мини-треннинг " Общаться с ребенком КАК?"
методическая разработка (6 класс) на тему

Елена Алексеевна Морозова

 

Формы   работы  с родителями постоянно меняются. Традиционные  формы   работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные  формы   работы  с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

 

Стержнем активных  работ  с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

 

Традиционно  взаимодействие  родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной  форме  - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов  взаимодействия  в рамках собрания позволяет использование  интерактивных  методов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnaya_forma.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей.

Работа  с родителями является одним из важнейших аспектов  работы  школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

Основной  формой   работы  педагога с родителями являются родительские собрания. Они проводятся с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорируется.

На самом же деле необходимость организовать  взаимодействие  педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое  взаимодействие  педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

От совместной  работы  родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Семья  вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве школы.

Формы   работы  с родителями постоянно меняются. Традиционные  формы   работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные  формы   работы  с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Стержнем активных  работ  с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

Традиционно  взаимодействие  родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной  форме  - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов  взаимодействия  в рамках собрания позволяет использование  интерактивных  методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный  - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные  методы воспитания обозначают воспитание через участие и  взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и  взаимодействия  полностью вовлекает в процесс воспитания.

Использование  интерактивных  методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего,  

  • интерактивные  методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую играет учитель.  Интерактивные  методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Интерактивные  методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «классные нужды», а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.

Их применение повышает готовность родителей к  взаимодействию  с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

Интерактивные  методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение  интерактивных  методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Самые активные  формы   работы  - родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.

На родительском собрании можно применять различные  интерактивные  методы:  работа  в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.

Подготовка к применению  интерактивных  методов    на родительском собрании.

Для того, чтобы применение активных методов на родительском собрании было эффективным, необходимо учитывать некоторые условия.

  • Обеспечить безопасность участников. Психолог или педагог не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали». Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями. Психологу (педагогу) лучше не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им благодарность за участие.

  • Заинтересовать родителей. Нужно объяснить родителям, что  интерактивные  методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации школьной жизни, применить полученные знания и т.п.

  • Организовать пространство. Обязательно нужно изменить расстановку парт в школьном классе (например, поставить их буквой «П» или полукругом) или выбрать другое помещение.

  • Предупредить родителей заранее. Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые  формы   взаимодействия , можно различными способами (например, подготовить письменные приглашения и передать их с детьми).

  • Выбрать оптимальное время на родительском собрании для применения активных  форм  взаимодействия. Время это обычно ограничивается 20-30 минутами. Если родители ранее не принимали участия в такой  работе,  то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.

Сценарий тренинга  Слушать ребенка Как? ( по Ю.Б. Гиппенрейтер)

Слушать ребенка. Как?

Сценарий тренинга для родителей

Цель:

Познакомить родителей с техникой активного слушания.

Задачи:

Познакомиться ближе с родителями.

Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания.

Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком.

Научить распознавать чувства детей в разных ситуациях.

Потренироваться использовать технику активного слушания.

Время проведения – 1,5 часа.

Материалы

Визитки; карточки с описанием различных ситуаций; бумага формата А4,А3.

Ход тренинга

Ведущий  приглашает родителям  в класс  и занять любое место в кругу.

Ведущий. Здравствуйте! Я  рада, что вы нашли время прийти на наше мероприятие. . В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам:  подписать и прикрепить визитки, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Сейчас я  по кругу буду  передавать вот такую игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители, и закончить следующее предложение: Я пришел сюда…

В ходе выполнения этого задания участники по очереди представлялись друг другу.  На этом этапе ведущий   делает обобщение по поводу услышанного.

Ведущий. Сегодня мы будем говорить о  трудностях, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудить, как можно решать эти проблемы. Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

Разминка является, на наш взгляд, важной частью тренинга. Именно на этом этапе участники получают возможность взаимодействовать в различных  игровых ситуациях. Игровые упражнения должны быть просты по содержанию, безопасны для участников и направлены на снятие напряжения, барьеров.

В разминку можно включить « Ветер дует на тех, кто…»

Ведущий. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребенок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком.

Ведущий описывает несколько типичных ситуаций: ребенок не хочет надевать шапку;  ребенок  пишет письмо бабушке, только почерк корявый, да ошибок много. Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые фразы

Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?

Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребенок ждет понимания, а не родительских лекций и нотаций.

Ведущий. Причина трудностей детей часто бывает спрятана в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка – мы ему не поможем. В  таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Мы это называем способ  активным  слушанием.

Что значит активно выслушать?

Ведущий спрашивает родителей, что они знают об этой технике. Родители по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания, а некоторые даже делятся опытом.

Ведущий. Вы совершенно верно изложили суть этой техники. Позволю еще раз о ней сказать: активно слушать ребенка – значит

 « возвращать» ему  в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства

Пример

Сын. Он отнял мою машину!

Мама. Ты  очень огорчен и рассержен на него.

Сын. Больше я туда не пойду!

Ведущий. Предлагает разыграть сценку, взятую из книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гипепенрейтор

Это этап можно также подготовить заранее с кем-то из участников

Сценка

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади растерянный сын.

ДОЧЬ. У-у-у!

МАМА. Миша тебя обидел…

ДОЧЬ. Он меня урони-ил!

МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась…

ДОЧЬ. Нет он меня не поймал..

МАМА, Ты откуда-то прыгала, а он тебя не поймал..

ДОЧЬ. Да.  Я к тебе хочу

МАМА. Ты хочешь побыть со мной, а  на Мишу обижаешься.

ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

МИША. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю.

Ведущий. Вы только что увидели, как мама использовала техник. Прописывают алгоритм действий этой техники.

 Родители высказывают свои мнения. Надо отметить, что глаза ребенка и матери были на одном уровне.

Ведущий. Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Это поза является сильным сигналом, насколько мы готовы слушать и услышать.

  1. Занять правильное положение по отношению к ребенку  (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).

Ведущий. Вспомните, в какой форме беседовала мать?

Участники должны выйти на то, что ответы матери были в утвердительной форме.

Ведущий. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.

2. Повтор  услышанного от ребенка.

  1. Делать паузы между фразами.
  2. Обозначение чувств ребенка.
  3. Чувства – в утвердительной форме.

Ведущий. А теперь давайте потренируемся использовать технику АС. Каждый из вас получает карточку, на которой описана ситуация Ваша задача – понять чувства ребенка в этой  ситуации.

Ведущий. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Далее участники разбиваются на пары. Идет обсуждение  различных ситуаций, с которыми сталкивались в процессе общения с детьми. Эти ситуации записываются на карточки. На данном этапе пары разыгрывают ситуации, пробуя технику АС.

 Результаты применения техники АС.

Данная техника помогает выстраивать отношения с детьми, лучше понимать детей, с ее использованием ослабевает напряжение в общении

Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделить радость удваивается, а разделенное горе уменьшается)

Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.

 Ребенок сам учится решать свои проблемы.

Ребенок начинает активно слушать родителей.

Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его « отрицательные» чувства, то есть и сами родители.

Ведущий. Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной. Хорошо известно, что начинающие балерины проводят часы в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений (при разучивание  позиций, ступни ставятся под углом 180 градусов).

Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, « техника» исчезает и переходит в искусство общения.

Мы не будем сейчас давать оценку этой технике. Я попрошу всех по очереди ответить на два вопроса:

Готовы ли вы попробовать  использовать эту технику?

Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий?

Чаепитие

Методические разработки

Урок №1

Безусловное принимать ребенка – значит любить его  не за то, что он красивый, умный, способный, отличный помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

 « Если  ты будешь хорошим мальчиком (девочкой,  то я буду тебя любить»

  « Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь… (лениться. драться. грубить), не начнешь… (хорошо учиться, помогать по дому)»

 

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщается, что его принимают  условно (только если)…

 

Оценочное отношение – награды и наказания, главные воспитательные средства.

 Похвалишь ребенка – он укрепиться в добре, накажешь – и зло отступит.

 Чаще всего бывает на оборот. Чем больше наказываешь, тем хуже он становится. Потому что воспитание это не дрессура.

 Родители не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

 

 Потребность в любви, в принадлежности, т о есть нежности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей.

Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка

 Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен.

 Знаки безусловного внимания (они нужны как пища растущему организму). Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться

  • в приветливых взглядах,
  • ласковых прикосновениях,
  • прямых словах.

 

«Как хорошо, что ты у нас родился»

 « Я рада тебя видеть»

 « Ты мне нравишься»

 Нужно следить за своими обращения к детям.

 Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению:

  •  « Меня не любят».  Доводы родителей типа: « Я тоже о тебе забочусь» дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не их смысл.

 У них своя эмоциональная бухгалтерия. Тон важнее слов.

« Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться»

 Правила:

  1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

  1. Можно осуждать действие ребенка не  его чувства, какими бы нежелательными или « непозволительными они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

  1. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

 Причины, мешающие,  безусловно принимать ребенка:

  •  Настрой на «воспитание» (Как же я его буду обнимать, если он еще не убрал игрушки?)

 Дисциплина не до,  а после установления добрых отношений, и только на базе них.

  •  Мечтали о мальчике, а родилась девочка.
  •  Похож на отца, с которым мать в разводе.
  •  Стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты.

 Задание:

 Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Сколько раз вы обратились с положительными высказываниями в течения дня и  сколько с отрицательными высказываниями (упреком, замечанием, критикой).

Задание

Обнимайте вашего ребенка не менее  8 раз в день. Неплохо это делать и по отношению ко всем членам семьи.

Урок №2

Если ему трудно. Правило 2

Закон «зоны ближайшего развития» и что бывает, если его не учитывать.

 На предыдущем уроке мы говорили о том. Как важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием

( Правило 1)

 Другое дело, если он на ткнулся на серьезную трудность, с которой он не может справиться. Тогда позиция невмешательства не годится, может принести только вред. Родители хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей. Бывает, конечно, и другое, : некогда, неинтересно, или родитель сам не знает, как надо.

 Все эти «педагогические соображения» и «уважительные причины»  - главные препятствия на пути выполнения   Правила 2

 Если  ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

 Очень хорошо начать со слов: « Давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний, увлечений.

Правило 2 используется, если ребенок либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», он не знает как делать. Любое это проявление – сигнал о том, что ему необходимо помочь.

 Правило 2  - не просто добрый совет. Оно опирается на психологический закон « Зона ближайшего развития».

 Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которым он может справиться сам, за пределами этого круга – дела. Доступные для него только при участии взрослого. Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, но не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника часто звучат родительские слова « пора», 2 теперь мы будем»

  Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга  - дела,  которые ребенок делает только вместе со взрослыми. За пределами большого круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими. По мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов.

Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой., и именно благодаря тому, что это было « с мамой». Зона дел вместе  -это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.

Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются.

А  у другого узкая. Так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.

 Теперь, вам стане более понятно, почему оставлять « из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно – грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития!

 Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят:» Поиграй со мной». « Пойдем погуляем».» давай повозимся». « А можно я тоже буду». И если у вас нет действительно серьезный причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один

« Давай»

 Известно, есть дети, которые не любят читать. Их родители справедливо огорчаются и пытаются любыми способами приучить ребенка книге. Однако. Часто ничего не получается. Есть верный способ: читать вместе с ребенком.

 Обычно дети активны, и они постоянно стремятся взять на себя то, что делаете вы.

 Стремление ребенка завоевать все новые « территории» дел очень важно, и

 его следует охранять как зеницу ока.

 Мы подошли к самому тонкому моменту: как уберечь естественную активность ребенка? Как не забить, не заглушить ее?

Родителей подстерегает здесь двойная опасность.

Первая – слишком рано переложить свою часть на ребенка. В нашем  примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через пять минут отпустить и руль, и седло. Неизбежно в таких случаях падение может привести к тому, что у ребенка пропадет желание садиться на велосипед.

 Вторая опасность – наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителей. Так сказать, занудливое,  руководство, в совместном деле.

Домашние задания.

 Выберите для начала какое-нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему: « давай вместе!» Посмотрите на его реакцию; если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а за одно и себя)

 Выберите пару новых дел, которые вы хотели бы, что бы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.

Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время. Проводимое с вами, было для него положительно окрашено

 

Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее

вместе        

Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются.

        

А  у другого,  зона  узкая. Так как родители часто предоставляют его самому себе.

Урок №3

А если ребенок делает  «не то»,  не слушает.

 

Чем – то занят, что-то делает, но делает, по вашему мнению «не так» плохо

 Дети по-разному реагируют  на родительские « не так»:

  • Одни грустнеют и теряются;
  • Обижаются;
  • Бунтуют (Раз плохо не буду вообще!)

