План внеурочной деятельности "Юный корреспондент"
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
План внеурочной деятельности "Юный корреспондент"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План внеурочной деятельности | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Ахуново Салаватского района РБ
г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный корреспондент»
на 2015/2016 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов
Учитель русского языка и литературы:
Шагизаманова Розалия Римовна
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Газета – это история мира за сутки.
А. Шопенгауэр
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:
- социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;
- перевод учащегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.
Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, который предполагает:
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
- проблемно-диалогическую технологию,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Актуальность данной внеурочной программы - в социальной деятельности учащихся, формировании у них в процессе работы способности управления культурным пространством своего существования.
2. Цели и задачи программы
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами внеурочной деятельности. Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета.
Задачи программы:
- осознание учащимся новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.
Задачи:
Воспитательный аспект:
- умение делать выбор и принимать решения;
- умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;
- умение быть автономным.
Образовательный аспект:
- Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
- Организация умения выделять и формулировать тему, идею;
- Формирование умений строить устные и письменные высказывания;
- Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Развивающий аспект
- Развитие творческих способностей учащихся
- Формирование таких качеств и умений 21 века, как:
- ответственность и адаптивность
- межличностное взаимодействие и сотрудничество
- любознательность
- критическое и системное мышление
- информационная и медиаграмотность.
3. Отличительные особенности программы
Чтобы понять свою внутреннюю сущность,
ребёнку необходимо осознать,
что он существует,
что его творчество так же важно,
как и творчество взрослых.
Жак Гоне
Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению.
Функции:
- расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
- приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
- расширения коммуникативного опыта;
Принципы клуба:
- добровольность членства
- самоуправление
- единство цели
- совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом
Виды деятельности:
- Познавательные. (Пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, участие в конкурсах).
- Игровая. (Социально моделирующие игры, ролевые игры).
- Трудовая. (Детско-взрослое образовательное производство).
- Досуго-развлекательная.(«Капустники», проведение конкурсов).
- Художественное творчество. (Организации выставок творческих работ, посещение музеев, стендовые семинары, конкурс стенгазет, газетных полос).
- Социальное творчество. (Социальные пробы, проекты; волонтерство, создание альманаха).
- Проблемно-ценностное общение. (Тренинги, коучинги, дебаты, дискуссии)
Результативность:
Формирование разностороннего личностного проявления, обогащения личного опыта социально и личностно-значимым содержанием, продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических мероприятиях.
Этапы реализации
1 этап – Организационно-подготовительный: определение темы, определение состава групп участников проекта, обсуждение проблемных и основополагающего вопросов, распределение обязанностей.
2 этап - Обучающий: поиск информации, знакомство с предварительными вариантами работ, их координация.
3 этап - Исследовательский: сбор и анализ информации, отбор материала для публикации в газете, работа с печатными материалами.
4 этап – Рефлексия: создание макета газеты, оформление номера газеты.
5 этап – Итоговый: оформление результатов своей работы в форме школьной газеты и размещение электронного экземпляра на сайте.
Форма и режим занятий
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юных журналистов» рассчитана на 34 учебных недели, по 1 часу в неделю, итого 34 часа.
4. Уровень результатов работы по программе.
Данный курс ориентирован на формирование функционально грамотной личности средствами внеурочной деятельности. Функционально-грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач, т.е. человек, способный решать проблемы в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских. Человек, обладающий набором ключевых компетенций.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности
Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача-помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И.Г.Песталоцци
Предметные результаты.
«Надо помогать людям эффективно учиться,
вместо того, чтобы передавать им ненужные знания»
П. Фани, А. Мамфолд
- Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников, следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее.
- Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества.
- Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
- Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания.
- Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части).
- Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.
- Организация умения выделять и формулировать тему, идею.
- Формирование умений строить устные и письменные высказывания.
- Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.
Личностные результаты.
Где это только возможно,
обучение должно стать переживанием.
А. Эйнштейн
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.
- Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
- Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.
- Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.
Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности, работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация своих материалов), деловая игра «Точка зрения», «Идеальное задание».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Сущность интеллектуализма — анализ.
Георг Зиммель
Искусство анализа состоит в умении играть на
многообразии возможных прочтений партитуры,
которая записывается речью в регистрах языка.
Жак Лакан
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Учиться определять и формулировать цель деятельности.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием», технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор информации,
Познавательные УУД:
Познавать не размышляя – бесполезно;
размышлять, не познавая, опасно.
Конфуций
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Ориентироваться в своей системе знаний.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Средства достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернет-ресурсов, использования метода наблюдения.
Коммуникативные УУД:
Нет больше радости в жизни,
чем радость человеческого общения.
А. Де Сент-Экзюпери
Кто говорит, тот сеет,
кто слушает, тот собирает жатву.
