Научно-практическая конференция «Откуда есть пошла Русская земля?»
учебно-методический материал (11 класс) на тему
Цель: расширение представления об исторических источниках, удовлетворение и поощрение любознательности, аналитических и синтетических способностей обучающихся.
Задачи:
- Развить стремление к изучению нового материала, способствовать умению обобщать информацию и делать выводы
- Воспитывать интерес к историческому прошлому нашей страны.
- Формирование навыков публичного выступления, презентации докладов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_stsenariy_konferentsii_rus.docx | 300.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция «Откуда есть пошла Русская земля?»
Нестерова Марина Георгиевна, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин. Балейский филиал ГОПУ «Читинский педагогический колледж»
Цель: расширение представления об исторических источниках, удовлетворение и поощрение любознательности, аналитических и синтетических способностей обучающихся.
Задачи:
- Развить стремление к изучению нового материала, способствовать умению обобщать информацию и делать выводы
- Воспитывать интерес к историческому прошлому нашей страны.
- Формирование навыков публичного выступления, презентации докладов.
1 чтец.
Еще в древнерусской летописи есть слова:
О, светло светлая и украсно украшенная земля Русская!
И многими красотами удивлена еси:
озеры многими, горами крутыми,
зверьми дивными, городы великими,
князьями грозными, бояры честными.
Всем ты исполнена земля Русская!
2 чтец.
Как не согласиться с этими словами, ведь за многие века наша Родина сохранила в себе и красоту, и самобытность. И не распалась связь времен!
1 чтец. Когда слышишь «Древняя Русь», то на память приходят размеренные и торжественные строки наших былин, стихи А. Пушкина о вещем Олеге, изумительная по своей красоте и скромности церковь Покрова на Нерли и величественный собор Софии в Киеве.
А Господин Великий Новгород? Так и чудится шум этого города...
Вспоминаешь «Слово о полку Игореве», могучих богатырей...
Илья Муромец, Василий Буслаев, Садко... И встает в воображении страна с множеством городов и сел, которую издавна так и называли: Гардарик - «страна городов».
2 чтец. О Киевском государстве хорошо знали в Константинополе и в Риме, императоры заключали с ним договоры, миссионеры стремились приобщить его к христианству, а купцы - завязать торговые связи.
1 чтец.
Не уступала Русь Западной Европе ни в культуре, ни в образовании.
«Изборник Святослава» утверждал: «Красота воину - оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное».
2 чтец.
Древняя Русь оставила нам множество рукописных и печатных произведений, и они рассказывают о том, как жили, о чем думали, что умели делать наши далекие предки, какого уровня достигали у них литература, наука, искусство. И сама книга, особенно рукописная, - предмет искусства: она вобрала в себя мастерство переписчиков, переплетчиков, художников, ювелиров.
Ученые-географы Средней Азии и Ирана составляли описание Руси. Нередкими гостями были представители халифов Багдада. И глубоко прав был митрополит Иларион, когда утверждал, что земля Русская известна и славится во всех концах света.
1 чтец.
...Уже к концу X века границы древнерусского государства простирались от устья Дуная до дельты Волги, от предгорий Кавказа до Финского залива... Город Тмутаракань стал русским торговым портом на юге, а Новгород - на севере.
1 ведущий конференции.
Уважаемые преподаватели, студенты, гости сегодня на нашей конференции мы обсудим одну из самых актуальных проблем в истории нашей страны – это образование Древнерусского государства.
« Откуда есть пошла Русская земля?
Кто начал первым княжить… , так начинает свою летопись монах
Киево-Печерской лавры - Нестор, автор «Повести временных лет».
2 ведущий.
Что мы знаем о его жизни?
Предполагают, что родился Нестор в зажиточной семье, получил хорошее по тому времени образование, с любовью относился к «книжному учению». Позже оп скажет, что из книг мы «мудрость обретаем». В библиотеке монастыря сохранилось описание его портрета: «Нестор-летописец подобием сед, брада не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой - четки...»
