классный час на тему "Конфликт и пути его решения"
классный час (6 класс) на тему
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_konlikt.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме: «Конфликт и пути его решения».
Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
Задачи:
- определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».
- Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.
- Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
- Самоанализ уч-ся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Эпиграф: «Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»
Станислав Ежи Лец (слайд 2)
1.Приветствие.
2.Актуализация знаний и постановка целей и задач.
Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации
слайд 3
- Основная часть.
Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. (слайд 4) Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения.(слайд 5) Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.(слайд 6).
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап - это спад конфликта и его разрешение (слайд 7). В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.(слайд 8)
Разрешение конфликта.
- конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
- деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд 9)
Любому не мешало бы знать о правилах выхода из конфликтов (Слайды 10-14)
Психолог.
-Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные.( слайд 15) Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения. (слайд 16). Негативные функции:социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления.(слайд 17)Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.
Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми. (слайд 18) Причины конфликтов в детской среде: борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей. Порой они зреют долго, затем начинаются обзывания, драки. Призывать к гуманизму здесь бесполезно.
Детские обзывалки будут существовать, пока на свете существует детское общество. Если делить на группы, то дразнилки сводятся к:
– высмеиваниям особенностей внешности: «жиряга», «скелет», «очкарик», «грязнуля»;
– высмеиваниям особенностей поведения: «тормоз», жадина», «трус»;
– высмеиваниям пола и возраста: «девчонка» (для мальчика), «салага», «сопляк»;
– высмеиваниям ума и успешности: «дурак», «тупица», «лох»;
– национальному вопросу. Столь распространенную сейчас ксенофобию взрослых подхватывают, увы, и дети.
Что любопытно, используемые детьми клички зависят от страны и ментальности: скажем, у нас часто используются аналогии с животными (свинья, корова, осел), в Японии – с насекомыми, а, скажем, арабским странам присуще высмеивание физических недостатков. Однако большинство дразнилок – это бранные слова и клички, бьющие по самому больному, провоцирующие потенциальную «жертву» на словесный поединок, цель которого – определение границ личности.
Как помочь ребенку?
Первое и главное: объяснить, что обзывают не потому, что он плохой, глупый или уродливый, – это проверка на прочность, испытание. Для многих детей уже эта установка помогает справиться с обидой и возмущением.
Второе правило: кто первый «потерял лицо», тот и проиграл. Вести себя нужно как можно более спокойно, не поддаваясь ни страху, ни злости и, тем более, не проявляя агрессии. Варианты: «Чикитраки – стеночка», и отвернуться, как будто действительно находишься за непроницаемой стеной. На обидное «дура!» или «козел!» можно ответить: «Очень приятно, а меня Саша зовут». Казалось бы, ничего особенного, но для детей способность правильно отреагировать в стрессовой ситуации – свидетельство социальной компетентности, а это вызывает уважение. Говорить отговорки нужно спокойным и доброжелательным тоном.
Еще один вариант – отреагировать нестандартно. Задира всегда ждет определенной реакции, и необычное поведение – согласие с прозвищем, смех – способно пресечь агрессию. Такое поведение надо проработать и подготовить дома: вспомнить, как в свое время обзывали Вас, попробовать составить из собственной фамилии дразнилку, вместе над ней посмеяться. Благодаря этому ребенок сумеет перевести ситуацию в шутку и в «боевой ситуации».
Драки ( Ст. Конституции - слайд 19)
Правила предупреждения конфликтов( Слайд 20):
- Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,
- Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
- Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.
- Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
- Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
- А сейчас каждый из вас выполнит тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» (слайд 21) Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
- Подведение итогов.
-Что нового вы узнали для себя сегодня?
-Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
Список использованной литературы:
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.-М:Трикста, 2005
- Вишнякова Н.Ф. Конфликт- это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.-Минск, 1996
- Барыбина Т.В. Статья «Внеклассное мероприятие по теме «Конфликт», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 5 классе « Конфликт и пути его решения»
Цель: 1. Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.2. Формирование благоприятной психоло...
Доклад для МО классных руководителей." КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ."
Помощь классному руководителю при разрешении конфликтных ситуаций....
Классный час "Конфликт и пути его решения"
Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....
Классный час "Конфликт и пути его решения"
Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....
"Конфликт и пути его решения" - классный час
В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, нужно уметь управля...
Классный час "Конфликты и пути их решения"
Разработка классного часа для учащихся 7-8 классов....
Классный час Конфликт и пути его решения
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многи...