Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся «Противодействие ЧУМЕ XXI века»
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Монина Анна Сергеевна

Для представления подросткам объективной информации о вредных привычках и проблеме ВИЧ/СПИД в доступной и разнообразной форме, я  стала инициатором разработки внеклассного мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИДа среди обучающихся «Противодействие ЧУМЕ XXI века». Данное мероприятие предназначено для возрастной группы 13-18 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chuma.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН»

Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся «Противодействие ЧУМЕ XXI века»

Подготовила:  методист ,педагог дополнительного

образования  детей 1 кв.категории, Монина А.С.

р.п.Павловка

2015г.

                                               Пояснительная записка.

      В современных условиях самая большая опасность, которая подстерегает общество – моральное, духовное разрушение личности. Дефицит нравственности – одна из первопричин многих негативных явлений социума.      

      Это связано с экономическим и политическим реформированием общества, в результате которого отмечается резкая дифференциация доходов, что ведет к расслоению общества. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада. В связи с высокой занятостью родителей многие дети предоставлены сами себе.

      С экранов телевизоров, со страниц печатных изданий, на нас обрушивается столько ужасного, что уже не хватает душевных сил на сочувствие и сопереживание. У людей разрушаются жизненные ценности и идеалы, что ведет к образованию духовной пустоты. И человек встает на путь зла, агрессии, насилия, жестокости по отношению к другим, а свою душевную пустоту заполняет алкоголем, наркотиками, беспорядочными половыми связями. Начало половой жизни задолго до вступления в брак стало считаться нормальным явлением. Увеличилось число подростков-наркоманов, с алкогольной зависимостью, ВИЧ-инфицированных, молодых людей, не решивших для себя проблемы профессионального самоопределения, не знающих чем заняться, не выбравших стиль жизни. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей и взрослых, так и делает очевидными проблемы их взаимодействия с внешним миром и социумом.

      Для нашей страны проблемы профилактики вредных привычек и ВИЧ/СПИД не остаются в стороне. Наше Государство акцентирует свое внимание на данном вопросе. Каждый год, 1 декабря - всемирный день борьбы со СПИДОМ проводится огромная работа, в учебных заведениях, медицинских центрах и многих других заведениях.

     До сих пор многие в России думают, что проблема ВИЧ/СПИДа их не касается. Однако статистика говорит о другом: на сегодняшний день   в   мире  зарегистрировано более 45 миллионов человек, живущих с ВИЧ/СПИД. Ежегодно вновь инфицируется до 5 млн. человек, умирают 3 млн. человек.

Эпидемия ВИЧ/СПИДа стремительно распространяется и в нашей стране. Темпы роста ВИЧ-инфицирования в России являются одними из наиболее высоких в мире. Официально зарегистрировано более полумиллиона человек. Из них более 3000- дети.

Лекарство от ВИЧ до сих пор не найдено. На сегодняшний день медикам удалось разработать лишь средства, позволяющие несколько продлить жизнь ВИЧ-инфицированного человека. Именно поэтому так важно попытаться объяснить всем, как избежать заражения.

           Конечно, среди учителей, врачей, психологов, родителей бывают такие, с кем можно поговорить об алкоголе, наркотиках,         ВИЧ/СПИДе. Однако большинству взрослых неловко говорить с подростками на интимные темы.

         Просвещение молодежи по проблеме ВИЧ/СПИД – лучший способ предотвращения распространения заболевания. Чтобы молодые люди сделали осознанный выбор безопасного поведения, им необходима достоверная и доступная информация по ВИЧ-инфекции.

         Пока люди не обладают достаточными знаниями и не имеют навыков принятия решений, чтобы действовать благоразумно, они не могут вести себя ответственно. Для представления подросткам объективной информации о вредных привычках и проблеме ВИЧ/СПИД в доступной и разнообразной форме, я  стала инициатором разработки внеклассного мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИДа среди обучающихся «Противодействие ЧУМЕ XXI века». Данное мероприятие предназначено для возрастной группы 13-18 лет.

Цель: Сформировать представление о СПИДе как реальной угрозе жизни человека, познакомить с основными мерами профилактики СПИДа.

Задачи:

  1. Привлечь внимание учащихся к проблеме ВИЧ и СПИД через информацию о путях заражения ВИЧ и возможности инфицирования.
  2. Развивать умения разбираться в методах и способах профилактики ВИЧ и СПИДа.
  3. Сформировать убеждение о необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни.
  4. Воспитывать внимательное отношение к себе, к своему здоровью, умение вести здоровый образ жизни.

Прогнозируемые результаты:

  • отказ от вредных привычек и негативное отношение к ним;
  • самореализация через досуговую деятельность;
  • приобретение практических навыков конструктивного поведения в критических ситуациях.

