Классный час для учащихся 9 классов
план-конспект урока (9 класс) на тему

Бородавко Ольга Викторовна

Классный час для учащихся 9 классов, направлен на воспитание юного петербуржца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_plakat_ne_smeyatsya_a_ponimat.docx135.64 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: Не плакать, не смеяться, а понимать

Цель: воспитание юного петербуржца

Задачи:

  • Формирование уважительного отношения друг к другу.
  • Воспитание толерантности в отношении людей, попавших в беду, людей с особыми потребностями.
  • Формирование заботливого отношения к людям с особыми потребностями.
  • Научить анализировать сложные ситуации.
  • Формирование читательской компетентности.

 Учитель зачитывает отрывок из произведения Максима Горького «Жизнь Клима Самгина»:

- Петербур - многоликий город. Видите: сегодня у него таинственное и пугающее лицо. В белые ночи он очаровательно воздушен. Это  - живой, глубоко чувствующий город.

Клим сказал:

- Вчера я подумал, что вы не любите его.

- Вчера я с ним поссорилась; ссориться — не значит не любить.

(Максим Горький. Жизнь Клима Самгина)

Мы часто  читаем в книгах, статьях, отзывах и слышим розговоры о том, что жители Петербурга не похожи на жителей других городов.

Так ли это?

В чем заключается наша особенность?

Известный историк Лев Лурье отмечает, что петербуржцы испытывают искреннее отвращение к разным толкучкам в общественном транспорте, на народных гуляниях и прочих массовых мероприятиях. Люди стараются отстраниться от тесно прижавшегося соседа в вагоне метро, по возможности избегают касаться окружающих сумками, пакетами, руками. Москвичи к подобным вещам относятся проще, они люди общественные.

В петербургском обществе и высшем свете всегда ценились вежливость и такт, умение поддержать разговор на тему, приятную собеседникам, а не талант блистать, затмевая собой всех окружающих. Согласно неписаным правилам, в Петербурге не принято, перемешивая сахар в чашке или стакане, стучать ложечкой по стенкам, бренчать ложками, вилками и другой посудой во время еды, с аппетитом прихлебывать чай, суп и причмокивать, выражая удовольствие. Некрасиво делать это и дома, в кругу семьи, а не только в общественных местах.

В нашем городе не принято громко разговаривать, находясь в общественных местах, толкаться, размахивать руками и жестикулировать, выражая свои мысли и чувства. Эмоции передают сдержанно, и если на улице и встретишь человека, который буквально кричит в телефон, рассказывая о чем-то личном, то он явно приезжий.

Скажите, пожалуйста, что сделало нас такими, какие мы есть? Что оказывает влияние на людей, на их характер, поведение, отношение к себе и людям? (это место, где они живут, семья, школа, люди которые их окружают, фильмы, книги, телепередачи, события, которые происходят в жизни и т.д.)

Раскажите о своих переживаниях связанных с каким-то важным и радостным событием.

В нашей жизни много самых разнообразных встреч, которые оставляют свой след в нашей душе. Можно ли отнести к ним встречи с героями книг?

Вспомните, какой литературный герой повлиял на вас, на кого вы хотите быть похожими, кто вызвал яркие, позитивные переживания? Нарисуйте корешок книги написав на нем название и автора.

Расскажите нам о своем герое и «поставьте» книгу на импровизированную полку.

Среди героев, вызывающих наше восхищение, можно назвать и паралимпийцев.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию статью о российском спортсмене, единственном шестикратном паралимпийском чемпионе за всю историю паралимпийских игр Романе Петушкове.

Роман Петушков

Имя Романа Петушкова сегодня звучит ото всюду и это неслучайно. Роман – самый обычный человек с очень непростой судьбой и оттого его достижение ценится ещё больше. Золото, которое он завоевал для России на Паралимпийских играх в Сочи – это не просто достижение. Это победа над собой, над всеми трудностями. О последних в жизни Романа можно говорить много, но мы всё же вряд ли сумеем приблизиться к тем же чувствам, что испытывал молодой мужчина, потому что трудности его судьбы нужно пережить. А потом преодолеть. Снова и снова…

Точка невозврата

Больничная палата. Как-то так вдруг. Но это не его место. Почему он здесь? Что ему тут понадобилось? Последним воспоминанием, которое высвечивается в голове тусклым прожектором памяти была фура, несущаяся на него с огромной скоростью. А потом темнота. И боль, которую в полной мере он ощущает теперь. Кажется, что тело не родное совсем, словно его голову сняли со старого тела и приставили к какому-то другому человеку. Что-то изменилось, но пока непонятно, что именно.

