программа по профориентации
материал ( класс) на тему

Воронцова Галина Николаевна

Данная программа предназначена для работы школы по профориентации. Наша школа является базовой площадкой Института повышения квалификации работников образования. С этого учебного года мы работаем по теме "Личное самоопределение школьников".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_.docx70.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»)

Трудовые резервы ул., д. 73-б, Новомосковск, Тульская область, 301663

Тел./факс  4-54-06

Дата образования ОУ  01.09.1972 г.

Организационно-правовая форма  - юридическое лицо

Утверждаю

«15» сентября   2015г.

Директор МБОУ СОШ № 2

_____________Г.М.Балашов

Программа

по профориентации школьников

«Школа личного самоопределения»

Срок реализации программы:

 2015-2020 годы

Разработчик Программы:

заместитель директора по ВР

Воронцова Галина Николаевна,

 зарегистрированная по адресу:  

301663 Тульская область,  город Новомосковск,  

улица Трудовой проезд,   дом 8,  кв.15

Контактный телефон 89207417625,

электронный адрес voronzova2013@gmail.com

г.Новомосковск

2015год

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа по профориентации школьников

«Школа личного самоопределения»

Разработчики Программы

Воронцова Галина Николаевна - заместитель директора по воспитательной работе, высшая квалификационная категория.

Исполнители Программы

- администрация школы;

- социальный педагог;

- педагог-психолог;

- педагоги дополнительного образования;

- классные руководители;

-- библиотекарь;

- учителя-предметники;

- медицинский работник;

- учащиеся 1-11 классов и их родители;

Дата утверждения Программы

Решение педагогического совета от  15.09.2015г.

Протокол  № 9

Приказ директора №129/Д    от 15.09.2015г.

Основание для разработки Программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Концепцией  Модернизации российского образования;

-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)                                                                                         -Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства РФ  от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. №729-р)                                                                                               - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008 г. №1662-р)                                                                                      - Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ                                                                                                 - Конституция РФ                                                                      - Всеобщая Декларация прав человека                                      -Декларация прав ребенка                                                             -Конвенция о правах ребенка                                                -Трудовой кодекс                                                                           - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ                                                                    - ФГОС                                                                                               -Устава школы.

Основные направления системы программных мероприятий

  1. Профессиональное просвещение
  2. Диагностика и консультирование
  3. Взаимодействие с предприятиями  
  4. Профессиональная адаптация

Цель реализации Программы

создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе

Задачи Программы

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
  5. Разработать  механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
  6. Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.

Назначение Программы

Проведение  комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединенныхединым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся

Сроки реализации

2015 -2020 г.г.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных   условиях.

  1. Обоснование необходимости создания Программы

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.

Говоря о традициях и преимуществах отечественного образования, В. В. Путин заявил о необходимости сохранения всего лучшего, чем всегда гордилось отечественное образование, в том числе и несомненные достоинства советской школы, естественно, при этом совершенствуя школьное образование. Система просвещения должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи, которые рождаются в мире. Президент РФ обратил внимание на то, что школа должна готовить способного к постоянному развитию, овладению новой квалификацией человека. Это возможно сделать только при наличии фундаментального базового образования.

Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьникидолжны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Проведенные социологические исследования  выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднеспециального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полнаяневилировка значимости рабочих специальностей.

 Состояние проблем и перспектив занятости молодежи  на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

        В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

         В современных условиях профессиональное самоопределение  предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

        Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Исходя из выявленных проблем, основной задачейпрофориентационной работы в современной школе является создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования необходимы условия для  создания социальных ситуаций развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает:

•        формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

•        проектирование и конструирование социальной среды развития    

учащихся в системе образования;

•        активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

•        построение образовательного процесса с учётом индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей  

учащихся.

Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике,  ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человекав интересах устойчивого развития общества и природы.

        Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

 Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

  Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения (условно выделяют следующие этапы):

- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;

- основная школа: 5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; 8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем — профессии;

- средняя школа - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

        Необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

        Этим задачам отвечает предлагаемая Программа по профориентации школьников «Школа личного самоопределения».

  1. Приоритеты, цель, задачи, ожидаемые результаты Программы.

Приоритеты Программы:

-обеспечение условий, необходимых для осознанного выбора выпускниками ВУЗов, ССУЗов с целью дальнейшего трудоустройства по полученной специальности.

Цель Программы: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

Задачи Программы:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
  5. Разработать  механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
  6. Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.

Срок реализациивсех мероприятий Программы: 2015 – 2020 г.г.

Этапы реализации программы:

I этап: проектный – 2015 -2016 учебный год.

       Цель: подготовка условий профориентационной работы      

Задачи:

1.     Изучить нормативную базу.

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации   программы.

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные годы.

       Цель: реализация программы по профориентации.

       Задачи:

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы  воспитательного воздействия.

2.     Совершенствовать содержание профпросвещения.

3.     Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.

4.     Разработать методические рекомендации по профориентации.

5.     Расширять и укреплять социальное партнерство школы с организациями, предприятиями, учреждениями  города. 6.     Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов    образовательной деятельности.                                                                                     7.    Проводить мониторинг реализации программы. 8.     Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.                                                                      9. Провести коррекцию затруднений в реализации программы

III этап: аналитический –2020 год.

       Цель: анализ итогов реализации программы.

       Задачи:

1.     Обобщить результаты работы школы по реализации Программы.

2.     Спланировать работу на следующий период.

Ожидаемые результаты Реализации Программы:

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных   условиях.

II. Основные направления системы программных мероприятий

1.        Профессиональное просвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2.        Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

3.        Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

4.        Профессиональная адаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии с учетом  потребностей рынка труда.

Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, экскурсии,  создание информационной базы по профессиональному самоопределению (информационные справочники о предприятиях, профессиях, оформление уголков и стендов). В условиях современного общества, рыночных отношений необходимо подойти к осознанному профессиональному выбору. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональная диагностика и консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная

профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников.На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья через анкетирование, тестирование, социальные и производственные пробы, профессиональное консультирование в рамках курса «Твоя профессиональная карьера».

Ценностные ориентации можно определить как направленность личности в соответствии с конкретными потребностями рынка труда на формирование общественных ценностей: трудолюбия, уважение к труду, ответственности.  

Удовлетворение  в потребности  профессионального самоопределения или самоутверждения происходит в процессе практической деятельности человека. Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности.

Профессиональная адаптация.

Данное направление программы осуществляется через предпрофильное и профильное обучение, которое дает возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника на определенном возрастном этапе через социальные и производственные практики, профессиональные пробы в рамках предметов, на базе НПО, СПО, производственной базе предприятий, включение обучающихся в курсы по выбору профессиональной направленности.

III. Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации

№ п/п

Должность

Направление профориентационной деятельности

1.

Классный руководитель

- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

- организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, ССУЗов.

2.

Учителя-предметники

- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

 -проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

3.

Библиотекарь

- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

4.

Социальный педагог

- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

5.

Педагог-психолог

- проводит психолого-педагогическое консультирование;

- изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

- проводит анкетирование по изучению  профессионального  интереса и склонностей учащихся;

- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;

- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

6.

Медицинскийработник

- способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

- организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

7

Заместитель директора по ВР

- планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

- осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика);

- проводит педагогические советы, производственные совещания по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- создаётвременные рабочие места, организуетлетнюю трудовой четверти;

- организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

- организует систему повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме самоопределения учащихся;

- осуществляет контролирующие функции работы классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся;

- организует занятия учащихся в сети предпрофилъной подготовки и профильного обучения.

- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

IV. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги-предметники, библиотекарь, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, родители и обучающиеся.

 Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

        На начальном этапе разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база по реализации Программы. Проводится анализ материально-технических, педагогических условий реализации Программы с подбором диагностических методик по направлениям Программы.