1 ведущий.
Достоверно известно, что семнадцатилетним юношей пришел он в Киево-Печерский монастырь, который был одним из крупнейших культурных центров Древней Руси и в котором иноки занимались не только перепиской книг, но и составлением житий русских святых, вели летопись.
На образованность молодого монаха, на его литературные способности скоро обратили внимание. Ему, владевшему к тому же иностранными языками, поручили написать «Чтение о князьях Борисе и Глебе», а затем «Житие Феодосия Печерского». Уже этими произведениями Нестор снискал признание. А потом ему доверили летописный свод.
2 ведущий.
Заслуга его, по словам Д. С. Лихачева, в том, что «Нестор связал русскую историю с мировой, придал ей центральное значение в истории европейских стран. Показать Русскую землю в ряду других держав мира, доказать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться, - такова замечательная по своему времени цель, которую поставил себе составитель повести.
1 ведущий.
«Повесть временных лет» должна была напомнить князьям о славе и величии родины, о мудрой политике их предшественников и об исконном единстве Русской земли. Задача эта выполнена летописцем с необыкновенным тактом и художественным чутьем.
Читая летопись, мы можем почувствовать, как хорошо знал преподобный Нестор Киев: каждый его холм, каждую лощину; как любил он разговор со старыми людьми, внимательно слушал рассказы седых бояр князя Ярослава, рассказы старших печерских иноков; как любил и почитал книги.
Труд Нестора Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал Великим наследием.
2 ведущий.
Нестор является основателем норманнской (варяжской) теории происхождения нашего государства.
К размышлению о происхождении Русского государства приглашается студентка 211 группы Скобельцына Анастасия.
1 ведущий.
Историк Н. М. Карамзин придерживается норманнской теории о происхождении нашего государства, и ссылается на летопись Нестора:
«Какие – то смелые и храбрые завоеватели. Именуемые в наших летописях варягами. Пришли из –за Балтийского моря и наложили дань на чудь, славян ильменских, кривичей, мерю…. Сделались первыми властителями в нашем древнем отечестве и по которым оно стало именоваться Русью…»
Далее Н. М. Карамзин указывает, что это событие требует «…от нас особенного внимания и рассмотрения всех обстоятельств»
2 ведущий.
Логинова Екатерина, студентка 211 группы познакомит нас с « Историей государства Российского» Николая Михайловича Карамзина.
1 ведущий.
Итак, споры продолжаются, и особый интерес вызывает спор о происхождении слова «Русь».
Спор затронул не только историков, но и поэтов, писателей, ученых.
Существуют различные версии происхождения этнонима «русские» и топонима «Русь»: версия Нестора в «Повести временных лет»,
Н.М. Карамзина в «Истории государства Российского»,
писателя В. Чивилихина в романе –эссе «Память.
2 ведущий.
Существуют исследования, выводящие наименование "Русь" от имени правого притока Днепра реки "Рось" в Киевской области.
Эту (наиболее популярную и обоснованную) версию дополняют и трактуют в значительно более широком смысле многие историки и лингвисты прошлого и современности.
Например, Владимир Чивилихин в романе - эссе «Память» пишет:
"Древнейшие поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на реках. Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду - зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах ".
1 ведущий.
Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств (нимф) зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н.э. Летописец Нестор тоже писал, славяне помимо богов почитали также и реки, озера, источники.
2 ведущий.
Русский историк 19-века Д.И.Иловайский, также придерживается версии происхождения от реки:
"Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи…
Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге ".
1 ведущий.
От того же праславянского корня "рус" образовано слово "русалка", с древним культом ее связано множество языческих поверий и языческие обряды русалии.
Владимир Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от того же исходного корня "рус": руслина - быстрина, стрежень; руст - "вода идет рустом", это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус - "сказочное чудовище днепровских порогов"; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме...
Также, В. Даль писал: Русь- мир, белсвет…
Главным словом для лингвистов, придерживающихся данной версии, остается "русло", присущее только русскому языку и образованное от корня "рус".
2 ведущий.
Существует много гипотез, выводящих наименование "Русь" из иностранных источников:
Тацит: «Во II-III веках н.э. меж балтами, славянами и германцами жили какие-то которых еще называл "Reudignii"»
Некоторые ученые возводят это племенное имя к термину, означающему "корчеватели леса"; есть предложения об исходном понятии, образовавшим этноним "русь" - слово "медведь", которое во многих западноевропейских языках имеет общий корень "urs"
1 ведущий.
Каково происхождение этнонима «русский». Историки предлагают, что этноним происходит от слова «русый, светлый», т.е. ответ пытаются найти через прилагательное, совершенно забыв о том, что есть еще один вопрос, который в слове дает то же самое окончание — чей? К примеру: князь — княжеский, боярин — боярский, дворянин — дворянский, русь — русский. Так, получается, что мы не какие-то, а чьи-то! Да, в общем-то, о том же самом пишется и в летописи: «Мы отъ рода Руска-го».
Студентка 211 группы Рахманина Яна предложит вашему вниманию несколько интересных версий о происхождении слова «Русь»
1ведущий.
Спасибо, Яна за интересные версии о происхождении слова «Русь»
В принципе, не так уж и важно, какая версия более близка истине. Главное, чтобы это никак повлияло на наши чувства к Родине!
2 ведущий.
Предки наши до конца Х века были язычниками: истинной веры христианской не знали, а поклонялись обожествленным силам природы и душам усопших.
Существовала развитая система понятий, обозначающих сверхъестественные силы. Высший разряд составляли боги. Понятие «Бог» означает — дающий долю, удел, богатство.
1 ведущий.
Изучение религии у славян раскрывает не только нашу уникальность и неповторимость в сохранении двоеверия, но и отвечает на вопрос:
« Откуда есть пошла земля русская»
С особенностями верований наших предков вас познакомит
Титова Анастасия, студентка 211 группы.
2 ведущий
Необозримая ширь полей. Белоствольные березки. Разливы рек.
Необъятный простор степей.
Это – Россия.
Ты смотришь в голубое небо. Идешь по лесной тропинке. Сидишь на берегу прозрачной речки.
Это – Россия.
Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами.
И это – Россия.
1 ведущий.
Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует история предков.
Вот и сегодня мы прикоснулись к нашей истории, ее истокам, ответили на некоторые вопросы волнующие не только историков, но и тех, кому не безразлична судьба Отечества.
Чтецы.
1. Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
2.Как захожий богомолец
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
1.Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за косогором
По лугам веселый пляс.
2.Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
1 и 2 чтец вместе.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» -
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою.»
Звучит хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин».
Участники конференции:
Савельева М. Косова К. Подойницын П. Жихарева Е.
Скобельцына А. Логинова Е.
Титова Анастасия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по истории для 6 класса "Откуда есть пошла русская земля"
Внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме закрепитть материал по теме "ДревняяРусь". Повторить даты, термины, деятельность первых князей....
Презентация к внеклассному мероприятию "Откуда есть пошла русская земля"
Презентация к внеклассному мероприятию по истории для 6 класса "откуда есть пошла русская земля"...
На Всероссийскую интернет конференцию "Откуда есть пошла русская земл
На Всероссийскую интернет конференцию"Откуда есть пошла русская земля"Классный час"Гордиться славою предков не только можно, но и должно" (А.С.Пушкин)Цель классного часа - познакомиться с историей, ку...
Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"
Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...
"Прощай ,20 век! "Классный час для старшеклассников. Предназначен для конференции"Откуда есть пошла русская земля"Секция"Классный час, посвящённый ...
Данный классный час для старшеклассников расширит кругозор, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине....
Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)
Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...
"Откуда есть пошла русская земля..."
Цели. Познакомить с летописью как жанром древнерусской литературы; формировать литературоведческие представления; найти в тексте признаки художественности; обогатить словарный запас учащихся новой лек...