |
5. | Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов» | ноябрь 2015 | Руководитель МО |
6. | Организация тематических выставок по профориентации учащихся в школьной библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши», «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Профессии героев России» | 2015 – 2020г.г. | Библиотекарь |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы | |||
| |||
1. | Экскурсии на предприятия города | Ежегодно | Классные руководители |
2. | Экскурсии в учебные заведения города | Ежегодно по плану | Классные руководители 9-11 классов |
3. | Ярмарка профессий «Шаг в будущее», «Мой выбор» | Ежегодно в сентябре, апреле | Классные руководители 10-11 классов |
4. | Городская акция по благоустройству «Чистый город». | Ежегодно в сентябре, апреле | Педагог-организатор, Совет старшеклассников |
5. | Участие в городских конкурсах «Мой выбор», «Юные дизайнеры одежды»и др. | Ежегодно | Учитель технологии, ИЗО, социальный педагог |
Реализация школьной программы: | |||
1. | Профориентация учащихся на уроках. | В течение всего периода | Учителя предметники |
2. | Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей», «Профессии героев России» | В течение всего периода | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
4. | Конкурс творческих и социальных проектов | В течение 2016 - 2020г.г. | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
Конкурс семейных сочинений «Профессия моей семьи» | 2016г. | Учителя русского языка и литературы | |
5. | Проведение тематических классных часов:
Мир профессий (5 классы). Как изучить свои способности (6 класс). Я и моя будущая профессия (7 классы) Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы). Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы). Как вести себя в конфликтных ситуациях, Моя стратегия жизни (10 классы). Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы). | В течение всего периода | Классные руководители |
6. | Проведение дополнительных курсов и элективов профессиональной направленности | В течение всего периода | Заместитель директора по УВР |
7. | Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации:
| В течение всего периода | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор |
8. | Родительские собрания
| В течение всего периода | Классные руководители, педагог-психолог, соцпедагог, заместитель директора по ВР администрация |
9. | Профессиональная адаптация учащихся. Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):
| В течение всего периода | Классные руководители |
10. | Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов. Индивидуальные консультации для родителей выпускников 9-х, 11-х классов. | В течение всего периода | Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, соцпедагог |
2.Диагностика и консультирование. | |||
1. | Консультирование и тестирование учащихся8-9 классов:
● «ОДО» ● Профессиональные склонности ● Профессиональный тип личности ● Мотивы выбора ● Анкета «Профессиональный интерес» | В течение всего периода | Педагог-психолог |
2. | Консультирование родителей: по вопросам профориентации и профессионального самоопределения | В течение всего периода | Классные руководители 9-11 классов, педагог-психолог, социальный педагог |
3. | Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов | В течение всего периода | Заместитель директора по ВР, педагог-психолог |
4. | Индивидуальные консультации для родителей | В течение всего периода | Заместитель директора по ВР, педагог-психолог |
3.Профадаптация | |||
1. | Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. | Ежегодно в августе | Классные руководители, заместитель директора по ВР |
2. | Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и детям «группы риска» | Ежегодно в мае, июне | Социальный педагог |
3. | Организация социально-значимой деятельности, в т.ч. временные рабочие места | Май, июнь | Классные руководители, зам.директора по АХЧ, социальный педагог |
4. | Вечер встречи выпускников | Ежегодно в феврале | Классные руководители |
5. | Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников 9, 11 классов | Ежегодно в сентябре | Заместитель директора по ВР |
Мониторинг качества профориентационной работы | |||
1. | Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся, по реализации социальных проектов | 2016 – 2020 г. г. | Руководители ШМО, заместитель директора по ВР |
2. | Анализ соответствия профессиональных намерений учащихся, в том числе детей «группы риска», и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору. | 2016 – 2020 г. г. | Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
3. | Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: - психология выбора профессии - использование игровых упражнений в профориентационной работе - трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников - конфликты профессионального самоопределения | 2016 | Социальный педагог, педагог-психолог |
4. | Ежеквартальный мониторинг по профессиональному самоопределению учащихся | В течение всего периода | Педагог-психолог, заместитель директора по ВР |
Совместная деятельность с социальными партнёрами | |||
1 | Организация экскурсий на предприятия социальных партнёров | По отдельном плану | Зам. директора по ВР, кл.руководители |
2 | Совместное празднование профессиональных праздников | В канун праздников | Зам. директора по ВР, кл.руководители |
3 | Составление каталогов профессий социальных партнёров | В течение всего периода | Социально-психологическая служба |
4 | Организация встреч с представителями МВД, ГИБДД, внеклассные мероприятия с участием учреждений | В течение всего периода | Зам. директора по ВР, кл.руководители |
5 | Участие в днях открытых дверей ВУЗов, СУЗов |
ЛИТЕРАТУРА
- Концепцией Модернизации российского образования;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. № 729-р)
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008г.№1662-р)
- Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ
- Конституция РФ
- Всеобщая Декларация прав человека
- Декларация прав ребенка
- Конвенция о правах ребенка
- Трудовой кодекс
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ
- ФГОС
- Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 2.
- Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 3-10.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1991.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский. – М., 1984
- Выготский Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка / Л. С. Выготский . —М. : Педагогика, 1982.
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с
- Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. - № 10. – С. 51-56.
- Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1. – С. 28-31.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
- Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
- Панфило, Е. Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] / Е. Панфило // Комсомол.правда. – 2007. – 6 июня. – С. 13.
- Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. - М., ВЛАДОС, 1999, - 99с
- Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.
- Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . - М. : МГППИ, 1999. - 108 с.
- Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
- Славгородская М. В. Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». - 2008. - № 2. – С.34-38.
- Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб.пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К. Селевко. - М., 2008.
- Соловьёва О. Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы для занятий: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва. - М., 2007.
- Технология: твоя профессиональная карьера :дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. – М. :Просвящение, 2008. – 111с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/18/picture-68488.jpg)
Индивидуальная программа по профориентации воспитанника
Цель: Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника. Задачи: Обогащение представлений детей о мире профессии; Выявление интересов, склонностей и спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90557.jpg)
Программа по профориентации "Мой выбор"
Данна программа дает возможность организовать работу по профориентации в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178314-1358097950.jpg)
Воспитательная программа по профориентации 9-11 классы
Предлагаю Вашему вниманию воспитательную программу под названием "Моё будущее зависит от меня (учёба + работа = успешная карьера)". Для составления данной программы использовала опыт многих моих колле...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/24/picture-126875-1351079120.jpg)
Программа по профориентации "Мир профессий"
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. С этой целью...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-226068-1363925340.jpg)
Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-490636-1412222445.jpg)
Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.
Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире проф...