Сценарий литературной гостиной "Душа хотела б быть звездой"
план-конспект занятия (10 класс) на тему
Вечер в литературной гостиной, посвящённый жизни и творчеству Ф.И. Тютчева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dusha_hotela_b_byt_zvezdoy.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Душа хотела б быть звездой»
Вечер в литературной гостиной,
посвящённый жизни и творчеству Ф.И. Тютчева
Цели вечера: познакомить учащихся с интересной, но сложной личностью Ф.И.Тютчева, понять особенности творчества поэта, его противоречивое отношение к жизни, любви, природе.
Оборудование: письменный стол с писательскими принадлежностями: листы бумаги, перо, свечи;
Музыкальный фон: П.И. Чайковский. Увертюра к балету «Лебединое озеро».
А. Моцарт «Концерт для фортепиано с оркестром»
Ход вечера
( Зажжены свечи, звучит Увертюра П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро» входит ученик, играющий роль Ф.И. Тютчева)
Т ю т ч е в. Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
(Выходит М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и )
Т ю т ч е в. Всё темней, темнее над землёю –
Улетел последний отблеск дня.
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро»
Выходят М у з а Л ю б о в н о й п о э з и и и М у з а Ф и л о с о ф и и.
М у з ы. Мы – музы – древние покровительницы искусства. Я – муза … (представляются)
М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и (1). Мы всю жизнь сопровождали его.
М у з а Л ю б о в н о й п о э з и и (2). Пробуждали его творчеству.
М у з а Ф и л о с о ф и и (3). Рождали жажду познания жизни.
М у з а (1). Но он человек.
М у з а (2). А человек идёт своим путём.
М у з а (3). Ошибаясь, страдая и радуясь.
М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и. Его имя Фёдор Иванович Тютчев. (Показ видеофрагментов).
М у з а Л ю б о в н о й п о э з и и. Родился он 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстюге Орловской губернии в семье брянского помещика Ивана Николаевича Тютчева, человека очень радушного, гостеприимного и добросердечного. Мать, Екатерина Львовна, была женщина умная, впечатлительная, она оказала большое влияние на сына.
М у з а Ф и л о с о ф и и. Рано Фёдор обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование под руководством поэта С.И. Раича, в 12 лет успешно переводил с итальянского Горация.
М у з а (1). Учится на словесном отделении Московского университета. Много читает, пишет стихи. Университет Тютчев закончил за два года. Весной 1822 года он был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и вскоре назначен чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене. 22 года прожил Тютчев заграницей.
М у з а (2). К сожалению, как поэта в России Тютчева узнали довольно поздно, когда поэту было уже 53 года. Но стихи его печатались и раньше. В конце 20-х годов в пушкинском журнале «Современник» были опубликованы стихи под заголовком «Стихи, присланные из Германии» с подписью Ф. Т. Но особого внимания на публику они не произвели.
М у з а (3). Прошли годы. В 1850 году Н.А. Некрасов, возглавляющий в то время журнал «Современник», опубликовал статью «Русские второстепенные поэты», в которой он высоко оценил 24 стихотворения неизвестного Ф.Т., поставив его в один ряд с А.С. Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым. Был издан первый сборник поэта (показ диафильма).
М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и. Кому же из нас он отдал больше предпочтения? Я утверждаю, что он был певцом природы. Мне помогут доказать это ребята из начальной школы.
( Ученики читают стихотворения «Есть в осени первоначальной…», «Зима не даром злится…», «Чародейкою зимою…», «Весенние воды», «Ещё земли печален вид…», «Люблю грозу в начале мая…», «Летний вечер»)
Т ю т ч е в. Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней –
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет её очей.
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвётся обожать.
( В исполнении учащихся 9 класса звучит романс на стихи Ф.И.Тютчева «Я встретил вас…»)
Я встретил Вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И в сердце стало так тепло …
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас.
