Конспект единого урока «Россия и Крым-общая судьба»
план-конспект занятия (9 класс) на тему
Конспект единого урока
«Россия и Крым-общая судьба» 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krym_i_rossiya.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«школа №15»
Конспект единого урока
«Россия и Крым-общая судьба»
9 класс
Выполнил учитель истории:
Рева Ю.Ю.
Тема: «Россия и Крым-общая судьба».
Тип урока: урок изучения новой темы.
Цели урока:
- образовательная – исследовать особенности символики Крыма, проследить ее сходства с российской символикой, процессы присоединения и отделения Крыма от России, современную политическую ситуацию в Крыму;
- воспитательная – развивать понимание необходимости присоединения Крыма к России как неотъемлемой ее части; воспитывать чувство патриотизма у учащихся на примере героизма крымчан и россиян, совместно сражавшихся в Крымской войне и Великой Отечественной войне;
- развивающая – развивать познавательную активность учащихся, продолжить развитие навыков устной речи, формирование умений сравнивать разные тексты, делать выводы.
Оборудование урока: презентация «Россия и Крым-общая судьба», запись гимна республики Крым, тексты гимнов России и Крыма, числоворд «Полуосторв Крым» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), рабочие листы для групп (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
План урока
- Символика Республики Крым;
- Крещение Владимира в Херсонесе;
- Завоевание Крыма Екатериной II;
- Крымская война 1853 – 1856 гг.;
- Оборона Севастополя 1941 – 1942 гг.;
- Развал Советского Союза. Крым уходит из России вместе с Украиной;
- Современная политическая часть.
Ход урока
Организационный момент.
I. Изучение новой темы.
1. Вводное слово учителя (мотивация).
Ребята, все вы знаете, что недавно в нашей жизни, в истории нашей страны произошло очень значимое событие – Крым вошел в состав Российской Федерации. Россияне, не скрывая своей радости, говорят: «наконец- то мы вместе, так и должно быть». Тема сегодняшнего урока так и звучит «Россия и Крым -общая судьба».
Путь воссоединения был долгим и корнями уходит в глубокую древность.
Сегодня мы поговорим о крещении Владимира в крымском городе Херсонесе, о завоевании Крыма Екатериной II, о Крымской войне 1854 г., об обороне героического города Севастополя, о распаде СССР, когда Крым ушел от нас вместе с Украиной, о присоединении Крыма к России в 2014 г.
2. Рассказ учителя «Символика и состав населения Крыма».
Ребята, обратите внимание на состав населения Крыма. Русское население составляет 58,5 %, украинцев – 24,4%, крымских татар 12,1, белорусов 1,1%, татар 0,5 %, армян – 0,4.
Обратите внимание на флаг, который представляет собой полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: верхней — синего цвета, средней — белого цвета; нижней — красного цвета. Красная нижняя полоса флага символизирует героическую и трагическую историю Крыма, память об уроках прошлого. Верхняя синяя — надежду на благополучное будущее. Средняя белая обозначает равенство всех культур и народов полуострова, стремление к гражданскому миру.
Ребята, на флаг какого государства похож флаг Крыма?
Герб Крыма представляет собой на красном щите обращенного вправо серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружен двумя белыми колоннами, соединенными сине-бело-красной лентой с девизом: «Процветание в единстве». В основу символики Герба положено традиционное для Крыма с эпохи античности изображение грифона, который, являясь объединяющим символом, выражает идеи взаимопроникновения культур и природного и культурного разнообразия Крыма. Грифон, держащий в лапе жемчужину (символ уникального уголка планеты), читается как хранитель республики.
А теперь давайте прослушаем фрагмент гимна Крыма и попробуем проследить, имеет ли он какое-либо сходство с российским?
Ответы учеников.
3.Ученик 1. «Крещение Владимира в Херсонесе».
Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким (7—23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока — воды Азовского моря и его залива Сиваша.
Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова "кырым" — вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века — Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.
С VIII-IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы называли Черное море Русским морем. В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир.
Изначально Херсонес был греческой колонией, основанной в 529 г. до н. э., затем попал под власть Рима, который то отдавал его боспорским царям, то освобождал.
В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из её военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа.
Слово учителя: В XIII веке на территорию полуострова вторглись ордынские войска, и был образован Крымский улус, а позднее, с 1443 г. - самостоятельное Крымское ханство. Развитие экономики и культуры Крыма и его растущее сближение с Русью были надолго остановлены ордынским нашествием.
В юго-западной, горной части полуострова в конце XIII в. возникло политически независимое христианское княжество Феодоро со столицей на горе Мангуп. Княжество имело торговые связи с Московским государством. В 1475 г. на Крымский полуостров вторглись войска султанской Турции. Они захватили и разорили княжество Феодоро. Крымское ханство стало вассалом Турции.
4.Ученик 2. «Завоевание Крыма Екатериной II».
На протяжении многих лет Россия вела войны с Османской империей. Большую роль в этой борьбе сыграли А.В. Суворов, М.И. Кутузов и Ф.Ф. Ушаков.
По итогам войны 1768-1774 гг., был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. В состав России вошли Керчь с крепостью Ени-Кале, крепости Азов и Кинбурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю.
В 1783 году Крым вошел в состав России, что было ратифицировано Ясским мирным договором (1791 г.) между Россией и Османской империей.
8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о принятии «полуострова Крымского», а также Кубанской стороны в состав России. На территорию Крыма вошли русские войска Суворова, вблизи развалин древнего Херсонеса заложен был город Севастополь. Крымское ханство упразднялось, однако его верхушка (свыше 300 родов) влилась в состав российского дворянства и принимала участие в местном самоуправлении вновь созданной Таврической области. На первых порах обустройством российского Крыма ведал князь Потемкин.
Под российской юрисдикцией начало расти русское, а также греческое население из числа отставных солдат. Приезжают осваивать новые земли болгары и немцы. В 1787 году императрица Екатерина совершила свое знаменитое путешествие в Крым.
С этого времени возрастает приток населения на полуостров Крым, растут города, развивается торговля, сельское хозяйство. На берегу превосходной природной гавани в 1783 г. закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. Экономика Крыма стала быстро развиваться. У небольшого городка Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической области.
5.Ученик 3. «Крымская война 1853 – 1856 гг.»
В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр-адмирала В.И. Истомина. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир.
В июне 1854 года англо-французская флотилия начала обстреливать российские береговые укрепления в Крыму, а уже в сентябре в Евпатории началась высадка десанта союзников (Великобритания, Франция, Османская империя). Вскоре произошло Сражение на Альме.
В октябре началась оборона Севастополя, которая длилась 11 месяцев , убитыми и ранеными насчитывалось 1300 человек, на Малаховом кургане погиб Корнилов. Мужество солдат и офицеров потрясло современников. Николай I приказал считать месяц за год в осажденном городе.
В феврале 1855 года русские неудачно пытались штурмовать Евпаторию. В мае англо-французский флот захватывают Керчь. В июле в Севастополе гибнет Нахимов. 11 сентября 1855 года Севастополь пал, однако впоследствии был возвращен России по окончании войны по Парижскому трактату.
Слово учителя: В эпоху «Великих реформ» XIX века население Крыма удвоилось. Большое влияние на развитие экономики края оказало строительство железных дорог до Севастополя, Феодосии и Керчи.
Крым на протяжении XIX-XX веков стал местом паломничества писателей, поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М. А. Волошина, А. С. Грина, С.С. Прокофьева и мн. др.
После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945 г. - Крымская область РСФСР.
С конца 1921 г. по июнь 1941 г. — трудящиеся Крыма преобразили свой край. Был построен Керченский металлургический завод им. П. Л. Войкова. Значительно увеличилась добыча керченской железной руды, природных стройматериалов и соли; развивалась химическая промышленность. Полностью были реконструированы консервные предприятия. К 1940 г. промышленность давала почти 80% всей валовой продукции народного хозяйства Крыма (55% в 1913 г.).
6.Ученик 4. «Оборона Севастополя в Великой Отечественной войне».
В годы Великой Отечественной войны вошла в историю героическая 250-дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях. Многие соединения и части Красной Армии получили почетные наименования «перекопских», «сивашских» «керченских», «феодосийских», «симферопольских», «севастопольских». За 3
оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.
Одной из главных целей войны для гитлеровцев был захват Кавказа с его нефтяными месторождениями, и далее - наступление в направлении Персидского залива. Германии катастрофически не хватало нефти, и за обладание ее запасами она готова была на любые жертвы.
Серьезнейшим препятствием на этом пути были для агрессоров Черноморский флот и его главная база Севастополь. Поэтому, захват Севастополя и уничтожение флота были для немецкого командования в числе приоритетных задач.
Почти два года фашистской оккупации стали черным периодом истории Севастополя. В первые же дни фашистами было расстреляно более 3,5 тысяч мирных жителей, укрывавшихся в Инкерманских штольнях и в Троицком тоннеле. 12 июля 1500 человек было согнано на стадион, а затем вывезено на 5-й километр Балаклавского шоссе и там расстреляно. 1 сентября 1942 года оккупанты отметили расстрелом группы подростков во дворе школы № 25 на ул. Ленина. Сотнями увозили людей на работы в Германию: только в течение лета 1943 года в рабство из Севастополя было угнано 36 тысяч человек.
Советские военнопленные, оказавшиеся в оккупированном Севастополе, подвергались чудовищным издевательствам и пыткам: их забивали до смерти шомполами, морили голодом, закапывали живыми в землю. В лагерях военнопленных систематически проводились массовые расстрелы. Раненых советских солдат и офицеров, доставленных из Керчи, фашисты погрузили на баржу, которую отвели от берега и подожгли. Заживо сгорело более 1000 человек. Это чудовищное варварство было повторено еще несколько раз.
Всего за 22 месяца оккупации в Севастополе было расстреляно, сожжено, утоплено в море 27306 человек. В фашистскую Германию угнали 45000 человек.
Севастополь оставлен советскими войсками, но оборона Севастополя вошла в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких её страниц. Севастопольцы обогатили славные боевые традиции народов СССР. Беззаветное мужество, ярость в борьбе с врагом и самоотверженность защитников Севастополя вдохновили советских патриотов на дальнейшие героические подвиги в борьбе против ненавистных оккупантов.
Слово учителя: В Крыму началось восстановление разрушенного народного хозяйства. Для скорейшего преодоления разрухи в городах и селах организовались отряды добровольцев. На Крымский полуостров стали переселяться новые жители из Украины, Курской, Московской, Пензенской, Ростовской, Рязанской областей Российской Федерации и других районов страны. В короткий срок были восстановлены промышленность и сельское хозяйство, возрождены города и села, реконструированы и построены новые санатории.
29 октября 1948 года Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» определил статус города Севастополя в составе категории городов республиканского подчинения РСФСР.
7.Ученик 6. «Распад СССР. Крым уходит из России вместе с Украиной».
Не прошло и года со дня смерти И.В. Сталина, как Н.С. Хрущев начал перекраивать карту СССР, распределяя территории между республиками. Именно в эти дни серией постановлений Президиума ЦК КПСС, Совета министров РСФСР, Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР Крым был передан из состава РСФСР в состав УССР 25 января 1954 г. Как сказано в официальных документах, «учитывая территориальное тяготение Крымской области к Украинской ССР», а также как «свидетельство безграничного доверия великого русского народа украинскому народу. В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и «из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким образом, были нарушены Конституция РСФСР и законодательная процедура.
Я считаю этот шаг необдуманным, сделанным без учета национального состава Крыма. Тогда никто не спрашивал, чего хочет народ России и народ Крыма, они просто были поставлены перед фактом. Возможно Хрущевым двигало стремление загладить вину за сталинские репрессии или какая-то иная причина.
Когда в 1991 году СССР распался, Крым вместе с Украиной вышел из состава Советского союза. 20 января 1991 г. в Крыму состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли участие 1,4 млн. граждан (81,37% избирателей). За воссоздание автономной республики проголосовало 93,26%.
22 марта 1991 г., после воссоздания Крымской АССР, Крымский областной Совет народных депутатов был преобразован в Верховный Совет Крымской АССР. 26 февраля 1992 г. он был переименован в Верховный Совет Республики Крым, с 17 марта 1995 г. - Верховный Совет Автономной Республики Крым.
4 сентября 1991 г. Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики.
26 февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику Крым в составе Украины. В мае того же года принята конституция и введена должность президента. В марте 1995 г. решением Верховной Рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента — упразднен. В декабре 1998 г. вступила в действие новая конституция Крыма. Республика Крым была переименована в Автономную Республику Крым. При принятии этого решения не были учтены результаты референдума 1991 года
8. Рассказ учителя. «Современная политика в Крыму»
Смена власти на Украине в 2014 году — процесс досрочного отстранения четвёртого президента Украины Виктора Януковича от власти, формирования нового парламентского большинства в Верховной Раде и изменения состава судей Конституционного суда Украины. Переформатирование всех ветвей власти началось 22 февраля 2014 года и оказало большое влияние на течение политического кризиса в стране.
22 февраля, на фоне продолжавшихся протестов В. Ф. Янукович покинул Киев и в Харькове дал интервью телеканалу «112 Украина», в котором заявил, что не собирается подавать в отставку и не собирается подписывать решения Верховной рады, которые он считает противозаконными, а происходящее в стране квалифицировал как «вандализм, бандитизм и государственный переворот».
На заседании Верховной рады сообщили об «исчезновении» Президента Виктора Януковича, его резиденция в Межгорье была пуста, её охрана была снята, тележурналисты «5-го канала» провели репортаж с территории резиденции.
После смены власти в Киеве и формирования правительства Яценюка в городах Юго-Восточной Украины начались массовые акции протеста под антиправительственными, сепаратистскими и пророссийскими лозунгами. «Антифашистские марши» прошли в Днепропетровске, Донецке, Луганске, Харькове и ряде других городов юга и юго-востока Украины. В результате штурма здания Харьковской администрации ранения получили 68 человек. Пророссийским активистам противостояли футбольные фанаты «Металлиста» и боевики группировки «Правый сектор». В Одессе представители антимайдановского митинга требовали легализации русского языка и федерализации страны.На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации и повышения криминогенной обстановки в Украине, стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.
16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей.
17 марта 2014 г. после референдума была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения.
1 марта 2014 года на фоне обострения внутриполитической ситуации на Украине Президент Российской Федерации Владимир Путин внёс в Совет Федерации РФ обращение об использовании войск Российской Федерации на территории Украины. В тот же день Совет Федерации России одобрил ввод войск на территорию Украины.
В результате протестов жителей Автономной Республики Крым и Севастополя против неконституционной смены власти в Киеве, прихода к власти радикалов, Крым фактически отделился от Украины. 11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.
Обращение Владимира Путина к Федеральному Собранию 18 марта 2014 г.
18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.
21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон ««О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
«В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бессильны все драматические моменты, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего XX века».
II. Закрепление и подведение итогов
Ребята разбиваются на команды
Задание 1. Решение числоворда «Полуосторв Крым» (приложение 1)
Задание 2. Работа с рабочими листами (приложение 2)
Ответы на задания памятки.
2. Вывод учителя. Ребята, очень важно понимать, что значит Крым для России и Россия для Крыма. В Крыму все пронизано нашей историей и нашей гордостью. Здесь Древний Херсонес, где принял крещение Владимир. В Крыму находятся могилы российских солдат, сражавшихся за свободу Крыма России. Крым это Севастополь – родина черноморского российского флота. Ни один этнос Крыма не исчез с течением времени. Русские, украинцы, крымские татары жили и воевали плечом к плечу.
Присоединение Крыма – это исправление ошибок прошлого, когда Россия добровольно передала Крым Украине, надеясь на то, что Украина всегда будет добрым соседом.
Домашнее задание: сообщения по теме «Почему Крым захотел войти в состав России?»; «Почему России нужен Крым?».
Рефлексия. Учитель просит поднять руки тех учеников, которым понравился урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Россия - наша Родина"
Конспект урока по курсу ОРКСЭ...
Единый Всекубанский классный час по теме_СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ_для учащихся 9-11 классов
Цель классного часа: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной ...
Крым - общее прошлое, единое будущее
Крым - общее прошлое, единое будущее (2014 г. - вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации)...
План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"
Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...
Конспект открытого урока « Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ ХVII века.
Презентация к уроку...
Конспект урока литературы в 11 классе "Женские судьбы в романе М.Шолохова "Тихий Дон""
Цель урока: совершенствование в ходе работы по изучению произведения навыков коммуникативной компетентности, совершенствование умений анализа, сопоставительного анализа путём проникновения...
ПЛАН-КОНСПЕКТ Единого Всероссийского урока «Безопасность в сети Интернет «Дети в Интернете»
Цель урока: обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.Задачи:изуч...