Сценарий спектакля "Соловей"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
Сценарий спектакля по сказке Ганса Христиана Андерсена «Соловей»
Роли:
Сказочник Ханс Кристиан Андерсен – Рябкова Т.
Девочка Юлиана – Бульдина У.
Император -Борошнев П. или Носова Н.
Приближённые: Ситников М., Рыбин А., Карасёв А.
Кухарочка – Кутырина Т.
Соловушка – Беляков В.
Искусственный соловей – Воробьёв А.
Горожане, придворные дамы: Горшкова Т., Осипова К., Шаркова Е., ЛавроваС.,
Жизнь и Болезнь – Осипова, Горшкова
Цветы –Мочалова, Ларина, Кочеткова, Ситникова,Буренева.
Лягушата – мальчики 1 класса
Два поэта - Пакулев, Сидоров
Тени и куклы – Горшкова Л., Коновалова А.
СЦЕНА 1. «В КИТАЕ»
(Перед закрытым занавесом появляется крутящийся зонтик. За ним прячется человек. Зонтик внезапно закрывается.
Сказочник. Добрый вечер! (обращается к залу). Вы, конечно, узнали меня? Я Ганс Христиан Андерсен – сказочник и волшебник из датского города Оденсе. Это я каждую ночь посылаю вам приятные сновидения. Кто вы прелестное создание, похожее на ангелочка?
Юлиана. Я Юлиана, и я читала ваши сказки: «Дюймовочку», «Принцессу на горошине», «Гадкого утёнка» и другие.
Сказочник. Прелестно. Хотите, я покажу вам ещё одну интересную историю.
Юлиана. (делает реверанс) Конечно, Ханс Кристиан.
Сказочник. Идите за мной и ничего не бойтесь. (Звучит музыка и появляются теневые фигурки). Здесь у каждого дома своя жизнь, своя сказка. Но тише, тише, тут спят дети. У этого старого фонаря тоже есть своя история. Но её я расскажу в другой раз.
(Загорается новое окно) Тут под самой крышей живёт поэт, настоящий молодой поэт. (Загорается новое окно) А в этом доме сегодня бал. (звучит музыка, движутся танцующие фигурки)
Но нужно идти дальше… Не задерживайтесь, сюда, идите сюда. Смелее, за мной.
Сказочник. (Садятся под зонтик). Вот послушайте-ка! Крибле, крабле, бумс!
Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется!
В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные – китайцы.
Открывается занавес.
Декорация 1. На сцене виднеется фарфоровый дворец, беседки, цветы. Всё чисто белого цвета.
Юлиана. Как красиво! Какое всё белое, чистое!
Сказочник. В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского; он весь был из драгоценного фарфора, зато такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться.
Сказочник и Юлиана идут между цветов, к которым привязаны колокольчики. Их играют девочки. Они дергают за верёвочки, цветы издают звон.
Сказочник. В саду растут чудеснейшие цветы; к самым лучшим из них привязаны серебряные колокольчики – они всё время звенят, чтобы никто не прошёл мимо, не обратив внимания на цветы. Вот как тонко всё придумано!
Танец цветов (девочки 1 класса)
( Девочки раздвигают занавес, где виднеется сад, озеро)
Юлиана. Здорово! Красиво! (Смотрит вдаль) А что там, далеко-далеко? Море или небо? (слышится соловьиное пение). Откуда эти чудесные звуки? Кто это поёт?
(Звучит музыка А. Русселя)
Сказочник. Сад тянется далеко-далеко, так далеко, что и сам садовник не знает, где он кончается. Из сада можно попасть прямо в густой лес, в чаще его таятся глубокие озёра, и доходит он до самого синего моря. Корабли проплывают под нависшими над водой кронами деревьев, и в ветвях их живёт соловей. Это он поёт так чудесно!
Юлиана. Господи, как хорошо!
Сказочник. Все путешественники рассказывали обо всём виденном, учёные описывали столицу, дворец, сад императора, но самым большим чудом считали крылатого певца. В честь него слагали прекраснейшие стихи. Смотри, два поэта затеяли состязания на лучшее стихотворение. Послушаем их. Кто победит?
Два поэта (под звуки пения соловья
1.Поёт соловей –
заливается, разевая
маленький клювик…(Бусон)
2.Голосок соловья
так долго-долго звучит,
округло, нежно…(Токо)
1.О тишина!
Как громко над долом
Соловьиная трель…(Кёси)
2.Поёт соловей-
то туда, то сюда повернётся
на цветущей ветке…(Бусон)
1.Поёт соловей
и при этом сурово косится
на мою лачугу…(Исса)
2.Камелии лепестки.
Может быть, соловей уронил
Шапочку из цветов…(Басё)
СЦЕНА 2. «ИМПЕРАТОР и ПРИБЛИЖЁННЫЕ»
Декорация 3. Императорский дворец. В золотом кресле сидит император, читает книгу, поминутно кивая головой.
1.Приближённый. (читает) «Всё в Китае удивительно и необычно. Но соловей лучше всего!»
Император. Что такое? (удивлённо) Соловей? А я ведь и не знаю его! Как? В моём государстве и даже в моём собственном саду живёт такая удивительная птица, а я ни разу и не слыхал о ней! Вычитать такое из книг! (Хлопает в ладоши, появляются приближённые и все кланяются)
Первый приближённый (кланяется, сложив руки, произносит «Пф!»)
Император. Оказывается, у нас здесь есть замечательная птица по имени соловей. Её считают главной достопримечательностью моего великого государства! Почему же мне ни разу не доложили о ней?
Первый приближённый. Я даже и не слыхал о ней!
Второй приближённый. Она никогда не была представлена ко двору!
Император. (приказывает) Я желаю, чтобы она была здесь и пела предо мной сегодня же вечером! Весь свет знает, что у меня есть, а сам я не знаю!
Первый приближённый. Ваше величество не должны верить всему, что пишут в книгах.
Второй приближённый. Всё это сказки, так сказать, чёрная магия!..
Император. Но ведь эта книга прислана мне самим могущественным императором Японии, и в ней не может быть неправды! Я хочу слышать соловья! Он должен быть сегодня же вечером! Я объявляю ему моё высочайшее благоволение! Если же его не будет здесь в назначенное время, я прикажу бить всех придворных после ужина палками по животу!
Первый приближённый. Один только вред от этих сочинителей.
Второй приближённый. Всё выдумывают, всё врут!
Первый приближённый. Пф! (в сторону) Слыхом не слыхивал о такой птице! Но я разыщу её!(бегает вверх и вниз по лесенке, коридорам, залам. (Обращается к Бонзе).Где живёт соловей?
Второй приближённый. Сооло-винь
Первый приближённый. Соловей
Второй приближённый.. Нет, соловея я не знаю.
Первый приближённый. Немедленно разыщите его, иначе я прикажу вас бить палками по пяткам.
Входит с подносом кухарочка.
Второй приближённый. Может она знает? Кто такой соловей?
Кухарочка. Господи, соловей! Я его хорошо знаю. Как он удивительно поёт! Мне позволено относить по вечерам моей бедной больной матушке остатки от обеда. Живёт матушка у самого моря, и вот, когда на обратном пути я сажусь отдыхать в лесу, я каждый раз слышу пение соловья! Слёзы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня!..
Первый приближённый. Кухарочка! Веди нас к нему. Соловей приглашён сегодня вечером ко двору! Если покажешь, где он живёт, я позволю тебе посмотреть, как кушает сам император.
Кухарочка. Хорошо! Я сведу вас.
СЦЕНА 3. «В ЛЕСУ»
Все приближённые, во главе с кухарочкой отправляются в лес. Слышат мычание коровы
1. Приближённый. О! Это он! Какой у него сильный голос!
2. Приближённый. И это у такого маленького созданьица! Но мы как будто слышали его и раньше! (выглядывает корова)
Кухарочка. Это мычит корова! Нам ещё далеко до места.
(Заквакали лягушки. Лягушек изображают ребята)
Второй приближённый. Чудесно! Теперь я слышу! Точь-в-точь наши колокольчики в молельне.
Танец лягушек.
2. Приближённый. Божественный голос.
Кухарочка. Нет, это лягушки! Но теперь, я думаю, мы скоро услышим и его! (Поёт соловей). Вот это соловей! Слушайте, слушайте! А вот и он сам!
(Соловушка поёт, взмахивая крылышками) Звучит мелодия из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»
1.Приближённый. Неужели! Никак не воображал себе его таким! Самая простая наружность!
2. Приближённый. Верно, он потерял все свои краски при виде стольких знатных особ!
Кухарочка. (кричит) Соловушка! Наш милостивый император желает послушать тебя!
Соловушка. Очень рад! (Соловушка продолжает пение)
Второй приближённый.. Словно стеклянные колокольчики звенят! Глядите, как трепещет это маленькое горлышко!
2. Приближённый. Удивительно, что мы ни разу не слыхали его раньше! Он будет иметь огромный успех при дворе!
1.Приближённый. Несравненный соловушка! На меня возложено приятное поручение пригласить вас на имеющийся быть сегодня вечером придворный праздник. Не сомневаюсь, что вы очаруете его величество своим дивным пением!
Соловушка. Пение моё гораздо лучше слушать в зелёном лесу! Но раз император желает сам слушать меня, я буду!
СЦЕНА 4 «ВО ДВОРЦЕ ИМПЕРАТОРА»
Вновь фарфоровый дворец, всё приготовлено к празднику, цветы с колокольчиками, звенят. Посреди зала подставка для соловья. Вокруг трона императора стоят приближённые, поодаль кухарочка.
Танец с веерами
Влетает соловей, становится на возвышение.
Дамы при дворе.
1 дама. Эта пигалица и есть соловей!
2 дама. И смотреть-то не на что!
1 дама. И что в нём нашли заморские путешественники!
Соловей поёт.
Император. На глазах императора выступают слёзы. Чудесно! Восхитительно!
Придворные похватывают: Чудесно! Талантливо! Браво! (хлопают в ладоши)
Император. Спасибо, соловушка. Я награждаю тебя золотой туфлей на шею.
Соловушка. Спасибо, ваше величество. Я видел на глазах императора слёзы - какой ещё награды желать мне! В слезах императора дивная сила! Видит Бог – я награждён с избытком!
Император. Ты будешь жить во дворце. (приказывает) Оставить соловья при дворе, отвести ему отдельную комнату. Разрешаю гулять в саду два раза в день и один раз ночью в сопровождении двенадцати слуг.
1.Приближённый. Ваше величество. Но ведь он улетит.
Император. А вы привяжите к лапке шёлковые ленточки. Тогда он и не улетит и сможет летать по саду.
2.Приближённый. Ой, как мудро!
Придворные. Как он добр! Лучший друг китайских певцов.
(Приближённые расхаживают в водой во рту и булькают, подражая соловью.)
1. дама.«Соло»
2 дама. «Вей»
1. дама.«Соло»
2 дама. «Вей»
(Приближённые вносят ящичек. Снимают ткань. Там оказывается искусственный соловей, осыпанный рубинами и бриллиантами)
1.Дама. Ваше величество! Вам подарок от японского императора.
2. дама.Какая роскошь!
1.Дама. Смотрите, она сверкает как бриллианты.
2.Дама. Она похожа на брошку!
1.Дама. Какая тонкая работа!
Искусственного соловья заводят ключиком. Он поёт раз десять одно и тоже.)
1.Дама. Хвала японскому соловью!
2.Дама. Вот это искусство!
Император. Да! Смотрите, какая забавная игрушка! Я хочу, чтобы оба соловья спели вместе.
Придворные. Это будет чудный дуэт!
1 .Приближённый: А где же наш соловей? Пропал?
2 .Приближённый: Неблагодарный!
Дамы при дворе. Мы его кормили отборным рисом!
1 .Приближённый. А он!? Пф! Отказался петь в вашу честь!
Император. Издадим указ об изгнании. Неблагодарным певцам нечего делать в нашем государстве.
2 .Приближённый. Лучшая-то птица у нас всё-таки осталась!
1.Приближённый. Этот соловей превосходит настоящего, всегда знаешь, какую песенку он споёт. У искусственного, всё известно наперед! Отлажено!
Приближённые все вместе. И я того же мнения!
Император. Надо и народу послушать его!
(Народный праздник. Драконы, змеи, музыка. Все восклицают : «О!», поднимают вверх указательные пальцы и кивают головами)
1.Дама. Недурно и даже похоже, но всё-таки не то!
2.Дама. Чего-то недостает в его пении, а чего – мы и сами не знаем!
1.Дама. Живой соловей изгнан за пределы государства!
2.Дама. . Искусственный соловей сидит на подушечках, его величают: «императорского ночного столика первый певец с левой стороны»
(Уличные мальчишки носятся с вертушками и бумажными соловьями, поют: «Ци-ци-ци! Клюк-клюк-клюк!»)
Император. «Ци-ци-ци! Клюк-клюк-клюк!» Ну что за прелесть!
(В искусственном соловье вдруг что-то зашипело, зажужжало, колёса завертелись и музыка смолкла)
Император. Лекаря сюда. Исправить немедленно.
Второй приближённый.. Лекарь не поможет. Увы, ничего поделать нельзя! Лопнула пружина!
Император. Нет у меня ни живого, ни искусственного соловья. Пусть хоть этот стоит для красоты. Какой я несчастный!(уходит).
(Сидят сказочник и Юлиана. Действие на переднем плане).
Юлиана. И это всё? Жалко…
Сказочник. А кого тебе жалко? Смотри, какой богач стоит с золотой туфлей на шее.
Юлиана. Он просто механическая игрушка, а соловушка был живой. Он обиделся, его не поняли, поэтому он улетел.
Сказочник. А как же слёзы императора? Что дороже слёзы или золотая туфля?
Юлиана. Кто-то ценит золото, а мне тоже хочется плакать.
Сказочник. И мне жаль императора. Он не понял, какая музыка настоящая, а какая так «Ци-ци-ци! Клюк-клюк-клюк!» Не знал, что искусство может вылечить душу, избавит от злобы и научит добру, любви, щедрости. Он не знал главного – искусство может совершать чудеса.
Юлиана. Почему же чудо не произошло?
Сказочник. История ещё не закончилась… Крибле, крабле, бумс. Слышишь, как грустно плачет ветер за окном? Как дождливые капли жалуются на свою судьбу? А в спальне императора шуршат мыши. О, да это совсем не мыши, это придворные о чём – то шепчутся, что-то делят. Посмотрим!
СЦЕНА 5 «БОЛЕЗНЬ ИМПЕРАТОРА»
Император лежит в постели. На краю постели императора сидят Любовь и Болезнь и наматывают клубки с красной и чёрной нитью, каждая в свою сторону.
Вокруг придворные шепчутся:
1.Приближённый. Это конец! Пф! Ему осталось немного.
2.Приближёный. Уже совсем скоро! Пришло наше время!
Бонза. Нужно поделить имущество. Чур, корона моя! (надевает)
1.Приближённый. Это почему же! (пытается отнять, Бонза не отдаёт) Тогда царская сабля будет моей! (надевает)
2.Приближёный. (хватает знамя, вскидывает на плечо, марширует) Ать, два! Ать, два! Теперь я возглавлю императорские войска. ( приближённые маршируют и уходят)
Император (пытается кричать, но у него получается шёпот) Душно, Душно! Кто там?! Кто, кто они? (показываются лица – теневой театр)
Тьма .Твои деяния.
Свет. Помнишь ли ты меня? А меня? А нас?
Император. Я ничего не знал о вас! Ничего!
Тьма. А кто правил страной? Кто подписывал указы? Ты! Ты!
Я умер от голода, потому что ты в изобилии своём не дал мне поесть
Свет. А я получал из императорской казны ежемесячную помощь
Тьма. Я замёрз, потому что ты не пустил меня во дворец, когда был лютый мороз.
Свет. А моему сыну сам император вручил золотую туфлю.
Тьма. Я умер от болезни, потому что ты не разрешил своему врачу навестить меня.
Император. Я не знал! Я не знал, что так много зла в моём государстве! Я виноват! Виноват! Мне стыдно и страшно!
Эй, кто-нибудь! Музыку сюда, музыку! Я не могу их больше слышать! Пой хоть ты, милая, славная, золотая птичка! (обращается к искусственному соловью). Я одарю тебя золотом и драгоценностями. Я повесил тебе на шею свою золотую туфлю, пой же, пой! (хватается за голову)
Танец Любви и Болезни, как действо между добром и злом с тканью, лентами, часами. Любовь раскачивает маятник, Болезнь – останавливает. Наступает полная тишина. (Выдержать паузу).
Вдруг за окном раздаётся чудное пение живого соловья. Влетает соловушка, берет за руку свет. Тьма исчезает.
Болезнь свивается в белый туман и исчезает. Любовь обнимает императора.
Император. Спасибо, спасибо тебе, милая добрая птичка! Я узнал тебя! Я изгнал тебя из моего государства, а ты отогнал от моей постели ужасные призраки, отогнал саму Болезнь! Чем мне вознаградить тебя?
Соловей. Добрые дела не требуют награды. Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! Я видел слёзы на твоих глазах в первый раз, как пел перед тобою – этого я не забуду никогда! Слёзы – вот драгоценная награда для сердца певца. Засни теперь и просыпайся здоровым и бодрым! Я буду баюкать тебя своею песней!
Император. Ты должен остаться у меня навсегда! Ты будешь петь только тогда, когда сам захочешь, а искусственную птицу я разобью вдребезги!
Соловей. Не надо! Она принесла столько пользы, сколько могла! Пусть она остаётся у тебя по-прежнему! Я же не могу жить во дворце. Позволь мне только прилетать к тебе, когда я сам захочу. Тогда я каждый вечер буду садиться у твоего окна и петь тебе; моя песня порадует тебя, и заставит задуматься.
Я буду петь тебе о счастливых и несчастных, о добре и о зле, что таятся вокруг тебя. Маленькая певчая птичка летает повсюду, залетает и под крышу бедного рыбака и крестьянина, которые живут вдали от тебя. Я люблю тебя за твоё сердце больше, чем за твою корону. Я буду прилетать и петь тебе. Но обещай мне одно!..
Император. Хорошо!
Соловей. Об одном прошу тебя - не говори никому, что у тебя есть маленькая птичка, которая рассказывает тебе обо всём. (Улетает).
Император. Спасибо тебе, соловушка. Я полон жизни и должен успеть исправить свои ошибки, помочь простым людям.
(Входят слуги, приговаривая)
1. Приближённый. Наверное, он уже умер.
2. Приближённый. Теперь здесь будет ваша спальня.
Император. С добрым утром! Здравствуйте! (Приближённые возвращают ему корону) Пора нам заняться государственными делами.
Ликование народа . Танец с драконом.
Сказочник (обращаясь к залу и Юлиане) В Китае есть поистине волшебный сказочный праздник «Праздник фонариков», связанный с магией плодородия. С наступлением темноты вечер превращается в чудесную сказку, Зажигают все фонари. Многие фонари бывают с сюрпризами, внутри зажигают свечу и от тепла начинают двигаться фигуры красавиц, фей, персонажей, легенд. Есть огромные фонари, которые не подвешивают, а по традиции просто устанавливают на специальных основаниях, когда-то точно такие же помещали перед дворцом императора. Всё это символизирует очищения земли от зла приход новой весны.
Может ли Волшебная сила искусства исправить все человеческие пороки, все недостатки, сделать людей добрыми? Поразмысли-ка об этом на досуге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"
интересный тематический сценарий последнего звонка....
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"
Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"
Сценарий подходит для проведения предметных недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...
Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).
Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...