Методы: информационный, объяснительно – иллюстративный, интерактивный, тренинговый.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Ведущий мероприятия: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о любви. О любви в разных ее проявлениях. О любви прекрасной, возносящей нас к небесам и низвергающей в бездны ада. Да, такова она любовь, даже тогда, когда вы любимы, здоровы, красивы. И невозможно найти слова, чтобы выразить любовь к жизни, когда возникает угроза смерти.

 Сегодня всем известна фраза: «СПИД – чума нашего века».  А что мы скажем завтра? Пока у нас есть это «сегодня», давайте поговорим, пообщаемся. НО ДЛЯ НАЧАЛА МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ.

Знакомство

Игра «Меня зовут…»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Каждый из присутствующих на своем бейдже пишет свое имя и рисует предмет, часть природы, цветок и т.д., с которым себя ассоциирует и объясняет присутствующим, что нарисовал и почему, называя свое имя.

Принятие правил работы группы

Для успешного проведения мероприятия нам необходимы правила, Так как одним из составляющих успешного проведения мероприятия, является установка основных правил. Рассмотрим их подробнее:

1.Мобильные телефоны! 

Это правило даже не записывается, настолько оно просто – мобильные телефоны отключаем или переводим в режим вибро, т.к. для аудитории всегда интереснее звонок мобильного или вновь входящий участник, чем кто - либо.
2.Говорит один

Уважение к говорящему. Помимо общего соблюдения принципов этичности, так мы боремся с групповой шизофренией, которая непременно возникнет у участников, если они будут пытаться сразу улавливать высказывания нескольких людей.

3.Погоны сняты 

На тренинге нет должностей, а также нет опыта – все равны и каждый имеет право на равное внимание ведущего и участников.
4.Регламент 
Учитесь ценить время! Обращаю ваше внимание  на соблюдение регламента: как в целом мероприятия, так и времени, выделенного для каждого упражнения.
5.Конфиденциальность
Вся высказанная информация, высказанная здесь в конфиденциальном формате должна остаться в аудитории.

  1. «Освободи чашку» 

Правило основано на древней притче. «В одном селении жил старый мудрец. Однажды он услышал, что недалеко появился молодой ученый. Который настолько мудр, что дает совет любому обратившемуся к нему. Вот старик-мудрец и отправился к этому ученому и попросил его поделиться своей мудростью. Молодой ученый предложим старику выпить с ним чай. Он поставил на стол чашку и начал наливать в нее воду. В итоге вода постепенно заполнила чашку и начала выливаться за края. После она залила стол и начала литься на пол, старик закричал «Что ты делаешь?» Тогда молодой ученый ответил: «Посмотри, я не могу налить в чашку больше, чем в ней уже есть. Аналогично я не могу научить мудрости тебя, ты и так уже мудр, чаша твоих знаний заполнена». Согласно этому правилу, для того, чтобы узнать что-то новое, я предлагаю вам на время мероприятия освободить свою чашу знаний для нового опыта, и увидеть все новыми глазами.
7.«Правило послушника»

Каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что прошу я.
8.Трап 
Правило основано на ассоциации с корабельным трапом: когда трап поднимается и начинается мероприятие, никто из участников не покидает комнату один, он ожидает, когда наступит перерыв, опустится трап, и выйдет вся группа.

9.«Правило осени»

 Следуя пословице «Цыплят по осени считают», я предлагаю вам делать выводы о результативности и интересности мероприятия, подводить его итоги только в его конце.

10.«Здесь и сейчас»

Предлогаю вам оставить все не относящиеся к мероприятию вопросы за пределами аудитории, и ориентируйте их на то, что данное мероприятие – это  работа в формате «здесь и сейчас» - здесь у вас есть возможность задать вопросы, и выяснить для себя что – то непонятное.
Надеюсь вам помогут эти правила и вы будете на мероприятии "круглым отличником"!

Ведущий : чтобы оценить ваш  уровень информированности мы сейчас пройдем пре-тест по теме «ВИЧ/СПИД» (Приложение 1.)

Актуализация проблемы

Ведущий:  и начнем мы наше мероприятие с игры под названием «Листок с секретом»

(Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

Членам группы предлагается «познакомиться» друг с другом. Ритуал знакомства организуется следующим образом. Каждый из участников должен подходить к своему товарищу, приветствуя его и называя свое хобби. На листке бумаги записывается фамилия человека, с которым участник «познакомился». Выигрывает тот, кто «познакомился» с большим количеством людей.

«Изображенный вами процесс знакомства очень напоминает то, что происходит в обычной жизни с каждым из нас ежедневно. Все мы каждый день встречаемся, знакомимся и общаемся с множеством различных людей».