Практический этап реализации Программы предусматривает совершенствование содержания профпросвещения, развитие ученического самоуправления и волонтерского движения, расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями, предприятиями, учреждениями района, города с привлечением в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Аналитический этап предусматривает обобщение результатов работы школы по реализации Программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.

Программа реализуется через:  

1.        организационно-методическую работу (деятельность координаторов по профориентационной работе с учащимися; методическая  помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт);

2.        работу с обучающимися:

•        комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по профессиональному самоопределению;

•        консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;

•        организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия, виртуальные экскурсии);

•        встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.

3.        взаимодействие с родителями:

•        проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

•        лектории;

•        индивидуальные беседы;

•        анкетирование;

•        организация деятельности кружков, спортивных секций, художественных, театральных студий;

•        помощь в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

•        помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;

•        участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других общественных формирований школы.

4.        работу с социальными партнерами:

•        организация профессиональных проб старшеклассников на предприятиях

•        заключение договоров о совместной деятельности

•        организация временного трудоустройства учащихся в каникулярное время

V. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных  условиях.

VI. Система программных мероприятий

1.Содержание программы

Организационная работа в школе

1

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9, 11 классов

2

Проведение социологического опроса выпускников ОУ с целью выявления профессиональных намерений и их реализации

3

Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии

4

Совместная работа с районными учреждениями дополнительного образования по развитию профессиональных интересов и склонностей

5

Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями

6

Создание профориентационного уголка, выпуск газет профориентационной направленности

7

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и  поступления в профессиональные учебные  заведения  выпускников 9, 11 классов)

8

Создание в ОУ информационно-методического центра по профориентации  

Работа с педагогическими кадрами

1

Подготовка планов работы по профориентации на учебный год

2

Обзор новинок методической литературы по профориентации, выставка книг «Человек и профессия»

3

Подготовка планов совместной работы ОУ с заинтересованными организациями

4

Подготовка методических материалов по профориентации (памяток, бюллетеней, сценариев воспитательных мероприятий). Создание методической копилки.

5

Проведение заседаний ШМО классных руководителей «Компетентность классного руководителя по вопросам профессионального самоопределения обучающихся»

6

Организация работы предметных факультативов, кружков

7

Проведение малых педсоветов «Состояние профориентационной работы в ОУ»

8

Круглые столы по обмену опытом профориентационной работы

9

Консультации психолога, специалистов различных ведомств по вопросам профориентации

Взаимодействие с родителями учащихся

1

Проведение родительских собраний, лекториев профориентационной тематики

2

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации

3

Организация тематических групповых бесед с родителями учащихся по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии

4

Анкетирование родителей

5

Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися

6

Привлечение родителей учащихся к организации работы кружков, секций, студий, общественных ученических организаций и др.

Работа с учащимися

1

Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики

2

Проведение индивидуальныхпрофконсультаций  с неопределившимися учащимися, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

3

Организация посещения учащимися учебных заведений, учреждений и предприятий, отдела информации о профессиях

4

Участие школьников в внутришкольных, районных профориентационных мероприятиях

5

Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, учебных заведений, предприятий и организаций

6

Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения

7

Классные часы профориентационной направленности

8

Организация пятой трудовой четверти, организация временных рабочих мест

9

Организация социальных проб и социальных практик

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

  1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
  2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
  3. Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе?(экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН

  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами)
  2. Экскурсии
  3. Ролевые игры
  4. Конкурсы
  5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

Темы классных часов

  1. Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)
  2. Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения

Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии

«День допризывника», «Мой выбор»и.т.д.

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

В данной программе используются различные формы: игра, конкурс, деловая игра, кроссворд, викторина, дискуссия,  ролевые игры, лекция.Методы проведения занятий: анкетирование, беседа, информационный практикум, презентация, просмотр видеофильмов, экскурсии,  разыгрывание ситуаций, самостоятельная работа, коллективная работа, повторение опорных знаний.

Основные мероприятия, направленные на реализацию Программы

№п/п

Содержание

Сроки проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.

Сентябрь-ноябрь2015г.

Заместитель директора по ВР

2.

Создание  банка  данных об учебных заведениях города.        

январь-март 2016г.

Социальный педагог

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.        

ноябрь  2015г.

Заместитель директора по ВР

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций  классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течение года

Заместитель директора по ВР Педагог - организатор

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»         

ноябрь

 2015

Руководитель МО

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в  школьной библиотеке

 «В мире профессий»,

«Все работы хороши»,

«Профессии наших мам», «Профессии наших пап»,

«Профессии героев России»        

2015 – 2020г.г.

Библиотекарь

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

  1. Профпросвещение

1.

Экскурсии на  предприятия города

Ежегодно

Классные руководители

2.

Экскурсии в учебные заведения города

Ежегодно по плану

Классные руководители 9-11 классов

3.

Ярмарка профессий «Шаг в будущее», «Мой выбор»

Ежегодно в сентябре, апреле

Классные руководители 10-11 классов

4.

Городская акция по благоустройству «Чистый город».

Ежегодно в сентябре,  апреле

Педагог-организатор, Совет старшеклассников

5.

Участие в городских конкурсах «Мой выбор», «Юные дизайнеры одежды»и др.

Ежегодно

Учитель технологии, ИЗО, социальный педагог

Реализация школьной программы:

1.

Профориентация учащихся на уроках.

В течение всего периода

Учителя предметники

2.

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей», «Профессии героев России»        

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР, классные руководители

4.

Конкурс творческих и социальных проектов

В течение 2016 - 2020г.г.

 Заместитель директора по ВР, классные руководители

Конкурс семейных сочинений «Профессия моей семьи»

2016г.

Учителя русского языка и литературы

5.

Проведение тематических классных часов:

  • Мастерим мы – мастерят родители (1 классы).
  • Профессии моего города (2 классы).
  • Трудовая родословная моей семьи (3 классы).
  • Известные люди нашего города (4 классы).

Мир профессий (5 классы).

Как изучить свои способности (6 класс).                                                       Я и моя будущая профессия (7 классы)

Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы).

Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).

Как вести себя в конфликтных ситуациях, Моя стратегия жизни (10 классы).

Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).

В течение всего периода

Классные руководители

6.

Проведение дополнительных курсов и элективов профессиональной направленности

В течение всего периода

Заместитель директора по УВР

7.

Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

  • Рубрика «Твое профессиональное будущее»
  • « Куда пойти учиться»
  • «Структура трудовой деятельности»
  • Потребности труда города и др.

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор

8.

Родительские собрания

  • Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.
  • Изучение склонностей и способностей ребенка.
  • Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.
  • О стрессоустойчивости. Шпаргалка для родителей.  Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.
  • Собеседование для будущих 10- классников.
  • Родительское собрание для будущих 10-классников. Знакомство с элективами и профилями классов.

В течение всего периода

Классные руководители, педагог-психолог, соцпедагог,       заместитель директора по ВР

администрация

9.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):

  • Коллективные творческие дела Выпуск школьной газеты
  • Субботники по уборке школьного двора
  • Фестиваль «Золотая осень»

В течение всего периода

Классные руководители

10.

Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов.            Индивидуальные консультации для родителей выпускников 9-х, 11-х классов.

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, соцпедагог

2.Диагностика и консультирование.

1.

Консультирование и тестирование учащихся8-9 классов:

  • « Карта интересов».
  • «Склонности и профессиональная направленность».

      ● «ОДО»

      ● Профессиональные склонности

      ● Профессиональный тип личности

      ● Мотивы выбора

      ● Анкета «Профессиональный интерес»

В течение всего периода

Педагог-психолог

2.

Консультирование родителей:

по вопросам профориентации и профессионального самоопределения

В течение всего периода

Классные руководители 9-11 классов, педагог-психолог, социальный  педагог

3.

Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог

4.

Индивидуальные консультации для родителей

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

августе

Классные руководители, заместитель директора  по ВР

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и детям «группы риска»

Ежегодно в мае, июне

Социальный педагог

3.

Организация социально-значимой деятельности, в т.ч. временные рабочие места

Май, июнь

Классные руководители, зам.директора по АХЧ, социальный  педагог

4.

Вечер встречи выпускников

Ежегодно в феврале

Классные руководители

5.

Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников 9, 11 классов

Ежегодно в сентябре

Заместитель директора по ВР

Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся, по реализации социальных проектов

2016 –   2020 г. г.

Руководители ШМО, заместитель директора по ВР

2.

Анализ соответствия профессиональных намерений учащихся, в том числе детей «группы риска»,  и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.        

2016 –   2020 г. г.

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог

3.

Разработка  методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:

- психология выбора профессии

- использование игровых упражнений в  профориентационной работе

- трудовое воспитание как условие  эффективности профориентации   старшеклассников

- конфликты профессионального самоопределения

2016

Социальный педагог, педагог-психолог

4.

Ежеквартальный мониторинг по профессиональному самоопределению учащихся

В течение всего периода

Педагог-психолог, заместитель директора по ВР

Совместная деятельность с социальными партнёрами

1

Организация экскурсий на предприятия социальных партнёров

По отдельном плану

Зам. директора по ВР, кл.руководители

2

Совместное празднование профессиональных праздников

 В канун праздников

Зам. директора по ВР, кл.руководители

3

Составление каталогов профессий социальных партнёров

В течение всего периода

Социально-психологическая служба

4

Организация встреч с представителями МВД, ГИБДД, внеклассные мероприятия с участием учреждений

В течение всего периода

Зам. директора по ВР, кл.руководители

5

Участие в днях открытых дверей ВУЗов, СУЗов

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепцией  Модернизации российского образования;
  2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. № 729-р)
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008г.№1662-р)        
  5.  Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ
  6.  Конституция РФ                                              
  7. Всеобщая Декларация прав человека                                        
  8. Декларация прав ребенка                                                                
  9. Конвенция о правах ребенка                                                                
  10. Трудовой кодекс                                                                                
  11.  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ                                                                    
  12.  ФГОС                                                                                              
  13. Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева  // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 2.
  14. Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 3-10.
  15.  Выготский Л. С. Педагогическая психология /  Л. С. Выготский. - М., 1991.
  16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский.  – М., 1984
  17.  Выготский  Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка /  Л. С. Выготский . —М. : Педагогика, 1982.
  18. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с
  19. Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. -  № 10. – С. 51-56.
  20. Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению //  Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1.  – С. 28-31.
  21. Климов Е. А.  Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
  22. Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
  23. Панфило, Е. Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] /  Е. Панфило // Комсомол.правда. – 2007. – 6 июня. – С. 13.
  24.  Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. - М., ВЛАДОС, 1999, - 99с
  25.  Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.].  – М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.
  26. Пряжников  Н. С.  Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.
  27. Пряжников  Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . -  М. : МГППИ, 1999. - 108 с.
  28. Пряжников Н. С. Игры и методики для    профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.
  29. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
  30. Славгородская М. В. Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». -  2008. - № 2. – С.34-38.
  31. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб.пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К.  Селевко. -  М.,  2008.
  32. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы для занятий: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения.  Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва. - М., 2007.
  33.  Технология: твоя профессиональная карьера :дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. – М. :Просвящение, 2008. – 111с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по профориентации воспитанника

Цель: Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.   Задачи: Обогащение представлений детей о мире профессии; Выявление интересов, склонностей и спосо...

Программа по профориентации "Мой выбор"

Данна программа дает возможность организовать работу по профориентации в школе....

Воспитательная программа по профориентации 9-11 классы

Предлагаю Вашему вниманию воспитательную программу под названием "Моё будущее зависит от меня (учёба + работа = успешная карьера)". Для составления данной программы использовала опыт многих моих колле...

Программа по профориентации "Мир профессий"

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана  профориентация. С этой целью...

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...