 Всё проясняется куда быстрее, чем Роман мог ожидать. В палату входит мама. Лицо её бледно, видно, что плакала недавно. Отныне это постоянное мамино состояние. И они теперь вместе постоянно делают вид, будто нет слёз и горя. Но сегодня, кажется, Роман не способен справиться с этой ролью. Мама подходит к кровати, поправляет подушку, одеяло. Заботливые, ласковые руки. Взгляд, полный сожаления и вины за то, что не сберегла сына. И что-то новое в глазах. Другая искорка. Словно невольно женщина отводит взгляд, скользнувший по телу Романа. И он следит за этим взглядом. Но тут мама резко берётся за пульт от телевизора и включает первый попавшийся канал. Как нарочно, словно издёвка, там крутят спортивные новости. Паралимпиада в Турине. Мать и сын смотрят, как незнакомые молодые люди играют в кёрлинг на инвалидных колясках. Увиденное кажется бредом, но лишь до того момента, как Роман проводит взглядом до подножия кровати. Он разом всё понял. Врачи всё-таки ампутировали ему ноги… Похоже, от наркоза ум помутился, и он ещё не успел вспомнить про операцию, а может просто психика 28-летнего мужчины так защищается, чтобы не верить в то, что теперь вся жизнь перевернулась. Противные мурашки ползут по спине, обдавая холодом не только тело, но и душу. Вот она – его личная точка невозврата. Когда жизнь больше не будет беззаботной, беспечной. Когда он, Роман Петушков, стал другим.

Главное, что вместе

 «Перестаньте его жалеть. Вместо жалости дайте ему возможности», – слова главного тренера паралимпийской сборной по лыжам и биатлону Ирины Громовой до сих пор звучат в голове Романа, словно эхо. Он подслушал их, когда гостья, которую неугомонная и встревоженная за сына мама пригласила для знакомства, прощалась в прихожей. Конечно, ему всё понятно – родные пытаются всеми силами вытащить его из омута безысходности, одиночества. Вчера у мамы сдали нервы, когда Роман сказал ей, что хочет свести счёты с жизнью. Она так плакала. Бедная мама. Может и правда, стоит попробовать? Терять всё равно нечего…

 Буквально через пару недель Роман становится участником лыжно-биатлонной команды под началом Громовой и уезжает в Рязань. Тренировки по многу часов, короткий отдых и снова тренировки. А ночью, когда сон буквально обрушивается на тебя, стоит только чуть сомкнуть ресницы, приходят сны. О детстве, в котором осталась увлечённость борьбой и горными лыжами. Ещё о золоте и чемпионстве. И о том, чего не хватает больше всего молодому спортсмену – любви. Однако, жизнь далека от снов и это хорошо, потому что в жизни всё случается куда лучше, чем во сне, пусть и не сразу.

Любовь пришла раньше, чем главная победа Романа на паралимпийских играх в Сочи. Пришла, чтобы остаться и вдохновлять. Придавать сил, если ты на высоте и если терпишь поражение. А у Петушкова хватало промахов, торопливости, небрежности. Говорили, что мало опыта, а он был недоволен собой и снова тренировался. Просто знал, чувствовал каждым мускулом, что способен на большее. Отныне в его жизни есть две главные женщины: любимая мама и долгожданная супруга. Главное, что они вместе, а уж он завоюет для них золото!

Быть фаворитом

 Бронза и серебро из Ванкувера, этапы Кубка мира, признание Международным паралимпийским комитетом (IPC) Романа как лучшего спортсмена, пятикратное чемпионство мира по лыжным гонкам и биатлону среди людей с повреждениями опорно-двигательного аппарата… Петушков привозит с соревнований россыпи медалей. «Мы гордимся тобой!», «Ты лучший!» - как много раз Роман слышал эти слова. Ровно столько же раз, сколько ему говорили, что он достоин, что им можно гордиться, Петушков собирал волю в кулак. Стискивал зубы до боли, чтобы сделать очередной рывок для победы. Им ли не знать? Тем, кто постоянно рядом. Новости не смолкают, а они сидят рядышком на диване и волнуются как никогда прежде. Две женщины, любящие одного мужчину. Того, что сейчас побеждает. Биатлонная гонка на 7,5 км – золото. Открытие медального зачёта. Лыжные гонки на 15 км – золото. Образцовая гонка с четырьмя огневыми рубежами. Спринт и лидерство во всех трёх заездах. И под занавес повторение личного рекорда, которое приносит пятое золото в биатлонной гонке на 15 км.

