Интеллектуальная игра "Отечественная война 1812 года"
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему

Разработка внеклассного мероприятия - интеллектуальной игры "Отечественная война 1812 года". Представлена разработка и приложение к игре - презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл int._igra.otech_._voynv_1812_goda.rar1.54 МБ

Предварительный просмотр:

                                    ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ  ИГРА.

                           ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ВОЙНА  1812 ГОДА

                             (к  200 - летию  Отечественной  войны  1812 года)

ЦЕЛЬ:

1.расширение  знаний  обучающихся  об  истории  Отечественной  войны  1812 года;

2.формирование  интереса  к  важным  событиям  истории  страны,  к  событиям  и  участникам  войны  1812 года  в  частности;

3.воспитание  у  обучающихся  чувства  патриотизма,  гордости  и  уважения  к  героическому  прошлому  своей  Родины.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.карта  «Отечественная  война  1812 года»,

2.презентация,

3.карточки – задания  для  команд,  материалы  для  подготовки  к  игре.

  1.      ВСТУПИТЕЛЬНОЕ  СЛОВО  УЧИТЕЛЯ.

                 В  числе  важнейших  событий  истории  нашей  страны – Отечественная  война  1812 года.  В  2012 году  исполнилось  200 лет  со  времени  этого  события.  Война  продолжалась  с  июня  по  декабрь  1812 года.  Весь  народ  поднялся  на  защиту  Отечества,  так  как  в  ней  решалась  судьба  России.

                 Гроза  двенадцатого  года

                 Настала – кто  тут  нам  помог?

                 Остервенение  народа,

                 Барклай,  зима  иль  русский  Бог?

                             (А.С.Пушкин.  «Евгений  Онегин»)

                 Страшись,  о  рать  иноплеменных!

                 России  двинулись  сыны:

                 Восстал  и  стар  и  млад;

                                              летят  на  дерзновенных,

                 Сердца  их  мщеньем  зажжены.

                 Вострепещи,  тиран!

                                               Уж  близок  час  падения!

                 Ты  в  каждом  ратнике  узришь  богатыря,

                 Их  цель  иль  победить,

                                               иль  пасть  в  пылу  сражения

                 За  Русь,  за  святость  алтаря.

                              (А.С.Пушкин. «Воспоминания  в  Царском  Селе»)

                 Сегодня  у  нас  интеллектуальная  игра,  в  которой  участвуют  4 команды,  претендующие  на  звание  знатоков  истории  Отечественной  войны  1812 года.

 

                 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  КОМАНД (капитана,  названия  команды,  эмблемы).

                 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ЖЮРИ.

                 

                 ИГРА  СОСТОИТ  ИЗ  4этапов.

                 1. ЭТАП. Разминка  команд.  «Пословицы,  поговорки,  крылатые  выражения  о  войне  1812 года».

                 2. ЭТАП. Конкурс  капитанов.  «События  войны».

                 3. ЭТАП. Блиц – турнир  команд «Бородино».

                 4. ЭТАП. Конкурс  команд  «Герои  войны»

               

                 ЖЕЛАЕМ  ВСЕМ  УСПЕХА!

                 1 ЭТАП.  РАЗМИНКА  КОМАНД.  

          «ПОСЛОВИЦЫ,  ПОГОВОРКИ,  КРЫЛАТЫЕ   ВЫРАЖЕНИЯ  О  ВОЙНЕ  1812 ГОДА»

                  1.Вспомните  пословицы,  в  которых  упоминаются  слова  «РОДИНА»,  «РОДНАЯ  СТОРОНА»

                 «РОДИНА – МАТЬ,  УМЕЙ  …»  (за  неё  постоять)

                 «ДЛЯ  РОДИНЫ  СВОЕЙ  НИ  СИЛ,  НИ  ЖИЗНИ  …»  (не  жалей)

                 «НЕТ  НИЧЕГО  НА  СВЕТЕ  КРАШЕ  …» (чем  родина  наша)

                 «КТО  СЛУЖИТ  РОДИНЕ  ВЕРНО,  ТОТ  ДОЛГ  …»  (исполняет  исправно)

                 2.Вспомните  высказывания  М.И.Кутузова  и  Наполеона  Бонапарта,  которые  вошли  в  историю.

