Классный час на тему " Самый Большой урок в Мире!" 5 класс
план-конспект на тему
Классный час на тему " Самый Большой урок в Мире!" 5 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час на тему " Самый Большой урок в Мире!" 5 класс
Данилова Ольга Анатольевна, кл. руководитель 5 «г» класса
МБОУ «СОШ № 4 г. Нарьян-Мара», 2015 год
Цель:
- формирование толерантности к детям и взрослым, имеющим ограниченные возможности здоровья,
- формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас. Всех ребят позвал он в класс. Чтобы дети не ленились. С удовольствием трудились. Всем здоровья пожелаем. Заниматься начинаем.
II. Вступительное слово
-Здравствуйте!
Любую нашу встречу мы начинаем именно этим словом. И все вы знаете, что означает оно не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращено.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Очень важно научиться беречь этот дар.
Но всегда ли только от желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих? (обсуждение вопроса)
– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует.
У кого-то есть две руки, и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но, к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться.
У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
(О детях с ограниченными возможностями здоровья)
III. Актуализация.
Вопросы для обучающихся
-Ребята, а вы знаете, кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья? (под "людьми с ограниченными возможностями"' принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами, т.е. это люди, которые плохо видят, плохо слышат, у которых дефекты в речи. У которых нарушена опорно-двигательная система)
-Ребята, а вы знаете, в каких учреждениях обучаются такие дети? (для них существуют специальные учебные учреждения, цель: исправление психических и физических отклонений у детей.)
-Что значит, когда у человека ограничены возможности? (Человек, который плохо видит или не видит совсем, плохо слышит, не может ходить)
IV. Целеполагание.
–Как вы думаете, какая цель нашего занятия?
(Больше узнать о людях с ограниченными возможностями здоровья)
–Как вы думаете, что вы узнаете? (отклонения у детей: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость)
V. Раскрытие темы.
На свете очень много детей, есть здоровые, как вы, а есть детки, которые болеют всё время. Таких деток называют - люди с ограниченными возможностями Их болезнь не лечится.
Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
На доске: В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от латинского invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность ».
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Их очень много…
Для таких деток, как мы уже сказали выше, создают специальные учебные заведения, в которых они учатся и получают знания также, как и вы.
Существует очень много ограниченных возможностей здоровья, например:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
Такие детки очень плохо слышат или не слышат совсем, они общаются с помощью жестов.
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
Таким деткам часто требуется помощь взрослых, в решении каких-либо проблем. Детки, которые не видят совсем, пользуются специальной тростью, с помощью которой они могут передвигаться более безопасно.
- Дети с нарушением речи (логопаты)
Детки, у которых нарушена речь, разговаривают очень плохо либо не разговаривают совсем, они так же, как и дети с нарушением слуха, общаются с помощью жестов.
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети, у которых проблемы с опорно-двигательным аппаратам, передвигаются на специальных колясках с помощью взрослых.
- Дети с умственной отсталостью
Эти детки развиваются очень медленно, по сравнению со своими сверстниками.
ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ
«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)
Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер (ручку), с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени, чтобы закончить работу.
«Наушники»
Попросите учеников надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты. Затем, тихим голосом попросите их что-нибудь сделать (например, три шага). Ученики не смогут Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детей с ограниченными возможностями здоровья есть потеря
слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.
- А как же люди живут с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестам, это – жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.
«Чудо-художник»
Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.
После игр ребятам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик о мужчине, живущем в Австралии.
«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической патологией – тетра-амелией: у мальчика отсутствовали полноценные конечности – обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейте, серфинговой доске, играть на компьютере и писать.
Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон австралийского штата Виктория об инвалидах изменился, родители настояли на том, чтобы их сын стал посещать обычную школу.
В возрасте 10 лет после травли со стороны одноклассников он попытался покончить с собой. Его остановила мысль о том, сколько боли он может причинить своим родным.
С 1999 года начал выступать перед своей церковной группой и вскоре открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей», став проповедником.
В 2005 году Ник Вуйчич был номинирован на премию «Молодой австралиец года».
В 2009 году он снимается в фильме «Цирк бабочек», рассказывающем о человеке без конечностей Уилле и о его судьбе.
Он объездил более 45 стран, выступая в школах, университетах и других организациях. Участвует в телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь без ограничений» вышла в 2010 году, в 2012 году была переведена на русский.
В настоящее время проживает в Калифорнии, США.
12 февраля 2012 года он женился, а 14 февраля 2013 года у него родился сын – Кейси Джеймс Вуйчич».
