Классный час на тему " Самый Большой урок в Мире!" 5 класс
план-конспект на тему

Классный час на тему " Самый Большой урок в Мире!" 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Классный час на тему " Самый Большой урок в Мире!" 5 класс

                                         Данилова Ольга Анатольевна, кл. руководитель 5 «г» класса

                                                                     МБОУ «СОШ № 4 г. Нарьян-Мара», 2015 год

Цель:

  • формирование толерантности к детям и взрослым, имеющим ограниченные               возможности здоровья,
  • формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.                                                                                                                     Всех ребят позвал он в класс.                                                                                                                           Чтобы дети не ленились.                                                                                                                            С удовольствием трудились.                                                                                                                   Всем здоровья пожелаем.                                                                                                              Заниматься начинаем.

II. Вступительное слово

-Здравствуйте!

Любую нашу встречу мы начинаем именно этим словом. И все вы знаете, что означает оно не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращено.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Очень важно научиться беречь этот дар.

Но всегда ли только от желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?              (обсуждение вопроса)

– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует. 
У кого-то есть две руки, и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но, к сожалению,  бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две,  но одна рука почти не может двигаться. 
У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности.  

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

(О детях с ограниченными возможностями здоровья)

III. Актуализация.

Вопросы для обучающихся

-Ребята, а вы знаете, кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?                            (под "людьми с ограниченными возможностями"' принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами, т.е. это люди, которые плохо видят, плохо слышат, у которых дефекты в речи. У которых нарушена опорно-двигательная система)

-Ребята, а вы знаете, в каких учреждениях обучаются такие дети? (для них существуют  специальные учебные  учреждения,  цель: исправление психических и физических отклонений у детей.)

-Что значит, когда у человека ограничены возможности? (Человек, который плохо видит или не видит совсем, плохо слышит, не может ходить)

IV. Целеполагание.

 –Как вы  думаете, какая цель нашего занятия?

(Больше узнать о людях с ограниченными возможностями здоровья)

–Как вы думаете, что вы узнаете? (отклонения у детей: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость)

V. Раскрытие темы.

На свете очень много детей, есть здоровые, как вы, а есть детки, которые болеют всё время. Таких деток называют - люди с ограниченными возможностями  Их болезнь не лечится.

Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

На доске: В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид                                           (от латинского invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность ».

- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах?                              Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Их очень много…

Для таких деток, как мы уже сказали выше, создают специальные учебные заведения, в которых они учатся и получают знания также, как и вы.

Существует очень много ограниченных возможностей здоровья, например:

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

 Такие детки очень плохо слышат или не слышат совсем, они общаются с помощью жестов.

  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)

Таким деткам часто требуется помощь взрослых, в решении каких-либо проблем. Детки, которые не видят совсем, пользуются специальной тростью, с помощью которой они могут передвигаться более безопасно.

  • Дети с нарушением речи (логопаты)

 Детки, у которых нарушена речь, разговаривают очень плохо либо не разговаривают совсем, они так же, как и дети с нарушением слуха, общаются с помощью жестов.

  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дети, у которых проблемы с опорно-двигательным аппаратам, передвигаются на специальных колясках с помощью взрослых.

  • Дети с умственной отсталостью

Эти детки развиваются очень медленно, по сравнению со своими сверстниками.

ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ

«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)

Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер (ручку), с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени, чтобы закончить  работу.

 

 «Наушники»

Попросите учеников надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол              комнаты. Затем, тихим голосом попросите их что-нибудь сделать (например, три шага). Ученики не смогут Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев,         им придется подойти прямо к Вам, и даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детей  с ограниченными возможностями здоровья есть потеря          

слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого           есть нарушение слуха,  когда он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.

- А как же люди живут с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестам, это – жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.

«Чудо-художник»

Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.

После игр ребятам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик о мужчине, живущем в Австралии.  

«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической патологией – тетра-амелией:                у мальчика отсутствовали полноценные конечности – обе руки и обе ноги. Частично          имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейтесерфинговой доске, играть на компьютере и писать.
Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон австралийского штата Виктория об инвалидах изменился, родители настояли на том,                чтобы их сын стал посещать обычную школу.
В возрасте 10 лет после травли со стороны одноклассников он попытался покончить с              собой. Его остановила мысль о том, сколько боли он может причинить своим родным.
С 
1999 года начал выступать перед своей церковной группой и вскоре открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей», став проповедником.
В 2005 году Ник Вуйчич был номинирован на премию «Молодой австралиец года».
В 2009 году он снимается в фильме «
Цирк бабочек», рассказывающем о человеке без конечностей Уилле и о его судьбе.
Он объездил более 45 стран, выступая в школах, университетах и других организациях. Участвует в телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь без ограничений» вышла в  2010  году, в  2012  году была переведена на русский.
В настоящее время проживает в 
КалифорнииСША.
12 февраля 2012 года он женился, а 14 февраля 2013 года у него родился сын – Кейси            Джеймс Вуйчич».

 После просмотра  педагог  снова  продолжает беседу:

– Ребята, и в нашем городе есть дети и взрослые с ограниченными возможностями.                    Мамы таких детей стараются избегать людных мест. Гулять с малышами рано утром                    или вечером, потому что часто слышат оскорбительные слова, а также удивленные и брезгливые взгляды прохожих.

Вопросы для обсуждения:

- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?

- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?

(Предполагаемые ответы на доске)

Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные,                  химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены                   каким-либо опасностям.

Все виды большого спорта, цирк тоже очень травмоопасны.

И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют:

перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду,             дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

- После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

- Такое увечье получил в войну замечательный поэт Эдуард Асадов. (Чтение воспоминания)

Эдуард Асадов: «…Что было потом? А потом был госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или не быть»? – в самом буквальном смысле этого слова.                Когда сознание приходило – диктовал по 2-3 слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил. Переезды, скальпели хирургов, перевязки.            И вот самое трудное – приговор врачей: «Впереди будет все. Все, кроме света».

 - Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

- А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым. (Чтение стихотворения «Маленькие люди» Эдуарда Асадова) Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих          рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Они вынуждены               постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными       руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Паралимпи́йские и́гры — международные спортивные соревнования для инвалидов                 (кроме инвалидов по слуху). Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр,                   а начиная с 1988 — на тех же спортивных объектах; в 2001 эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным паралимпийским комитетом (МПК).                 Летние паралимпийские игры проводятся с 1960, а зимние паралимпийские игры — с 1976.

Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы               по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей                   с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности.

Название первоначально было связано с термином paraplegia паралич нижних конечностей, поскольку эти соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника. Имеется в виду параллелизм и равноправие паралимпийских соревнований с                  олимпийскими.

В 2001 году Международный олимпийский комитет и Международный паралимпийский комитет подписали соглашение, по которому Паралимпийские игры должны проходить в             тот же год, в той же стране и использовать те же объекты, что и Олимпийские игры.                      Это соглашение официально применяется, начиная с летних игр 2012 года.

-Мы пытаемся доказать, что люди с ограниченными возможностями могут являться полноценными членами обществами и ни в чем не уступать обычным людям. Однако наши предшественники на своем личном примере показали, что определенные физические недостатки не могут помешать человеку быть величайшими представителями человечества.

VI. Закрепление.

-Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?

 VII. Рефлексия занятия и самооценка деятельности.

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке, узнали много нового и интересного. Давайте будем беречь своё здоровье и помогать людям, у которых проблемы со здоровьем!

 - Что такое здоровье? Что означают слова «дети с ограниченными возможностями                здоровья», «инвалид»?

- Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил              для достижения своих целей, исполнения мечты, общения и т.д.)

-Что такое здоровый образ жизни?                                                                                                      (Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и спиртные напитки, соблюдать режим дня. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранить и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.)

Выводы:

Очень важно с самого раннего возраста приучать себя вести и любить здоровый образ              жизни. Когда каждое действие, сберегающее и сохраняющее здоровье, становится доброй привычкой, доведенной до автоматизма.

3 декабря «отмечается» День инвалида! Жаль, что только в этот день мы говорим об этом.

И всегда помнить, что здоровье – это божий дар. 

VIII.  Подведение  итогов

– Я очень надеюсь, что после нашего урока  вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и  насмешкой. И если кому-то понадобится ваша помощь, вы не отвернетесь,  а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!!!

Не будьте безразличны к инвалидам,
К тем людям, покалеченным судьбой.
Нам боли их порой не сразу видно,
Достаточно услышать их порой.

Поступок человека славит,
Что блеском отражается в глазах.
И пусть здоровья обществу прибавит
Та помощь, заключенная в делах!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самый большой урок в мире

В период с 28 сентября по 30 октября 2015 года  193 страны – члена ООН, включая Россию, в рамках принятия Общемировых целей устойчивого развития - плана действий для всего...

Самый большой Урок в мире

В рамках реализации программы воспитания и социализации в общеобразовательных организациях проводится урок под названием «Школа для всех»....

Самый большой Урок в мире

В рамках реализации программы воспитания и социализации в общеобразовательных организациях проводится урок под названием «Школа для всех»....

Самый большой урок в мире.

Классный час  В период с 19 по 26 октября 2015 года наш лицей присоединился  к акции "Самый Большой Урок в Мире", на котором ученики 1-11-х классов, как и дети из 193 стран - членов Организа...

Классный час "Самый большой урок в мире".

Знакомство обучающихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсуждение роли образования в достижении этих целей.·Формирование понимания ситуации с доступностью образования...

Классный час "Самый большой урок в мире".

Знакомство обучающихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсуждение роли образования в достижении этих целей.·Формирование понимания ситуации с доступностью образования...

Презентация к классному часу "Самый большой урок в мире!"

Презентация к  мировому классному часу " Самый большой урок в мире!"В презентации освещены глобальные проблемы человечества,которые не должны остаться незамеченными ....