Научное общество учащихся
материал на тему

Гущина Лариса Александровна

Доклад на научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnoe_obshchestvo_uchashchihsya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МОУСОШ № 1 ГОРОДА ЮРЮЗАНИ

ГУЩИНОЙ ЛАРИСЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ.

 НОУ начало свою работу в нашей школе довольно давно. В основном работа была реферативного характера. Обучающиеся писали рефераты  по истории, географии, биологии и другим школьным предметам исключительно основываясь на анализе источников: статей в журналах, книгах. Работа была часто неинтересная, даже скучная, главное, чтобы учитель оценку поставил. Тем более эта работа – защита реферата была формой сдачи  экзамена по предмету. Но эти времена прошли и, слава богу. Хотя и желающих заниматься научной работой заметно поубавилось…

1. ЧТО  ТАКОЕ  НОУ

1.1 Научное  общество  учащихся  (далее  НОУ) -  добровольное    творческое  объединение  школьников.  В  секциях  НОУ  учащиеся  совершенствуют  свои  знания  в  определённых  областях  науки,  искусства,  техники  и  производства,  приобретают  навыки  экспериментальной  и  научно – исследовательской  деятельности  под  руководством  ученых,  педагогов,  учителей  и  других  специалистов. Членами  научного  общества  могут  быть  учащиеся,  изъявившие  желание  работать  в  НОУ  и  имеющие  склонность  к  научному  творчеству,  рекомендованные  учителями,  в  работе  НОУ  могут  также  участвовать  учителя  школы.

  1.  Членами  НОУ  являются  школьники,  постоянно  занимающиеся  поисково – исследовательской  деятельностью,  проводящие  самостоятельные  исследования,  активно  участвующие  в  реализации  коллективных  и индивидуальных  проектов.

2.  ЦЕЛЬЮ  НОУ  является  воспитание  и  развитие  учащихся,  создание                условий  для    их  самореализации,  самоопределения.

3. ЗАДАЧИ  НОУ:

  • воспитывать  интерес  к  познанию  мира,  к  углубленному  изучению  дисциплин;
  • готовить  к  выбору  будущей  профессии,  развивать  интерес  к  избранной  специальности,  помочь  приобрести  дополнительные  знания,  умения  и  навыки  в интересующей  области;
  • развивать  навыки  научно – исследовательской  работы,  умения  самостоятельно  и  творчески  мыслить,  использовать  полученные  знания  на  практике;
  • овладевать  правилами  обращения  с  необходимыми  для  исследовательской  работы  приборами  и  оборудованием;
  • развивать  навыки  самостоятельной  работы  с  научной  литературой,  обучать  методике  обработки  полученных  данных  и  анализу  результатов,  составлению  и   оформлению  отчёта  и  доклада  о  результатах  научно – исследовательских  работ;
  • пропагандировать  достижения  отечественной  и  мировой  науки,  техники,  литературы  и  искусства;

Я в своей работе с учениками стараюсь придерживаться именно исследовательского направления, настраиваю учащихся искать новое, неизвестное. Тематика работ учащихся разная –это темы историко -краеведческого направления,  а также, обществоведческого т. е социально-правового направления.

«Можно начать прямо со своей семьи» - говорю я. Собрать материал о прадедушке – участнике Великой Отечественной войны, послать запрос в военкомат, волноваться, ждать ответ и дрожащими руками брать листок – похоронку (копию). Записать воспоминания бабушки, которая в годы войны была ребёнком и находилась на оккупированной территории, и вместе с ней переживать и плакать, слушая  её рассказ. Девочка, занимавшаяся этой работой, Великую Отечественную войну задолго до изучения  на уроках выучила, она её прочувствовала. Работа  Филипенко Ксении  «История семьи участника Великой Отечественной войны» заняла 2 место в районном конкурсе  «Человек в истории. История 20 век». Ксения также приняла участие в областном конкурсе творческих работ  «Моя малая Родина», являлась участником региональной открытой конференции «Наследие» в 2005 - 06 годах.

Часто темы для исследовательской работы подсказывает сама действительность – «Что мешает развитию малого бизнеса в отдельно взятом городе?»  предпринимательская  деятельность стала не только объектом изучения, но и  будущим  взрослым  занятием.  «Бедность и богатство в понимании сегодняшнего школьника» - это тема для исследования включает в себя далеко не экономические вопросы.

«Чужих детей не бывает» - защитив этот исследовательский, проект, ученица встала перед выбором будущей профессии: педагог или журналист? – «Дети детского дома, приюта  перед глазами  до сих пор стоят, так хотелось им помочь, приласкать…», «Так интересно было беседовать с разными людьми: врачи, учителя школы, воспитатели. Много нового для себя узнала,  многое поняла, даже заново взглянула на мир…, сама подготовила и провела детский праздник,  удовольствие получила сама и ребятишки детского сада радовались…» Тараканова Лилия победила  на районной конференции  НОУ – наградой стала путёвка во Всероссийский Детский Центр  «Орлёнок» в 2002 году. Окончив Челябинский Педагогический Университет, Лилия работает  журналистом в редакции районной газеты «Авангард».

