Треннинг по толерантности
консультация (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Зенич О.А. Тренинг толерантности: план-конспект / О.А. Зенич – Кемерово, 2010.- 8 с.
Данная работа содержит разработку «Тренинга толерантности» для обучающихся 12-14 лет.
В ней представлен комплекс упражнений, направленных на развитие толерантности.
Игры и упражнения, предложенные нами, возможно реализовывать комплексно, а также включать фрагментами в занятия.
Адресована педагогам-психологам, специалистам, интересующимся данной проблемой, может быть интересна педагогам.
Тренинг толерантности
Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.
Задачи:
- Обучающая:
-познакомить учащихся с понятием «толерантность».
- Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.
- Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
- Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
- Воспитательная:
- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
- воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
- Развивающая:
- развивать навыки рефлексии;
- развивать способность осознавать свои чувства;
- развивать навыки саморегуляции;
- развивать коммуникативные навыки.
Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.
Возраст участников: 12-14 лет.
Материалы: бумажные обручи с надписями различных социальных ролей, клубок ниток.
Структура занятия:
- Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.
- Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;
- Третий этап - игровой: система упражнений.
- Заключительная часть: рефлексия занятия.
Ход занятия:
Первый этап - организационный (15 минут)
Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагог-психолог представляется. Учащиеся называют свои имена (они написаны на бейджиках) и отличительное качество. Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения).
Ведущий - рассказывает о правилах поведения на занятиях.
Правила поведения:
- Доверительный стиль общения;
- Общение по принципу "Здесь и теперь";
- Искренность в общении;
- Конфиденциальность всего происходящего в группе;
- Активное участие в происходящем;
- Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
- Уважение говорящего.
Второй этап: - формулирование темы занятия, основных целей (5 мин.).
Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.
Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).
Третий этап - игровой (60 мин.)
Упражнение «Линейка»
Цель: осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека.
Психолог: Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).
Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.
А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:
«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».
Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям.
Упражнение на невербальную поддержку
Цель: развитие лучших качеств детей – желания помочь ближнему, видеть нуждающихся в помощи.
Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».
Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» - что ты почувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли «спасатели»?
Упражнение «Примерка социальных ролей»
Цель: формирование милосердия и эмпатии к различным социальным группам.
Осознание степени толерантности по отношению к мнению другого человека.
Формирование коммуникативных навыков.
Участникам группы анонимно одеваются на головы бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж, директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер", олигарх и др.).
Участники должны подходить друг к другу и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую играет человек.
Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?
Упражнение "Мостик"
Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации.
На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, - участники не должны друг с другом заранее договариваться.
Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание.
Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цель: обобщение понятия толерантности с позиции группы.
Учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача – нарисовать эмблему толерантности.
Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки.
Четвертый этап - рефлексия (15 мин.)
Упражнение на рефлексию "Клубок"
Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.
Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.
Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.
Литература
1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с.
2. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] / Е. Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с.
3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова – М: Генезис, 2000.
4. Харрис, Т.Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т.Э. Харрис – М: Академия, 2006.
5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-треннинг " Общаться с ребенком КАК?"
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за...
Треннинг
«Профилактика эмоционального выгорания педагога»...
треннинг
«Осознание профессиональных затруднений и пути их преодоления»...
Треннинг коммуникативности
Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышле...
Треннинг на отработку орфоэпических навыков
Данные упражнения на постановку ударения помогут учащимся развивать грамотную речь и подготовиться к ЕГЭ...
Волонтёр года Треннинг
Игра с залом на тему "Мы за ЗОЖ"...
Календарно-тематическое планирование ДООП «Треннинг общения»
Календарно-тематическое планирование на 2020 / 2021 учебный годДООП «Треннинг общения» педагог Осепян А. К. Группа 1...