Научное общество учащихся
материал на тему
Доклад на научно-практической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnoe_obshchestvo_uchashchihsya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МОУСОШ № 1 ГОРОДА ЮРЮЗАНИ
ГУЩИНОЙ ЛАРИСЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ.
НОУ начало свою работу в нашей школе довольно давно. В основном работа была реферативного характера. Обучающиеся писали рефераты по истории, географии, биологии и другим школьным предметам исключительно основываясь на анализе источников: статей в журналах, книгах. Работа была часто неинтересная, даже скучная, главное, чтобы учитель оценку поставил. Тем более эта работа – защита реферата была формой сдачи экзамена по предмету. Но эти времена прошли и, слава богу. Хотя и желающих заниматься научной работой заметно поубавилось…
1. ЧТО ТАКОЕ НОУ
1.1 Научное общество учащихся (далее НОУ) - добровольное творческое объединение школьников. В секциях НОУ учащиеся совершенствуют свои знания в определённых областях науки, искусства, техники и производства, приобретают навыки экспериментальной и научно – исследовательской деятельности под руководством ученых, педагогов, учителей и других специалистов. Членами научного общества могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ и имеющие склонность к научному творчеству, рекомендованные учителями, в работе НОУ могут также участвовать учителя школы.
- Членами НОУ являются школьники, постоянно занимающиеся поисково – исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных и индивидуальных проектов.
2. ЦЕЛЬЮ НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самореализации, самоопределения.
3. ЗАДАЧИ НОУ:
- воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
- готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
- развивать навыки научно – исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчёта и доклада о результатах научно – исследовательских работ;
- пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы и искусства;
Я в своей работе с учениками стараюсь придерживаться именно исследовательского направления, настраиваю учащихся искать новое, неизвестное. Тематика работ учащихся разная –это темы историко -краеведческого направления, а также, обществоведческого т. е социально-правового направления.
«Можно начать прямо со своей семьи» - говорю я. Собрать материал о прадедушке – участнике Великой Отечественной войны, послать запрос в военкомат, волноваться, ждать ответ и дрожащими руками брать листок – похоронку (копию). Записать воспоминания бабушки, которая в годы войны была ребёнком и находилась на оккупированной территории, и вместе с ней переживать и плакать, слушая её рассказ. Девочка, занимавшаяся этой работой, Великую Отечественную войну задолго до изучения на уроках выучила, она её прочувствовала. Работа Филипенко Ксении «История семьи участника Великой Отечественной войны» заняла 2 место в районном конкурсе «Человек в истории. История 20 век». Ксения также приняла участие в областном конкурсе творческих работ «Моя малая Родина», являлась участником региональной открытой конференции «Наследие» в 2005 - 06 годах.
Часто темы для исследовательской работы подсказывает сама действительность – «Что мешает развитию малого бизнеса в отдельно взятом городе?» предпринимательская деятельность стала не только объектом изучения, но и будущим взрослым занятием. «Бедность и богатство в понимании сегодняшнего школьника» - это тема для исследования включает в себя далеко не экономические вопросы.
«Чужих детей не бывает» - защитив этот исследовательский, проект, ученица встала перед выбором будущей профессии: педагог или журналист? – «Дети детского дома, приюта перед глазами до сих пор стоят, так хотелось им помочь, приласкать…», «Так интересно было беседовать с разными людьми: врачи, учителя школы, воспитатели. Много нового для себя узнала, многое поняла, даже заново взглянула на мир…, сама подготовила и провела детский праздник, удовольствие получила сама и ребятишки детского сада радовались…» Тараканова Лилия победила на районной конференции НОУ – наградой стала путёвка во Всероссийский Детский Центр «Орлёнок» в 2002 году. Окончив Челябинский Педагогический Университет, Лилия работает журналистом в редакции районной газеты «Авангард».
Тема для исследовательской работы часто выбирают ученики в соответствием со своими интересами: «Права ребёнка – глазами ребёнка», хотела получить информацию о своих правах Вика, ученица шестого класса, а, получив, поняла, что необходимо провести исследование – что думают одноклассники о своих правах, где можно получить квалифицированную помощь, если права нарушаются. Виктория сама разработала вопросы анкет для детей, взяла интервью у многих педагогов школы, родителей, проводила беседы и викторины на тему «Знать свои права – знать свои возможности» в 2008 году. В этом же году она получила 2 место на районной конференции НОУ.