Почему? Когда мы  показываем и навязываем «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем  несправедливо. Ребенок вправе обижаться на нас!

 Знание ошибок полезно, но указывать на них нужно с особенной осторожностью.

  •  Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку;
  •  Во-вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке. А не в тот момент, когда ребенок увлечен делом;
  • Замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

 Ваш ребенок чему-то учится.  

Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов.

Назовем четыре из них.

 Первый, самый очевидный  - это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.

 Второй, результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться. То есть учить самого себя.

 Третий, результат – эмоциональный след от занятия  удовольствие или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

 Четвертый  результат - след на ваших взаимоотношениях  с ним, если вы принимали участие в занятиях, Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств)

 Запомните,  опасно ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?).

Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!

Правило№1

 Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.

 Своим невмешательством вы будете сообщать ему: « С тобой все в порядке! Ты,

конечно, справишься!

Следующая  форма   работы  – индивидуальные консультации.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в  семье ;

•поведенческие реакции;

•особенности характера;

•мотивация учения;

•моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то ………

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было …..

3.О здоровье можно сказать следующее …….

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы ……..

5.Его отношение к школе было …….

6.Трудности воспитания связаны с …….

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ….

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные  формы   работы  с родителями

•тематические консультации

•родительские чтения

•родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и  семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Примерные темы:

1.Ребёнок не хочет учиться.

2.Как развить плохую память ребёнка.

3.Единственный ребёнок в семье.

4.К чему может привести тревожность детей.

5.Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

•учитель собирает и анализирует информацию;

•определяется список литературы по данному вопросу;

•изучение литературы родителями;

•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

1.Первый год ребёнка, каким он был.

2.Каким я вижу будущее своего ребёнка.

3.Друзья моего ребёнка.

Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения выделяют   следующие направления работы:

1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5  классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса гимназии, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса гимназии.

2. Консультирование  семей  учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.

3. Информационно-просветительская и развивающая  работа  через:

  • проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;

  • психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная  форма   взаимодействия  с родительской общественностью позволяет использовать  интерактивные  методы психологического воздействия.

1.Родительские собрания. Формы  проведения родительских собраний необходимо максимально разнообразить. Можно использовать информационные технологии, которые помогают наглядно, убедительно и доступно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рассказать о текущих делах и успехах класса, провести  работу  по профилактике неуспеваемости учащихся. Здесь выбираются активные методы общения и  взаимодействия  с родителями:

лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;

дискуссия – "круглый стол”, совместное обсуждение какой – либо проблемы;

исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания);

психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);

диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания); активное участие родителей в беседах, дискуссиях; обмен опытом воспитания с другими родителями; осознание собственных ошибок; анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.

2. Консультирование семей  учащихся по актуальным вопросам обучения детей у учителей-предметников.

3. Информационно-просветительская и развивающая  работа  через: проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей; психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная  форма   взаимодействия  с родительской общественностью позволяет использовать  интерактивные  методы психологического воздействия для обнаружения и корректировки пробелов знаний.

4. Индивидуальные собеседования. Собеседования планируются проводить по мере надобности. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год.

5. Пресс – конференция с родителями. Эту  форму   работы  мы предлагаем проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, завучей, директора школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в  форме  вопросов и ответов.

6. Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность. Привлечение родителей к созданию позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может реализовать себя в учебной деятельности, получить консультации, рекомендации специалистов ОУ, психолога, медицинского работника.

7. Изучение  семей.

Информация о  семье  необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного выбора методов, адекватных образовательным потребностям  семьи ; для понимания истоков и причин сценария развития успешности в обучении, для выработки индивидуальной тактики  взаимодействия  с родителями.

Памятка для родителей

1. Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

2. Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.

4. Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.

7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?

Уважаемые педагоги! Мы надеемся, что предложенные нами формы работы с родителями помогут Вам в объединении усилий педколлектива и родителей в развитии ребенка, как личности и будут способствовать поиску новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.

Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

План – конспект занятия программы «Здоровый ребенок успешный ребенок» для учащихся 5В класса.

Тема: Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности на кружке ритмическая гимнастика....

"Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия"

Выступление на родительском собрании.Цель: напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребенка от насилия....

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Цель: изучение данных документов....