День птиц
методическая разработка (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Праздник «День птиц»
Цель: расширить кругозор знаний у учащихся о многообразии и жизнедеятельности птиц.
Задачи:
- Познакомить учащихся с многообразием пернатых и особенностями их жизнедеятельности.
- Раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
- Продолжить формирование умения работать в коллективе.
Аудитория: команды учащихся 7 классов (5 человек) или команды параллельных классов.
Оборудование: компьютер, проектор.
Сценарий.
(звучит музыка «голоса птиц»)
1 апреля это не только день Смеха, но и день птиц. День птиц стали отмечать во всем мире еще в начале XX века. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. В России этот день отмечается с 1927 года. Цель праздника – сохранение видового разнообразия и численности диких птиц. Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивались скворечники, гоголятники и прочие "птичьи домики". Великая Отечественная война прервала традицию, и все попытки восстановить ее в послевоенные годы в прежнем масштабе не имели успеха. В 1993 году был создан Союз охраны птиц России. В 1994 году благодаря энтузиастам-орнитологам Международный День птиц в России получил вторую жизнь.
В годы войны птицы тоже помогали людям. Они спасли раненых и голодающих жителей города Мурманска. Когда фашисты окончательно убедились, что город им не взять, они решили сжечь его. Тысячи кассет с зажигательными бомбами полетели на деревянные дома, тысячи фугасок обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без того тяжёлое, стало угрожающим.
Город испытывал огромные трудности, особенно в продовольствии. На службу фронту было поставлено все. Рыбаки уходили в море и, отбиваясь от фашистских самолетов, ловили рыбу. А орнитолог Лев Осипович Белопольский организовал «яичную операцию» 6-го Особого дивизиона. В бухте Безымянной на Новой Земле, где высились стометровые скалы, миллионы кайр в своих птичьих базарах откладывали яйца. Их-то, с сердечным извинениям перед птицами, и собирали промысловики под руководством Белопольского. Дело это было не из легких, да и немцы обнаружили промысловиков. Но мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на траулерах: «Камбала», «Искатель» и «Осетр».
Советское командование в годы Великой Отечественной войны в режиме абсолютной секретности разрабатывало проект голубей-подрывников. Да и сейчас о существовании голубей-подрывников знают единицы. На теле пернатых крепилась капсула с химическим боезарядом. Птицы прилетали в тыл к противнику, приземлялись на аэродромах, самолетах, складах и взрывались.
Немецкое командование ответило несколькими подразделениями специально обученных соколов. Боевые птицы не только рассеивали стаи "голубей - подрывников", но и охотились за голубями - "разведчиками" и "почтальонами". Для борьбы с крылатыми почтальонам и в нацистской Германии также тренировали охотничьих ястребов. Это были хорошо обученные убийцы, и если голубь попадал в их когти, то живым не уходил.
В годы войны 32 голубя получили медаль Дикин. Первые награды получили почтовые голуби, носившие секретные сообщения. В их числе голубица по имени Мэри Эксетерская, вернувшаяся из одного из военных полетов с раздробленным крылом и тремя ранениями.
История Великой Отечественной войны предоставляет нам возможность знать уникально - историческую преданность голубей выполнению полетных заданий. Вот этот случай: отряд разведчиков лейтенанта Лопатина находясь в глубоком тылу противника попал в окружение и потерял связь со своей частью. Единственная рация была разбита, а прорвать окружение было невозможно. К счастью у бойцов был проверенный в делах один единственный тренированный сизый голубь под номером 48. Поря депешник с донесением был прикреплен к ноге воздушного связиста. Во время полета голубя атаковал тоже тренированный ястреб, ранил его, но голубю удалось уйти. На голубиную станцию он прилетел в сумерках и буквально упал под ноги дежурному рядовому Попову. Голубь был ранен, тяжело дышал, одна лапка была сломана. После передачи в штаб донесения голубь был прооперирован ветеринарным врачом гвардии подполковником В.Великановым. Крылатого воздушного разведчика под №48 спасли, но еще месяц рядовой Попов выхаживал крылатого связиста.
Ведущий 2: да интересная информация, но сегодня мы узнаем еще очень много нового и занимательного. Участники праздника! Будьте активны, но не грустите в случае не удачи, ведь сегодня двойной праздник.
Учитель: Я приветствую вас на весеннем празднике, на который слетелись команды районных школ….Вы сможете, сегодня проявить себя в различных конкурсах, а оценивать вас будет компетентное жюри.
1 конкурс. «Представление» (5 минут). Каждая команда получила задание: придумать название, девиз и эмблему. Предоставляю вам слово для представления команд. А наше жюри оценит оригинальность вашего представления. Максимальная оценка 5 баллов.
2 конкурс. «Разминка» (5 минут).На экране высвечивается вопрос, который сопровождается фотографией. Есть и подсказка первая буква в название птице. Один верный ответ – 1 балл.
Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри).
Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)
Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок.)
У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (У иволги.)
Какая птица не умеет летать? (Страус.)
О какой птице люди говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея»? (Павлин.)
Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)
Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки.)
3 конкурс «Птичья песня»(5 минут). Один ответ – 1 балл.
- голос жаворонка;
- голос вороны;
- голос дятла;
- голос зяблика;
- голос соловья;
- голос славки;
- деревенская ласточка;
- озерная чайка;
- филин.
4 конкурс. Кроссворд «Птичья столовая» (5 минут). Заполнить сетку кроссворда названиями птиц. Одно название – 1 балл.
(Ответы: поползень, чечетка, синица, чиж, снегирь, зяблик, московка, дятел, щегол, галка, воробей, лазоревка, сойка, овсянка.)
5 конкурс «Третий лишний» (5 минут). Из перечисленных птиц найдите лишнею. За правильно выбранный ответ – 1 балл, а за правильное объяснение – 2 балла.
1. Синица, снегирь, дятел, грач. (Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна-грач - перелетная.)
2. Соловей, горихвостка, пеночка, бекас. (Бекас – не певчая птица)
3. Глухарь, зяблик, красавка, свиристель. (Красавка – птица обитающая в степи, саваннах).
4. Ястреб, гриф, сокол, стриж. (Стриж – насекомоядная птица, а остальные хищные).
6 конкурс «Весенний ветер» (5 минуты).
Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. За 1 правильно угаданную птицу выдается 1 балл.
ГВОХОРИСТКА | ОКВАСНЯ |
КОСТАЧАЛ | СУХЫЛА |
СОНОБУД | ПАЛЯЦ |
ГИРЬНЕС | НЕЛЕШУКАЗ |
НЕКОПАЧ | МОРДОКОЗИ |
ТЕРИШВЕЙКА | ВЕЛОСОЙ |
ДОЗОЙОК | ИСТРИСВЕЛЬ |
ЦЕРКВОС | КРУШИВАЗА |
ЛАКВАС | ВКОКОСМА |
КАЧИГА | КОЗЛАРЕВА |
УЩИПАХ | ВКОНОРОЖА |
ЛОВИГА | ЗЛОПОПЕНЬ |
КРУБОЧАС | ШНУРОК |
ФАНЗА | НОРОВ |
НУЛЬ | КАГАЛ |
7-й конкурс: «Восемь птиц».
Учитель. В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.
Команды получают карточки с текстом:
ВОСЕМЬ ПТИЦ
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
8 конкурс «Реклама птиц». (10 минут).
У вас было домашнее задание: разработать рекламу птицы нашей области. На выступление не более минуты. А команды соперницы должны будут угадать, что вы рекламировали. Максимальное количество баллов – 5.
На этом наша конкурсная программа завершена. Жюри подводит результаты, а я вашему вниманию предлагаю просмотреть видеоролик. Думаю, он никого из вас не оставит равнодушным.
(подведение итогов)
Учитель: ну вот и закончился праздник. Я надеюсь, что каждый участник, независимо от результата своей команды остался довольным. Ведь самое главное это участие, общение и хорошее настроение. До новых встреч.
Используемые источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День птиц в ДОУ
Музыкальное занятие с экологической направленностью. Во время игры дети знакомятся с разнообразием птиц нашей местности. Вводятся понятия о различных экологических группах птиц.Мероприятие...
Внеклассное мероприятие по биологии.День птиц.
Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня птиц для учащися 6-7 классов....
Внеклассное мероприятие по биологии "День птиц"
В нашей школе традиционно проводится День птиц,посвященный прилету наших пернатых друзей....
День птиц
Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц в природе и жизни человека,раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы....
"День птиц и День Земли" классный час
Классный час по экологическому воспитанию. Включает материал по образованию апрельских праздников День птиц и День Земли. Опирается на материал регионального компонента Республики Северная Осетия-Алан...
Сценарий праздника "Международный день птиц.Встреча птиц."
Праздник рассчитан на обучающихся в возрасте 7-12 лет. Его можно провести и в рекреации школы, и в кабинете на занятиях внеурочной деятельностью....
День птиц «Без птиц невозможно представить планету Земля»
Цель работы: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.Задачи: развивать интерес, наблюдательност...