Классный час "Конфликты и пути их решения"
классный час (7, 8 класс) по теме

Соловьева Наталья Викторовна

Разработка классного часа для учащихся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikty_i_puti_ih_resheniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №153»

630084, г. Новосибирск, ул. Республиканская,15/1

тел/факс 265 68 54; e-mail: sch_153_nsk@nios.ru

Конфликт и пути его разрешения

(классный час для учащихся 7 класса)

Разработала:

Соловьёва Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №153,

педагогический стаж 19 лет,

высшая квалификационная категория

Новосибирск,

2014

Цель: формирование правильного представления о конфликте и умений решать конфликтные ситуации.

Задачи:

  1. развитие эмпатии, наблюдательности;
  2. воспитание культуры общения;
  3. формирование умений выходить из конфликтных ситуаций на гуманной основе; предвидеть и предупреждать возникновение конфликтных ситуаций.

Оборудование: иллюстрации с путями преодоления конфликтных ситуаций, карточки с названиями путей, темой, эпиграфом.

Литература:

  1. Лукашонок О.Н. Конфликтологический этюд для учителя. - Издательство «Российское педагогическое агенство», 1998. – 80 с.
  2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001. – 192 с.
  3. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 319 с.
  4. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... Психологический практикум. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. – 160 с.
  5. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 296 с.
  6. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 186 с.
  7. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.

                                                       «Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать».

                                                                                                         Г.Тейлор

1. Орг.момент

- За окном весна радует нас солнечными лучами, но, надеюсь, они не отвлекут нас отрешения задач, которые стоят сегодня перед нами на уроке.

2. Объявление темы и цели

- Тема нашего классного часа «Конфликт и пути его преодоления», сегодня мы поговорим о том, что такое конфликт и проанализируем, насколько каждый из вас практически готов к встрече с конфликтными ситуациями.

- Что такое конфликт? Это столкновение противоположных интересов, взглядов, это всякого рода противоречие между субъектами. Я предлагаю вам закончить одну из фраз: «Я боюсь конфликта, потому что...» или «Я не боюсь конфликта, потому что...». В конце урока мы снова вернемся к этим фразам и посмотрим, изменилось ли ваше мнение.

- Из чего состоит конфликт? Для этого разыграем ситуацию: два человека идут по лесной тропинке и одновременно замечают на равном расстоянии от каждого из них белый гриб... Два человека выходят за дверь, а другая пара проигрывает эпизод, один из вариантов оказывается моделью конфликта: два субъекта, интерес субъекта, объект интереса, столкновение, противоречие. Знание модели дает возможность производить анализ конфликтной ситуации, и к этой ситуации мы с вами еще вернемся.

- Другая ситуация: разговаривают две ученицы:

- Дай мне, пожалуйста, книгу.

- Отстань от меня, у меня голова болит...

- Почему ты так со мной разговариваешь?

- А что я такого сказала?

- Является ли данная ситуация конфликтом и чем она отличается от предыдущей? Здесь нет объекта столкновения. Это «пустой» конфликт, который вызван дурным состоянием одного из субъектов.

- Следующая ситуация  связана с нашей профессией: учитель предлагает подготовить сообщение, двое учеников изъявляют желание и не могут договориться, кому выполнять задание.

- Прежде чем вы дадите совет учителю, давайте посмотрим какие существуют пути решения конфликтных ситуаций:

1. Юмор позволяет возвыситься над ситуацией, снять психологическое напряжение.

2. «Психологическое поглаживание» вселяет уверенность в противника, что уважение к нему сохранено.

3. Компромисс – оба партнера идут на уступки.

4. Анализ ситуации – «Давай поговорим...»

5. Третейский суд – обращение к третьему лицу, которому доверяют, с просьбой принять решение.

6. Ультиматум – используется в старших классах, это предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.

Разрыв связи и уничтожение неприемлемы для педагога в силу специфики его профессиональной деятельности.

- Что нужно сделать учителю? Можно использовать компромисс.

- Конфликтные ситуации вызывают неприятные чувства. Возможно ли положительное влияние конфликта на человека? Троим студентам предлагается сесть на два стула, и после этого задается вопрос: «Что чувствуют сидящие и тот, кто стоит?»

- Вернемся к ситуации с грибом. Чем еще она могла закончиться? Делят гриб пополам, один отказывается от гриба или оставляют его белкам. Выходит, что учесть интересы другого, принять их – это путь к обогащению внутреннего мира человека. В житейской практике отмечается наличие бесконфликтных людей: они умеют предвидеть последствия и снимать его на первых порах.

- Разрешенное противоречие всегда приносит удовлетворение. А неразрешенное? Не этого ли мы боимся?

3. Решение ситуаций

Предлагаю вашему вниманию еще несколько ситуаций, в которых нужно проанализировать конфликтующие стороны и способ решения.

1. Недовольная отметкой за самостоятельную работу мама приходит в школу и «набрасывается» с претензиями на учителя. Но доброжелательное отношение, приветливая улыбка учителя постепенно снимают агрессию родительницы.

2. Ученик недоволен своей отметкой за работу и высказывает это вслух в грубой форме. Учитель отвечает: «Не знаю как у тебя, а у меня всегда так, кого больше люблю, к тому и придираюсь. С тобой именно так и получилось...».

3. Дети сообщили, что у них был праздничный вечер, они не успели выполнить учебное задание. Учитель, чтобы разрешить противоречие между педагогическим требованием и неумением детей справляться с осложнившимися обстоятельствами, предлагает объем следующей работы увеличить, приняв их объяснение.

- Сталкивались ли вы на практике с конфликтными ситуациями, как вышли из них и как поступили бы, если снова оказались в подобных условиях?

6. Проведение тестирования

7. Подведение итога

- Я предлагаю вам снова произнести одну из фраз. Изменилось ли ваше отношение к конфликтам. В повседневной жизни конфликт чаще всего представлен своей разрушительной стороной. Столкновений избегают, ценят именно бесконфликтное общение. Но социальная жизнь и даже отношения в паре настолько сложны, что просто не возможно жить среди людей, не попадая в ситуацию противоречия интересов. Следовательно, бесконфликтное общение – это такое общение, при котором конфликты просто подавляются, загоняются внутрь, а в результате они начинают исподволь подтачивать отношения. Поэтому педагогу необходимо научиться управлять конфликтами.

Однако конфликтные ситуации могут возникать и вне стен школы, когда учитель не может помочь ребенку в разрешении данной ситуации, поэтому необходимо учить школьников самих разрешать конфликт, с наименьшими для них потерями, т.е. подавать наглядный пример.

- Желаю вам приобрести уверенность перед конфликтными ситуациями и выносить из них только полезный опыт.

Тест «Конфликтность учителя»

Выберите один вариант решения каждой проблемной ситуации.

Ученик плохо посещает уроки

1. Связываюсь с классным руководителем или родителями, чтобы выяснить причину.

2. Изучаю мотивацию учения ребенка.

3. В серьезных случаях ставлю вопрос о пропусках на классном собрании.

Учение плохо учится

1. Сажаю на первую парту рядом с трудолюбивым школьником.

2. Стараюсь понять мир интересов ребенка.

3.Часто контролирую и требую того же от родителей.

Ученик задает каверзные вопросы

  1. «Ставлю его на место», чтобы другим было неповадно.
  2. Отвечаю на любой вопрос: если знаю – немедленно, если не знаю – на следующем уроке.
  3. Если вопросы далеки от изучаемой темы, не считаю нужным отвечать.

Ученик плохо ведет себя на уроке

  1. Сразу же пресекаю нарушение порядка: устное замечание, запись в дневнике и т.д.
  2. Переключаю внимание, с помощью вопросов и заданий вовлекаю в работу.
  3. Критически анализирую организацию урока, вношу необходимые коррективы.

Подсчитайте сумму баллов: нечетный номер варианта ответов – 10, четный – 20 баллов. Набравший 60 и более баллов склонны к ненасильственному преодолению межличностных противоречий, набравшие менее 60 – к обострению отношений с учащимися.

Тест «Конфликтность учителя»

Выберите один вариант решения каждой проблемной ситуации.

Ученик плохо посещает уроки

1. Связываюсь с классным руководителем или родителями, чтобы выяснить причину.

2. Изучаю мотивацию учения ребенка.

3. В серьезных случаях ставлю вопрос о пропусках на классном собрании.

Учение плохо учится

1. Сажаю на первую парту рядом с трудолюбивым школьником.

2. Стараюсь понять мир интересов ребенка.

3.Часто контролирую и требую того же от родителей.

Ученик задает каверзные вопросы

  1. «Ставлю его на место», чтобы другим было неповадно.
  2. Отвечаю на любой вопрос: если знаю – немедленно, если не знаю – на следующем уроке.
  3. Если вопросы далеки от изучаемой темы, не считаю нужным отвечать.

Ученик плохо ведет себя на уроке

  1. Сразу же пресекаю нарушение порядка: устное замечание, запись в дневнике и т.д.
  2. Переключаю внимание, с помощью вопросов и заданий вовлекаю в работу.
  3. Критически анализирую организацию урока, вношу необходимые коррективы.

Подсчитайте сумму баллов: нечетный номер варианта ответов – 10, четный – 20 баллов. Набравший 60 и более баллов склонны к ненасильственному преодолению межличностных противоречий, набравшие менее 60 – к обострению отношений с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе « Конфликт и пути его решения»

Цель: 1.      Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.2.      Формирование благоприятной психоло...

Доклад для МО классных руководителей." КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ."

Помощь классному руководителю при разрешении конфликтных ситуаций....

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

классный час на тему "Конфликт и пути его решения"

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом  изучения многи...

"Конфликт и пути его решения" - классный час

В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, нужно уметь управля...

Классный час Конфликт и пути его решения

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом  изучения многи...