После просмотра педагог снова продолжает беседу:
– Ребята, и в нашем городе есть дети и взрослые с ограниченными возможностями. Мамы таких детей стараются избегать людных мест. Гулять с малышами рано утром или вечером, потому что часто слышат оскорбительные слова, а также удивленные и брезгливые взгляды прохожих.
Вопросы для обсуждения:
- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?
- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?
(Предполагаемые ответы на доске)
Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям.
Все виды большого спорта, цирк тоже очень травмоопасны.
И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют:
перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.
- После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.
- Такое увечье получил в войну замечательный поэт Эдуард Асадов. (Чтение воспоминания)
Эдуард Асадов: «…Что было потом? А потом был госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или не быть»? – в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило – диктовал по 2-3 слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил. Переезды, скальпели хирургов, перевязки. И вот самое трудное – приговор врачей: «Впереди будет все. Все, кроме света».
- Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.
- А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым. (Чтение стихотворения «Маленькие люди» Эдуарда Асадова) Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Паралимпи́йские и́гры — международные спортивные соревнования для инвалидов (кроме инвалидов по слуху). Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1988 — на тех же спортивных объектах; в 2001 эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным паралимпийским комитетом (МПК). Летние паралимпийские игры проводятся с 1960, а зимние паралимпийские игры — с 1976.
Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности.
Название первоначально было связано с термином paraplegia паралич нижних конечностей, поскольку эти соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника. Имеется в виду параллелизм и равноправие паралимпийских соревнований с олимпийскими.
В 2001 году Международный олимпийский комитет и Международный паралимпийский комитет подписали соглашение, по которому Паралимпийские игры должны проходить в тот же год, в той же стране и использовать те же объекты, что и Олимпийские игры. Это соглашение официально применяется, начиная с летних игр 2012 года.
-Мы пытаемся доказать, что люди с ограниченными возможностями могут являться полноценными членами обществами и ни в чем не уступать обычным людям. Однако наши предшественники на своем личном примере показали, что определенные физические недостатки не могут помешать человеку быть величайшими представителями человечества.
VI. Закрепление.
-Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?
VII. Рефлексия занятия и самооценка деятельности.
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке, узнали много нового и интересного. Давайте будем беречь своё здоровье и помогать людям, у которых проблемы со здоровьем!
- Что такое здоровье? Что означают слова «дети с ограниченными возможностями здоровья», «инвалид»?
- Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
(Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижения своих целей, исполнения мечты, общения и т.д.)
-Что такое здоровый образ жизни? (Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и спиртные напитки, соблюдать режим дня. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранить и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.)
Выводы:
Очень важно с самого раннего возраста приучать себя вести и любить здоровый образ жизни. Когда каждое действие, сберегающее и сохраняющее здоровье, становится доброй привычкой, доведенной до автоматизма.
3 декабря «отмечается» День инвалида! Жаль, что только в этот день мы говорим об этом.
И всегда помнить, что здоровье – это божий дар.
VIII. Подведение итогов
– Я очень надеюсь, что после нашего урока вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобится ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!!!
Не будьте безразличны к инвалидам,
К тем людям, покалеченным судьбой.
Нам боли их порой не сразу видно,
Достаточно услышать их порой.
Поступок человека славит,
Что блеском отражается в глазах.
И пусть здоровья обществу прибавит
Та помощь, заключенная в делах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самый большой урок в мире
В период с 28 сентября по 30 октября 2015 года 193 страны – члена ООН, включая Россию, в рамках принятия Общемировых целей устойчивого развития - плана действий для всего...
Самый большой Урок в мире
В рамках реализации программы воспитания и социализации в общеобразовательных организациях проводится урок под названием «Школа для всех»....
Самый большой Урок в мире
В рамках реализации программы воспитания и социализации в общеобразовательных организациях проводится урок под названием «Школа для всех»....
Самый большой урок в мире.
Классный час В период с 19 по 26 октября 2015 года наш лицей присоединился к акции "Самый Большой Урок в Мире", на котором ученики 1-11-х классов, как и дети из 193 стран - членов Организа...
Классный час "Самый большой урок в мире".
Знакомство обучающихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсуждение роли образования в достижении этих целей.·Формирование понимания ситуации с доступностью образования...
Классный час "Самый большой урок в мире".
Знакомство обучающихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсуждение роли образования в достижении этих целей.·Формирование понимания ситуации с доступностью образования...
Презентация к классному часу "Самый большой урок в мире!"
Презентация к мировому классному часу " Самый большой урок в мире!"В презентации освещены глобальные проблемы человечества,которые не должны остаться незамеченными ....