Тема для исследовательской работы часто выбирают ученики в соответствием со своими интересами: «Права ребёнка – глазами ребёнка», хотела получить информацию о своих правах Вика, ученица шестого класса, а,  получив, поняла, что необходимо провести исследование – что думают одноклассники о своих правах, где можно получить квалифицированную помощь, если права нарушаются. Виктория сама  разработала вопросы анкет для детей, взяла  интервью у многих педагогов школы, родителей, проводила беседы и викторины на тему «Знать свои права – знать свои возможности» в 2008 году. В этом же году она получила  2 место на районной конференции НОУ.

 «Правовая культура обывателя» - ученица 9 класса Цевелёва Анастасия стала лауреатом районной конференции НОУ в 2006 году, завершив большую исследовательскую работу по этой теме. Самостоятельно взяв интервью у юриста, проведя социологический опрос среди жителей нашего маленького города: своих одноклассников, пенсионеров, работников разных  городских учреждений, проанализировала полученные результаты и сформулировала  выводы и  свои предложения

Огромное поле для исследования представляют материалы нашего школьного краеведческого музея. Школа  № 1 города Юрюзани, одна из старейших школ области работает 92 года, носит имя Надежды Константиновны Крупской с её личного согласия. Музей школы работает более тридцати лет, в своих архивах  сохраняет просто бесценные раритетные экспонаты. Музей школы – центр воспитательной,  туристско-краеведческой работы. Постоянный участник  областного «Парада музеев».  Краеведы школы, директор музея Плеханова Наталия Николаевна работают,  не жалея своих сил и времени.

 Выпускники школы разъехались далеко за пределы области, но приезжают на Встречи выпускников, День Рождение школы. За что получил  звание Героя Советского Союза в мирное время Николай Бездетнов – выпускник  школы 1957 года?  Вдовиченко Анна, увидев этого мужественного седовласого человека, познакомившись с ним, с материалами  музея, активно включилась в работу, перечитала многочисленные публикации о КБ имени Камова, о вертолётах , ледовой разведке в условиях полярной ночи и многом другом. Прекрасно защитив свой исследовательский проект, Анна заняла 3 –е место на районной конференции НОУ в 2008 году.

Врачи,  учёные, Участники Парада Победы 1945 года, Учительские династии…, Заслуженные учителя…, Почетные  Граждане города…

Простые люди с непростой судьбой - Первый фотограф города Юрюзани…  его судьба - «сына кулака, врага», военные дороги, и фотографии, фотографии… молодых безусых солдат, командиров, вчерашних выпускников школ, замученных, растерзанных мирных жителей… Научно – исследовательский проект «Судьба Юрюзанского фотографа» Филипенко Ксении, ученицы 9 класса и защита его на Уральской межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуалы 21 века» получили Диплом 2 степени в  2007 году.   Работа рекомендована к печати.

Можно перечислять огромное количество тем, над которыми  шла и продолжается научно – исследовательская работа, но ещё больше тем, которые ждут своего часа, своего юного исследователя.

Тематика  научно – исследовательских  работ  учащихся  определяется  совместно  с  научным  руководителем  по  согласованию  с  МО  учителей  данного  направления.

4. СОДЕРЖАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НОУ

4.1  Членами  НОУ организуются лектории  по  темам  проектов,  они постоянные участники  краеведческих конференций, классных часов, бесед.

  1.   Научно – практических  конференции,  где подводятся  итоги  научно – исследовательской  работы,  выполненной  учащимися  в  течение  года, проводятся ежегодно;  работы  учащихся  могут  быть  реферативными,  статьи,  доклады,  компьютерные  программы  и  т. д., часто применяются в последнее время при защите исследовательского проекта так называемая презентация, что делает  проект более зрелищным, ярким, творческим.
  2.  Организуем творческие  встречи с  интересными  людьми,  преподавателями  ВУЗов  и  т. д.в свою школе мы постоянно приглашаем  художников, поэтов.
  3.  Организуем и  проводим воспитательно – образовательных  мероприятия  (экскурсий – автобусные, пешие,  экспедиций  и  т. д.) Наша школа, наверное, одна из самых активных школ района – поездки в музеи области, в заповедные места, в национальный парк «Зюраткуль», в Серпиевские пещеры, походы на Иремель – это уже традиции. Трудно отыскать ученика в первой  Юрюзанской  школе, который не принимал бы в этом непосредственного участия.

5. Выводы: итак НОУ, исследовательская работа  позволяет формировать базовые социальные компетенции учащихся.

Социальная компетенция означает способность человека разбираться в широчайшем круге вопросов, связанных с жизнью, с отношениями в обществе.

5.1 Информационно-познавательные;

5.2 Ценностно- ориентационные;

5.3 Регулятивно-поведенческие;

5.4 Коммуникативные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...

Восьмая школьная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"

Тезисы проектной работы "Сравнение произведений малого фольклорного жанра на примере русских и английских небылиц" и дипломы победителей. Авторы: Продьма Алина и Сусалев Даниил. Научный  руководи...

Х Открытая научно-практическая конференция научного общества учащихся "Эврика", 04.03.2017 г.

Программа Х Открытой научно-практической конференции научного общества учащихся "Эврика", 04.03.2017 г....