классный час в 11 классе на тему: "Радуга профессий. Мой след на земле"
классный час (11 класс) на тему
Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик. Проблема нравственного понимания смысла жизни, своего следа на земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_11_klasse_na_temu_raduga_professiy._moy_sled_na_zemle.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 11 классе на тему
«Радуга профессий. Мой след на земле…»
Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик. Проблема нравственного понимания смысла жизни, своего следа на земле.
Задачи:
- Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.
- Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.
Форма проведения: беседа.
Возраст учащихся— 16-17 лет
«Жизнь, как пьеса не то важно,
длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна».
«Благо не в том, чтобы жизнь Была
долгой, в том, как ею распорядиться:
может случиться, да и случается
нередко, что живущий долго
проживает очень мало.»
Сенека.
Однажды человек, впервые поехавший на Кавказ и посмотревший множество исторических мест и памятников, решил зайти на кладбище. Ему было интересно пройти дорожками старого кладбища, вчитаться в надгробные эпитафии, увидеть фамилии, которые оставили заметный след в истории данного края и цивилизации.
Каково же было его удивление, когда на памятниках он прочитал следующие записи: «Ираклий Манадзе» Родился в 1802 году. Умер в 1858 году. Прожил три года»
«Серго Абашидзе. Родился в 1867 году. Умер в 1910 году. Прожил 120 лет»
Таких надписей человек встретил много. Они были разными, но запись их была такой же, как и на тех первых, которые он увидел, войдя на территорию кладбища: Родился, умет, прожил.»
--Как вы думаете, с чем могут быть связаны такие странные подсчеты прожитых лет в надписях на могильных плитах?
Если ребята не могут ответить, можно пояснить, что это связано общей значимостью вклада каждого человека в жизнь общества, своего народа, государства, рода и т. д.
Вот так разделяются люди: на тех, кто просто живет, проживая свой сегодняшний день так, как получится, а иногда даже не зная, как и чем его занять. И на тех, кто хоть иногда задумывается над тем, а что же он оставит в жизни после себя, какой след.
Многие молодые люди ищут смысл жизни, спрашивают, в чем он. Существует множество ответов на этот вопрос, а чаще всего отвечают, что смысл жизни каждый должен найти сам. Звучит красиво, но это неправда.
Человек в одиночку не может найти смысл жизни.
Внутри человека, внутри меня, внутри себя, внутри вас смысла жизни нет. Смысл жизни находиться вне человека. И состоит он, если говорить просто, даже упрощенно, в том, чтобы оставить в своей жизни добрый след.
Знакомство с жизненными правилами великих людей.
Слово учителя. Итак, вы выбрали, какие вершины вы будите преодолевать на дороге Добрых дел вашего жизненного пути. Встретятся вам и горы. Овраги, прорасти, непроходимые ущелья. Дремучие леса! Как быть? Как преодолеть ущелья над пропастью жизненных трудностей? В одиночку с трудностями никогда не справиться.
Люди издавна придумывали себе привила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести.
Например:
Л. Н. Толстой.
1. Программа исправления: важнее всего для меня в жизни исправление от трех пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени.
2. Программа работы над собой:
- изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
- изучить практическую медицину и часть теоретической;
- изучить языки: французский, немецкий, русский, английский, итальянский, древнееврейский ( чтобы читать Библию в оригинале).
- изучить сельское хозяйство;
- изучить историю, географию, математику;
- достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи;
- получить некоторые познания в естественных науках и т. п.
- написать диссертацию.
Что назначено, непременно исполнить- исполняй, несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что- нибудь забыл, а старайся сам вспомнить. Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою.
К. Д. Ушинский
( русский педагог, стал учителем российских учителей, создал серьезную педагогическую теорию, где нравственности уделяется большее внимание), Разработал следующие правила:
- Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
- Прямота в словах и поступках.
- Обдуманность действий.
- Решительность
- Не говорить без нужды ни единого слова.
- Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь) , а не то, что случиться.
- Ни разу не хвастать ни тем, что есть, ни тем, что будет.
- Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках(самому себе)
Томас Джефферсон
( американский философ, государственный деятель, третий президент США, автор проекта Декларации независимости) разработал для себя нравственные заповеди, выполнение которых считал делом чести.
ЗАПОВЕДИ:
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Не бойся учиться у умных. У глупых тоже – они учат, чего не надо делать.
- Ничего не делай против своей воли.
- Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.
- Ничего не предпринимайте в гневе. Если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься – до ста.
- Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.
- Никогда не пасуй перед трудностями.
Защита проектов учащихся «Жизнь, которую мне хотелось бы прожить»
Данный проект ребята выполняют прямо на классном часу. Каждый из учащихся получает лист А4 и набор следов, вырезанных из бумаги. Следы можно вырезать из бумаги разного цвета: белые, серые, черные и т. д. Выбор цвета зависит от ученика. В течение небольшого времени ребята должны наклеить свои следы на лист А4 и подписать каждый свой след. Надпись должна символизировать то событие, которое может быть связано с этим следом.
Затем все проекты помещаются на школьную доску.
Каждый учащийся защищается свой проект. Во время защиты и в конце классного часа звучит песня Е. Крылатова «Прекрасное далеко»
Уже давно по земле шагает 21 век. Цивилизация идет вперед. Но правила нравственности, на основе которых строится храм жизни, остались и останутся незыблемыми.
Родился человек на земле. Какими они будут его следы, зависит от него. Хочется, чтобы его следы не разбрасывали грязь, не грохотали кованым сапогом по булыжной мостовой, не пинали того, кто слабее.
Хочется, чтобы человек прошел по жизни так, чтобы его потомкам, идущим за ним следом, хотелось повторить его следы, Идти им вслед, с благодарностью вспоминая того, кто был первоходцем.
Ушел человек из жизни, а люди вспоминают его следы на земле с благодарностью и любовью, с уважением и радостью от того, что его следы сделали мир добрее и человечнее.
След на земле…………
Пусть каждый человек, маленький или большой, задумывается, каким будет его след на земле. Ваши следы – это память о вас будущих поколений. Так хочется, чтобы ваши следы были следами, творящими добро. Да будет так.
Ребята, в 11 классе общество требует от Вас профессионального самоопределения.
Наш классный час я хотела бы продолжить строчками стихотворения В. Маяковского для детей, он с очень взрослым смыслом:
«У меня растут года.
Скоро мне семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?»
И действительно, пройдет совсем немного времени и перед Вами встанет нелегкий выбор, от которого, будет зависеть Ваша жизнь.
Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы потом пожалеть?
Выбор профессии – один из серьезнейших выбор: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.
Таким образом, принимая решения, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».
Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим.
Например: Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, коммерцией, чтобы прокормить семью. Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека?
Высказываются 2-3 человека.
Учитель - В лучшем случае он будет рад, что живет в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принес бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом. На этой почве у него может развиться чувство неудовлетворенности.
Как вы считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии?
Высказываются 2-3 человека. (Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы).
Учитель: Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.
Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора? На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»
ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Давайте подробнее на них остановимся:
ХОЧУ - личные цели, интересы, потребности.
МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья. Здесь можно вспомнить слова И.А. Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
Как вы понимаете это высказывание? Высказываются 2-3 человека.
( У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной.)
Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это – счастье, когда способности и интересы, т. е. «хочу» и «могу» совпадают.
А как это можно назвать, одним словом? (Призвание)
Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.
Например: одним людям больше подойдет спокойная, размерная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.
Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.
Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.
НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 50 000 профессий. Одни из самых распространенных – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.
Какие редкие профессии вы знаете? (суфлер, океанолог)
Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.
Например, клипмейкер, промоутер, мерчендайзер….
А какие современные профессии вы можете назвать? Отвечают 2-3 человека.
Попробуйте объяснить суть работы этой профессии. Какими качествами он должен обладать? ( если дети затрудняются, учитель предлагает какие-либо определенные профессии и сам объясняет суть работы людей этих профессий)
А кем бы вы хотели стать? Почему?
Мы с вами уже обсудили какими факторами необходимо руководствоваться при выборе профессии.
Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е. А. Климова. Давайте вспомним ее. Я буду давать определение категорий, а вы назовите профессии, которые можно отнести к той или иной категории.
Человек – природа этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог)
Человек – техника – люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик)
Человек – человек – обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод)
Человек – знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ)
Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт)
Сегодня мы с вами проведем два теста, чтобы посмотреть, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.
Тест №1
Я предлагаю двум ученикам подойти у доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.
Итак, например, очень популярная в наше время профессия – журналист. Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.
Оптимист:
1.Работа имеет огромное общественное значение;
2.Высокая заработная плата;
3.Встречи с интересными людьми;
4.Командировки, дающие возможность многое увидеть;
5.Использование современной техники.
Пессимист:
1.Трудности, связанные с устройством на работу;
2.Частые командировки, осложняющие личную жизнь;
3.Трудности получения образования (наличие печатных работ);
4.Большая ответственность;
5.Нервные перегрузки;
6.Ненормированный рабочий день;
7.Постоянное общение с людьми.
Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.
Тест №2. Профессиональная пригодность
Итак, с выбором мы немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведем тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:
1. Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы...
А) выспаться;
Б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
В) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков ты предпочел бы:
А) удочку, набор для вышивания;
Б) коньки и лыжи;
В) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
А) в одиночку;
Б) с семьей или друзьями;
В) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
А) почувствовал бы полную свободу;
Б) занялся бы поиском выхода, или каким нибудь делом;
В) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх;
5. В свободное время ты любишь:
А) читать, посещать библиотеку. Шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
Б) рисовать. Читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону,
В) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…
Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим количеством людей (продавец, учитель, журналист, психолог - вам не подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас. Поскольку ваши ответы показывают. Что вы цените тишину, не любите шумных незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты. Встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочку возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 баллов, то считайте – вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен.
Ну а если в вашем активе от 12 до до15 баллов, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В Вас огромный потенциал энергии и сил. Которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, в охотничьем хозяйстве или в мастерской.
Заключительное слово учителя.
Кто-то возможно мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о профессии юриста, а тест напророчил карьеру артиста. Не отчаивайтесь, если не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы больше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно, слушать и быть сдержаннее, И вообще, людям любой профессии необходимо всегда работать над собой и тогда любая мечта станет реальностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историко-культурная панорама "Оставить след на земле..."
Материал посвящен истории и культуре Мытищинского района и представляет собой сценарий внеклассного меропрятия....
Классный час "Мой след на земле"
Классный час «Мой след на земле»Задачи :1.Обсудить с учащимися проблему нравственного понимания смысла жизни, своего следа на земле.2.Способствовать формированию мотивации и стремления к совершению до...
Экологический проект "Твой след на Земле"
Целями Экологического проекта "Твой след на Земле" являются: - реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;- содействие улучшения эколог...
"Мой след на земле"
Социальный проект...
твой след на земле
социальный проект о проблемах утилизации твердых бытовых продуктов...
Психологическое занятие по развитию сенсорных процессов в 3-ем классе на тему: «РАДУГА ЦВЕТА»
Цели:Учить различать цвета и их оттенки, чередовать предметы по цвету.Продолжать обучать способам обследования при восприятии предмета. Коррекция зрительного восприятия цвета через стимулирование...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в 4-ем классе на тему: «РАДУГА ЦВЕТА»
Цели:Учить различать цвета теплые и холодные тона, чередовать предметы по цвету.Продолжать обучать способам обследования при восприятии предмета.Коррекция зрительного восприятия цвета через стим...