Внеклассное мероприятие "Моя малая Родина"
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытое внеклассное мероприятие в 5-6 кл.
Тема занятия: «Моя Малая Родина»
Тип занятия: урок открытия новых знаний с элементами театрализации
Цель: расширение и углубление знаний учащихся об истории родного села.
Задачи:
- формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;
- содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;
- развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;
- прививать навыки поисковой исследовательской работы;
- выражать свои эмоции и чувства песнями, стихотворениями.
Оборудование: компьютер, проектор, макет села, родословной.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
- умение определять и формировать цель занятия.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае, селе.
Познавательные:
- умение перерабатывать самостоятельно полученную информацию, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность.
Коммуникативные:
- контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход занятия
Мотивационный этап
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
Этап актуализации знаний
Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни. (Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении ученицы 5 класса Королёвой К.).
- О чём мы сегодня будем говорить на занятии? (О Родине)
- А что значит Родина? (страна-Россия, место, где родился и вырос человек)
Давайте уточним значение этого слова. (Словарь Ожегова)
- О какой Родине мы сегодня с вами будем говорить? (О Малой Родине).
- Попробуйте определить тему и поставит цель перед собой? (Узнать об истории родного села)
Для каждого из вас «Малая Родина» - это ваше любимое село, ваш дом, ваша семья. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я?» Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях было – узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. С родословной своей семьи нас познакомит ученик 5 класса Дутов В.
Этап открытия новых знаний
Стихотворение «Село моё родное» читает Гафурова Евгения
В глубине страны России
Среди березок и полей
Стоит одно село большое
Под сенью стройных тополей
Кругом простые ходят люди
И нет там фиников на блюде
И там от мала до велика
Все люди русские насквозь.
И если к нам приедет гость,
То мы последнюю рубаху
С себя готовы гостю снять,
А если хорошо попросит –
То можем сказку рассказать.
Инсценировка
Простую сказочку вот эту
О том село как родилось,
Как людям нашим в нём жилось.
Как вместе встречали годы ненастья,
Как вместе плясали и пели от счастья,
Как вместе старались и вместе трудились,
Как отдыхали и веселились.
Назло неприятностям шли на пролом,
Расскажем о том, как сейчас мы живём.
А начиналось всё это так:
Внук: Дед, а дед, расскажи, как наше село возникло и почему раньше оно называлось Истомино.
Дед: Ой, внучек, не простой вопрос ты мне задал. Мне мой дед рассказывал, а ему его матушка сказывала о том, что в 1770 году Забайкалец Василий Истомин облюбовал место на берегу реки Курлыча и построил первое зимовье. Место оказалось удачным для охоты и рыболовства. Поэтому сюда потянулись и другие крестьяне, стали обосновываться, строить дома. Так по фамилии первого землепроходца возникло село «Истомино».
Внук: А почему сейчас наше село называется Усть-Наринзор?
Дед: Да, позднее оно было переименовано в Усть-Наринзор, путем сложения двух слов – устье реки и название пади, против которого оно расположено. А в переводе с бурятского Усть-Наринзор означает «Солнечная долина».
Внук: А храм или церковь были в селе?
Дед: Наши прадеды были людьми верующими. Верили в бога и молились ему. В селе была построена деревянная церковь, где пел хор. Впервые годы Советской власти церкви повсюду уничтожались. В нашем селе никто не решался на то, чтобы сбросить колокола. Тогда договорились с местным пьяницей, он забрался на церковь и начал вершить своё темное дело, колокола сбросил, да сам оступился и сорвался с колокольни, в эту же ночь он помер.
Внук: А чем занимались жители села?
Дед: Большую часть времени крестьяне занимались земледелием. Расчищали землю от леса, засевали её зерновыми культурами, сажали картофель, овощи, разводили скот. Эта традиция продолжается, и по сей день. Спустя 2 века, люди нашего села так же занимаются с\хозяйством. Угодья позволяют и пшеницу взрастить, и сено накосить. Уж чем-чем, а сенокосами наше село славится!
Внук: Говорят, что наше село было богатым, и были люди, которые внесли огромный вклад в развитие села?
Учитель: Действительно, многие люди способствовали тому, чтобы наше село процветало. О некоторых - нам расскажут ребята, которые самостоятельно находили о них информацию.
Выступление учащихся
Вагин Алексей Иванович (1909-1981) был первым в послевоенные годы председателем колхоза. При нем, при этом скромном, энергичном человеке, знающим дело руководителя, хозяйство пошло в гору: разводили коз, овец, лошадей, крупный рогатый скот, свиней, уток, сеяли зерновые, садили овощи. Даже была пасека. Мёд выдавали колхозникам и просто жителям. Такое многоотраслевое хозяйство стало возможным благодаря тому, что он умел работать с людьми, разговаривать с ними по душам. По рассказам жителей села, Алексей Иванович очень хорошо знал психологию крестьянина, умел поговорить с ним так, что тот уходил из его кабинета согретый теплом и заботой. А в основном общался с ними на ферме, на сенокосе, да и просто на улице. Он знал способности каждого человека.
Прошло много лет, а память о нём до сих пор хранится в сердцах жителей села. В настоящее время в селе проживают его внуки и правнуки.
Малышев Василий Афанасьевич (1927-2005) внёс немалый вклад в развитие колхозного производства. Пятнадцатилетним подростком он начал работать трактористом в годы войны, потом бригадиром, начальником участка. С ноября 1945 года занимает руководящие должности. В статье «Ради людей», помещённой в газете «Забайкальский рабочий» о нём пишут, что он никогда не был сторонником «жёстких» методов в руководстве людьми.
За свой труд и справедливое отношение к людям Василий Афанасьевич награждён орденами и медалями. Сейчас в селе проживает его дочь – Бочкарникова Альбина Васильевна, которая является отличником педагогического труда, дети и внуки.
Дед: Да, много людей было в те годы и одарённых, и смелых. Но на их долю выпало много горя. Наши земляки пережили вместе со всей страной Великую Отечественную войну.
Учитель: Люди должны знать свою историю и помнить её.
- Как человек сохраняет память о событиях, которые происходили? (Возлагаем венки, цветы к обелискам погибших воинов; проводим встречи с ветеранами, помогаем им).
- Какой памятник есть в наше селе? (Памятник погибшим односельчанам в Великой Отечественной войне)
Учитель: Много наших земляков отдали свои жизни за нашу Родину.
Рассказ учащихся о ветеранах ВОВ
Учитель: Мы всегда будем помнить об этих событиях. И нам никогда не надо забывать о том, что когда мы вместе, когда мы дружим, любим и понимаем друг другу, родина каждого из нас будет процветать, а люди будут счастливы.
В 2015г. 9 мая наша страна будет праздновать 70-летие Победы в ВОВ. Очень жаль, что наши ветераны не дожили до этой даты. Но они оставили глубокий след на нашей Усть-Наринзорской земле.
Внук: В каком году построена наша школа?
Дед: В 1968 году. Помогало строить всё село. – А как сейчас вам в ней живется, расскажи?
Внук: В школе у нас хорошо! Работают спортивные секции, предметные кружки. Ежегодно мы принимаем участие в смотрах художественной самодеятельности, спортивных районных соревнованиях. Участвуем в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах. Многие преподаватели школы награждены различными правительственными наградами. А в 2007 году нашей школе исполнилось 50 лет.
Учитель: О нашем селе можно говорить очень долго.
Есть одна пословица «Всяк кулик своё болото хвалит». Как вы думаете, почему я её вспомнила? Подходит ли она к нашему уроку?
- Кулик хвалит болото, потому что он там живёт, есть еда, ему там хорошо. А мы сегодня хвалим наше село – это наша малая родина.
Выставка рисунков
Рассматривание рисунков, которые нарисовали дети, готовясь к уроку.
- В нашем селе нет таких красивых зданий, какие есть в Москве. Но в нашем «маленьком уголке» очень красивая природа.
-Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.
Чтение отрывков из сочинений ребят
-За что же мы любим свою малую родину?
Чтение стихотворения о родном селе (Распопова А.)
Мой родной Усть-Наринзор
Дождь прошел и ярко солнце
Засияло в синеве.
Я иду не по тропинке,
А по мокрой по траве.
Поднимаюсь на Рябину,
Что над нашим над селом
И прекрасная картина
Видится внизу кругом:
Улицы села прямые
Речка, музыка поёт
На пригорке словно лебедь
Школа белая плывет.
От волненья чуть не плачу,
Сердце бьётся как мотор
Здесь село моё родное,
Мой родной Усть-Наринзор.
А.М.Макаров
Представление учащимися макета села
На внеурочной деятельности мы работали над созданием макета села. Каждый из вас внес частичку своего труда в его создание. Давайте объединим вашу работу и посмотрим, что у нас получилось. Красиво? Пусть наше село будет таким же красивым и процветающим.
Рефлексия
Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?
Сейчас ребята я предлагаю вам закончить три предложения:
Моя малая Родина – это…
Я люблю её за…
Я хочу пожелать ей…
Малая Родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"
Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...
Внеклассное мероприятие литературно- музыкальная композиция "Моя малая родина"
Внеклассное меоприятие "Моя малая родина" разработана на основе личного исследовательско-краеведческого материала об истории, становлении, развитии родного села Чувашское Бурнаево. Также использовала ...
Внеклассное мероприятие: «Моя малая Родина»
Цель мероприятия: воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, символики родного края.Задачи мероприятия:- формирование чувства при...
Внеклассное мероприятие "Моя малая Родина"
Мероприятие будет интересно учителям истории, краеведам, просто педагогам, которые учат детей любить свою Малую Родину. Основано на краеведческом материале села Корнеевка Краснопартизанско...
Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).
Урок внеклассного чтения по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...
внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...
Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».
В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных для родного края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....