Работа с одаренными детьми
рабочая программа на тему

Бабухина Татьяна Александровна

Программа работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_2015-2016.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Николаевка

Ивантеевского района Саратовской области»

Работа с одаренными детьми по математике

Бабухина Татьяна Александровна

I квалификационной категории,                                                                              

2015-2016 учебный год

Актуальность разработки программы

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одарённости в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху работа с одарёнными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест.  Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе. Одним из пунктов школьной программы «Одарённые дети» является выявление способных учащихся. В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.   

Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность и развитие их математических способностей.

Основные задачи:

  • Выявление и развитие у учащихся естественнонаучных способностей
  • Овладение конкретными естественнонаучными знаниями, необходимыми для применения  в практической деятельности;
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для решения естественнонаучных задач;
  • Формирование представлений о естественнонаучных дисциплинах  как части общечеловеческой культуры, понимание  их значимости  для общественного прогресса.

Концепции программы

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную, познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
  • одарённым и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости;
  • остро воспринимают общественную несправедливость;
  • устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
  • не могут чётко развести реальность и фантазию;
  • имеют хорошо развитое чувство юмора;
  • постоянно пытаются решать проблемы, которые  им пока недоступны. С точки зрения их развития такие попытки полезны.

Одаренность - это большой труд. Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Это способности, помноженные на усердие.

Компоненты:

  • выявление одаренных детей; 
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Реализация курса  проходит в 3 этапа

1этап – учащиеся 5 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени я веду занятия внеучебной деятельности   «Занимательная математика», организую  участие в школьном туре олимпиад, приглашаю к участию в проектах учащихся старшей ступени на этапе сбора и обработки информации.

2этап – учащиеся 6-7 классов. На этом этапе важным является продолжение  развития устойчивого интереса к математике с помощью занятий внеучебной деятельности  «В мире математики». Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня,  занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, на муниципальных конференциях.

3этап – учащиеся 8-9 классов. На этой ступени большую роль отвожу  профильному обучению учащихся. На элективных и консультационных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Учащиеся 9 класса проходят тестирование , создают и реализуют проекты. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.

Объединяющим фактором всех возрастных групп является:

  • проведение  «Недели математики», во время которой  охвачены различными мероприятиями все учащиеся школы с 1 по 9 класс;
  • научно-исследовательская работа по предмету, которая   побуждает учащихся интенсивно трудиться.  Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ,  подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Исследовательскую деятельность как технологию организую на уроках (решение проблемных ситуаций и исследовательский практикум),во внеурочное время (домашние исследования, моделирование), в школе (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при подготовке к конкурсам научно- исследовательских работ учащихся).

Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются призёрами муниципальных, региональных конкурсов и сетевых проектов, успешно поступают и учатся в ВУЗах по всей России.

Содержание программы

  1. математические игры  и ребусы
  2. Логические задачи.
  3. Составление математических кроссвордов.
  4.  Задачи на сообразительность
  5. Тестовые задания повышенной сложности.
  6. Разбор заданий математических  олимпиад.                      
  7. Знакомство с графами.                                    
  8. Задачи на развитие внимания.  
  9. Задачи на нахождение вероятности наступления события.
  10. Решение тестов олимпиад.

Ожидаемые результаты

  • Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся
  • Участие и получение призовых мест в муниципальном туре математических олимпиад
  • Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах регионального и федерального уровней

Сроки реализации – 2015-2016 учебный год

Список использованной литературы:

Литература для учащихся:

  1. Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.
  2. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.
  3. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
  4. Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 168 с.
  5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2012. 93 с. – (ФИПИ 2012)

Электронные ресурсы:

  1. http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
  2. http://www.terver.ru/  - Школьная математика. Справочник;
  3. http://www.grin-planeta.ucoz.ru/ - сайт секции «зеленая планета» НОУ.
  4. http://www.nadezhda-rossii.ucoz.ru/ - сайт профильного (10-Б) класса;

http://www.moy-mir.ucoz.ru/ - персональный сайт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...