Работа с одаренными детьми
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Николаевка
Ивантеевского района Саратовской области»
Работа с одаренными детьми по математике
Бабухина Татьяна Александровна
I квалификационной категории,
2015-2016 учебный год
Актуальность разработки программы
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одарённости в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху работа с одарёнными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе. Одним из пунктов школьной программы «Одарённые дети» является выявление способных учащихся. В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность и развитие их математических способностей.
Основные задачи:
- Выявление и развитие у учащихся естественнонаучных способностей
- Овладение конкретными естественнонаучными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для решения естественнонаучных задач;
- Формирование представлений о естественнонаучных дисциплинах как части общечеловеческой культуры, понимание их значимости для общественного прогресса.
Концепции программы
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную, познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
- одарённым и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости;
- остро воспринимают общественную несправедливость;
- устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
- не могут чётко развести реальность и фантазию;
- имеют хорошо развитое чувство юмора;
- постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока недоступны. С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Одаренность - это большой труд. Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Это способности, помноженные на усердие.
Компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Реализация курса проходит в 3 этапа
1этап – учащиеся 5 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени я веду занятия внеучебной деятельности «Занимательная математика», организую участие в школьном туре олимпиад, приглашаю к участию в проектах учащихся старшей ступени на этапе сбора и обработки информации.
2этап – учащиеся 6-7 классов. На этом этапе важным является продолжение развития устойчивого интереса к математике с помощью занятий внеучебной деятельности «В мире математики». Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня, занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, на муниципальных конференциях.
3этап – учащиеся 8-9 классов. На этой ступени большую роль отвожу профильному обучению учащихся. На элективных и консультационных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Учащиеся 9 класса проходят тестирование , создают и реализуют проекты. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.
Объединяющим фактором всех возрастных групп является:
- проведение «Недели математики», во время которой охвачены различными мероприятиями все учащиеся школы с 1 по 9 класс;
- научно-исследовательская работа по предмету, которая побуждает учащихся интенсивно трудиться. Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Исследовательскую деятельность как технологию организую на уроках (решение проблемных ситуаций и исследовательский практикум),во внеурочное время (домашние исследования, моделирование), в школе (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при подготовке к конкурсам научно- исследовательских работ учащихся).
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются призёрами муниципальных, региональных конкурсов и сетевых проектов, успешно поступают и учатся в ВУЗах по всей России.
Содержание программы
- математические игры и ребусы
- Логические задачи.
- Составление математических кроссвордов.
- Задачи на сообразительность
- Тестовые задания повышенной сложности.
- Разбор заданий математических олимпиад.
- Знакомство с графами.
- Задачи на развитие внимания.
- Задачи на нахождение вероятности наступления события.
- Решение тестов олимпиад.
Ожидаемые результаты
- Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся
- Участие и получение призовых мест в муниципальном туре математических олимпиад
- Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах регионального и федерального уровней
Сроки реализации – 2015-2016 учебный год
Список использованной литературы:
Литература для учащихся:
- Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.
- Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
- Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 168 с.
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2012. 93 с. – (ФИПИ 2012)
Электронные ресурсы:
- http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
- http://www.terver.ru/ - Школьная математика. Справочник;
- http://www.grin-planeta.ucoz.ru/ - сайт секции «зеленая планета» НОУ.
- http://www.nadezhda-rossii.ucoz.ru/ - сайт профильного (10-Б) класса;
http://www.moy-mir.ucoz.ru/ - персональный сайт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...