Математический бой
учебно-методический материал на тему
Математический бой - это соревнование двух команд в решении математических задач.
Матбой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Она активно вошла в практику школы в последние 10-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_boy.docx | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математический бой
Математический бой - это соревнование двух команд в решении математических задач.
Матбой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Она активно вошла в практику школы в последние 10-15 лет.
Матбои могут быть организованы как турниры внутриклассные, общешкольные, либо как городские или районные, когда соревнуются сборные команды школ или районов.
Матбои всегда проводятся в виде конкурсов, результаты которых оцениваются жюри. Матбои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков. Задания в матбоях могут быть рассчитаны на выполнение в определенный промежуток времени, иногда на выполнение задания команде дается недельный срок. Однако особенно интересны матбои с экспресс-заданиями, которые выполняются в считанные минуты и сразу же оцениваются жюри.
Опыт матбоёв поможет участникам в будущем: умение сделать научный доклад, выслушать и понять работу другого, задавать четкие вопросы по существу – всё это пригодится на семинарах и конференциях, для рецензирования книг и статей, для совместной научной работы. И ещё: ученики разных школ на матбоях знакомятся, создают новый круг общения. И последнее: после удачного проведенного матбоя просыпается вкус к хорошей работе, хочется выступать ещё раз, но как следует, учтя все промахи. Поэтому проиграть командам подчас бывает полезнее, чем победить.
Матбои зародились в Ленинграде и были придуманы Иосифом Яковлевичем Веребейчиком примерно в 1965 г. Первые матбои проводились в стенах шк.№30, где Иосиф Яковлевич работал учителем математики и вёл кружки. Через много лет матбои стали проводиться в разных городах, но при этом возникли отдельные расхождения в правилах. С большим трудом, благодаря летним математическим школам в г.Кирове, где встречались московские, ленинградские и кировские преподаватели, в долгих спорах удалось преодолеть эти расхождения.
Признаки:
- наличие правил общения в условиях соревнования;
- наличие общей цели команды;
- ограниченность времени и его распределение по этапам соревнования;
- объективность оценки результатов;
- четкая система организации;
- занимательная формулировка заданий, задач.
Характеристика:
Цель:
- Развитие познавательного интереса к предмету.
- Обобщение и систематизация знаний: в матбое используются задачи в основном на логику и смекалку. А также задачи на темы: составление уравнений и их решение; Многочлены и арифметические операции над ними; Решение систем уравнений с двумя неизвестными.
- Воспитание умения участников группы взаимодействовать друг с другом.
- Набрать наибольшее количество баллов.
Подготовка к уроку:
Задачи для математического боя записываются на альбомных листах в четырех экземплярах: для команд, жюри и учителя. Протокол боя для жюри. Черный ящик «с сюрпризом» (см. конкурс капитанов)
Правила:
В математическом бое участвуют две команды (по 7 человек). В каждой команде есть капитан, который определяется командой до начала боя. Бой состоит из двух этапов.
Первый этап – решение задач, второй – сам бой. Во время первого этапа решение задач может происходить совместно всей командой. Помните, что ни один из участников боя не может выходить к доске более двух раз. Поэтому участник, решивший много задач, не решённых другими, должен в ходе первого этапа рассказать полученные им решения товарищам по команде.
Второй этап начинается с конкурса капитанов. (По решению команды вместо капитана в конкурсе может участвовать любой член команды). Команда, выигравшая конкурс, решает, какая из команд делает первый вызов. Об этом, как и обо всех остальных решениях команды, объявляет капитан.
▪ Вызов делается следующим образом. Капитан объявляет: “Мы вызываем соперников на задачу номер …”. Другая команда может принять или не принять вызов. Команда, принявшая вызов, выставляет докладчика, другая команда - оппонента. После совещания с командами капитаны называют оппонента и докладчика. Задача докладчика – дать чёткое и понятное решение задачи. Задача оппонента – найти в докладе ошибки. В ходе доклада оппонент не имеет права возражать докладчику, но может попросить его повторить неясное место. Главная задача оппонента – заметить все сомнительные места и не забыть о них до конца доклада. По окончанию доклада происходит дискуссия между докладчиком и оппонентом, в ходе которой оппонент задаёт вопросы по всем неясным местам доклада. Дискуссия оканчивается заключением оппонента: «С решением согласен («не согласен», объяснение).
▪ После этого жюри (учитель) начисляет очки. Каждая задача оценивается в 12 баллов. За ошибки и неточности очки снимаются. Количество снятых очков определяются близостью рассказанного к правильному решению. Если ошибки были найдены оппонентом, то до половины снятых очков получает оппонировавшая команда. В противном случае все отобранные очки достаются жюри.
▪ Команда, получившая вызов, может отказаться от доклада. В этом случае вызывавшая команда обязана доказать, что у неё есть решение задачи. Для этого она выставляет докладчика, а вторая команда – оппонента.
▪ В течение боя каждая команда имеет право на шесть 30-секундных перерывов. Перерывы делаются в тех случаях, когда возникла необходимость помочь стоящему ученику у доски или заменить его. Решение о перерыве принимает капитан.
▪ Если капитан у доски, он оставляет за себя заместителя, исполняющего в это время обязанности капитана. Имена капитана и заместителя сообщаются жюpи до начала pешения задач. Во вpемя pешения задач главная обязанность капитана - кооpдиниpовать действия членов команды так, чтобы имеющимися силами pешить как можно больше задач. Капитан заpанее выясняет, кто будет докладчиком или оппонентом по той или иной задаче и опpеделяет всю тактику команды на предстоящем бое.
▪ Команда, получившая право на вызов, может отказаться от него. В этом случае до конца боя право на доклады имеют только их противники, а отказавшаяся команда может только оппонировать. Оппонирование при этом производится по обычным правилам.
▪ Жюpи является верховным толкователем правил боя. В случаях, не пpедусмотpенных пpавилами, оно пpинимает pешение по своему усмотрению. Pешения жюpи являются обязательными для команд.
▪ В конце боя жюри подсчитывает очки и определяет команду-победителя. Если разрыв в числе очков не превосходит 3 очка, то в бое фиксируется ничья.
▪ На команду может быть наложен штраф до 6 очков за шум, грубость по отношению к сопернику, и т.д.
Протокол Математического боя
№ вызова | № задачи | Кто кого вызвал | Жюри | |||||
Фамилия | Кол-во балл. | Фамилия | Кол-во балл. | Кол-во балл. | Замечания, не точности | |||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
Итого: |
Образец:
№ вызова | № задачи | Название I команды | Кто кого вызвал | Название II команды | Жюри | |||
Фамилия | Кол-во балл. | Фамилия | Кол-во балл. | Кол-во балл. | Замечания, не точности | |||
1 | Команда I нарушала тишину | |||||||
2 | - |
Для какого класса составлен математический бой?
Математический бой для 7 класса
Ход соревнований: Эпиграф: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать
случая сделать его занимательным»
(Паскаль)
Для проведения боя приглашаю две команды: команду « название команды » и команду «название команды ».
(Командам) Получите, пожалуйста, ваши задания. В течение 15-30 минут вы должны выполнить его.
А теперь начинаем математический бой. Вызываю капитанов команд.
«Конкурс капитанов»
Задание: Нужно отгадать что лежит в черном ящике, при этом использовать, как можно меньше подсказок.
Подсказки:
- Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
- Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
- За многие сотни лет конструкция этого предмета неизменялась, настолько была совершенна.
- В Др.Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
- Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
- Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
- Загадка: «Сговорились две ноги
Делать дуги и круги»
Доп.конкурс для капитанов: Кто быстрее назовет 5 математических терминов на букву «Р»:
- Единица измерения углов.
- Отрезок в круге.
- Вид числа.
- Плоский четырехугольник.
- Уравнения, умеющие одни и те же решения.
Победил капитан команды «название команды ».
Вам слово, капитан. (“Мы вызываем соперников на задачу номер …”.)
Команда " название команды ", вы принимаете вызов? (Да)
Выставите, пожалуйста, докладчика и оппонента.
Какие вопросы или дополнения будут у жюри?
Уважаемое жюри, выставите, пожалуйста, свои оценки в протокол боя.
Слово предоставляется команде « название команды »
Команда « название команды », вы принимаете вызов?
Выставите, пожалуйста, докладчика и оппонента.
Пока, наше уважаемое жюри подсчитывают результаты, приглашаю команды на сцену…
Для подведения итогов математического боя слово представляется председателю жюри ...
Итак, в сегодняшнем математическом бою победила команда " название команды " со счетом: …
Команде « название команды» присваивается звание «Наимудрейшие из мудрейших»,
Команде «название команды » - «Умнейшие из умнейших».
Спасибо командам, прошу занять свои места.
Список ЗАДАНИЙ
- Шоколадка стоит 10 рублей и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка?
- Человек говорит: «Я прожил 44 года, 44 месяца, 44 недели и 44 дня». Сколько ему полных лет?
- Счётчик автомобиля показывал 12921 км. Через 2 часа на счётчике опять появилось число, которое читалось одинаково в обоих направлениях. С какой скоростью ехал автомобиль?
- Буквенные обозначения впервые были введены французским математиком Франсуа Виетом (1540-1603 гг.). До этого пользовались громозкими словесными формулировками. Попытайтесь записать в современной символике такой пример: «Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти корни».
- Сколько лет бабушке?
Вася пришел к своему приятелю Коле.
- Что же ты не был у нас вчера? – спросил Коля. – Ведь вчера моя бабушка праздновала день своего рождения.
- Я не знал, - сказал Вася. – А, сколько лет твоей бабушке?
Коля ответил замысловато: «Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся день её рождения. Вчера она справляла этот день пятнадцатый раз. Вот и сообрази сколько лет моей бабушке».
- Допустим я у мамы взяла 100 рублей. Пошла в магазин и потеряла их. Встретила подругу. Взяла у неё 50 рублей. Купила 2 шоколадки по 10. У меня осталось 30 рублей. Я их отдала маме. И осталась должна 70. И подруге 50. Итого 120. Плюс у меня 2 шоколадки. Итого 140! Где 10 рублей?
- Трое друзей: Иван, Пётр и Алексей пришли на рынок с жёнами: Марией, Екатериной и Анной. Кто на ком женат, нам не известно. Требуется узнать это на основании следующих данных: каждый из этих шести человек заплатил за каждый купленный предмет столько рублей, сколько предметов он купил. Каждый мужчина истратил на 48 руб. больше своей жены. Кроме того, Иван купил на 9 предметов больше Екатерины, а Пётр – на 7 предметов больше Марии.
- Заполните клетки так, чтобы сумма любых трех соседних клеток равнялась 20:
7 |
|
|
|
|
|
| 9 |
- Турист отправляется в поход из А в В и обратно, и проходит весь путь за 3ч 41мин. Дорога из А в В идет сначала в гору, потом по ровному месту и затем под гору. На каком протяжении дорога проходит по ровному месту, если скорость туриста составляет при подъёме в гору 4 км/ч, на ровном месте 5 км/ч, и при спуске с горы – 6 км/ч, а расстояние АВ равно 9 км?
- Число оканчивается цифрой 9. Если ту цифру отбросить и к полученному числу прибавить первое число, то получится 306 216. Найдите это число.
Ответы:
Конкурс капитанов: Циркуль
Доп.конкурс капитанов: радиан, радиус, рациональное, ромб, равносильные.
Решения задач:
- Отв.: 20 руб. Х/2+10=Х, где Х – цена шоколадки.
- Отв.: 48 лет 44 мес. = 3 года и 8 мес.
44 нед. = 9 мес.
44 дня = 1,5 мес.
44 года + 3 года и 8 мес. + 9 мес. + 1,5 мес. = 48 лет и 6,5 мес.
- Отв.: 55 км/ч (105 км/ч).
13031-12921=110 (км)
110:2 = 55 (км/ч)
или
13131-12921=210 (км)
210:2=105 (км)
- Бабушке – 60 лет, она родилась 29 февраля. Таким образом, день рождения она отмечала 1 раз в 4 года.
- Прибавлять нужно не шоколадки, а 30 руб., которые отдали. Шоколадки уже не в счет, т.к. 30 руб. уже отдали, остальные 20 в счет долга пошли.
Заняла: 100+50=150 руб.
Должна: 150-30=120 руб.
Траты 100+20=120
После всех потерь и затрат осталось 150-120=30 – их я отдала маме, и осталась ей должна 70 руб. и 50 – подруге, итого 120 руб. (сравниваем со 2-ой строчкой).
- Пусть х предметов – купил один из мужчин. Тогда по условию он заплатил руб.
Если его жена купила у предметов, то она заплатила руб. Значит, имеем , или (х-у)(х+у)=48. Числа х,у – положительные. Это возможно тогда, когда х-у и х+у – чёт., и х+у>х-у.
Разлагая 48 на сомножители, получим: 48=2*24=4*12=6*8 или
Решая эти уравнения, получаем:
Отыскивая те значения х и у , разность которых равна 9, находим, что Иван купил 13 предметов, Екатерина – 4. Точно так же Пётр купил 8 предметов, Мария – 1.
Таким образом, получаем пары:
- Числа, между которыми лежит по две клетки, должны совпадать.
7 | 9 |
| 7 | 9 |
| 7 | 9 |
Разница только в третьем числе: 4
Ответ:
7 | 9 | 4 | 7 | 9 | 4 | 7 | 9 |
- Пусть х – длина пути по ровному месту СД, тогда АС+ДВ=9-х.
Участки АС и ДВ турист проходит дважды, один раз в гору со скоростью 4 км/ч, другой
раз под гору со скоростью 6 км/ч.
На этот путь он затратит
Путь по ровному месту займёт Т.к. на весь путь туда и обратно туристу потребуется 3ч. 41мин., то
|*60
15(9-х)+10(9-х)+12*2х=221
135-15х+90-10х+24х=221
-х=-4
Ответ: х=4 км.
- Отв.: 278 379
Задания для болельщиков:
Загадки:
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик.
(ноль)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
(квадрат)
Белочка грибы сушила,
Только посчитать забыла.
Белых было 25,
Да ещё масляток 5,
7 груздей и 2 лисички,
Очень рыженьких сестрички.
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибов?
(39)
- Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбоков? (11)
- Что означало слово «тьма» в математике? (много)
- Соперник нолика? (крестик)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
- Треугольный платок? (косынка)
- Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)
- Исчезающая разновидность учеников? (отличники)
Задание: Назвать математические термины на букву П:
- Сотая часть числа (процент)
- График квадратичной функции (парабола)
- Взаимное положение двух прямых (параллельные)
- Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
- Отрезок, образующий прямой угол с данной прямой (перпендикуляр)
- Знак для обозначения действия (плюс)
- Геометрическое преобразование (поворот)
- Плоский четырехугольник (параллелограмм)
Кроссворд
По горизонтали:
1. Луч, делящий угол пополам. 4. Элемент треугольника. 5, 6, 7. Виды треугольника (по углам). 11. Математик древности. 12. Часть прямой. 15. Сторона прямоугольного треугольника. 16. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
По вертикали: 2. Вершина треугольника. 3. Фигура в геометрии. 8. Элемент треугольника. 9. Вид треугольника (по сторонам). 10. Отрезок в треугольнике. 13. Треугольник, у которого две стороны равны. 14. Сторона прямоугольного треугольника. 17. Элемент треугольника.
Игра.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово “три” -
Приз немедленно бери!
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом,
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду “раз, два, … марш!”
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок-другой, а лучше… пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать,
Ну что ж вы приз, друзья, не брали,
Когда была возможность взять?
Ответы к кроссворду
По горизонтали: | По вертикали: |
1. Биссектриса. 4. Сторона. 5. Прямоугольный. 6. Остроугольный. 7. Тупоугольный. 11. Пифагор. 12. Отрезок. 15. Гипотенуза. 16. Медиана. | 2. Точка. 3. Треугольник. 8. Вершина. 9. Равносторонний. 10. Высота. 13. Равнобедренный. 14. Катет. 17. Угол. |
При разработке математического боя была использована следующая
Литература:
- Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки [Текст]. / под ред. М.К. Потапова с текстологической обработкой Ю.В. Нестеренко. – М.: Наука, 1978. - 192 с.
Книга содержит задачи занимательного характера, имеющие различные степени трудности. Как правило, задачи решаются с привлечением минимальных сведений из арифметики и геометрии, но требуют сообразительности и умения логически мыслить. В книге содержатся как задачи, доступные детям, так и задачи, представляющие интерес для взрослых.
- Журнал «Математика в школе». – 1990. - №4. Использовалась статья под названием «Математический бой». В ней подробно описывается что такое Матбой, правила математического боя, примерные задания.
- Карп, А.П. Даю уроки математики [Текст]: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с.
В Книге содержатся методические разработки некоторых уроков, образцы к/р., материалы для проведения математических соревнований (олимпиады, матбой) и других конкурсов. Книга окажет помощь учителю в работе с учащимися, проявляющими интерес к математике.
- Из книги Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: Книга для учителя. – М.: Просвящение, 1990. – 96 с.
были взяты некоторые задания для соревнований-эстаффет.
- В.А. Гусев, А. И.Орлов, А.Л. Розенталь "внеклассная работа по математике в 6-8 классах". М: Просвещение, 1984-285 с.
Содержание этой книги примыкает к основному курсу математике,углубляет его изучение, развивает умения и навыки учащихся и повышает их интерес к предмету.
- Кордемский Б.Я. "Увлечь школьников математикой :(материал для классных и внеклассных занятий).М: Просвещение,1981-112с.
Эта книга -своеобразное пособие содержащее вспомогательные материалы для воспитания увлеченности математикой. Автором подобраны интересные и ценные рассуждения ученых, приведены оригинальные занимательные задачи для математических игр и математических боев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"
Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...
Математическая игра "Математический поезд"
Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....
Математический язык и математическая модель
Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....
Математический КВН "Математический серпантин"
С целью расширения и углубления знаний обучающихся, повышения интереса к предмету «математика» и для создания необходимых условий для реализации творческих возможностей обучающихся кажды...
внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия
внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока. Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей: 1 уч. «Здравств...
ИНТЕРАКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»
В данной работе предлагается и показывается возможность использования математической программы “Математический конструктор” в учебных темах, где есть построения или где можно продемонстрировать ...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....