Научно-практическая конференция «Откуда есть пошла Русская земля?»
учебно-методический материал (11 класс) на тему

Нестерова Марина Георгиевна

Цель: расширение представления об исторических источниках, удовлетворение и поощрение любознательности, аналитических и синтетических способностей обучающихся.

Задачи:

  1. Развить стремление к изучению нового материала, способствовать умению обобщать информацию и делать выводы
  2. Воспитывать интерес к историческому прошлому нашей страны.
  3. Формирование навыков публичного выступления, презентации докладов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat_stsenariy_konferentsii_rus.docx300.49 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Откуда есть пошла Русская земля?»

Нестерова Марина Георгиевна,  преподаватель социально-гуманитарных дисциплин. Балейский филиал ГОПУ «Читинский педагогический колледж»

Цель: расширение представления об исторических источниках, удовлетворение и поощрение любознательности, аналитических и синтетических способностей обучающихся.

Задачи:

  1. Развить стремление к изучению нового материала, способствовать умению обобщать информацию и делать выводы
  2. Воспитывать интерес к историческому прошлому нашей страны.
  3. Формирование навыков публичного выступления, презентации докладов.

1 чтец.

Еще в древнерусской летописи есть слова: 

О, светло светлая и украсно  украшенная земля Русская!

И многими красотами удивлена еси:

озеры многими, горами крутыми,

зверьми дивными, городы великими,

князьями грозными, бояры честными.

Всем ты исполнена земля Русская!

2 чтец. 

Как не согласиться с этими словами, ведь за многие века наша Родина сохранила в себе и красоту, и самобытность.  И не распалась связь времен!

 1 чтец. Когда слышишь «Древняя Русь», то на память приходят размеренные и торжественные строки наших былин, стихи А. Пушкина о вещем Олеге, изумительная по своей красоте и скромности церковь Покрова на Нерли и величественный собор Софии в Киеве.

 А Господин Великий Новгород? Так и чудится шум этого города...

Вспоминаешь «Слово о полку Игореве», могучих богатырей...

Илья Муромец, Василий Буслаев, Садко... И встает в воображении страна с множеством городов и сел, которую издавна так и называли: Гардарик - «страна городов».

2 чтец.  О Киевском государстве хорошо знали в Константинополе и в Риме, императоры заключали с ним договоры, миссионеры стремились приобщить его к христианству, а купцы - завязать торговые связи.

1 чтец.

 Не уступала Русь Западной Европе ни в культуре, ни в образовании.

 «Изборник Святослава» утверждал: «Красота воину - оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное».

2 чтец.

Древняя Русь оставила нам множество рукописных и печатных произведений, и они рассказывают о том, как жили, о чем думали, что умели делать наши далекие предки, какого уровня достигали у них литература, наука, искусство. И сама книга, особенно рукописная, - предмет искусства: она вобрала в себя мастерство переписчиков, переплетчиков, художников, ювелиров.

Ученые-географы Средней Азии и Ирана составляли описание Руси. Нередкими гостями были представители халифов Багдада. И глубоко прав был митрополит Иларион, когда утверждал, что земля Русская известна и славится во всех концах света.

1 чтец. 

...Уже к концу X века границы древнерусского государства простирались от устья Дуная до дельты Волги, от предгорий Кавказа до Финского залива... Город Тмутаракань стал русским торговым портом на юге, а Новгород - на севере.

1 ведущий конференции.

 Уважаемые преподаватели, студенты, гости сегодня на нашей конференции мы обсудим одну из самых актуальных проблем в истории нашей страны – это образование Древнерусского государства.

« Откуда есть пошла Русская земля?

Кто начал первым княжить… , так начинает свою летопись монах

Киево-Печерской  лавры  - Нестор, автор «Повести временных лет».

2 ведущий.

Что мы знаем о его жизни?

Предполагают, что родился Нестор в зажиточной семье, получил хорошее по тому времени образование, с любовью относился к «книжному учению». Позже оп скажет, что из книг мы «мудрость обретаем». В библиотеке монастыря сохранилось описание его портрета: «Нестор-летописец подобием сед, брада не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой - четки...»

1 ведущий.

