День птиц «Без птиц невозможно представить планету Земля»
материал на тему

Жирнова Елена Евгеньевна

Цель работы: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли  и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.

Задачи: развивать интерес, наблюдательность; научить правилам поведения в природе; воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.

Оборудование: рисунки птиц, карточки с заданиями для конкурсов, плакаты с надписями о пользе птиц; компьютер, мультимедиапроектор, презентация к мероприятию.

 Подготовка к мероприятию:  сбор материала по теме, выпуск буклетов, изготовление карточек с заданиями,

Форма проведения: познавательно-игровая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_ptits.doc598.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              День птиц

«Без птиц невозможно представить планету Земля»

   

Педагог дополнительного образования

Жирнова Е.Е.

2014 год

Цель работы: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли  и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.

Задачи: развивать интерес, наблюдательность; научить правилам поведения в природе; воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.

Оборудование: рисунки птиц, карточки с заданиями для конкурсов, плакаты с надписями о пользе птиц; компьютер, мультимедиапроектор, презентация к мероприятию.

 Подготовка к мероприятию:  сбор материала по теме, выпуск буклетов, изготовление карточек с заданиями,

Форма проведения: познавательно-игровая

Плакаты в зале:

Птицы – часть природы, без которых ее красота была бы неполной!

Там, где хорошо птицам, хорошо и другим обитателям природы, а значит, и человеку…

 Берегите птиц! Птицы наши верные друзья!.

Птицы - одно из мощных средств борьбы с вредителями, поэтому охрана                  

 полезны птиц - дело государственной важности.                            

Без птиц никогда бы не было хорошего урожая. Птицы преображают  природу своими яркими красками ,звучной песней.

Вступительное слово учителя. ( на фоне голосов птиц)

Ежегодно по традиции мы проводим в школе День птиц. 22 марта – День «заклинания» птиц. Главный «птичий» праздник. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетает сорок разных птиц, и первая из них жаворонок. В этот день из теста выпекают «жаворонки» и угощают ими друзей и знакомых. Раньше на Благовещение (7 апреля) соблюдали обряд опущения птиц на волю. Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же отпускали их на волю. Впервые день птиц был проведен в 1894 г. в США. Первый в СССР День птиц состоялся в 1924 г.. Организовали и провели его орнитолог Центральной биостанции юных натуралистов Н. Дергунов и учитель Ермошкинской школы Смоленской области Мазуров. В 1924 г. юннаты развесили только в Москве 1098 птичьих домиков. День птиц проходил при большом стечении народа, красочно оформлялся, имел музыкальное сопровождение и пользовался большой популярностью у ребят и взрослых. Основная идея Дня птиц – сделать праздник для миллионов людей, праздник общения с природой, с птицами. Традиция празднования Дня птиц в нашей стране родилась во второй половине ХIХ века. В 1927 году она была подхвачена талантливым орнитологом и педагогом Николаем Ивановичем Дергуновым. Позже эстафету принял не менее талантливый ученый и педагог Петр Петрович Смолин. В 1993 году создан Союз охраны птиц России. С 1995 года союз входит в состав Международной ассоциации по охране птиц (BirdLife International). В 1999 году союз возродил традицию ежегодного проведения Дня птиц. Основная цель Союза – сохранить разнообразие диких птиц и места их обитания в России. Она достижима только при поддержке всех жителей страны. Помочь птицам и природе мы сможем только вместе. Название: Общероссийская общественная организация "Cоюз охраны птиц России".

Выходят ведущие на сцену.

1 вед. Птицы! Их можно увидеть и услышать везде: в парках, скверах, садах, лесах, на полях, возле водоемов, в городах и селах, просто на улицах.

2 вед. Птицы – это песня и полет! Их песни звучат на Земле круглый год. Их голоса мы слышим днем и ночью.

1 вед. Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше гор и туч, перелететь пустыню, море, океан.

2 вед. Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами радуги. Они несут радость людям.

1 вед. Птицы – част природы, без них ее красота была бы неполной.

2 вед. Птицы – наши верные помощники, защитники лесов, полей, садов от вредителей и грызунов.

1 вед. Поэтому их нужно охранять и беречь. О них нужно заботиться и помогать им в трудную минуту.

2 вед. И вот сегодня мы проводим конкурсную программу между командами 5-8 классов

1 вед. Приглашаем команды для участия в конкурсах.

2 вед. Команды представляют свои визитки: название, капитана, домашнее задание.

                    2 конкурс. Узнаешь ли ты птиц? ( показываем слайды)

2 вед. По фотографиям, рисункам узнать птицу и называть. Многим из них уже сооружены памятники в разных частях света: в США – воробью, в Италии – гусям, во Франции – голубям, в Канаде – казарке, в Японии – лебедю, в России – воробью.

1. Не княжеской породы,
А ходит с короной,
Не ратный ездок,
А с ремнём на ноге,
Не сторожем стоит,
А всех рано будит  (Петух).

2. По ночам летает
На охоту.
Днём не видит
Да и спать охота  (Филин).

3. Чёрный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам враг (Грач).

4. Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы (Сорока).

5.В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок (Жаворонок).

6. Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест  (Гусь).

7. Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сам мал,
А за морем бывал (Ласточка).

8. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (Скворец).

9. Длинноноги, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
А как лето пробежит,
Он уже на юг спешит
По путям старинным, длинным
В стае, выстроенной клином  (Журавль).

10. Мать отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду (Кукушка).


11. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой(Клёст).

12. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрёкот-крик (Сорока).

                     

1 вед. Птица года в России избирается ежегодно Союзом охраны птиц России, начиная с 1996 года. Избранный вид становится символом природоохранной работы, по нему проводятся специальные исследования, распространяются информационные листовки и плакаты, проводятся детские конкурсы рисунков и другие мероприятия. Этот титул может получить не только отдельный вид, но и систематическая группа птиц фауны России, легко узнаваемая любителями и нуждающаяся в помощи человека. Чёрный стриж. Птица из отряда Стрижеобразные. Это один из лучших летунов среди птиц. Большую часть своей жизни он проводит в полёте и может пролететь в день до 1800 км. Населяет территорию Российской Федерации от западных границ до Бурятии.  Посл Из пяти видов стрижей, живущих на территории Советского Союза, самым распространенным является черный стриж. Его тело покрыто однотонным буровато-темным оперением с грязно-белым пятном на горле. Клюв небольшой, черный, слегка заостренный, но клевать им стриж не может. В отличие от других птиц у стрижей все 4 пальца, снабженные острыми коготками, направлены вперед и поэтому могут цепляться только за неровности вертикальной поверхности (стен, скал, стволов деревьев).
Стриж — самая быстролетная птица (до 160 км в час). Его крылья в размахе достигают 40 см. Масса тела в течение дня колеблется от 40 до 50 г в зависимости от количества добытой пищи, но может достигать 95—100 г.

Стрижи распространены по всей России, исключая Крайний Север. Во многих местах — это лесные птицы (например, в Забайкалье), но поселяются также в горах. Однако стрижи повсюду предпочитают города или поселки, где есть каменные здания и высокие постройки (церкви, силосные башни и т. п.). Здесь стрижи находят подходящее место для устройства гнезда. В лесах они гнездятся в дуплах высокоствольных деревьев, в горах — в трещинах скал, а в населенных пунктах — в углублениях и щелях высотных каменных строений, иногда за наличниками окон, где гнездо хорошо защищено от дождя и ветра. Гнезда стрижей довольно плоские, с низкими бортами.

Большую часть времени стрижи проводят в полете в поисках пищи, наполняя рот до отказа различными насекомыми, среди которых бывает много вредных. Этим они приносят большую пользу. За сутки каждый стриж может налетать от 450 до 900 км и более. Они со свистом рассекают воздух и со всего размаха очень метко влетают в отверстие дупла или в щель под крышу, где расположено гнездо. Летающих стрижей легко отличить от ласточек по серповидной форме крыльев и слабовильчатому контуру хвоста. В полете они не только питаются, но и пьют воду, зачерпывая ее с поверхности водоемов нижней челюстью (подклювье).

Стрижи редко опускаются до уровня вершин деревьев и никогда не садятся на траву или голую землю. Их слабые, короткие ножки для этого не пригодны. Однако бывают случаи, когда стрижи почему-либо оказываются на поверхности почвы. Тогда они становятся совершенно беспомощными, начинают барахтаться, тщетно пытаясь взлететь. Подняться в воздух им мешают растопыренные крылья, цепляющиеся за неровности земли и слабость коротких ножек, которые не в состоянии приподнять туловище для взлета.

