Беседа по повости "Белый Бим Черное Ухо" Троепольского
материал на тему
БЕСЕДА
ПО ПОВЕСТИ
Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО
«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО"
Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.
Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyy_bim_chernoe_uho.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА
ПО ПОВЕСТИ
Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО
«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО»
Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.
Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы.
«Мне кажется, - сказал Ч. Айтматов, - что литература должна поднять свой голос не только в защиту природы вообще, но проявлять заботу о том морально-психологическом комплексе человеческой души, который связан с восприятием природы».
Беседа по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» требует эмоционального и вдумчивого отношения.
Чтобы настроить ребят на эмоциональный лад, можно использовать: фотоэтюды, пейзажные зарисовки о природе, а также высказывания поэтов и писателей, например такие:
- «Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
(Тютчев). –
- «образование только развивает нравственные силы человека, но не даёт их: даёт их человеку природа».
(Белинский)
- «пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир».
(Никитин)
До чтения повести предложить ребятам несколько конкретных вопросов, например:
- Какую роль играет природа в жизни каждого человека, и в частности Ивана Ивановича? (Иван Иваныч)
- Чем можно объяснить поступки Серёжи, Клима, Тёпки?
- Что дало Алёше и Толику общение с Бимом?
- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести?
- Какова на ваш взгляд основная мысль этой повести?
- Чем больше всего покорил вас Бим?
- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?
- Что вы думаете о хозяине Бима, Иване Иваныче?
- Что хотел сказать Г. Троепольский нашему современнику?
ХОД БЕСЕДЫ И АНАЛИЗ
Беседу начали с вопроса: «С каким чувством ты закрыл последнюю страницу повести Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»?»
Ответы ребят были самые разнообразные, все они свидетельствовали о том, что повесть вызывала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами, что ребят волнует вопрос не только о том, кем быть, но и каким быть. А в повести Троепольского проблема нравственности рассматривается как важная проблема жизни. Продолжая беседу, предлагаю подумать над таким вопросом: «Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?» Привожу один из понравившихся мне ответов: «Всё, что нас окружает, - люди, земля, животные, растения, птицы, - испытывает потребность в добром, умном отношении к себе. И единственный кто может помочь всему живому – человек. Доброта и сострадание не должны у человека знать границ. Это призыв автора быть ближе к природе, т.к. сам человек является частью природы». (Басангов Саша).
Ребята правильно поняли идею повести. Сам автор так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». Затем, предлагаю ребятам обратиться к герою повести – Биму. «Чем больше всего вас покорил Бим?». Что интересно, ребята настолько полюбили его (Бима), что совершенно забывают о существовании Ивана Иваныча. Поэтому необходимо было подтолкнуть ребят к мысли, что Бим стал Бимом благодаря ему, Ивану Иванычу.
Поэтому следующий вопрос был: «Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?» и вот здесь меня ребята очень порадовали. Отвечая, они единогласно приходят к мысли о том, что «Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта – норма жизни, иначе быть не может. Бим твёрдо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси – и тебя впустят. Он привык доверять людям». Вот так, постепенно мы подошли к главному, стержневому вопросу нашей беседы: «Кто такой И.И.? Что это за человек?». По мнению ребят, Иван Иваныч – это человек большой души, и не удивительно, что Бим добрый, верный, преданный пёс. Он любит и понимает природу. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве.
Обобщая ответы ребят, обратила внимание на слова небольшого лирического отступления: «Стоит на земле цветок…». Эти слова полностью можно отнести к Ивану Иванычу.
Говоря об ИИ. подчёркиваю, что история взаимной дружбы Ивана Иваныча и Бима, человека и собаки, обогащает их обоих, делает счастливее. Затем прошу ребят обратить внимание на то: всё ли так трагично, как трагично заканчивается повесть? И мы приходим к выводу, что хотя Бим и погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. В ходе беседы от души порадовалась, что ребята с возмущением говорят о бездушии людей, зло, жестоко поступивших с Бимом. Люди, способные травить, мучить собаку, могут так же жестоко поступать и с человеком. Вот так постепенно мы вместе подходим к мысли, что жестокость людей идёт от их равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть: когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестаёт быть.
И всё-таки беседу по повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» не хотелось бы заканчивать на трагической гибели Бима. Вместе с ребятами зачитываем слова из повести: «Странным, очень странным показался ИИ. двум простецким собаколовам, когда, садясь в кабину, он сказал как бы самому себя: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники… В России бывают и зимы и вёсны». В чём суть этого философского раздумья Ивана Иваныча?
Ребята правильно понимают слова старого журналиста: «Как зимы и вёсны, чередуясь проходят печали и радости, улыбки и слёзы в нашей человеческой жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы, когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет серых, климов, этих равнодушных, злых людишек». Повесть Троепольского не только о доброте и чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.
В конце беседы говорю ученикам, что мы не должны ограничиваться только повестью «Белый Бим Чёрное ухо». При знакомстве с темой «человек и природа», предлагаю почитать им Ч.Айтматова «Белый пароход», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В черном квадрате?.. Игры креативных людей. (Классный час)
Материал готовился к первому классному часу. Класс 11, дети в нем креативные, увлекающиеся. Решила дать им возможность подумать, высказаться и... настроиться на изучение литературы и искусства Серебря...
Тема урока: Урок-расследование в 6 классе по теме «Разносклоняемые существительные». «Детективное агентство «Черный кот».
Данная статья представляет собой разработку урока русского языка в 6 классе. Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: М.Т. Барано...
Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"
Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....
Урок по теме "Черная металлургия" 9 класс
Конспект урока в 9 классе по теме Черная металлургия...
урок - презентация "Экологические проблемы Черного моря и пути их решения"
Интегрированный урок - презентация (история - английский язык) с применением новых текстовых стратегий....
Разработка классного часа в 7 классе "Чернобыль... Черная быль... Черная боль..."
Разработка классного часа в 7 классе в предверии очередной трагической годовщины аварии на Чернобыльской АЭС. При подготовке разработки использовались материалы сайтов Интернет...
БЕСЕДА «Культура речи. О «черных» словах»
Культурная речь – признак интеллигентности и воспитания человека....