А мы войны не знали...
классный час (10 класс) на тему

Мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_my_voyny_ne_znali.docx31.68 КБ
Файл a_my_voyny_predstav_sebe_ne.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов»

              Открытое занятие в 9-10 кл.

      «Мы войны не знали»

                                                     Подготовила:

                                                     Зиновьева Л.А.

                   Ноябрь 2014

Цель:

углубить знаний о Великой Отечественной войне

развивать гражданское самосознание старшеклассников

воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа, а также чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость
формирование исторической памяти и преемственности поколений  
развить уважительное отношение к участникам Афганской и Чеченской войн


Оборудование:

презентация исторических материалов по тематике занятия

плакат «Будем помнить всегда»

полоски разноцветной бумаги

выставка книг о войне

                                         Ход занятия

1. Организационный момент.

    Вступительная часть

Мы войны не знали

Наше занятие сегодня – дань памяти тем, кто погиб, кто не дожил, кто хотел вернуться, но не смог.

За окнами осень, тихо шуршит под ногами листва, в коридорах звенят детские голоса. Мирная Россия…  Вы – четвертое поколение, не знающее войны. Но память о тех страшных днях войны жива. В семье вам рассказывали о погибших родственниках, исковерканных судьбах близких. В школе вы знакомитесь с событиями той войны. А что для Вас, поколения 21 века, значит слово война? Как врывается она в мирную жизнь, что забирает у человека?

 (инвалиды, беженцы, переселенцы, Чечня, Афганистан, Ближний Восток).

Мирное небо над головой…

Как странно сегодня для нас с тобой,

Что можно проснуться от взрывов снарядов,

И плакать без слёз от бессилия, страха.

Мы даже порой перестали ценить,

Что можно спокойно учиться, растить,

Строить, выращивать, изобретать!

Три поколения без войны!

За это «спасибо» сказать должны

Мы поколению сороковых.

Мир в неоплатном долгу у них.

Мы живем в мире, строим планы, ставим перед собой цели и стремимся к ним. Но вдруг вспыхивает пожар войны). И все наши надежды превращаются в пепел. И приходится начинать сначала, залечивать страшные раны и строить новую жизнь.

 Я недавно смотрела фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему  нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память во век не убить,
Лебеда – их еда и землянка – их кров,
А мечта до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей. .

2.  Основная часть. Интерактивная беседа

-Да, ребята,  мы с вами смотрели много фильмов о войне, видели репортажи по телевидению о том, как в соседних государствах люди погибают в войне. Но вы, сегодняшнее поколение, войны, слава Богу, не знаете,  но много слышали о ней от старших. Не могли не слышать, потому, что она пришла в каждый дом, в каждую семью.

Дороги войны…  От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Всего 2600 километров. Если считать по прямой. Поездом – четверо суток, самолётом – четыре часа. А перебежками, по-пластунски, - долгих 4 года, 1418 дней!

            Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 года.   В те далёкие годы в Германии к власти пришёл Адольф Гитлер. Он считал, что немцы - самый лучший, избранный народ, которому должен принадлежать весь мир. Фашистская Германия очень быстро покорила страны Европы, но ей этого было мало – ей нужен был Советский Союз. Государство, которое смогло объединить людей разных национальностей в одну дружную семью. Люди были счастливы, свободны, сеяли хлеб, растили детей и вдруг война.

 Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.                

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

 Наш великий советский народ.

 Выходил он: свободный и правый,

 Отвечая войной на войну,

 Постоять за родную державу

 За могучую нашу страну

Небывалое сопротивление встретил Гитлер. Фашисты шли по нашей земле, разрушая всё на своём пути, не щадя никого. «Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик» - было написано в немецком приказе. И они убивали, вешали, закапывали живьём в землю, сжигали в топках печей безоружных, слабых, больных.  Шли по нашей земле, оставляя позади сожжённые дотла сёла, разрушенные города. С войной в каждую семью пришла беда. 27 миллионов жизней наших соотечественников унесла проклятая война. Погиб, вдумайтесь в эти цифры, каждый восьмой житель страны! Никогда раньше в истории войн не было такого количества совершённых подвигов, такого количества примеров мужества и героизма.

Подвиги солдат, их бесстрашие и героизм -  это долгие минуты ожидания тех, кто остался в тылу.