Во время постройки гнезд стрижи собирают материал в воздухе, подхватывая на лету пушинки, волоски, кусочки листьев и другие мелкие предметы. Все это, попадая в рот, склеивается застывающей в воздухе липкой слюной и употребляется на постройку гнезда, которое бывает готово примерно через неделю. Устроив гнездо, самка в первой половине июня откладывает в него 2—3 белых продолговатых яйца и начинает насиживать. Самец тоже принимает участие в насиживании. Птенцы вылупляются голые, беспомощные. Родители их кормят комочками из мелких насекомых, принося в каждый прилет по нескольку сот штук. За сутки они доставляют корм птенцам до 30 раз, т. е. сравнительно редко, но зато в компактном, концентрированном виде.

Если наступает дождливая, холодная погода и в воздухе исчезают насекомые, то стрижи лишаются пищи. Однако выход из трудного положения находится. Сидящие в гнезде птенцы впадают в оцепенение и в таком состоянии не нуждаются в питании, а взрослые стрижи улетают за 50—70 км от гнезд, в места с хорошей погодой, и там охотятся за насекомыми до окончания ненастья.
Через 5—8 недель после вылупления птенцы покидают гнездо и сразу же начинают летать. Сначала родители прямо на лету подкармливают их, засовывая в широко раскрытые рты «пакетики» с насекомыми, а затем молодые птенцы переходят на самостоятельное питание. Это происходит в августе, когда стайки стрижей носятся с резким визгом высоко в воздухе.

Как известно, стрижи — птицы перелетные. Их жизнь тесно связана с наличием в воздухе летающих насекомых. Вот, почему стрижи прилетают к нам довольно поздно (в середине или конце мая), когда наступает устойчивая теплая погода, благоприятная для воздушных насекомых. Точно так же и отлет на зимовку происходит во время исчезновения в воздухе мошек, комаров и другой живой добычи, что обычно наблюдается уже во второй половине августа. Именно в это время стрижи начинают улетать в теплые края — на юг Африки и остров Мадагаскар, где они проводят зиму. Отлет совершается группами в 10—15 особей и происходит в дневное время, когда стрижи могут в пути ловить насекомых. Возвращаясь весной на родину, стрижи прилетают к своим прежним гнездовьям, достраивают их или создают новые. Бывают случаи, когда они занимают скворечники, изгоняя оттуда других птиц.

ушаем сообщения команд – оценивается работа по 3 балла. 

Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших Классов позвоночных животных.

Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.

Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

Ведущий (4): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

Ведущий (1): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.

Ведущий (2): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

Ведущий (3): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий (4): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий (1): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля. А сейчас мы с вами поиграем.

                  4 конкурс. Дайте второе название птицам.

2 вед. Узнаем, какая команда лучше знает о птицах. Пока команды разгадывают, болельщики команд отвечают на вопросы. Каждый правильный ваш ответ приносит дополнительные баллы командам. Если дети не узнают, то показываем рисунок птицы.

1. Невозможно оставаться спокойным при встрече с этой птицей: пронзительный взгляд большущих глаз, устрашающе оттопыренные «уши» из пучков перьев, острый черный клюв. Вот-вот спрыгнет с дерева, вцепится острыми когтями. Охотится ночью на средних и мелких млекопитающих – от зайцев до мышевидных и насекомоядных. Обитатель лесов, оврагов, иногда болот. ( Филин) . 

2. Окраска золотисто-черная. Живет в березовых рощах, смешанных лесах, тенистых парках. Не всегда удается увидеть чудесную птицу. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки. Эта птица первой осенью улетает в теплые края, а весной последней возвращается на родное гнездовье. (Иволга)

3. Исчезающий вид. На голове красное пятно, часть головы и шеи, хвост и верх крыльев черные. Птица серого цвета. Еще снег не растаял, а они уже курлычут в вышине. Очень осторожные птицы. Гнезда их – куча хвороста на земле или утоптанном камыше, а иногда и пучок сухой травы прямо на болотной кочке. ( Журавль серый)

                 5 конкурс. Кто года прилетает к нам весной?

1 вед. Перечисленные названия птиц расставить по порядку прилета птиц к нам весной.

 1.скворец   2. белые трясогузки     3. грач    4. мухоловка-пеструшка  5. стриж  

  6. горихвостка  7. серая мухоловка

(ответы: 3, 1, 2, 4, 6, 5, 7)

  2 вед.  6 конкурс. Игра – составим слово. Слово – мухоловка. За каждое слово – 1 балл.