 Звучит имя Романа Петушкова. На экране телевизора показывают его, улыбающегося, решительного. Победителя. А они не могут остановить слёз радости. Мама и жена. Они чувствуют без слов, что теперь их Роман не просто рекордсмен, спортсмен, но человек, который не опустит руки никогда. Никогда не сдастся. Теперь Роман знает, что такое Огонь Олимпиады. Его забыть не получится. Потому что это огонь самой жизни.

Соберитесь в группы по 5-6 человек. Поделитесь друг с другом вашими мыслями и переживаниями по поводу текста.

Мы попадаем в разные жизненные ситуации. Запишите на листке бумаге, в одном столбце таблице, как бы Вы не хотели, чтобы с Вами общались в случае, связанном с жизненной ситуацией: горе, болезнь, каких бы слов, фраз Вы предпочли бы не слышать. В другом, как бы Вы хотели, чтобы с Вами общались в этом случае, какие бы слова, фразы Вы предпочли бы слышать. (Собравшиеся заполняют предложенные таблицы).

Если Вы попадаете в сложную ситуацию, каких бы слов, фраз Вы предпочли бы не слышать

Если Вы попадаете в сложную ситуацию, какие бы слова, фразы

Вы предпочли бы слышать

Поделись с нами своими мыслями. (мысли записываются на доске). Посмотрите, что у нас получилось. Не кажется ли Вам, что мы составили свод правил, как вести себя с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию? И эти правила или принципы отражают целый ряд ценностей, среди них: мужество, целеустремленность, воодушевление, равенство и др.

Правила общения с человеком, попавшим в трудную ситуацию

Если мне плохо, больно, трудно,

не говорите мне этих слов:

Если мне плохо, больно, трудно,

говорите мне эти слова:

• Да брось ты, ерунда

• Чем помочь; давай помогу

• Я не могу быть с тобой, занят

• Не грусти, все будет хорошо

• Неужели так больно, что ты так раскисла

• Если надо, позови

• Отстань. Надоело

• У меня тоже так было, справишься

• Бедная, несчастная

• Ты знаешь, я тебя люблю

Не надо слов ни о чем и сочувственных взглядов

• Тебе некогда болеть, тебя ждут

• Не отчаивайся. Выход найдется

Говорите ласковые слова и слова из

обычной жизни

Скажите, пожалуйста, только ли люди оказавшиеся в трудной жизненной ситуации требуют такта, внимания, понимания, вежливости? (нет, это нужно каждому человеку)

Часто, при встрече, сказав ком-то грубое слово, будучи невежливым или просто невнимательным мы раним человека. Это может быть случайный прохожий, ваш товарищ или мама с папой.

В древней Руси слово встреча означала нечаянная радость или счастливый случай. Именно от вас зависит будет ли встреча с вами радостью.

Закончить наше мероприятие мне хочется словами Сократа «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика особенностей классного коллектива и учащихся как составная часть деятельности классного руководителя»

Эта исследовательская работа о диагностической деятельности классного руководителя. Может использоваться классными руководителями в работе....

Классный час для учащихся 9-го класса «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»

Цели:информировать  учащихся о процедуре допуска к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов, формах проведения экзаменов, числе экзаменов по выбору и обязательных экзаменов,...

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Классный час для учащихся 7 классов "Как не допустить конфликт в классном коллективе"

В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов....

классный час для учащихся класса духовых инструментов на тему "Оркестровая этика"

Материал направлен на воспитание оркестровой этики у учащихся , закреплению правил поведения в оркестре, используется интересный прием, когда преподаватель вместе с детьми анализирует жизненные ситуац...

Портфолио ученика как средство оптимизации ВР классного руководителя с учащимися класса

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени ...