мотивация обучения и выбора профессии
методическая разработка на тему
выступление на педсовет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_ucheniya_i_vybora_professii.pptx | 328.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методическая тема школы: «Формирование учебной мотивации современного школьника как необходимое условие эффективности обучения» Аспект: как связаны между собой мотивация к обучению и выбор профессии?
Что такое мотивация ? Почему же она становится слабой, когда ты становишься взрослым?
Проблемный вопрос Что происходит с мотивацией, когда ребенок заканчивает школу?
выводы В детстве ты еще надеешься на помощь взрослых. Если ошибся, то кто-то исправит твою ошибку! Всегда есть тот, кто тебя поддержит! Твои школьные успехи определяются отметками по предметам, участием в конкурсах. Тебя оценивают взрослые, но как ребенка! Во взрослой жизни трудно стать конкурентноспособным ! Условия жестче! Важно знать свои способности и оценивать свои возможности!
Мотивация к обучению выпускников 11 кл . МБОУ «Антоновская СШ» (период 2012-2015) Уровень мотивации % Низкий 32 Средний 23 Высокий 45
Мотивы выбора профессии выпускниками МБОУ «Антоновская СШ» (2012-2015 , 79 чел., 9,11 кл .)
вывод Мотивация выбора профессии меняется с эпохой и должна соответствовать рынку труда. Школа должна готовить к жизни!!!!!
Что нужно менять? П Р О Е К Т (доработанная версия 25.08.2012) КонцепциЯ организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ОБУЧАЮЩИХСЯ в условиях непрерывноСТИ образования ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Выдержка из ООП. doc
Проблемы Отсутствие государственной координации. ( необязательный характер психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ) 2. Устаревшие подходы и имитация практики. ( преобладает « мероприятийный подход », работа неэффективна в тех образовательных учреждениях, в которых не налажено социальное партнерство с предприятиями экономической и социальной сферы и службами занятости ) 3. Кадровые проблемы профориентационной сферы. ( отсутствием специальной подготовки квалифицированных кадров в данной области) 4. Незадействованный потенциал традиционных элементов системы образования.
Рекомендации концепции и что уже делаем мы? мотивация
Условия опыта Сельская периферийная школа. Профильные предметы: русский язык и биология + элективные курсы по обществознанию и истории по выбору учащихся. 2010-2014 гг.- элективный курс «Мир профессий»,9 кл ., 9 ч. 2014-2015 у/г.- элективный курс «Мир профессий»,8-9 кл . по 34 ч. Программа «Твоя профессиональная карьера», автор Чистякова С.Н. 5 . Количество обучающихся на профиле и элективах : -22 чел., из них 6 чел. имеют мотивацию на обучение в Вузах. 6 . Родители большинства обучающихся имеют среднее, среднее специальное образование.
Проблема?
Может ли только предпрофильная и профильная подготовка в школе сформировать мотивацию к осознанному выбору профессии?
Почему же у сегодняшних молодых людей мотивы к выбору профессии плохо сформированы и сам выбор профессии – это проблема?
Расширился список профессий: исчезли многие «старые» (знакомые по рассказам родителей, бабушек и дедушек), появилось очень много «новых» (незнакомых старшему поколению, имеющих иностранное наименование и др.). Исчезли кружки по интересам: радиотехнический; юных фотографов, журналистов; конструкторский и другие. Подросток не может попробовать себя во всех или нескольких сферах деятельности , поэтому у него просто нет знаний о том, что ему нравится делать, а что нет. Более или менее понятной остается только сфера деятельности родителей. А этого очень мало для того чтобы сформировать осознанную мотивацию. Школа в начале пути по профориентации. Материальные возможности родителей. Страна другая, а учителя те же)))) .
Ошибки ( мотивы), которые часто возникают при выборе старшеклассниками профессии: Отношение к выбору профессии как неизменному. Бытующее мнение о престижности профессии. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. 8. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). 9. Незнание/недооценка своих физических способностей, недостатков, существенных при выборе профессии. 10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи выбора профессии.
Что же делать в этой ситуации? Как помочь нашим детям сформировать осознанную мотивацию в выборе будущей профессии? При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы . ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ, НЕОБХОДИМО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЗНАТЬ СЕБЯ.
Пути решения проблемы 1. Помочь лучше узнать себя может тестирование . Некоторые вузы проводят бесплатное профориентационное тестирование в день открытых дверей для старшеклассников. Однако тестирование является стандартной процедурой и дает стандартные ответы. О более точном или индивидуальном профиле подростка эта процедура сообщить не может, тем более помочь в сознательном и точном выборе профессии. тест http://www.moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/
Организация и проведение акций, встреч, направленных на создание положительного имиджа рабочего и специалиста; (Уровень района, составить график посещений предприятий) Посещение дней открытых дверей в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования с целью профориентации на рабочие профессии, ВУЗы для специалистов. (не менее четырех раз в учебном году; дни открытых дверей по желанию; посещение форума «Тебе, молодой!»); Организация экскурсий на производство с целью ознакомления учащихся со спецификой профессиональной деятельности, технологией производства, современной техникой (не менее трех раз в году, посещение редакции газеты «Восход» );
Организация недель по специальностям, профессиональных декад; мотивация\сделай свой выбор!. wmv 5. Организация / посещение мастер-классов; (например, день медсестры в районе, можно было пригласить выпускников) 6. Важно, чтобы профориентационная составляющая присутствовала также и в элективных курсах по профильным предметам. Тем самым будут созданы условия для применения знаний по предмету дня решения вопросов профессионального и жизненного самоопределения выпускников.
7. Проводить школьные родительские собрания на тему: «Взаимосвязь выбора профессии старшеклассниками и ситуации на рынке труда и услуг». Необходимо акцентировать внимание родителей и обучающихся на понимании целесообразности и жизненной значимости освоения начальных основ различного рода профессий, предлагаемых в качестве начальной профессиональной подготовки. (пришкольный участок, проектная деятельность)
Соответствие профиля школы и выбора профессий выпускниками 11 кл . (ВУЗ,ССУЗ,ПУ) (период 2012-2015 г. ) Выбрали профиль по биологии и элективные курсы по обществознанию и истории Поступили в ВУЗ по профилю «Биология» Поступили в ВУЗ : элективный курс по обществознанию Поступили в ВУЗ : элективный курс по истории Поступили в ССУЗ по профилю «Биология» Поступили в ССУЗ : элективный курс по обществознанию Поступили в ПУ 22 5 3 2 3 2 7 Выводы: 45 % обучающихся школы получают профессию, обучаясь в высших учебных заведениях по профилю школы . 23% обучающихся получают профессию в ССУЗах (профиль) 32% продолжают обучение в ПУ
Эффективность форм работы по профориентации
выводы
Профориентационная работа на каждом возрастном этапе должна способствовать: Формированию положительного отношения к ценности труда, его общественной значимости к окончанию начальной школы ; Развитию учебно-профессиональных интересов и склонностей к окончанию 8-го класса ; Готовности к выбору профиля обучения, обоснованному формированию профессиональных намерений, вариантов получения общего полного образования к окончанию 9-го класса; Осознанному выбору профессии, формированию индивидуальной траектории профессионального образования к окончанию 11-го класса ; Формированию профессиональной компетентности к моменту окончания учебного заведения профессионального образования, готовности к самостоятельному трудоустройству и профессиональной самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подготовка ученика к сознательному выбору профессии в процессе обучения биологии».
Тема: «Подготовка ученика к сознательному выбору профессии в процессе обучения биологии» Новые задачи, поставленные обществом перед школой, помимо воору...
Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.
При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».Идеальна т...
Элективные курсы в профильном обучении химии как средство самоопределения учащихся к выбору профессии
Введение в школах и в высших учебных заведениях новой формы контроля -ЕГЭ привело к тому, что учащиеся должны уметь решать большое количество разнообразных заданий. Решение данной проблемы возможно пр...
«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»
Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...
Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...
Использование межпредметных связей на уроках геометрии как средство повышения положительной мотивации обучения обучающихся по профессии 25.01.03 «Автомеханик»
Межпредметная связь на уроках геометрии...
Методическая разработка практического занятия по немецкому языку для студентов 1 курса с применением технологии разноуровневого обучения в системе СПО на тему: "Выбор профессии - дело ответственное"
Учебное занятие по немецкому языку на тему «Выбор профессии – дело ответственное» разработано и спланировано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательн...