КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО ЦИКЛА РУССКОГО И МОРДОВСКОГО НАРОДА
классный час (5 класс) на тему

Уторова Екатерина Анатольевна

Память... она поистине безгранична. Народ бережно хранит и передает из поколения в поколение то, что ему дорого и свято. Мир держится на трудолюбивых, душевно богатых, искренних, добрых, скромных людях. Люди оставляют о себе след в памяти, которая греет и освещает будущее. А красота мордовского края, духовное богатство людей, которые веками жили здесь, творили, мечтали, сеяли вечное в души своих детей, внуков, правнуков продолжает жить. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №38»

Внеклассное мероприятие

76146691

Ход внеклассного мероприятия

  Ведущий1 Здравствуйте, ребята, дорогие гости! Мы вновь рады окунуться с вами в удивительный мир устно-поэтического творчества народов, проживающих в нашей республике, в частности, мордвы и русских.

Ведущий2 Память... она поистине безгранична. Народ бережно хранит и передает из поколения в поколение то, что ему дорого и свято. Мир держится на трудолюбивых, душевно богатых, искренних, добрых, скромных людях. Люди оставляют о себе след в памяти, которая греет и освещает будущее. А красота мордовского края, духовное богатство людей, которые веками жили здесь, творили, мечтали, сеяли вечное в души своих детей, внуков, правнуков продолжает жить.

Ведущий1 И очень многое зависит сегодня от нас, их потомков, какое наследие оставим в дар своим детям мы, что сохраним, а что разрушим, каким будет их завтрашний день, какие герои будут встречать их на страницах книг, всё это зависит от нас. Поэтому, я сегодня приглашаю вас окунуться в мир весенне-летних календарных обрядов и песен.              

Ведущий2  Календарно-обрядовая поэзия составляет самую обширную, самую сложную область обрядовой поэзии мордвы и является наиболее древней по своему происхождению.                

Ведущий1Вы, наверное, знаете, что обрядовые праздники были включены в календарь сельско-хозяйственных работ и отмечался мордвой, как и другими земледельческими народами.

Ведущий 2  Календарные праздники были нужны, прежде всего, для того, чтобы повлиять на природу, обеспечить хороший урожай, приплод скота, достаток и благополучие в семье.                         

Ведущий1Календарно-обрядовая поэзия мордвы распадается на ряд циклов: зимний, весенне-летний и осенний. Мы остановимся на весенне-летнем цикле.                                

Ведущий2 Весну ждали все: и взрослые, и дети, и старики независимо кто они по национальности.

Ученик 1 Весенний цикл календарной поэзии в мордовских селениях начинался 14 марта (по новому стилю), в день святой Евдокии и продолжался до Петрова дня (12 июля).

Ученик 2 Этот цикл самый продолжительный. В нем много обрядов, сопровождаемых обращениями к божествам и предкам с просьбой богатого урожая.                                                 

Ученик 1 Мордовский народ совершал религиозно-магические обряды. Пеклись ритуальные пироги в виде птицы, которые назывались «ласточки» или «жаворонки». Когда кликали весну, пироги поднимали на крыши домов, сараев и пели веснянки.

Ученики      НАРМОННЯТНЕ,  ЛИЕДА!
                              ПИЗОНЯТ ТИНЬ ТИЕДА.
                                МОДАСЬ УЛИ ЛЯПОНЯ
                                ЛАСЬКОНТТЯМА КЯПОНЯ!

Богиня весны:  22 марта,  в День Весты, Богини Весны
- День Весеннего Равноденствия. Я - Богиня Веста - Богиня-Хранительница Мудрости, управляю приходом Весны и Пробуждением Природы. В этот день празднуется приход на землю Весны, прилёт птиц. Во всех родах пекут из теста фигурки жаворонков, оладьи и печенье с Солнечной Символикой. И мы будем созывать к нам в гости весну. А как же русский народ относится к этому дню? Что особенного есть в его традициях?

УЧАЩИИСЯ:  

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Ведущий 1 Старинный славянский праздник.  Жаворонки празднуют 22 марта — в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы.                                                                                 

Ведущий 2 По прилёту жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полёт жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. "Жаворонок небо пашет", — говорят в народе.                                                 

Ведущий 1 На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнёзда, складывали в них колобки и ставили в птичник — считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростёртыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними — весну.

Ведущий 2 В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется — тот женится или замуж выйдет, кому копейка — тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, — у того ребёнок родится.                                                 Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними.

Ученик 3 «Весной час упустишь, всем летом не наверстаешь»!  В преддверии дня весеннего равноденствия, 20-21 марта, в народе уже ощущали оживление природы. Не случайно древнерусское название марта – протальник, солнечный протальник. Почитание воды на Руси было связано с ясным представлением о ее живительной, очистительной силе. Духам колодцев, родников, озер, ручейков и рек приносили дары, по старинному выражению, «клали тробы». Мартовскую талую воду хранили для особых случаев, например для приготовления обрядового пива, или ее использовали девушки как средство от веснушек, от загара, солнечных ожогов, ей отпаивали ослабевший за зиму скот, домашнюю птицу: «В марте курица из лужицы напьется».

Ученик 4 Совершая обряды, наши предки сознательно вставали на сторону красного солнышка, глубоко веря, что помогают ему разогреться в полную силу. И в этом магическом действии с первых дней весны принимали обязательное участие дети. Они зазывали, заклинали радостное время года песенками, стихами-закличками, смехом, играми, помогая весне набрать живительную силу.                                                                         

Ученик 3 Дети, забираясь на солнечные пригорки, залезая на крыши домов, прямо на резные коньки весело распевали весенние заклички:

                             Ученики           ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!

ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ,

С ВЕЛИКОЙ МИЛОСТЬЮ,

СО ЛЬНОМ ВЫСОКИМ,

С КОРНЕМ ГЛУБОКИМ,

С ХЛЕБОМ ОБИЛЬНЫМ.

УЧАЩИЙСЯ 5 .   Основная встреча весны на Руси праздновалась в день равноденствия – 22 марта, называли его «СОРОКИ». В «Поучении Мономаха детям» читаем: «На сорок мучеников птицы небесные из ирия идут». Ирий в древнерусском языке означает рай. Обычно в этот день ожидался прилет жаворонков, ребята заклинали весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!»

Ученик 6  В ночь на 22 марта матери не давали детям спать, заманивая их слушать тишину, ожидая особого звука. После совершали такой обряд: заклинали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны, пряча вовнутрь льняное или конопляное семя. Это печенье раздавали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головку деткам сели», тем самым благословляя детей.  ( раздать печенье)

Ученик 7 Ребята это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм. И ещё в этот день пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков-колобков, а затем каждый последующий день необходимо было выбрасывать по одному шарику, загадывая желание. В этот день водили хороводы, пели песни, разгадывали весенние загадки, играли в весенние игры, качались на качелях, рассказывали сказки.

Ведущий 1  Спасибо, ребята. Сколько общего и разного одновременно. Я хочу внести небольшое дополнение. Праздник Жаворонки стал называться ещё и "Сороками". Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. "Жаворонок за собой сорок птиц привёл". 

Ведущий 2  Смешение языческих и христианских праздников у мордвы особенно ярко сказалось в великопостных обрядах и песнях. Несмотря на Великий пост, продолжавшийся в течение 7 недель (от Масленицы до Пасхи), девушки пели на улицах своеобразные веселые песни,  которые посвящены житейским событиям и обычаям.

Ведущий 1  Спасибо. Вы правы, все обряды и песни имели хозяйственные цели и были связаны с заботами о весенних полевых работах, о новом урожае и выполняли воспитательную функцию: высмеивали за неумелость в работе ленивцев, воздавали честь умельцам.

ИНСЦЕНИРОВКА: входят дети группой

Учащийся читает стих С.Самошкина «Суронь пачат»

УЧИТЕЛЬ (в роли добродушной хозяйки) приглашает детей в гости. А фольклорная группа «Вайгяль» исполняет песни «Кизоняньке сашенды!, «Мокшень крайняй». (А после, встав в хоровод, хозяйка с гостями созывают весну. Поют заклички.)

Ведущий 2  События последних месяцев затронули чувствительный нерв существующих в стране этнических трений. В контексте этих событий особую значимость приобретает историческая дата - 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. 

Ведущий 1  «Межнациональное согласие – это то, без чего невозможно будущее ни у нас, ни у наших детей. У нас в республике дружба народов всегда была не абстрактным понятием, а живой, реальной. В районах, где десятки лет живут вместе, в добрососедстве мордва, русские, татары, обычное дело, когда мусульмане поздравляют православных с Рождеством, и, наоборот, русские татар - с Курбан-байрамом.

Ведущий 2  Для жителей республики это сложившийся образ жизни, поведения и культуры. Еще одним проявлением толерантности могут служить смешанные браки, которые тоже способствуют сближению обычаев и традиций.

Ведущий 1  В таких семьях, как и в общей семье народов – Российском государстве, мы – как разноцветные нити в одном ковре. Для таких вечных ценностей, как любовь, семья, дружба, – национальность значения не имеет. Так же, как и человеческие качества от национальности не зависят. Испокон веков в народе ценили человека не по национальному признаку, а за добрые дела. За трудолюбие, честность, великодушие, стремление помочь, подставить плечо.

 Вместе нам жить,

вместе творить,

вместе хлеб на поле растить.

В дружбе сила и слава наша,

наших отцов и прадедов наших. 

Всех нас объединяет одна Родина –

Россия (вместе). 

Ведущий 2  И в  подарок от нашего фольклорного ансамбля «Вайгяль»  звучит песня «Россия», которая завершит нашу сегодняшнюю работу.         Спасибо всем за урок, мне очень понравилось с вами творить. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства

Материалы для оформления стенда в кабинете истории...

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни...

Факультативный курс "Календарно-обрядовый цикл восточных славян"

Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года как круга жизни реальной и волшебной, отраженной в былинах и быличках, сказках и мифах, пословицах и загадках. До недавнего времени с...

Технологиоческая карта по литературе. Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.

Устное народное творчество - это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая  культура постепенно  уходит из нашей жизни: уже нигде не увид...