Как после вековой разлуки,
Гляжу на Вас как бы во сне,
И вот слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в Вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь
М у з а Ф и л о с о ф и и. У песни много причин, чтобы быть спетой. У романса – только одна – любовь. Особая нота, особая сила, страсти, особые обстоятельства души.
В середине 1822 года в русскую миссию в Мюнхене прибывает молодой дипломат Фёдор Тютчев. Столица Баварии принимает Тютчева в свои объятия, обволакивает блеском придворных балов, изяществом музыкальных и литературных салонов. На одном из светских раутов Тютчев встречает очаровательную четырнадцатилетнюю Амалию Лерхенфельд. Амалия поразила Тютчева своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев околдован и очарован.
Однако в 1826 году он женится на Элеоноре Петерсон, а Амалия становится женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера.
Шли годы. Скучный Карлсбад. Тяжелобольной Фёдор Иванович Тютчев приезжает сюда лечиться. Ему – 67 лет. И вдруг – новая встреча с Амалией. Казалось бы – встретились два старых человека – всё прошло, всё в прошлом. Но …
Я встретил Вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И в сердце стало так тепло …»
М у з а Л ю б о в н о й п о э з и и Да, да без неё, без любви, вообще не может быть поэта.
М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и. Разве природу нельзя любить, разве человек не любит свою мать, свою Родину, свою землю.
М у з а Л ю б о в н о й п о э з и и
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать,
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.
1870
Своим
Звучит романс на стихи Ф.И.Тютчева «Последняя любовь»,музыка. В. Дашкевича.
Учащиеся читают стихотворения Ф.И. Тютчева о любви на фоне музыки К.Сен-Санса «Лебедь» и музыки Э.Грига «Утро».
.
М у з а Ф и л о с о ф и и. Вы говорите о том, что волнует философов: о жизни и смерти, о смысле жизни, о назначении человека и особенностях его взглядов на мир. Тютчев примыкает к поэтам – любомудрам, которых привлекали глубокие процессы мыслительной деятельности человека.
(Учащиеся читают стихотворения философского содержания)
М у з а Ф и л о с о ф и и.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звёзды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!..
1830
М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. «В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык…». «Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Весенний гром грохочет в небе «как бы резвяся и играя». Вешние воды «бегут и будят сонный брег». «Уступая дорогу весне», зима «злится», «хлопочет», «ворчит», «бесится». Лазурь небесная смеется «полураздетый лес грустит», с небес глядят «чуткие звезды». Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворения, не просто метафоры: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину».
Т ю т ч е в Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
( Звучит фрагмент из «Концерта для фортепиано с оркестром» А.Моцарта)
Литература
- Ф.И.Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. – М.: Правда, 1988.
- Н.П.Сухова. Дары жизни: Книга о трех поэтах. – М.: Детская литература, 1987.
- Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Ч.2. М – Я – М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно - музыкальной композиции по творчеству А.П. Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."
Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен творчеству А.П. Чехова. В сценарий включены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова, а также биографические факты из жизни писателя....
" Звезда Моцарта" сценарий литературно - музыкального вечера.
Мой сценарий внеклассного вечера по творчеству Моцарта с элементами театрализации....
Сценарий классного часа "Школьная форма. Быть или не быть?"
Сценарий классного часа "Школьная форма. Быть или не быть?" Это 4 отдельных классных часа, посвященных данной теме...
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству В.А. Закруткина «Свет донской звезды»
Свет донской звезды» Посвящается 110-летию со дня рождения писателя В.А. Закруткина Цель: приобщение обучающихся к духовной культуре донского края, литературному и музыкальному наследию Дона п...
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству В.А. Закруткина «Свет донской звезды»
Свет донской звезды» Посвящается 110-летию со дня рождения писателя В.А. Закруткина Цель: приобщение обучающихся к духовной культуре донского края, литературному и музыкальному наследию Дона пос...
Сценарий литературного праздника, посвящённого жизни и творчеству Максима Горького «Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»
28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность &nd...
Новогодний сценарий "Как Хлопушка хотела Новый год испортить"
Новогодний сценарий для средней группы....