                 КУТУЗОВ  М.И.  

«С  потерею  Москвы,  ещё  не  потеряна  Россия,  а  ….»  (с  потерей  армии  будет  потеряна  и  Москва  и  Россия)

«Лучше  быть  слишком  осторожным,  чем  оплошным  и  …»  (обманутым)

                 НАПОЛЕОН Б.

«Через  три  года  я  буду  господином  мира,  остаётся  …»  (Россия,  но  я  её  раздавлю)

«Французы  в  нём  показали  себя  достойными  одержать  победу,  а  русские  стяжали  право  …»  (быть  непобедимыми)

                 3.Вспомните  пословицы  и  поговорки,  в  которых  нашли  отражение  события  Отечественной  войны  1812 года.

                 «ПРИЕХАЛ  КУТУЗОВ  …»  (бить  французов)

                 «ФРАНЦУЗ  ВСТУПИЛ  В  МОСКВУ  В  ГОСТИ,  ДА  ОСТАВИЛ  ТАМ  …»  (свои  кости)

                 «САМ  СЕБЯ  СЖЁГ  ФРАНЦУЗ,  САМ  И  ПОМОРОЗИЛ:  ОТОГРЕЛСЯ  В  МОСКВЕ,  ДА  ЗАМЁРЗ  НА  …»  (Березине)

                 «ПРИДЁТСЯ  БАТЮШКЕ – ПАРИЖУ  РАСПЛПТИТЬСЯ  ЗА  МАТУШКУ - …»  (Москву)

                 4.Вспомните  отрывки  из  известного  вам  стихотворения  М.Ю.Лермонтова  «Бородино».

                 «Скажи - ка  дядя,  ведь  недаром

                 Москва,  спалённая  пожаром  …»  (французам  отдана)

                 «Да,  были  люди  в  наше  время,

                 Могучее,  лихое  племя  …»  (Богатыри  не  вы)

                 «Ребята,  не  Москва  ль  за  нами,

                 Умрём  же  под  Москвой,

                 Как  наши  …»            (братья  умирали)

                «Изведал  враг  в  тот  день  немало,

                 Что  значит  русский  бой  удалый,

                 Наш …»                         (рукопашный  бой)

                2 ЭТАП.  КОНКУРС  КАПИТАНОВ  «СОБЫТИЯ  ВОЙНЫ»

              1.1)Как  началась  Отечественная  война  1812 года? (французская  армия  перешла  реку  Неман  и  вторглась  на  территорию  России)

                 2)Какая  главная  задача  стояла  перед  русскими  армиями  в  начальный  период  войны?  (1-я  и  2-я  армии  должны  были  соединиться  и  не  допустить  разгрома  поодиночке)           

                 3)Какое  событие  произошло  24 августа  1812 года  накануне  Бородинской  битвы?  (бой  за  Шевердинский  редут)

                 4)Кто  был  инициатором  подписания  мира  в  Москве  в  сентябре  1812 года? (Н.Бонапарт)

                 5)Какое  событие  получило  название  «битвы  народов»  (битва  под  Лейпцигом  в  октябре  1813 года)

               2.1)Когда  и  где  произошло  первое  крупное  сражение  в  ходе  Отечественной  войны?   (в  начале  августа  под  Смоленском)

                 2)Подписав  указ,  Александр 1  произнёс:  «Я  должен  был  остановить  выбор  на  том,  кого  наметил  голос  народа.  Я  умываю  руки».  О  чём  идёт  речь?  (о  назначении  М.И.Кутузова  главнокомандующим  русской  армии)

                 3)Что  означал  «тарутинский  манёвр»?  (внезапный  переход  русской  армии   с  Рязанской  на  Калужскую  дорогу,  что  позволило  оторваться  от  преследования  неприятелем  и  разбить  лагерь  у  села  Тарутино)

                 4)Какое  событие  стало  переломным  в  ходе  войны,  после  которого  французская  армия  начала  отступление? (битва  под  Мароярославцем  12 октября  1812 года)

                 5)Где  был  созван  конгресс  стран – победителей  для  решения  вопросов  послевоенного  устройства  Европы  в  сентябре  1814 года?  (в  столице  Австрии  Вене).

