Классный час "Сохраним природу"
методическая разработка (7 класс) на тему
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranim_prirodu.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохраним природу!
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.
Эпиграф: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».
Ф. Жолио – Кюри
План
- Значение природы для человека.
- Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
- Какова экологическая обстановка в нашем городе?
- Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
- Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
Замечание. В брифинге принимают участие:
- эколог,
- представитель комитета по охране природы,
- медицинский работник,
- экономист.
В их роли выступают учащиеся, подготовившие свои выступления заранее по рекомендованной учителем литературе.
По вопросу «Экологическая обстановка в нашем городе» в ходе выступления демонстрируется видеозапись.
Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса».
Ведущий. Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.
Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.
Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу – сохранить жизнь» – тема брифинга.
В брифинге принимают участие: эколог …, представитель Комитета по охране природы …, медицинский работник …, экономист ...
Аэродромы,
пирсы
и перроны,
леса без птиц
и земли без воды …
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды.
Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?
Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
С информацией выступает эколог …
Эколог. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».
Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить…
К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города…
Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимия, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты.
За последние 25 – 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 – 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.
50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы, в том числе и наш город.
Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.
Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействие так называе-мых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.
В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Ведущий. Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.
Какова же экологическая обстановка в нашем городе?
Слово предоставляется представителю Комитета охраны природы …
Представитель комитета по охране природы …
Замечание. Выступление сопровождается демонстрацией видеофрагментов, характеризующих экологическую ситуацию в городе, и заканчивается стихотворением В. Глебова «И только ахает Природа…».
И только ахает Природа …
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
— Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной…
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
— А что? Кислотные дожди…
… Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
— Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескала тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг.
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
— Да сын ли ты мне, Человек?
Ведущий. Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.
Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
С информацией выступает медицинский работник …
Медицинский работник. Загрязнение воздуха на 43 – 45 % повинно в ухудшении здоровья населения.
На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертво рождаемости и врожденных аномалий.
Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.
Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.
На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %.
Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.
Ведущий. Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).
Что необходимо сделать для сохранения природы?
Слово экономисту …
Экономист. Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием… На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам.
Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий.
Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?
Таблица
«Будьте активными защитниками природной среды»
Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов… | Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…) | Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках …) | Украшайте в зеленый наряд города и села |
Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.
В одном из стихотворений М. Дудин пишет:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите…
Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева.
Литература
- Экология. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1997 – (Учебники и учебные пособия высш. учебн. заведений).
- Ноосфера: духовный мир человека. /Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1986.
- Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 1988 – (Нар. ун-т. Естественнонаучный фак.)
- З.П. Белых. Новые грани алмазного края. Фотоальбом. – М.: Союзрекламкультура, 1993.
- "Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры)". 7-8 классы. / авт.-сост. И.А. Зайцева, Н.А. Догадова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 123 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "Природа — наш дом родной"(6 класс)
Цели: • расширить знания о природе; • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение • природы в жизни людей и ж...
Классный час "Природа не прощает ошибок"
Классный час посвящён законам экологии. Никакой предварительной подготовки сценарий не требует: в нём использован простой сценарный ход: учитель организовывает и направляет общение детей, расставляя н...
Классный час "Природа не прощает ошибок"
Детям об экологических законах; о формировании негативной нравственной оценки нарушений в сфере природы, негативного отношения к безответственному отношению к природе; пропаганда экологических идей....
Классный час "Природа-это мы"
Классный час проводится в виде соревнования двух команд и состоит из различных конкурсов по экологии и биологии ....
Классный час «Природа не прощает ошибок»
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в...
Классный час "Природа не прощает ошибок"
Для учащихся 9 класса....
классный час природа не прощает ошибок
классный час о бережном отношении к природе...