А в результате - 27 миллионов погибших на полях сражений, замученных в фашистских концентрационных лагерях, умерших от ран в госпиталях…

-А нужно ли говорить о войне, может не надо бередить старые раны, может легче забыть? (ответы учащихся).

-Великая Отечественная война является ключевым событием в истории нашего государства. Память о ней сохраняется как у людей, переживших военные годы, так и у последующих поколений. В наши дни существенно меняется контекст  ее осмысления: отчетливее становится ощущение уходящей связи с тем временем, с той эпохой. Уходит не только поколение военной поры, но уходит что-то существенно важное, без чего рассыпается целостность нашей общей памяти,  общей жизни. Сегодня память уступает дорогу истории.

-  Прошла ВОВ, прошла, оставив за собой кровавый след, но мы победили. Люди стали жить дальше, строить мирную жизнь.

 Но нам не стоит забывать и о тех войнах, в которых еще совсем недавно проливалась кровь наших солдат, наших миротворцев, которые отправлялись в бой. У этих войн еще нет истории. Она не написана. Живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”. А память о тех , кто погиб там, свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

(звучит песня про Афганистан можно фоном)

  До декабря 1979 года, всё было так же, как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская  война.

После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1978 г. свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, военный переворот, что послужило прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.

12 декабря 1979 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС было  принято решение - ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь, поддержку, а другая, - со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, - как агрессию и навязывание чужих порядков.

Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

Эта длинная, жестокая война закончилась 15 февраля 1989 года, после достижения соглашения о мирном урегулировании. Наши войска были выведены из Афганистана. Событиям в Афганистане даются различные оценки,  однако с высоты прошедших лет, приходится признать, что скоропалительное и поспешное политическое решение о выводе Советских войск из этой страны, геополитические проблемы, стоявшие перед СССР, не разрешило. Просто война из Афгана была перенесена в Таджикистан и Чечню. Сотни мирных людей погибли в Беслане, Буденновске и Норд-Осте, тысячи убиты в Чечне и Таджикистане.

-Южная Осетия.8.08.08.Что вы знаете об этой войне? Сколько

                    было убитых, сколько раненых?

(Война началась ночью, неожиданно, когда все спали. 2000 убитых)

Передо мной письмо осетинской девочки Залины Косатенко, вашей ровесницы , которая знает об

этой войне не понаслышке.

 "Я хочу вам всем рассказать о страшной войне в моей родной Южной Осетии. Я видела её своими глазами. Видела грузинские танки, которые уничтожали все и всех на своём пути, видела грузинские самолёты, которые сбрасывали бомбы на мирных жителей. Видела, как горели дома, как бежали женщины и дети, спасаясь от пуль грузинских снайперов.

"А ещё я видела горе и слёзы матерей, у которых война беспощадно отняла детей - моих ровесников. Они, как и я, учились в школе, пели, танцевали, играли на фортепиано. Им бы жить и радовать своих родителей своими успехами... Я часто думаю, о чём они мечтали? Чего бы хотели в жизни? Ведь нам, оставшимся в живых в этой проклятой войне, нужно жить и за себя и за них... Война - это страшно! Это сотни людей, оставшихся без крова, это дети, оставшиеся сиротами, это матери, оплакивающие своих детей... Сидя в подвале своего дома, я молилась, чтобы поскорее закончились выстрелы, взрывы и моя мама, которая не выпускала из рук моего четырёхлетнего братика, наконец-то, могла немного отдохнуть и поспать."

Но  события в Беслане,  войны в Дагестане и Чечне, когда уже десятилетние мальчишки гордо расхаживают с автоматами, а многие ребята становятся беженцами, инвалидами и жертвами межнациональных войн и террористических актов, я полагаю, что каждому стоит задуматься над этим, тем более вам – будущему нашего государства.

Все мы с вами наблюдаем по телевидению, что происходит сейчас в нашем братском государстве – на Украине. Многие украинцы мрачно шутят, что воюют сами с собой. Действительно, боевые действия ведут украинцы – сторонники новой фашистской власти против других украинцев, которые выступают за дружбу и воссоединение с Россией, за возможность говорить не только на украинском, но и на русском языке.

Как же могло случиться, что развязана братоубийственная война, в которой украинцы убивают друг друга и братский им русский народ? Многие считают, что эта война стала результатом национальной неприязни между восточными и западными украинцами.  Другие считают, что эта война – сопротивление правительству Украины, которое пришло к власти незаконным путём и в составе которого – преимущественно фашисты.

Однако, многочисленные факты свидетельствуют, что это – война США против России.

«Причём здесь США и Россия, - скажете вы, - если война ведётся на Украине?»

«Почему войны выгодны Соединённым Штатам?»

 Исторический опыт свидетельствует, что войны очень выгодны США, они давно стали источником богатства и экономического подъёма, мирового могущества этой страны. Сверхдержавой, легендарно богатым государством,  США стали после 1-ой и 2-ой мировых войн. В то время, как страны Европы воевали между собой, приходили в упадок в результате войны, в США бежали в поисках благополучной и спокойной жизни специалисты разных профессий, учёные, деятели искусства. Туда приезжали многие состоятельные люди со своими деньгами и страна становилась богаче.

В 90-ые годы ХХ века США сумели, не прибегая к военным действиям, разрушить самую большую и могущественную страну мира – Советский Союз. Многие другие социалистические страны перестали быть социалистическими, стали союзниками США. Некоторые – Югославия, Чехословакия – распались на более мелкие и слабые государства.

«Почему США развязали войну на Украине?»

Сегодня США испытывают серьёзные экономические трудности. Государственный долг составляет гигантскую сумму – 17 триллионов долларов. Это пока мало сказывается на жизненном уровне американцев – он по-прежнему самый высокий в мире. Но если раньше страна существовала за счёт своих ресурсов, то теперь она живёт, что называется «в долг». Такая ситуация не может продолжаться вечно: рано или поздно долги надо отдавать. Соединённым Штатам надо как-то решить эту проблему.  Они избрали преступный путь: развязывать войны с другими странами. Будучи мощной и сильной военной державой, США получают доступ к богатствам этих стран: нефти, произведениям искусства и пр., разоряют их, и за счёт этого сами обогащаются. Так было в Ираке, Ливии. Чтобы самим поменьше страдать от войны, США часто истинные причины войны прикрывают надуманными, искусственно подогретыми конфликтами, которые они разжигают в стране за много месяцев или даже лет до начала военных действий. В случае с украинцами – это национальный конфликт между западными украинцами и восточными (восточные говорят на русском языке и более близки к русским). Или заранее нагнетается волна недовольства правительством. Его свергают, а на его место ставят другое правительство, полностью послушное США. На Украине был свергнут президент Виктор Янукович и незаконным путём к власти пришло правительство Петра Порошенко.  

США заинтересованы в том, чтобы Россия лишилась такого союзника, как Украина. Это ослабляет Россию, помогая сохранить Соединённым Штатам могущество. «Без Украины Россия перестаёт быть империей, с Украиной – автоматически превращается в неё».

3. Подведение итогов.

Войны начинаются без участия интересов любого народа., каждая война – это передел территории и власти, а в итоге страдают простые граждане, погибают мирные люди: старики, женщины, дети . Невольно приходят на ум строки писателя и мыслителя Б.Шоу:

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди».  

Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,
Как всходило Солнце в гари,
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Были чёрными берёзы
Долгие года,
Были выплаканы слёзы
Вдовьи – навсегда.
Эта память – верьте, люди,
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,                                                                                                                            Вновь придет война.

РЕФЛЕКСИЯ.

Сейчас я хочу вас спросить: Что для вас значит слово мир? Перед  вами полоски бумаги разного цвета. Поднимите листики с цветом мира.

Космонавты из космоса видели нашу Землю голубой. Они утверждают, что она великолепна. Пусть наша Земля будет голубой, розовой, зеленой, любой. Только не коричневой от фашизма, только не черной от истребления людей, только не серой от пепла военных пожарищ.  Многие считают, что не нужно вспоминать войну. Но чтобы не повторился этот ужас, людям должна быть знакома боль тех, кого опалило пламя войны. Поэтому война «Сроку давности не подлежит».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А МЫ ВОЙНЫ, представь себе, не знали…

Слайд 2

Как девчонок в белых фартучках Водит вишни хороводами весна, Пожелтевшей фотокарточкой В нашей комнате пришпилена война. Наши мамы беспокойные, Как и двадцать лет назад им не до сна, Пачкой серых треугольников Перевязана по тумбочкам война. Спит земля, и над дорогами Улыбается спокойная луна, Но прошедшими тревогами Навсегда в сердцах останется война. А мы войны, представь себе, не знали, Как же мамину тревогу нам понять, И если мы с Наташей без вести пропали, Значит просто до утра ушли гулять.