П.Буаст
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с представителями общественности, коучинг (к примеру «Человек – центр любой деятельности»), круглый стол, планерка, работа в малых группах, технология проблемного диалога («побуждающий и подводящий диалог»).
Результаты внеурочной деятельности
- Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Действия для людей и на людях.
М.К. Мамардашвили
- 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
- 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь
- 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Система организации учащихся пресс-клуба
Программа рассчитана на 1 год обучения.
В процессе обучения участники кружка делятся на рабочие группы:
Корреспонденты – сбор и обработка материала
Художники-фотографы – предоставление необходимого графического материала для газеты.
Редакторы – подготовка материалов.
Сценаристы – подготовка сценария к разделам газеты.
Блиц-опросники – сбор информации.
Верстальщики – верстка газеты.
Маркетологи – работа с Интернет-ресурсами, подготовка школьного издания, материалов к различным конкурсам.
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 Модуль. Введение в журналистику.
№ | Тема занятий | Способы и формы работы | Результаты |
1 | Можно ли научиться писать? | Игра «Проба пера» Психологический тренинг. | Знакомство с «памятками» журналиста, результаты тренинга, анализ работ. |
2 | Дайджест детской прессы. Особенности различных детских и подростковых изданий. | Обзор детских изданий. Деловая игра «Точка зрения!» Обзор Интернет-ресурсов. | Работа-отчет «Самое креативное школьное издание» с использованием презентации. |
3 | История возникновения журналистики | Проблемный диалог, информационный поиск | Мастер-новость «Журналист будущего» |
4 | Что такое профессиональная этика журналиста. | Работа в малых группах, «побуждающий и подводящий диалог» | Предварительный просмотр статей, анализ текстов. |
5 | Круглый стол | Вопросы для собеседования: Когда в обиход вошли понятия «газета», «журнал»? Почему в 18-19 вв издатели отдавали приоритет журналу, а не газете? Какие виды газет вы знаете? Какие исторические типы журналистики вы знаете? Существует ли полная свобода печати? Каковы причины возникновения журналистики? Что такое гласность и свобода печати? Что такое дайджест? Какие законы РФ о СМИ вы знаете? Какие детские и подростковые издания выходят в Саратовской области и других регионах страны? Охарактеризуйте их. | Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)». |
2 модуль. Основы журналистики.
6 | Понятие информации. Информационные жанры. Кто владеет информацией – тот владеет миром. | Коучинг «Умею ли я работать с информацией». Тренинг «Работа с событием». | Собеседование, индивидуальная работа. |
7-8 | Публицистика. Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности | Игра «Проба пера». «Маленький мистер Бин». Написать материал (тема, жанр – на выбор), в который включить свои «бины» (например, каБИнет) | Составление материалов в виде зарисовок в грамматической игре «О пользе знаков препинания». |
9 | Как построить заметку. | Урок читательских удовольствий. Конкурс «Заметка дня!» | Заметка о значимом событии в жизни школы. Подготовка газетной полосы. |
10-11 | Статья. Виды статьи | Деловая игра «Идеальное задание» Литературный тренинг. Составление письменной характеристики или литературного портретика на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?» | Мастер-новость «Час важных сообщений» Подготовка газетной полосы. |
12 | Что такое удачный заголовок и как его придумать. | Мастер-класс. «Обыграй словечко!» Структурирование номера газеты. | Конкурс «Лучший заголовок» Подготовка газетной полосы. |
13 | "Пусть не пугает чистый лист..." «Плохой журналист сделает из хорошего материала невзрачную заметку, хороший из минимума информации сделает интереснейшую вещь». Поговорка журналиста | Творческая мастерская. Составление статьи по крылатому выражению, афоризму. | Подготовка газетной полосы. Работа в рубриках «Размышляем вслух», «Моя точка зрения», «Знаете ли вы?» |
14 | Общение - это искусство | Ролевая игра «Трудные собеседники». | Подготовка и проведение блиц-опроса. Подготовка газетной полосы. |
15-16 | Интервью как метод и как жанр. Как проводить интервью | Игра «Умеете ли вы задавать вопросы?» | Подготовка и проведение интервью. Подготовка газетной полосы. |
17 | Особенность репортажа. Что такое "эффект присутствия". | Коучинг «Вы – в центре событий» | Репортаж с места событий. Подготовка газетной полосы. |
18 | “Король” художественно-публицистических жанров. Очерк. | Анализ информационных источников, работа с текстом, анализ | Конкурс «Лучший очерк». Подготовка газетной полосы. |
18 | Фельетон | Литературный тренинг «Угадай, кто это?» | Используя русские народные пословицы, написать фельетон на школьную тему. Подготовка газетного номера. |
20 | Выпуск газеты | Планерка. Работа с информационно-иллюстративным материалом. | Номер газеты. |
21 | Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Правила проведения опроса. Методики опроса. | Деловая игра «Собеседование» Составление вопросов. Творческая мастерская «Бюро расследований» | Подготовить и провести блиц-опрос, составить мониторинг. Подготовка газетного номера. |
22 | Культура речи. Требования к языку средств массовой информации. Формы устной и письменной речи. | Пресс-конференция | Индивидуальная работа. Подбор материала в виде заметок, зарисовок, статей. Подготовка газетного номера. |
23 | Круглый стол | Вопросы для собеседования: Какие вы знаете жанры газетных материалов? Чем жанры отличаются друг от друга? Какие жанры относятся к информационной группе? В какой форме может проводиться интервью? Из каких элементов состоят новости? Что такое жанр? Что такое публицистика? Назовите ее роды, виды Что общего между статьей и корреспонденцией и каковы их различия? Почему зарисовку и очерк называют художественно-публицистическими жанрами? Что такое социология? Как социология связана с журналистикой? | Творческая работа (по выбору). Подготовка газетного номера. |
24 | Синтез жанров в современной журналистике | Игра-тренинг «Фантастическая добавка» | Индивидуальная работа. Оформление газетной полосы. Подготовка газетного номера. |
25 | Логические и эмоциональные способы воздействия на читателя | Ролевая игра «Попробуй убедить меня в…» | Работа в форуме, блоге. |
26 | Газета-экспромт | Работа в малых группах. | Выпуск номера газеты |
3 модуль. Художественно-техническое оформление издания.
27 | Заголовки и иллюстрации. Роль и функции иллюстраций. | Диалог – шоу «Заголовок и иллюстрация» | Индивидуальная работа. Оформление газетной полосы. Подготовка газетного номера. |
28-29 | Художественно-техническое оформление издания | Деловая игра «Редакционный коллектив» | Индивидуальная работа. Оформление газетной полосы. Подготовка газетного номера. |
28-29 | Макет номера. Верстка, основные ее правила | Деловая игра «Редакционный коллектив». | Индивидуальная работа. Оформление газетной полосы. Подготовка газетного номера. |
30 | Редактирование газетных материалов разных форм и жанров. Общее понятие о редактировании. Цели правки и ее виды. | Анализ информационных источников, работа с текстом, анализ. Конкурс «Лучший литературный редактор». | Работа по принципу переделки: чужую заметку переделать в интервью и наоборот, интервью сделать заметкой. Подготовка газетного номера. |
31 | Реклама в редакционно-издательской деятельности. Создание рекламного текста, его язык. | Работа в малых группах. 1 группа – Рекламный отчет 2 группа – Рекламное интервью 3 группа – Рекламная заметка 4 группа – Рекламный очерк | Придумать рекламный логотип для школьной газеты, школьного сайта. Индивидуальная работа. Подготовка газетного номера. |
32 | Круглый стол | Вопросы для собеседования: Что такое макет номера и кто в редакции руководит макетированием? Что такое шаблон? Как создать публикацию? Что такое колонтитул? Какими бывают заголовки? Каковы их функции? Что такое выходные данные и что в них входит? | Создать оригинал-макет газетной полосы (1-2 материала и 1-2 иллюстрации). |
33 | Выпуск газеты | Планерка. Работа с информационно-иллюстративным материалом. | Мастер-новость «Пресс-клуб – это…» |
34 | Подведение итогов | Конкурс «Лучшая статья», «Лучший репортаж», «Лучший фотоснимок», «Самый активный». | Награждение |
6. Список литературы, используемый педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса
- Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста – М., (издательство московского университета), 2000
- Авраамов Д. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000
- Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М., 1989
- Тертычный А. Жанры периодической печати – М., «Аспект-пресс», 2000
- Отт У. Вопрос + ответ = интервью. – М., 1993
- Шостак М.. Журналист и его произведение. – М., 1998
Интернет-ресурс, рекомендуемый для детей и родителей
Уроки журналистики для начинающих. Электронная библиотека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План внеурочной воспитательной работы классного руководителя в 5 классе.
План воспитательной работы составлен в рамках комплексной воспитательной программы "Будущее России"....
План внеурочной деятельности учителя русского языка "Усиление роли русского языка"
Данный план представляет собой перечень мероприятий, направленных на усиление роли русского языка в процессе образования в основной школе....
План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности...
План внеурочной деятельности на ступени начального общего образования
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования....
План внеурочной воспитательной работы в 3 классе
Планирование воспитательной работы в группе школы-интерната даёт возможность эффективно организовать внеурочную деятельность детей во второй половине дня....
План внеурочной воспитательной работы в группе школы-интерната
С целью осуществления внеурочной воспитательной работы в группе начальных классов, в условиях школы-интерната, воспитатель составляет план. Предлагаю свой вариант плана....
План кружка "Юный корреспондент"
Деятельность кружка «Юный корреспондент» представляет собой своеобразную редакцию подростковой газеты, где все ответственные должности распределены по желанию подростков и их способностям к той или ин...