Методическая разработка игрового занятия «Уроки Мойдодыра»
методическая разработка на тему
цель занятия- формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как свомй главной ценности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoe_zanyatie_uroki_moydodyra.docx | 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственная общеобразовательная школа- интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А.Спиридонова
Методическая разработка
игрового занятия
«Уроки Мойдодыра»
Подготовила и провела
Воспитатель Кинева Н.А.
Сыктывкар
2013 г.
Пояснительная записка
Поступление ребенка в школу - первая большая и серьезная ступень в жизни. От периода раннего детства - поры беспечных игр и достаточно большой свободы- дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.
Здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни. Понятие образ жизни включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Естественно, что в зависимости от этих составляющих и образ жизни может быть различным.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровье сберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Это можно достичь с помощью интересных упражнений, заданий, веселых стихотворных строк, игр, занятий, бесед, оздоровительных минуток.
Для детей, проживающих в гимназии искусств задача формирования здорового образа жизни особенно актуальна, так как часть детей проживают в интернате, а значит вся ответственность по формированию составляющих здорового образа жизни возложена на нас, педагогов.
В данном занятии я совместила две технологии: здоровье сберегающую и игровую, так как при выборе формы работы с воспитанниками первого класса отдаю основную роль игровым методам и технологиям, как наиболее эффективным в данном возрасте и с данным контингентом. К тому же переход из дошкольного учреждения в школьное в этом случае наиболее безболезненный, преемственный.
Занятие рассчитано на воспитанников 1 класса. Первоклассники- дети 7-8 лет, для которых характерны:
-качественно новый уровень развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) из-за включения в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности;
- более высокой способности к управлению своим поведением, хотя возможности первоклассника в этом плане пока еще достаточно ограничены;
- хорошо развита не произвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни;
-произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций;
- мышление преимущественно наглядно-образное (необходимо опираться на наглядный материал). Действия «в уме» даются с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий;
-характерна повышенная эмоциональность, подражательность, направленность на познание окружающего мира, чувствительность к воздействию со стороны взрослого и сверстников.
- в данном возрасте ведущей деятельностью является учебная, но она определяет развитие игровой деятельности, трудовой (появление новых обязанностей по дому), и общения;
-большую часть времени дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими людьми.
Занятие проведено по плану воспитательной работы на год, были учтены все вышеперечисленные возрастные особенности воспитанников. В ходе данного занятия развиваются личностные, познавательные (общеучебные, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия.
У воспитанников будут сформированы:
- ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частных задач;
- способность к самооценке;
Регулятивные универсальные учебные действия. Воспитанники научатся:
- осуществлять самоконтроль своего поведения;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- вносить коррективы в свои поступки.
Познавательные универсальные учебные действия. Воспитанники научатся:
- удерживать полученную информацию;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные универсальные учебные действия. Воспитанники научатся:
- анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- взаимодействие со сверстниками во время работы над заданием;
- сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов;
Цель: формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье, как самой главной ценности.
- Познакомить с правилами личной гигиены;
- Расширять кругозор детей о предметах личной гигиены.
- Развивать умения переносить полученные знания в повседневную жизнь;
- Развивать санитарно-гигиенические умения и навыки, способствовать воспитанию аккуратности.
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование:
1. Карточки с буквами.
2. Музыкальный центр.
3. Плакат «Срез кожного покрова», «Глаз», «Как правильно постригать ногти», «Зубы» «Вредные продукты питания», «Полезные продукты питания», «Уроки Мойдодыра».
4. Призы.
5. Рубашки с пуговицами.
6. 2 фотографии
7. Мыльные пузыри.
8. Подарки –мыло в индивидуальной упаковке
Ход занятия
(Звучит песня «Улыбка»)
Воспитатель: Улыбка – залог хорошего настроения. Улыбаясь, мы дарим друг другу радость и здоровье. Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Это очень важный момент. Ведь, если человек болеет, он не может нормально учиться и работать, у него плохое настроение, он мало успевает сделать. Но во многом здоровье зависит от самого человека.
Стук в дверь. Входит Мойдодыр.
Здравствуйте, ребята!
Все Чуковского читали
И меня же вы узнали:
Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр.
Умывальников начальник и мочалок командир!
Мойдодыр: Дорогие ребята! Я и мои помощники организовали общество «Друзей чистоты». Членами этого общества могут быть те дети, которые знают и выполняют правила личной гигиены.
Все желающие должны выдержать экзамен. Вы готовы отправится со мной в путешествие?