(муха ,холм, холка ,волк ,вол ,вал ,мох ,ока ,лук ,кол ,мул, мука ,кум ухо,

хам ,уловка, мак, лом, лак, укол ,хлам, улов, уха, ком, ум, кума)

             7 конкурс.  Конкурс капитанов

 1 вед. 1.К названию какой птицы надо прибавить в начале и в конце по 2 буквы, чтобы получить другую птицу.

                Ворон-жа-ворон-ок

  2.Если в названии птицы изменить 2 первые буквы ,то получишь название ценного зверька.

                   Синица-куница

  3.  Меня ты видишь лишь в музее

       Крестьяне мной землю пахали всегда

       Но букву одну измени поскорее

       Я очень полезная птица тогда. (Соха-сова)

   4.С буквой <<с>> живу в пруду

      Все рыболовы меня знают

      С буквой <<ф>> за красоту

       Меня жар-птицей называют. (Сазан-фазан)

               8 конкурс. Конкурс пословиц и поговорок о птицах.

2 вед. За каждую пословицу по одному баллу.

       

               9 конкурс. Нарисовать плакат на тему: «Берегите птиц»

              10 конкурс. Викторина

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок.)

4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж)

5. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина.)

6. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (У иволги.)

7. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)

8. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)

9. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

10. Какая птица не умеет летать? (Страус.)

11. Как зовут птицу, которая питается змеями? (Змееед.)

12. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.)

13. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

14. Птица-рыболов? (Баклан, пеликан, чайка,  орлан, гагара, цапля, зимородок.)

15. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

16. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

17. Что означает «пеликан» в переводе с греческого? (Мешок.)

18. Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха.)

19. У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки.)

20. Ползающие птицы? (Поползень.)

21. Назовите пять певчих птиц? (Например, соловей, жаворонок, зяблик, синица, дрозд.)

22. Каких птиц больше всего на свете? (Домашних кур, воробьёв.)

23. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки (стрижи)

24. Самая маленькая птица ( королек)

25. Какая птица выводит птенцов зимой (клест)

26. Какая птица носит название писателя (гоголь)

27. Где водятся пингвины (в Антарктиде)

28. Какие птицы самые быстрые (стрижи)

29. Самая крупная птица в России ( дрофа)

30. Какая птица барабанит (дятел)

31. Дышит ли птенец в яйце (да)

32. Из чего делают гнезда наши ласточки (из грязи и слюны)

33. У каких птиц поют самки и самцы (снегири)

34. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей (зимородок)

35. Птица,  поющая только высоко в небе –( жаворонок)

36. Самая большая птица в мире? (Страус.)

37. У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла.)

38. Какая птица может летать хвостом вперед (колибри)

39. Какого цвета ворон (черный)

40. Какая птица – символ мира (голубь)

41. Какая птица может свить гнездо на крыше (аист)

42. Что для птиц страшнее голод или холод (голод)

43. Почему птицы, попадая в глубокий колодец погибают ( не могут лететь вверх по прямой)

44. Кто прилетит раньше: ласточка или стриж? (ласточка).

45.Пользу или вред приносят синицы зимой? (пользу,ищут зимующих      

      насекомых).

46. Перелетная ли ворона? нет).

 47. Когда температура тела у птиц выше зимой или летом? (одинаковая).

 48. Кто из птиц лучший танцор? (журавль).

 49. Как поведет себя сорока,увидев в лесу волка? (будет издавать

       тревожные звуки).

50. Крупная розовая птица? (фламинго).

51. У каких птиц есть детские сады? (пингвин).

52. У какой птицы гнездо размером с половины скорлупки грецкого ореха?

      (колибри).

53. Самое морозостойкое животное в мире? (гусь=-110).

54. Кто из птиц долгожитель? (сокол 100 лет)

55. Назовите птицу из 3 букв? (чиж ,сыч ,ара ).

56. Об этой птице русский народ сложил множество сказаний и преданий. (Аист)

57. У какой птицы мешок под клювом?  (У пеликана)

58. Птица, заслужено считающаяся лучшим пернатым певцом, благодаря своему удивительному звучному голосу?  (Соловей)

59. Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)

60. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл.)

61. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)

62. Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)

63. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)

64. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

65. Какая птица по дереву клювом весь день стучит? (Дятел.)

11 конкурс: «Птичьи разговоры»

 Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы. Команды получают карточки:

Команды получают карточки:

                                                Гуси             крякают

Соловьи      кричат

Журавли      гогочут

Утки            свистят

Вороны       ухают

Ласточки    воркуют

Голуби        каркают

Синицы      щебечут

Совы           пищат

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

12 конкурс: «Птичьи профессии»

1 вед. А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

Капитаны команд получают карточки:

Птица – рыболов          соловей

Птица – плотник             ласточка

Лесная кошка                поползень

Птица – строитель        баклан

            Птица – акробат            иволга

Пернатый солист          кукушка

Ночной хищник            дятел

Легкомысленная мамаша    сова

Ответ:

 птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп

Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

13 конкурс: «Семь птиц»

В тексте затаилось название семи птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут. Команды получают карточки с текстом.

Семь птиц.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать. (ответы: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, клест, чечетка)

                                  14 конкурс  - Лучший птичий домик.

 Стихотворение.

Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать,

Я двум скворцам приют счастливый

 Хочу до осени создать.

 Быть может, им на чужбине снился.

 Мой домик среди ветвей густых.

  Пусть доброе гостеприимство

 В краю знакомом встретит их.  (З. Александрова)

                                  15 конкурс   «На крыльях весну принесли»

1 вед. Многие поэты, художники восхищались птицами, они воспевали птиц в своих стихотворениях. Угадать и назвать пернатого, которому посвящено одно из стихотворений поэтов. Повторим урок литературы. 

  1. Вот…(ворона) на крыше покатой

      Так с зимы и осталась лохматой

      А уж в воздухе – вешние звоны,

      Даже дух занялся у …(вороны) 

      Вдруг запрыгала вбок глупым скоком.

      И уж так-то….(ворона)довольна,

      Что весна, и дышать ей привольно!     (А. Блок.)

        2.  На солнце темный лес зардел,  

            В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури…(жаворонок)   звонкий.

Он голосисто в вышине

Поет, на солнышке сверкая.                  (В.Жуковский)

 

  1. …(Ласточка) примчалась        

          Из-за бела моря  

          Села и запела:

           «Как, февраль, не злися

            Как ты, март, ни хмурься,

            Будь хоть снег, хоть дождик –

            Все весною пахнет!»                    (А.Майков) 

  1. Что с утра поет…(скворец). 

       Знаменитый наш певец?

       Песню звонкую поет,

       На работу всех зовет.

       А под вечер не поет,

       За день очень устает.

       Он ложится рано спать,

       Чтоб назавтра с песней встать!  

     (М. Садовский)

 Ведущий:
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела
наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы?
(Дети отвечают.)
     
Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень
быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. 
Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте
вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как
птицы. (Дети отвечают.)

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом…

Ученик: 
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Авилова К.А. Позвоночные животные, изучение их в школе. М.,1983.
  2. Бианки В. Лесная газета. М.,1986.
  3. Дмитриев Ю. Большая книга леса. М., 1974.
  4. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. М.,1962.
  5. Строков В. « Пернатые друзья лесов»: Пособие для учащихся. – М. Просвещение, 1975 г.  
  6. Флинт В. «Птицы наших лугов и полей». М.: Дет. лит., 1978 г.
  7. Шпястный К. «Певчие птицы». М., 1980 г.
  8. Энциклопедия для детей «Я познаю мир».

Приложение.

Точно сказать, сколько лет живут птицы невозможно. Природа вроде бы отмерила для них много, но она же ставит птиц в такие условия, когда во время жестокой борьбы за существование, лишь некоторые особи достигают максимального возраста. Заранее стоит сказать, что в биологии существует следующая закономерность: дольше всего живут те птицы, которые имеют большие габариты, низкую плодовитость и медленнее развиваются.

Продолжительность жизни птиц. Максимум

Чисто теоретически птицы имеют следующую продолжительность жизни: ласточки - 9 лет, скворцы - 19 лет, полярные крачки - 27 лет, декоративные голуби - 35 лет, страусы - 50 лет, беркуты - 80 лет. Но, не смотря на это, скворцы больше двух лет не живут; всем известные грачи живут в среднем 2,5 года, хотя теоретически могли бы дожить до 8-ми. Кайры - максимальная продолжительность жизни 14 лет, а в среднем - 4,5 года. Серые цапли могут прожить более 15 лет, а на самом деле живут только 2,5 года. Утка шилохвость реально не доживает и до второго года жизни, хотя могла бы прожить и 17 лет. Мухоловка-пеструшка могла бы прожить 7 лет, а в среднем более 2-х лет не живет.