Слайд 6

Мирное небо над головой… Как странно сегодня для нас с тобой, Что можно проснуться от взрывов снарядов, И плакать без слёз от бессилия, страха. Мы даже порой перестали ценить, Что можно спокойно учиться, растить, Строить, выращивать, изобретать! Три поколения без войны! За это «спасибо» сказать должны Мы поколению сороковых. Мир в неоплатном долгу у них

Слайд 8

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1 сентября 1939 — 2 сентября 1945

Слайд 9

Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 года. В Германии к власти пришёл Адольф Гитлер. Он считал, что немцы - самый лучший, избранный народ, которому должен принадлежать весь мир. Фашистская Германия очень быстро покорила страны Европы, но ей этого было мало – ей нужен был Советский Союз.

Слайд 13

Но нам не стоит забывать и о тех войнах, в которых еще совсем недавно проливалась кровь наших солдат, наших миротворцев, которые отправлялись в бой. У этих войн еще нет истории. Она не написана. Живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”. А память о тех , кто погиб там, свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

Слайд 16

Южная Осетия.8.08.08

Слайд 19

ПИСЬМО Я хочу вам всем рассказать о страшной войне в моей родной Южной Осетии. Я видела её своими глазами. Видела грузинские танки, которые уничтожали все и всех на своём пути, видела грузинские самолёты, которые сбрасывали бомбы на мирных жителей. Видела, как горели дома, как бежали женщины и дети, спасаясь от пуль грузинских снайперов. "А ещё я видела горе и слёзы матерей, у которых война беспощадно отняла детей - моих ровесников. Они, как и я, учились в школе, пели, танцевали, играли на фортепиано. Им бы жить и радовать своих родителей своими успехами... Я часто думаю, о чём они мечтали? Чего бы хотели в жизни? Ведь нам, оставшимся в живых в этой проклятой войне, нужно жить и за себя и за них... Война - это страшно! Это сотни людей, оставшихся без крова, это дети, оставшиеся сиротами, это матери, оплакивающие своих детей... Сидя в подвале своего дома, я молилась, чтобы поскорее закончились выстрелы, взрывы и моя мама, которая не выпускала из рук моего четырёхлетнего братика, наконец-то, могла немного отдохнуть и поспать

Слайд 20

УКРАИНА. 2014

Слайд 24

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди». Б. Шоу

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление "Войны не знали мы, но всё же"

Всё дальше и дальше от нас Великая Отечественная война. Всё меньше живых участников тех страшных событий. Нужна ли нам память о той войне? Надо ли современным подросткам говорить о том времени? Да! Бе...

Сценарий "Войны не знали мы, но все же..." - 70-летию Победы

Данный сценарий представляет собой митинг, посвященный Дню Победы, который проводится силами учащихся нашей школы у памятника погибшим героям. В митинге использованы стихи, довоенное танго (на песню "...

Разработка внеклассного мероприятия "Войны не знали мы, и всё же..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого празднованию 70 – й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, «Войны не знали мы, и всё же…»...

Сценарий праздника "Войны не знали мы, но всё же..."

Цель праздника:-воспитывать чувство сопричастности к событиям, которыми живёт страна;-формировать представления о том, что все народы стремятся к миру;-воспитывать храбрость и мужество, стремление защ...

Авторское стихотворение "Мое поколенье не знало войны"

Авторское стихотворение-размышление о памяти...

ЗНАЛИ ЛИ ВЫ СКОЛЬКО ДЛИЛАСЬ 100-ЛЕТНЯЯ ВОЙНА?

Такое событие как 100-летняя война, противниками в которой были Англия и Франция, оставило в истории большой след. Она закончилось победой Франции и за все свое время унесла множество человеческих жиз...

Внеклассное мероприятие на тему: «А мы войны не знали...»

Внеклассное мероприятие с применением технологии «Педагогическая мастерская» на тему: «А мы войны не знали...»...