               3.1)Когда  и  где  произошло  генеральное  сражение  в  ходе  Отечественной  войны?  (26 августа  у  села  Бородино)

                 2)Как  называлась  деревня,  в  которой  М.И.Кутузов  созвал  военный  совет  для  того,  чтобы  решить  вопрос  о  дальнейших  военных  действиях  и  судьбе  Москвы?  (деревня  Фили)

                 3)Назовите  последнее  крупное  военное  событие  в  ходе  войны?  (переправа  через  Березину).

                 4)Как  называлась  коалиция  государств,  созванная  по  инициативе  Александра 1  в  сентябре  1815 года?  (Священный  союз)

               4.1)Какую  цель  преследовал  Наполеон  Бонапарт,  начиная  войну  против  России?  (разгромить  русские  армии  в  генеральном  сражении  близ  границы,  взять  Москву,  превратить  Россию  в  зависимое  государство).

                 2)Как  назывались  укрепления  на  левом  фланге  русских  войск,  где  развернулись  ожесточённые  бои  в  ходе  Бородинской  битвы?  (Багратионовы  флеши).

                 3)Какое  событие  произошло  14 декабря  1812 года?  (последний  французский  отряд  под  командованием  маршала  М.Нея  перешёл  через  Неман  на  прусский  берег).

                 4)О  чём  говорилось  в  Манифесте  царя  Александра 1  от  25 декабря  1812 года?  (об  изгнании  врага  из  России,  завершении  Отечественной  войны).

                 5)Где   произошло  последнее  сражение,  в  котором  Наполеон  потерпел  поражение,  был  объявлен  пленником  всех  стран – союзников  и  сослан  на  остров  Святой  Елены?  (на  территории  Бельгии  в  местечке  Ватерлоо  под  Брюсселем).

                 3 ЭТАП.  БЛИЦ – ТУРНИР  «БОРОДИНО».

                 1.

                 1.Правый  фланг  русских  войск  был  защищён  обрывистым  берегом  реки  … (Колоча).

                 2.Главный  удар  французы  нанесли  по  левому  флангу  русских  войск  … (Багратионовы  флеши).

                 3.В  разгар  сражения  Кутузов  направил  в  тыл  противника  кавалерийские  части  под  командованием  …  (атамана  Платова  и  генерала  Уварова)

                 4.Оценивая  битву  один  из  полководцев  сказал:  «Самое  страшное  из  всех  моих  сражений – это  то,  которое  я  дал  под  Москвой».  Кому  принадлежат  эти  слова?  …

(Наполеону)

                 5)Принимая  решение  на  военном  совете,  1 сентября  1812 года  Кутузов  стремился  … (сохранить  армию).

                 2.

                 1.Кутузов  выбрал  Бородинское  поле  для  генерального  сражения  потому  что … (здесь  проходили  2  Смоленские  дороги,  ведущие  к  Москве).

                 2.Позиции  2-ой  русской  армии  не  были  защищены  естественными  преградами,  поэтому  здесь  были  построены  … (флеши – земляные  укрепления).

                 3.После  тяжёлого  ранения  П.Багратиона,  командование  2-ой  армией  принял  генерал  … (Пётр Петрович  Коновницын).

                 4.На  военном  совете  1 сентября  1812 года,  на  котором  присутствовали  все  генералы,  было  решено … (отступить  от  Москвы).

                 5.В  итоге  Бородинской  битвы  французская  армия  утратила … (численное  превосходство  и  уверенность  в  победе).

                 3.

                 1.На  правом  фланге  располагалась  1-ая  русская  армия  под  командованием  …

(Барклай де Толли).

                 2.Наполеон  стремился  в  Бородинской  битве  … (разгромить  русскую  армию  и  захватить  Москву).