Достоверно известно, что семнадцатилетним юношей пришел он в Киево-Печерский монастырь, который был одним из крупнейших культурных центров Древней Руси и в котором иноки занимались не только перепиской книг, но и составлением житий русских святых, вели летопись.

На образованность молодого монаха, на его литературные способности скоро обратили внимание. Ему, владевшему к тому же иностранными языками, поручили написать «Чтение о князьях Борисе и Глебе», а затем «Житие Феодосия Печерского». Уже этими произведениями Нестор снискал признание. А потом ему доверили летописный свод.

2 ведущий.

Заслуга его, по словам Д. С. Лихачева, в том, что «Нестор связал русскую историю с мировой, придал ей центральное значение в истории европейских стран. Показать Русскую землю в ряду других держав мира, доказать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться, - такова замечательная по своему времени цель, которую поставил себе составитель повести.

1 ведущий.

 «Повесть временных лет» должна была напомнить князьям о славе и величии родины, о мудрой политике их предшественников и об исконном единстве Русской земли. Задача эта выполнена летописцем с необыкновенным тактом и художественным чутьем.

Читая летопись, мы можем почувствовать, как хорошо знал преподобный Нестор Киев: каждый его холм, каждую лощину; как любил он разговор со старыми людьми, внимательно слушал рассказы седых бояр князя Ярослава, рассказы старших печерских иноков; как любил и почитал книги.

Труд Нестора Дмитрий  Сергеевич  Лихачев назвал Великим наследием.

2 ведущий.

Нестор является основателем норманнской (варяжской)  теории происхождения нашего государства.

К  размышлению о происхождении Русского государства приглашается студентка 211 группы  Скобельцына  Анастасия.

1 ведущий.

Историк Н. М. Карамзин придерживается норманнской теории о происхождении нашего государства, и ссылается на летопись Нестора:

 «Какие – то смелые и храбрые завоеватели. Именуемые в наших летописях варягами. Пришли из –за  Балтийского моря и наложили дань на чудь, славян ильменских, кривичей, мерю…. Сделались первыми властителями в нашем древнем отечестве и по которым оно стало именоваться Русью…»

 Далее Н. М. Карамзин указывает, что это событие требует «…от нас особенного внимания и рассмотрения всех обстоятельств»

2 ведущий.

Логинова Екатерина, студентка 211 группы  познакомит нас с « Историей  государства Российского» Николая Михайловича Карамзина.

1 ведущий.

 Итак, споры продолжаются,  и особый интерес вызывает спор о происхождении слова «Русь».

Спор затронул не только историков, но и поэтов, писателей, ученых.

Существуют различные версии  происхождения этнонима «русские» и топонима «Русь»: версия Нестора в «Повести временных лет»,

Н.М. Карамзина в «Истории государства Российского»,

писателя В. Чивилихина в романе –эссе «Память.

2 ведущий.

Существуют исследования, выводящие наименование "Русь" от имени правого притока Днепра реки "Рось" в Киевской области.

Эту (наиболее популярную и обоснованную) версию дополняют и трактуют в значительно более широком смысле многие историки и лингвисты прошлого и современности.

 Например, Владимир Чивилихин в романе - эссе «Память» пишет:

"Древнейшие поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на реках. Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду - зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах ".

1 ведущий.

Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств (нимф) зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н.э. Летописец Нестор тоже писал, славяне помимо богов почитали также и реки, озера, источники.

2 ведущий.

Русский историк 19-века Д.И.Иловайский, также придерживается версии происхождения от реки:

"Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи…

Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге ".

1 ведущий.

От того же праславянского корня "рус" образовано слово "русалка", с древним культом ее связано множество языческих поверий и языческие обряды русалии.

Владимир Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от того же исходного корня "рус": руслина - быстрина, стрежень; руст - "вода идет рустом", это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус - "сказочное чудовище днепровских порогов"; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме...

Также, В. Даль писал: Русь- мир, белсвет…

Главным словом для лингвистов, придерживающихся данной версии, остается "русло", присущее только русскому языку и образованное от корня "рус".

2 ведущий.