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен плюс)

            Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Вопрос к группе: «Заметили ли вы в поведении «инфицированных» что-либо необычное?

  1. Участникам группы предлагается определить с помощью своих записей «познакомились» ли они с «вирусоносителями».
  2. Затем ведущий просит слева от «носителей» встать тех участников, у которых на карточке был нарисован ноль. Сообщается, что «нолики» изображают людей, очень внимательных к своему здоровью и осторожных в своем поведении. Несмотря на то, что многие «плюсики» знакомились с «минусами», они не заразились вирусом благодаря соблюдению многочисленных правил.
  3. «Минусы»  изображают здоровых людей, наплевательски относящихся к своему здоровью. «Минусы» должны внимательно просмотреть список тех, с кем им удалось «познакомиться». Те «минусы», в списке  которых оказались «плюсы»,  переходят в группу «вирусоносителей», поскольку при общении с вирусоносителем человек, неосторожно относящийся к своему здоровью, имеет все шансы стать больным.
  4. Групповая дискуссия по вопросам:
  • У человека, использующего наркотики, есть все шансы стать ВИЧ-инфицированным?
  • Может ли заболеть СПИДом тот, кто колол героин один единственный раз?

Делается вывод, что СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.

Ведущий: следующая игра  «Жизнь с болезнью»

Целью данной игры является осознание проблем, связанных с наркоманией, взаимосвязи наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги и просит написать: на 4 листочках - названия любимых блюд, на 4 - названия любимых занятий, увлечений, на 4 - имена близких или любимых людей.

Когда все участники готовы,

 Ведущий:  «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить... и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком. Зависимость требует следующих жертв, и участники отдают ещё 3 листочка.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков сам уже не может контролировать ситуацию.

Всё, что осталось у участников - это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.

Обсуждение:

  • Как вы чувствовали себя во время игры?
  • Как сейчас себя чувствуете?
  • С чем или с кем труднее было расставаться?

Ведущий: следующая  игра «Степень риска». Её целью является  закрепление полученной информации за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах активности и бытовых контактах.

На полу чертится линия – ЛИНИЯ РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», на другом – «Риск отсутствует»; карточка «Небольшой риск» размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; беспорядочная интимная жизнь; интимная жизнь в браке; прокалывание ушей в салоне; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки в тату-салоне; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; интимный контакт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом.

Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок линии РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска».

Отработка практических навыков

Цель – приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.

Ведущий: После игры нам всем обязательно нужна эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести нас всех из игровой ситуации вы все за мной должны проговорить следующий текст: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой. А закончилось вместе с игрой... и т.д.».

Рефлексия тренинга:

- Ну, вот мы и подошли к окончанию нашего мероприятия. Попрошу каждого из вас поднять вверх руку. На руке у нас пять пальцев. Вы согласны со мной? Итак, рассмотрим каждый из них:

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил?

Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг.

С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение.

У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал.

Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на листочке и прикрепляет его к дереву жизни).

        В завершение нашего мероприятия хочу подарить вам эти красные ленточки – символ борьбы со СПИДом. И помните, что Ваша жизнь зависит только от вас, прислушивайтесь к своему сердцу, к велению своей души.

Литература

  1. ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со  СПИДом  Центрального НИИ эпидемиологии. - Москва.
  2. ВИЧ/ СПИД /ЗППП: Подготовка учащихся к безопасным формам поведения: Пособие для преподавателей. - Казань, 2000.
  3. Павлова Е.В. Организация информационной работы в медико-социальной профилактике: Методическое пособие для специалистов по просвещению и профилактике/Межрегиональная научно-практическая конференция «Профилактика наркомании в подростковой и молодежной среде»: Методический сборник. - Казань, 2000.
  4. Павлова Е.В., Копосова Т.В., Ахметзянова А.Э.  Тренинг  по ВИЧ/ СПИД /ИППП: Методическое пособие. - Казань, 2002.
  5. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 96 с.
  6. Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем / Е. Яшина, Д. Камалдинов и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: ГУП «Медицина для вас», 2003. – 206 с.

Приложение 1

Пре-тест «Что Вы знаете о СПИДе?»

Каждый учащийся получает тест и вписывает букву «В», если Верный ответ или букву «Н», если считает, что ответ Неверный. Затем ответы обсуждаются в парах, в четверках. После обсуждения вопросы теста разбираются вместе с преподавателем.

Вопрос

Верно

В

Неверно  Н

1

Опасно обнимать человека, больного СПИДом

2

Заразиться ВИЧ можно, пользуясь общественным туалетом

3

Люди, которые делают себе внутривенные инъекции, не должны пользоваться шприцами других людей.