                 3.Корпус  генерала  Николая  Тучкова  располагался  на  крайне  левом  фланге  у  деревни  … (Утица).

                 4.В  центре  русских  войск  находилась  Курганная  высота,  где  располагалась  …

(батарея  генерала  Раевского).

                 5.Всю  ответственность  за  решение,  принятое  на  военном  совете  1 сентября  1812 года  М.Кутузов  возлагал  … (на  себя).

                 4.

                 1.Село  Бородино  находилось  в  110 км.  от  … (Москвы).

                 2.М.И.Кутузов  стремился  в  Бородинской  битве  … (остановить  наступление  противника  и  защитить  Москву).

                 3.На  левом  фланге  русских  войск  бой  продолжался  6 часов.  За  это  время  французы  предприняли  … (8 атак).

                 4.С  наступлением  темноты  битва  закончилась.  Наполеон  приказал  своим  войскам  … (отойти  на  исходные  позиции).

                 5.Военный  совет,  на  котором  решался  вопрос  о  дальнейших  действиях  русской  армии  состоялся  в  деревне  … (Фили).

                 4 ЭТАП.  ГЕРОИ  ВОЙНЫ  1812 ГОДА.  Определите  по  краткой  характеристике,  о  ком  идёт  речь.

                                       

                 1.Определите  о  ком  идёт  речь  по  краткой  характеристике  и  портрету.  

                 1)Генерал  от  инфантерии,  ученик  и  сподвижник  А.В.Суворова  и  М.И.Кутузова.  Происходил  из  старинного  грузинского  княжеского  рода.  Командовал  2-ой  армией.  При  Бородине,  руководил  действиями  левого  фланга.   ………………. (П.Багратион).

                 2)Генерал  от  кавалерии.  Во  время  Бородинской  битвы  1-ый  кавалерийский  корпус  под  его  командованием,  вместе  с  казаками  атамана  Платова,  в  обход  левого  фланга  французов,  появился  у  них  в  тылу  и  задержал  на  2 часа  начало  атаки.  …… (Ф.Уваров).

                 3)Генерал  от  инфантерии.  Оборонял  Смоленск.  В  сражении  при  Бородине  командовал  6 пехотным  корпусом.  После  того  как  был  смертельно  ранен  Багратион,  Кутузов  поручил  ему  командованием  левым  крылом,  где  шли  самые  горячие  бои  за  

Багратионовы  флеши.  Позже  корпус  под  его  командованием  прославился  под  Малоярославцем.  ………………….. (Д.Дохтуров).                                  

                 2.Определите  о  ком  идёт  речь  по  краткой  характеристике  и  портрету.  

                 1)Полководец,  военный  министр.  Происходил  из  старинного  шотландского  рода.  В  начале  войны  1812 года,  как  военный  министр,  был  главнокомандующим  и  непосредственно  командовал  1-ой  армией.  Многие  его  обвиняли,  в  отступлении  русских  войск. ……………. (Барклай де Толли).

                 2)Генерал  от  инфантерии.  Сражался  под  Витебском,  Смоленском,  Тарутиным,  Малоярославцем.  Во  время  Бородинской  битвы,  после  смертельного  ранения  Багратиона  временно  командовал  2-ой  армией  и  организовал  оборону  позиций  восточнее  Семёновского  оврага  …………… (П.Коновницын).

                 3)Генерал – майор  русской  армии.  Был  начальником  штаба  Барклая де Толли,  одним  из  организаторов  обороны  Смоленска.  Особенно  отличился  в  Бородинской  битве.  Сам  поднимал  войска  в  атаку.  Организовал  контратаку,  в  результате  которой  удалось  вернуть  Курганную  высоту,  захваченную  французами.  В  этом  бою,  был  ранен. ………. (А.Ермолов).

                               

                 3.Определите  о  ком   идет  речь  по  краткой  характеристике  и  портрету.  

                 1)Генерал  от  кавалерии.  В  Бородинском  сражении  командовал  корпусом,  расположенным  на  Курганной  высоте,  прозванную  французами  «редутом  смерти».  ………… (Н.Раевский).