«Правовая культура обывателя» - ученица 9 класса Цевелёва Анастасия стала лауреатом районной конференции НОУ в 2006 году, завершив большую исследовательскую работу по этой теме. Самостоятельно взяв интервью у юриста, проведя социологический опрос среди жителей нашего маленького города: своих одноклассников, пенсионеров, работников разных городских учреждений, проанализировала полученные результаты и сформулировала выводы и свои предложения
Огромное поле для исследования представляют материалы нашего школьного краеведческого музея. Школа № 1 города Юрюзани, одна из старейших школ области работает 92 года, носит имя Надежды Константиновны Крупской с её личного согласия. Музей школы работает более тридцати лет, в своих архивах сохраняет просто бесценные раритетные экспонаты. Музей школы – центр воспитательной, туристско-краеведческой работы. Постоянный участник областного «Парада музеев». Краеведы школы, директор музея Плеханова Наталия Николаевна работают, не жалея своих сил и времени.
Выпускники школы разъехались далеко за пределы области, но приезжают на Встречи выпускников, День Рождение школы. За что получил звание Героя Советского Союза в мирное время Николай Бездетнов – выпускник школы 1957 года? Вдовиченко Анна, увидев этого мужественного седовласого человека, познакомившись с ним, с материалами музея, активно включилась в работу, перечитала многочисленные публикации о КБ имени Камова, о вертолётах , ледовой разведке в условиях полярной ночи и многом другом. Прекрасно защитив свой исследовательский проект, Анна заняла 3 –е место на районной конференции НОУ в 2008 году.
Врачи, учёные, Участники Парада Победы 1945 года, Учительские династии…, Заслуженные учителя…, Почетные Граждане города…
Простые люди с непростой судьбой - Первый фотограф города Юрюзани… его судьба - «сына кулака, врага», военные дороги, и фотографии, фотографии… молодых безусых солдат, командиров, вчерашних выпускников школ, замученных, растерзанных мирных жителей… Научно – исследовательский проект «Судьба Юрюзанского фотографа» Филипенко Ксении, ученицы 9 класса и защита его на Уральской межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуалы 21 века» получили Диплом 2 степени в 2007 году. Работа рекомендована к печати.
Можно перечислять огромное количество тем, над которыми шла и продолжается научно – исследовательская работа, но ещё больше тем, которые ждут своего часа, своего юного исследователя.
Тематика научно – исследовательских работ учащихся определяется совместно с научным руководителем по согласованию с МО учителей данного направления.
4. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ
4.1 Членами НОУ организуются лектории по темам проектов, они постоянные участники краеведческих конференций, классных часов, бесед.
- Научно – практических конференции, где подводятся итоги научно – исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года, проводятся ежегодно; работы учащихся могут быть реферативными, статьи, доклады, компьютерные программы и т. д., часто применяются в последнее время при защите исследовательского проекта так называемая презентация, что делает проект более зрелищным, ярким, творческим.
- Организуем творческие встречи с интересными людьми, преподавателями ВУЗов и т. д.в свою школе мы постоянно приглашаем художников, поэтов.
- Организуем и проводим воспитательно – образовательных мероприятия (экскурсий – автобусные, пешие, экспедиций и т. д.) Наша школа, наверное, одна из самых активных школ района – поездки в музеи области, в заповедные места, в национальный парк «Зюраткуль», в Серпиевские пещеры, походы на Иремель – это уже традиции. Трудно отыскать ученика в первой Юрюзанской школе, который не принимал бы в этом непосредственного участия.
5. Выводы: итак НОУ, исследовательская работа позволяет формировать базовые социальные компетенции учащихся.
Социальная компетенция означает способность человека разбираться в широчайшем круге вопросов, связанных с жизнью, с отношениями в обществе.
5.1 Информационно-познавательные;
5.2 Ценностно- ориентационные;
5.3 Регулятивно-поведенческие;
5.4 Коммуникативные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...
Материалы четвертой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"
Сборник тезисов...
Материалы пятой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"
Сборник тезисов...
Материалы шестой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"
Сборник тезисов...
Восьмая школьная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"
Тезисы проектной работы "Сравнение произведений малого фольклорного жанра на примере русских и английских небылиц" и дипломы победителей. Авторы: Продьма Алина и Сусалев Даниил. Научный руководи...
Научно-исследовательская работа обучающегося "Межличностные отношения в группе в процессе командообразования" (научное общество учащихся "Эврика - 48" )
Работа обучающегося на НОУ "Эврика - 48"...
Х Открытая научно-практическая конференция научного общества учащихся "Эврика", 04.03.2017 г.
Программа Х Открытой научно-практической конференции научного общества учащихся "Эврика", 04.03.2017 г....