4

Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека, кусая один и то же бутерброд или, когда пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИДом

5

Можно заразиться ВИЧ, имея только один интимный контакт без использования презерватива

6

ВИЧ можно заразиться, если ВИЧ-инфицированный или больной СПИДом чихает или кашляет на тебя

7

СПИД - конечная стадия инфекции, вызывающейся ВИЧ-инфекцией

8

Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек болен СПИДом

9

ВИЧ поражает красные кровяные тельца

10

ВИЧ передается через все жидкие выделения человеческого организма

11

ВИЧ передается только тремя путями:

  • через кровь,
  • при интимных контактах,
  • от   матери   к   ребенку   во   время   внутриутробного развития, рождения, кормлении грудным молоком

12

Правильное использование презерватива помогает избежать передачи ВИЧ

13

Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других   заболеваний

14

Одна из проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом, состоит в том, что между заражением ВИЧ и моментом проявления заболевания могут пройти годы


Ключ к тесту:

  1. Неверно. Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), касаясь того, кто болен СПИДом, если при этом не контактировать с его кровью.
  2. Неверно. Заразиться ВИЧ можно только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециями ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом человека.
  3. Верно. В противном случае вы рискуете заразиться ВИЧ. Для передачи ВИЧ достаточно маленькой, невидимой глазом капельки зараженной крови в инъекционном растворе, в шприце или в игле. Люди не должны ни с кем делиться шприцами и иглами, даже иглами для прокалывания ушей и нанесения татуировок.
  4. Верно. Еще не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь заразился ВИЧ таким способом. Помните, чтобы заразиться ВИЧ, человек должен контактировать с кровью, семенной жидкостью или выделениями из влагалища ВИЧ-инфицированного.
  5. Верно. Чтобы заразиться ВИЧ, человеку достаточно подвергнуться риску всего лишь один раз. Это не значит, что каждый, кто поступал так однажды, получил вирус, но такое могло произойти. Даже один раз - это риск!
  6. Неверно. Вы можете заразиться ВИЧ только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециями ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем.
  7. Верно. СПИД - конечная стадия ВИЧ-инфекции.
  8. Неверно. Положительный результат теста на ВИЧ означает лишь то, что человек инфицирован. Быть инфицированным ВИЧ еще не означает, что человек болен СПИДом, т.е. имеет клинические проявления заболевания, хотя при этом человек может передавать вирус другим людям.
  9. Неверно. ВИЧ поражает белые кровяные тельца, так называемые лимфоциты-помощники.
  10. Неверно. ВИЧ передается только через такие специфические выделения как сперма, влагалищные секреции, кровь и грудное молоко. Хотя вирус может быть обнаружен в слюне, слезах, моче, кале и поте, через эти выделения ВИЧ не передается, если только в них не присутствует кровь, т.к. концентрация вируса в этих выделениях невелика.
  11. Верно.
  12. Верно. Чтобы не заразиться ВИЧ следует избегать контакта с выделениями из половых органов (спермой и секретом влагалища) и кровью. Если человек решается на половые сношения, презерватив является лучшим средством предохранения, особенно, если он сделан из латекса с резервуаром (приемником на конце, предохраняющим презерватив от разрыва).
  13. Верно. В результате гибели клеток иммунной системы возникают тяжелые заболевания, вызываемые микробами, которыми в обычных условиях люди не болеют. К таким заболеваниям относятся: туберкулез, пневмоцистная пневмония, токсоплазмоз, грибковые инфекции, герпес, опухоли и др.
  14. Верно. Может пройти 10-12 лет со времени инфицирования ВИЧ, прежде чем у человека появятся явные симптомы СПИДа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10-11 классов «Говорим на русском языке».

Цели:1) расширить и обобщить знания  в области  орфоэпии, лексики, фразеологии, риторики;2) формировать у учащихся  умения грамотно   пользоваться  богатыми ресурсами рус...

Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 8 класса «Битва Эрудитов»

В данной разработке представлены вопросы и ответы для химической части "Битвы эрудитов"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «День молодого избирателя»

Цели внеклассного мероприятия: Образовательные:- повторить, систематизировать обобщить исторические факты избирательного права;- определить значение  избирательного права в жизни людей.Развивающи...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10 класса

Важнейшей целью воспитательного процесса в сфере личностного развития, на мой взгляд, должно стать формирование чувства патриотизма, а именно: принятие личностью базовых национальных ценностей, главно...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 6-8 классов "Дорогою добра"

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал как   высоконравственный, творческий, компетентный гражданин ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Подвигу жить в веках»

Цели и задачи:1. Развивать интерес к математике и математическим наукам;2. Вспомнить и узнать новые термины военной тематики, через логические, математические задачи;3. Вспомнить об учёных-математиках...