Патриотическое воспитание школьников старших классов на основе материалов Великой Отечественной войны.
статья на тему
В статье указаны основные направления патриотической работы, где используются материалы Великой Отечественной войны. Представлен большой опыт работы с обучающимися старших классов средней общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_berezhnoy_o.n.docx | 39.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Омска
ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского»
Социально-гуманитарный факультет
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 101»
«Нравственность и духовность в развитии общества»
Секция «Опыт духовно-нравственного воспитания на материале Великой Отечественной войны»
Воспитание патриотизма у школьников старших классов на основе материала Великой Отечественной войны.
Автор:
Бережная Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
высшей категории БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 135 им. Героя Советского Союза А.П.Дмитриева».
Омск – 2015 г.
Патриотическое воспитание является приоритетным направлением воспитательной работы в нашей школе. Оно осуществляется по нескольким направлениям. Первое направление, это участие в патриотических конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне. Только в прошлом учебном году мы приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Война в истории семьи», где 4 человека заняли 1 место и 2 человека 2 место. А также во Всероссийском конкурсе «Герои и подвиги», где все четверо участников, отправивших свои работы, заняли 1 место. В предыдущие два года мы принимали участие во всероссийских дистанционных конкурсах «Люди нашего города», «Великая Победа великой страны», «Мы готовы в веках воспевать высокое звание – Женщина» и многих других. Тот факт, что школьники пишут сочинения о своих родных, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и работавших в тылу, придает их работам особый смысл, заставляет максимально ответственно подходить к участию в конкурсе.
Вторым направлением является работа, связанная с памятными датами войны. Ежегодно разрабатываются и проводятся классные часы, посвященные крупнейшим сражениям, важнейшим военным событиям. Готовят и проводят эти классные часы сами школьники, что особенно важно. Учителя здесь выполняют роль консультантов и помощников, что позволяет правильно не только выбрать материал, но и представить его. Формы проведения самые разные: от сообщений о героях и сражениях до экскурсий по современным выставкам, посвященным Великой Отечественной войне.
Особая работа проводится, конечно же, в юбилейные даты Победы. Так на 60-летие Великой Победы было подготовлено театрализованное представление «Солдат и ровесник», основанный на судьбе омской семьи. Это представление было показано ветеранам войны, жителям микрорайона. На нем присутствовали представители Омского регионального пенсионного фонда. Мы получили очень высокую оценку. Позднее сценарий был опубликован в сборнике «Живая память о былом» омского книжного издательства.
В честь 65-летия Победы нами было подготовлено театрализованное представление «Письма, опаленные войной», сценарий которого разрабатывался на основе реальных фронтовых писем.
В этом году мы разработали и показали новое театрализованное представление «Война глазами моего поколения», а также литературно-музыкальную композицию «Мы будем помнить павших имена».
В театрализованных представлениях в качестве актеров выступают школьники старших классов. Ребята с удовольствием включаются в эту работу, с удовольствием ходят на репетиции, вносят свои предложения и замечания в сценарий.
Эти спектакли ставятся, прежде всего, для школьников. Наши зрители, это наши же ученики, которые с большим интересом воспринимают все, происходящее на сцене. Но, конечно же, у нас всегда бывают гости. В этом году мы показали свое представление и родителям старшеклассников на общешкольном родительском собрании. Родители были просто в восторге. Многие плакали в зале во время представления. Важно то, что они увидели своих детей совсем с другой стороны. Увидели их взрослыми и ответственными, а главное – очень талантливыми.
Эти спектакли снимаются на видео, хранятся в домашних архивах, показываются родственникам. Спектакль нынешнего года содержал сцену, где дети рассказывали о своих родных, воевавших на войне. Сцена получилась очень эмоционально напряженная. В зале стояла звенящая тишина. И было понятно, что каждое сказанное слово зрители слышали очень хорошо.
Название представления говорит само за себя. Мы хотели показать, как современные школьники воспринимают войну, о которой знают только по рассказам и учебникам. А воспринимают они ее очень серьезно, если патриотическая работа в школе ведется грамотно.
Уже много лет наша школа тесно сотрудничает с городской общественной организацией «Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов». Мы активно занимаемся поисковой работой. В школе создан поисковый отряд «Память», который много лет собирает материалы об Алексее Петровиче Дмитриеве, Герое Советского Союза. Школа стоит на улице, носящей его имя. В библиотеке школы создана музейная экспозиция об Алексее Петровиче. В рекреации, возле библиотеки, висят стенды с фотоотчетом о работе поискового отряда.
При активном участии нашей школы на улице установлен памятный знак и создан небольшой сквер, за которым ухаживает трудовой отряд нашей школы. За огромную патриотическую и поисковую работу 7 мая 2015 года нашей школе было присвоено почетное имя Героя Советского Союза Алексея Петровича Дмитриева, за которое наша школа боролась долгое время. По итогам поисковой работы наша школа заняла 1 место в округе и была награждена Дипломом 1 степени и кубком.
Но поисковая работа у нас не ограничивается сбором материалов об Алексее Петровиче. Мы активно собираем материалы о родных и близких наших школьников, воевавших или работавших в тылу в годы войны. В этом году мы присоединились к акции «Имена омичей, вписанные в историю страны», инициатором которой выступил Омской городской дворец творчества. Наша акция называлась «Имена, вписанные в историю страны». Карточки с таким же содержанием и такого же цвета, как во Дворце творчества, располагались на стенах 1-го этажа школы. Каждый желающий мог не только принять участие, но и посмотреть информацию о героических родных своих товарищей.
Эта акция никого не оставила равнодушным. Ребята приняли самое активное участие, начиная с 1-го класса. Каждому хотелось показать, что и его семья внесла свой вклад в Великую Победу советского народа. Каждого переполняло чувство огромной гордости при виде карточки с именами своих родных. Каждый понимал, что его семья – часть нашей Великой державы и ее великой истории.
Очень важно отметить, что общее количество карточек составило огромную цифру – 1234 карточки. И это при том, что учеников в нашей школе всего 1100.
Проходя по коридору 1-го этажа, все ребята останавливались и читали не только о своих родных, но и о близких своего товарища, одноклассника или просто какого-либо ученика школы. Дети стали интересоваться наградами, которые описаны в карточках, местами сражений. Интерес школьников оказался огромен.
Информации на корточках вписывалось совсем мало. Поэтому возникла идея создать книгу памяти с названием «Судьба семьи в судьбе Родины». В этой книге получилось 612 страниц и столько же интереснейших судеб.
Составляя рассказ о своих близких, воевавших или трудившихся в тылу во время войны, многие ребята с удивлением открывали для себя новую страницу истории своей семьи, а вместе с ней и историю своего города, и своей страны. Книгу разместили там же – на 1-м этаже, чтобы каждый желающий мог открыть ее и увидеть фотографии тех, кто ковал Великую Победу, прочитать, как это было.
Школьники привыкли изучать историю по учебникам, часто не понимая и не воспринимая события далекого прошлого. Они не смотрят старых фильмов, считая их скучными и неинтересными. Эти акции заставили их по-другому взглянуть на историю нашей Родины. Они сами писали эту историю, своими руками вписывали новые страницы в историю России. Ребята стали авторами и частью этой истории. Теперь война стала для них не просто параграфами учебника, не далеким событием прошлого, а глубоко личной и трагической эпохой, которую пережила каждая семья.
Многие истории школьной Книги памяти будут размещены в сборнике «Памяти достойны», выпускаемом ежегодно Омским областным советом ветеранов. Ни одно имя и ни одна судьба больше не останется неизвестной. Впервые семейные истории наших учеников появились в этом сборнике еще в 2011 году, и с тех пор ежегодно в нем появляется все новые и новые статьи. Авторам статей сборники вручаются в торжественной обстановке. Их бережно хранят в семьях, показывают родным и друзьям.
Подобные акции вызывают огромный интерес у школьников. С каждым годом количество желающих принять в них участие увеличивается, как и количество участников различных конкурсов и патриотических проектов.
За огромную патриотическую работу и большой вклад в патриотическое воспитание современной молодежи 7 учителей нашей школы, включая директора, награждены почетным знаком регионального значения «Патриот России». Этим же знаком награждены уже более 40 учеников нашей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учеников старших классов "Мое отношение к Великой Отечественной войне"
Данное мероприятие было проведено с учениками 11 класса, в котором каждый из них рассказывал о воспоминаниях своих родственников, связанных с Великой Отечественной войной. Подобные мероприятия п...
Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»
Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....
Презентация "Алексей Хлобыстов" - Всероссийская патриотическая акция "Платок Памяти", посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне
Презентация и выступление в рамках школьного этапа Всероссийской патриотической акции "Платок Памяти", посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне. Апрель 2013...
Фестиваль патриотической песни, посвящённый 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Песни в военной шинели"
Внеклассное мероприятие охватывающее обучающихся с 5-ых по 11 классы проводилось с целью повышения уровня патриотического воспитания среди школьников....
Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».
В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...
Фестиваль патриотической песни, посвящённый 68-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, "Виктория"
Общешкольное мероприятие, охватывающее обучающихся с 1-го по 11 классы, проводилось с целью повышения патриотического воспитания среди школьников....
Всероссийская олимпиада по гражданско-патриотическому воспитанию 2021/22 учебного года «Юные герои Великой Отечественной войны»
Всероссийская олимпиада по гражданско-патриотическому воспитанию 2021/22 учебного года «Юные герои Великой Отечественной войны»1. Диплом 1 степени Леоновой Марии2. Сертификат Нехорошевой Н...