Сколько лет живут птицы в неволе?

Достаточно сильно различается продолжительность жизни птиц в естественной среде обитания и в неволе. Ведь в неволе все неблагоприятные условия (плохая погода, нападения хищников, отсутствие корма, болезни) сведены к минимуму. Например, мелкие представители семейства воробьиных в искусственной среде обитания доживают до 10 лет, тогда как в природе - максимум 2 года. Известно, что вороны на воле живут 10-12 лет и это достаточно неплохой показатель, но в неволе некоторые особи доживают до 75 лет. Даже домашние куры в исключительных случаях живут 18-20 лет.

По данным мировых зоопарков у различных видов птиц отмечена следующая продолжительность жизни в неволе:

  • орел - 54 года,сколько лет живут птицы, ворон долгожитель
  • беркут - 45 лет,
  • сип белоголовый - 37 лет,
  • журавль серый - 42 года,
  • лебедь - 23 года,
  • пеликан - 50 лет,
  • цапля - 31 год,
  • казарка канадская - 32 года,
  • голубь - 28 лет,
  • страус нанду - 38 лет,
  • филин - 53 года,
  • жаворонок - 22 года,
  • дрозд черный - 20 лет.

Сколько лет живут птицы в природе?

Некоторые данные о продолжительности жизни птиц были получены из дикой природы благодаря кольцеванию. То есть особи были окольцованы в различном возрасте, а затем замеченные в природе, что дало возможность приблизительно определить, сколько лет эти птицы прожили.

  • Кулик - 15 лет,
  • крачка полярная - 13 лет,
  • аист - 10 лет,
  • цапля - 19 лет,
  • гага - 11 лет,
  • лунь полевой - 12 лет,
  • коршун - 14 лет,
  • зарянка - 9,5 года,
  • стриж - 8 лет,
  • мухоловка серая - 11 лет,
  • чайка озерная - 15 лет,
  • гагара - 18 лет,
  • скворец розовый - 10 лет,
  • утка-широконоска - 19 лет,
  • ворона серая - 11,5 лет,
  • камышовка дроздовидная - 7 лет,
  • кряква - 19 лет.

Как видим, несмотря на серьезные приспособления к жестким условиям существования в природе, такие как перелеты в теплые края, птицы имеют невысокую продолжительность жизни. Человек вносит свои, порой необратимые, коррективы в их естественную среду обитания. Уже тысячелетия мы создаем мир, который будет соответствовать всем нашим прихотям. Но будет ли он соответствовать потребностям птиц? Таким вопросом задается не каждый.

Далее смотрите видео о говорящем вороне, который живет в неволе уже 22 года. В возрасте 1 года он научился подражать человеческому голосу. Будем надеяться, что ворон проживет еще много лет.

 Самая долгоживущая птица?

Одной из самых долгоживущих птиц является гриф-индейка (Cathartes aura). Этот падальщик сумел дожить до 118 лет! 

 

 http://zooclub.ru/attach/6990.jpg

роме грифов, долгожителями среди птиц можно назвать воронов (Corvus), способных прожить около 100 лет, особенно в условиях неволи. Немногим меньше живут беркуты (Aquila chrysaetos) и орланы-белохвосты (Haliaeetus albicilla). Средняя продолжительность жизни этих птиц около 80 лет.


http://zooclub.ru/attach/6992.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День птиц и День Земли" классный час

Классный час по экологическому воспитанию. Включает материал по образованию апрельских праздников День птиц и День Земли. Опирается на материал регионального компонента Республики Северная Осетия-Алан...

Сценарий праздника "Международный день птиц.Встреча птиц."

Праздник рассчитан  на обучающихся в возрасте 7-12 лет.  Его можно провести и в рекреации школы,  и в кабинете  на занятиях внеурочной деятельностью....

"Без птиц невозможно представить планету Земля"

Презентация к игре-викторине о птицах для учащихся 7-х  классов. Автор:Торутева Е.Н., учитель биологии "МБОУ Сергачская СОЩ №5"....

Всемирный День Земли. Животные на планете Земля.

Раскрываются вопросы защиты прав животных; правила обращения с дикими животными....

Всемирный День Земли. Растения на планете Земля.

Растения на планете Земля. Берёза. Есенин....