Ребята, а вы знаете с какой страны я прибыл? Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений, а вы подсказывайте последнее слово.
1. Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и….(червячок) Ч
2. Приплывали два ерша
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата
Поливали из…(ушата) У
3. А недавно две газели
Позвонили и запели:
-Неужели, в самом деле,
Все сгорели…(карусели) К
4. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от…(огня) О
5. Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали,
Все стаканы…(выпивали) В
6. Подошёл Медведь тихонько,
Толконул его легонько:
-Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко…(скорей) С
7. А потом позвонили мартышки:
-Пришлите, пожалуйста,…(книжки) К
8. А букашки под кровать –
Не желают воевать.
И никто даже с места не сдвинется,
Пропадай, погибай,…(именинница) И
9. А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
-Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домо…(й) Й
Мойдодыр: Кто автор этих стихов? К. И. Чуковский (СЛАЙД 1)
Да, именно К. И. Чуковский придумал сказочного персонажа Мойдодыр. Я уверен, что многие мои советы вы уже знаете. Но я также знаю, что у вас на уроках часто сидит еще один сказочный персонаж – Буратино. Давайте мы и ему объясним все правила.
1 станция «Наши руки»
Кожа защищает наше тело от болезней. На коже есть тонкий слой жира. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливается пот, жир. Кожа задерживает грязь и пыль. Грязная кожа может принести вред здоровью. Вот почему за кожей нужен постоянный уход. (СЛАЙД 2)
Сейчас ребята покажут, как умывались сегодня утром перед зеркалом.
Теперь понятно, почему у буратино такие грязные руки и лицо! Кстати, о руках. Посмотри на свои ногти. Правильно ли они пострижены?
На руках уголки ногтя закруглены, а на пальцах ног надо постригать ногти прямо, чтобы они не врастали в кожу пальцев.
Отгадайте загадку:
-Две сестрицы-мастерицы
Друг другу – помощницы.
(Руки ). (СЛАЙД 3)
Вы, наверное, слышали такие выражения: «Без него, как без рук», «А у меня руки связаны». Руки очень важны. Нужно беречь, тренировать их. Посмотрим, на что способны ваши руки.
Игра «Кто быстрее застегнёт пуговицы на рубашке»
2 станция «Глаза»
У человека много помощников, без которых нам не обойтись в жизни. Отгадайте загадку.
На ночь два оконца
Сами закрываются.
А с восходом солнца
Сами открываются.
(Глаза) (СЛАЙД 4)
Рассмотрите глаза друг друга. От радужной оболочки зависит цвет глаз. В центре глаза мы видим чёрную точку. Она то сжимается, то разжимается. Это зрачок. Брови, ресницы и веки оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить зрение, этого недостаточно. Глаза должны отдыхать. Сейчас сделаем гимнастику для глаз. (СЛАЙД 5)
1 Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. Повторите так 5 раз.
2 Легонько поглаживайте подушками пальцев веко.
3 Сделайте круговое движение глаз.
4 Вытяните вперёд руку. Следите за ногтем указательного пальца взглядом. Медленно приближаем его к носу, а затем удаляем.
5 Найдите самую дальнюю точку и задержите на ней взгляд на 1 минуту.
Надеюсь, вы запомнили эти упражнения. Делайте их как можно чаще.
Игра «Кто быстрее обуется с закрытыми глазами»
3 станция «Физминутка»
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Рано утром умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Ой-ой-ой!
4 станция «Зубная»
Ребята, а вы знаете, к какому врачу нужно идти, если заболели зубы?
Сейчас узнаем.
О М Л Г О С Т А Т О СТОМАТОЛОГ
3 4 8 10 9 1 6 5 2 7
Стоматолог вам расскажет, как ухаживать за зубами. (СЛАЙД 6)
Зуб – живой орган. Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая и защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать, то эмаль начинает разрушаться, образуются дырочки – кариес.
Чтобы этого не случилось, надо выполнять следующие правила:
1 Выбрать подходящую зубную пасту и щётку с ровной и мягкой щетиной.
2 Чистить зубы 2 раза в день (утром после еды и вечером перед сном). Движение щётки сверху вниз на верхней челюсти, снизу вверх на нижней челюсти. Движения вымётывающие.
3 Не забудьте почистить язык.
4 2 раза в год посещайте стоматолога.
Стихотворение. (Рассказывает ребенок).
Как поел, почисти зубки.
Делай так 2 раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Посмотрите на эту фотографию. Какая приятная улыбка! Красивые зубы!
А теперь взгляните на эту (та же фотография, только зубы закрашены).
Вот почему необходимо не только правильно ухаживать за зубами, но и употреблять полезные продукты питания
- станция «Полезная»
Ребята, перед вами представлены полезные продукты, защищающие нас от болезней, помогающие нам расти и вредные продукты, которые портят наши зубы, делают нас слабыми, болеющими. Давайте разложим их. (СЛАЙД 7)
Интерактивная игра.
ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ: каша, суп, фрукты, овощи
ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ: жевательная резинка, конфеты, лимонад.
- Станция «Физкультурная»
Ежедневно вставай в одно и то же время и делай зарядку.
Давно доказано на деле:
Здоровый дух в здоровом теле.
Об этом забывать нельзя
Зарядка всем нужна друзья.
Ну-ка, проведём разминку.
Смотрим вверх, прогнули спинку.
Покачали головой,
Руки в крест перед собой.
Покажите радость встречи.
Руки положи на плечи.
Покачались, как качели.
Ах! – привстали,
Ох! – и сели.
Встали, сели, снова встали.
Руки сжали и разжали.
Не устали? Повторим?
Мойдодыр: Все желающие могут вступить в это общество.
Сначала надо отгадать имена моих помощников и ответить на вопросы.
Ускользает, как живое,
Но не выкину его я.
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится. (МЫЛО)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла
Спинка розовая стала. (ГУБКА)
Хвостик из кости
А на спинке щетинка. (ЗУБНАЯ ЩЁТКА)
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
Помойся хоть немножко
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (ПОЛОТЕНЦЕ)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (РАСЧЁСКА)
Мойдодыр: Давайте поиграем еще в одну игру. Если вы согласны со мной, то говорите: «Это я! Это я! Это все мои друзья!».
Собираясь на урок
Кто кладёт в карман платок?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
Кто всегда напомнит нам:
«Сладкое вредит зубам!»?
Признавайтесь, кто из вас
Чистит зубы только раз?
А теперь откройте тайну:
Кто не слушается маму?
Кто из вас глазам вредит?
За компьютером сидит?
Кто из вас не смотрит хмуро,
Любит спорт и физкультуру?
Отвечать скорее надо,
Кто объелся шоколада?
Кто не дружит с Мойдодыром
И не моет руки с мылом?
Кто мечтал о переменке
И забыл мешок со сменкой?
Кто из вас сюда принёс
Песни, шутки, смех до слёз?
Воспитатель: Мойдодыр, а наши ребята знают еще одно стихотворение. Хочешь послушать.
Дети читают письмо поэта Тувима:
«Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо.
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Всё равно, какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети,
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним.
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Тувим.»
Воспитатель:
Ещё раз вспомним уроки Мойдодыра и тогда сможем вступить в Общество друзей чистоты.
Мойдодыр: Ну что ж, ребята, я вас принимаю вместе в общество «Друзей Чистоты», но обещайте соблюдать режим дня и правила личной гигиены. А еще я хочу преподнести каждому памятный подарок – мыло.
До свиданья!
Интернет- источники:
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/03/28/uroki-moydodyra
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/01/druzya-moydodyra
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игровой программы "Папа, мама, я - спортивная семья"
В разработке представлена игровая программа задачами которой являются: совершенствование знаний, умений и навыков у воспитанников, полученных на занятиях по хореографии;ознакомление детей и родителей ...
Методическая разработка игровой программы "Путешествие в королевство Фруттеллы"
Осенний детский праздник представлет в форме конкурсно-игравой программы в детском образцовом хореографическом коллективе "Искорка"....
Методическая разработка "Игровой метод на уроках английского языка".
Прежде, чем выбрать игровой метод обучения, мне пришлось поставить перед собой некоторые вопросы: Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока?Как создать...
Методическая разработка "Игровые приемы работы в донотный и начальный периоды с детьми 5-6 лет в классе фортепиано"
Как правило, донотный и начальный период обучения игре на фортепиано приходится у детей на возраст 5-6 лет. Учитывая психофизиологические особенности этого возраста можно предположить, что освое...
методическая разработка игровой сценарий «Путешествие в лесную школу»
Данная методическая разработка будет полезна учителям начальных классов. Игровая программа ориентирована на второклассников, рекомендуется данный сценарий для 1 сентября....
Методическая разработка индивидуального занятия: «Уроки мудрой совы. Постановка звука С».
Методическая разработка индивидуального занятия: «Уроки мудрой совы. Постановка звука С»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Урок–путешествие во времени по теме "Геометрический и физический смысл производной"
Тема “Производная и ее применения” является одним из основных разделов начал математического анализа. При изучении тех или иных процессов и явлений часто возникает задача определения скоро...