Беседа за круглым столом "Толерантность" для детей 12-14 лет
план-конспект на тему
В ходе занятия дети знакомятся с понятием "толерантность", учатся адекватно оценивать себя и других, уважать себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_za_kruglym_stolom_tolerantnost.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа за «круглым столом» « ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Цели: познакомить воспитанников с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно оценивать себя и других; помочь детям оценить степень своей толерантности; воспитание чувства коллективизма, уважительного отношения к другим людям. Оборудование: листы с заданиями, «лепестки», «билеты» с вопросами, «дерево толерантности»
Ход занятия.
Сегодня наш разговор будет посвящён толерантности. 16 ноября – Международный день толерантности . Может, не все знают значение этого понятия, но мы постараемся во всём разобраться. Для начала давайте вспомним, в какой стране мы живём. (Россия, Российская Федерация) —Что такое федерация? Федерация—это единство и многообразие народов страны. В нашей стране живут более ста народностей, которые различаются между собой по культуре, обычаям, религии. Могут ли все эти люди быть одинаковыми? Все различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Среди различных групп людей не может быть единого мировоззрения, но есть и общечеловеческие ценности. Можете ли вы привести примеры таких ценностей?( Терпимость по отношению к другому мнению, поступку, позиции, умение выслушать другого, стремление найти согласие, не прибегая к насилию, умение поступиться своими интересами в общих целях, доброта и т. д.) Понятие «терпимость, уважение чужого мнения, мыслей» и есть толерантность». Принцип толерантности является одним из основных принципов построения нашего государства и закреплён в Конституции Российской Федерации. Давайте ознакомимся с этой статьёй. (Чтение и обсуждение статей Конституции)
Статья 1 Конституции Российской Федерации. Понятие толерантности. 1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений…Толерантность—это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. 1.2 Толерантность—это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность –это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека… Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности… 1.4 Проявление толерантности , которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости…
В жизни каждому из вас придётся общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, вероисповеданий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей других культур, религий, научиться находить точки соприкосновения. Давайте узнаем, как звучит определение толерантности на разных языках: испанский—способность признавать отличные от своих идеи и мысли; французский – принятие того, что другие могут думать и действовать иначе, чем ты сам; английский—готовность быть терпимым, снисходительным; китайский—принимать, позволять, быть великодушным по отношению к другим; арабский—прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение; русский—терпимость, умение мириться с кем- либо или чем- либо.
Какое из определений вам нравится больше всего? Как вы думаете, почему в разных странах определения разные? А что же их объединяет? Почему так актуальна толерантность в настоящее время? Давайте изобразим толерантность в виде волшебного цветка. (Середина цветка слово «толерантность», «лепестки»: терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; сотрудничество, партнёрство; принятие другого таким, как он есть; прощение; милосердие; уважение человеческого достоинства; сострадание; уважение прав других. (Обсуждение этих качеств) Но нельзя забывать о том, что толерантность—это не пассивная покорность чужому мнению, безразличие или эгоизм, а активная жизненная позиция на основе уважения. Вы знаете, что в современном мире происходит активный рост экстремизма, расширяются зоны конфликтов, отдельные страны силой навязывают другим свою точку зрения. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь. Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев. Для них есть только два сорта людей—свои и чужие, хорошие и плохие. Такие люди чувствуют дискомфорт при существовании в окружающей действительности. Толерантный путь—это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии. Из предложенных вам слов нужно выбрать те, которые присущи толерантной личности: терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, пренебрежительность, раздражительность, умение слушать других, равнодушие, цинизм, понимание и принятие других людей, чуткость, любознательность, человеколюбие (гуманизм), немотивированная агрессивность. (Дети объясняют свой выбор) Но легко быть толерантным по отношению к народам Африки или индейцам Америки. Гораздо труднее соблюдать принципы толерантности по отношению к тем, кто рядом. Давайте подумаем, всегда ли мы терпимы к близким, живущим и работающим в центре. А для этого устроим небольшой экзамен. Сейчас вы разобьётесь на пары и попытаетесь вместе найти выход из ситуации, исходя из принципов толерантности. Билет 1
Младшие дети хотят смотреть мультфильм, старшие – слушать музыку. Как поступить в этой ситуации, исходя из принципов толерантности?
Билет 2
Вы знаете, что один мальчик берёт без спроса чужие вещи, лазит по тумбочкам. Но вы никому ничего не говорите так, как вы толерантный человек и терпимо относитесь к другим?
Билет3
У маленького мальчика очень необычная внешность, его многие дразнят. Как поступите вы?
Билет 4
У вас плохое настроение, вас всё и все раздражают. Вы ссоритесь со всеми и портите настроение другим. Как лучше поступить в этом случае?
Билет 5
Вам не нравится меню на ужин, вы громко заявляете, что это есть не будете. При этом выражаетесь грубо, портите аппетит другим и обижаете повара. Как лучше поступить?
Билет 6
Маленькая девочка часто сторонится детей или, наоборот, может долго пристально на кого-то смотреть, не сразу отвечает на вопросы. Каким должно быть ваше поведение, исходя из принципов толерантности.
Билет 7
Вы считаете, что ваша подруга(друг), одевается вульгарно, некрасиво. Вы высмеяли её стиль, она обиделась. Как нужно было поступить?
Билет 8
Вы узнали, что у одного ребёнка энурез, рассказали об этом всем и не стали общаться с ним. Толерантно ли вы поступили? (Обсуждение ситуаций) А сейчас каждый на листочке напишет, что ,по его мнению, нужно сделать, чтобы территория нашего центра стала территорией толерантности. (Обсуждение ответов детей)
Вы уже поняли, что быть толерантным довольно трудно, но мы не сможем выжить в современном мире, если не будем терпимее и с уважением относиться к другим людям. «Относись к другим так, как хотелось, чтобы относились к тебе,»-- говорит народная мудрость. Давайте ещё раз вспомним черты толерантного человека и подумаем, каких качеств не хватает нам и постараемся выработать их.
(Дети называют черты толерантного человека)
Не забывайте, что от каждого из нас очень много зависит в этом мире. Цените свою жизнь, тех, кто рядом и мир станет лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за «круглым столом» на тему: «Терроризм – угроза всего общества» для учащихся 9 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" на тему: "Терроризм - угроза всего общества" для учащихся 9 классов....
Беседа «Права и обязанности детей»
Права человека - это то, что может делать любой человек на Земле. Например, он имеет право свободно высказывать свое мнение....
Беседа за круглым столом: «За порогом детства»
Учить детей находить правильные решения в трудных жизненных ситуациях и уметь защищать свои права....
Беседа о селфи для детей и родителей
Беседа для детей и родителей о селфи. Данная тема актуальна в связи с увеличением количества несчастных случаев связанных с увлечением подростков селфи....
Беседа на Круглом столе с приемными родителями "Насилие и жестокое обращение в семье: причины, последствия, помощь"
Специалисты во всем мире единодушны: семейная жестокость касается всего общества, последствия издевательств над одним человеком неизбежно задевают всех окружающих....
Беседа за круглым столом: закон для подростка
С вопросами на правовую тематику мы встречаемся часто. Неверным считается мнение, что право используется только тогда, когда необходимо наказать тех, кто, нарушил закон. Часто подростки с удивлением р...