Существует много гипотез, выводящих наименование "Русь" из  иностранных источников:

Тацит: «Во II-III веках н.э. меж балтами, славянами и германцами жили какие-то  которых еще называл "Reudignii"» 

Некоторые ученые возводят это племенное имя к термину, означающему "корчеватели леса"; есть предложения об исходном понятии, образовавшим этноним "русь" - слово "медведь", которое во многих западноевропейских языках имеет общий корень "urs"

1 ведущий.

Каково происхождение этнонима «русский». Историки предлагают, что этноним происходит от слова «русый, светлый», т.е. ответ пытаются найти через прилагательное, совершенно забыв о том, что есть еще один вопрос, который в слове дает то же самое окончание — чей? К примеру: князь — княжеский, боярин — боярский, дворянин — дворянский, русь — русский. Так, получается, что мы не какие-то, а чьи-то! Да, в общем-то,  о том же самом пишется и в летописи: «Мы отъ рода Руска-го».

Студентка 211 группы Рахманина Яна предложит вашему вниманию несколько интересных версий о происхождении слова «Русь»

1ведущий.

Спасибо, Яна за интересные версии о происхождении слова «Русь»

В принципе, не так уж и важно, какая версия более близка истине. Главное, чтобы это никак повлияло на наши чувства к Родине!

2 ведущий.

Предки наши до конца Х века были язычниками: истинной веры христианской не знали, а поклонялись обожествленным силам природы и душам усопших.

Существовала развитая система понятий, обозначающих сверхъестественные силы. Высший разряд составляли боги. Понятие «Бог» означает — дающий долю, удел, богатство.

1 ведущий.

Изучение религии у славян раскрывает не только нашу уникальность и неповторимость в сохранении двоеверия, но и отвечает на вопрос:

 « Откуда есть пошла земля русская»

 С особенностями верований наших предков вас познакомит

Титова Анастасия, студентка 211 группы.

2 ведущий

Необозримая ширь полей. Белоствольные березки. Разливы рек.

Необъятный простор степей.

 Это – Россия.

Ты смотришь в голубое  небо. Идешь по лесной  тропинке. Сидишь на берегу прозрачной речки.

Это – Россия.

 Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами.

 И это – Россия.

1 ведущий.

Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует история предков.

Вот и сегодня мы прикоснулись к нашей истории, ее истокам, ответили на некоторые вопросы волнующие не только историков, но и тех,  кому не безразлична судьба Отечества.

Чтецы.

1. Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза. 

2.Как захожий богомолец

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

 

1.Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

По лугам веселый пляс. 

2.Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

 1 и 2 чтец вместе.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» -

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

 Звучит хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин».

Участники конференции:

Савельева М. Косова К.                     Подойницын П. Жихарева Е.

http://itd3.mycdn.me/getImage?photoId=481315669971&photoType=13  http://itd3.mycdn.me/getImage?photoId=481315604179&photoType=13

        Скобельцына А.                                       Логинова Е.

C:\Users\Марина\Desktop\Документы печать2016 год\P2210006.jpg       C:\Users\Марина\Desktop\Документы печать2016 год\P2210009.jpg

Титова Анастасия

C:\Users\Марина\Desktop\Документы печать2016 год\P2210013.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории для 6 класса "Откуда есть пошла русская земля"

Внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме закрепитть материал по теме "ДревняяРусь". Повторить даты, термины, деятельность первых князей....

Презентация к внеклассному мероприятию "Откуда есть пошла русская земля"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории для 6 класса "откуда есть пошла русская земля"...

На Всероссийскую интернет конференцию "Откуда есть пошла русская земл

На Всероссийскую интернет конференцию"Откуда есть пошла русская земля"Классный час"Гордиться славою предков не только можно, но и должно" (А.С.Пушкин)Цель классного часа - познакомиться с историей, ку...

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...

"Прощай ,20 век! "Классный час для старшеклассников. Предназначен для конференции"Откуда есть пошла русская земля"Секция"Классный час, посвящённый ...

Данный классный час для старшеклассников расширит кругозор, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине....

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...

"Откуда есть пошла русская земля..."

Цели. Познакомить с летописью как жанром древнерусской литературы; формировать литературоведческие представления; найти в тексте признаки художественности; обогатить словарный запас учащихся новой лек...