                 2)Штаб – капитан  русской  армии.  «Фанатик  храбрости  и  патриотизма» - такую  характеристику  дал  ему Кутузов.  Переодевшись  во  вражескую  форму,   владея  несколькими  иностранными  языками,  он  проникал  в  тыл  противника,  в  том  числе  и  захваченную  французами  Москву,  собирал  важные  сведения.  Даже  намеревался  убить  Наполеона. ………. (А.Фигнер).

                 3)Генерал – майор  по  артиллерии.  Отличные  действия  артиллерии  при  Бородине  во  многом  обязаны  его  руководству.  Во  время  сражения  Кутузов  послал  его  на  левый  фланг.  Он  оказался  у  Курганной  высоты,  участвовал  в  контратаке,  в  ходе  которой  удалось  вернуть  высоту.  В  этой  атаке,  он  был  убит.  ………….. (А.Кутайсов).

                             

                 4.Определите  о  ком  идёт  речь   по  краткой  характеристике  и  портрету.

                 1)Генерал – лейтенант.  В  Бородинском  сражении  прикрывал  левый  фланг  у  деревни  Утица. Во  время  контратаки  против  корпуса  Ю.Понятовского  был  смертельно  ранен.   …………… (Н.Тучков)

                 2)Поэт,  подполковник  Ахтырского  гусарского  полка.  Накануне  Бородинской  битвы  он  во  главе  отряда  из  50 гусар  и  80 казаков  направился  в  тыл  врага.  Успешные  действия  отряда  послужили  примером  для  создания  других  партизанских  отрядов.  …………… (Д.Давыдов).

                 3)Руководитель  одного  из  самых  крупных  крестьянских  отрядов,  крепостной  крестьянин.  Его  отряд  включал  5,5 тысяч  человек  и  не  раз  успешно  громил  довольно  крупные  силы  регулярной  армии  Наполеона,  захватывал  обозы  с  оружием  и  продовольствием.  ………………. (Г.Курин).

                                   ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1.Андреева  М.С.,  Короткова  М.П.  Отечественная  война  1812 г.  

М.,  2012 г.

2.Буганов  В.И.,  Зырянов  П.Н.,  Сахаров  А.Н.  История  России.  Конец  17 – 18 век.

Учебник  для  10 класса  общеобразовательных  учреждений.

Под  редакцией  А.Н.Сахаров.  М.,  «Просвещение»,  2006 г.

3.Данилов  А.А.,  Косулина  Л.Г.  История  России  19 век.  

Учебник  для  8 класса  общеобразовательных  учреждений.

М.,  «Просвещение»,  2000 г.

4.Семшова  Г.В. Материалы  к  уроку,  посвящённому  200-летию  победы  России  в  Отечественной  войне  1812 года.  Журнал  «Преподавание  истории  и  обществознания  в  школе».  2010 г.  № 8

5.Чернова  М.Н.  «Историческая  игра  «Бородинское  сражение»

Журнал  «Преподавание  истории  и  обществознания  в  школе».

2010 г.,  № 8.

6.Интернет – ресурсы.

               

        

                 

           

 

                                               

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районная интеллектуальная историческая игра "Страницы родной истории", посвящённая 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года

Районная интеллектуальная историческая  игра  «Страницы родной истории», посвященной  200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года  (далее - Игра), проводится по инициат...

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Интерактивная игра по истории "Интеллектуальный тир" Отечественная война 1812 года

Интерактивная игра по истории "Интеллектуальный тир" Отечественная война 1812 года может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На уроках в игровой форме можно быстро повт...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»

Цель: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России...

Интеллектуальная игра "События и люди Отечественной войны 1812 года"

Игра  разработана в соавторстве с коллегой - Агапитовой Мариной Игоревной.Игра призвана активизировать интерес обучающихся к отечественной истории,  совершенствовать  знания, воспитать ...

Интеллектуальный марафон.Отечественная война 1812 года

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках недели истории,посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года.Марафон проводился среди учащихся 7-8 классов....