"Владение подростками культурой устной речи - одно из уловий успешной социализации в будущем"
методическая разработка на тему

Архипова  Татьяна Владимировна

Появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего Для детей, воспитывающихся в детском доме, проблема скудного словарного запаса, стоит остро, особенно, у подростков. Никто уже и не удивляется, ведь ненормативная речь слышна с экранов телевизоров, на улице, в магазине, и даже, в публичных спичах депутатов.досуга и является залогом успешной учебной деятельности воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_kultura_rechi.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор детского дома № 53

______________О.В.Галкина

Методические рекомендации

для педагогов детского дома

« Владение подростками культурной устной речью – одно из условий  успешной социализации в будущем»

                                            Авторы-составители:

воспитатель гр.№ 9

Архипова Т.В.

2013

 Пояснительная записка

Говорить о культуре речи сегодня очень актуально. Это связано со сложившейся в реальной жизни  языковой ситуацией, когда в речи многих людей, как образованных, так и малограмотных встречаются слова, относящиеся к ненормативной лексике. Разновидностей их множество (арго, жаргон, сленг), а смысл один – антинорма.

Для детей, воспитывающихся в детском доме, проблема скудного словарного запаса, стоит остро, особенно, у подростков. Никто уже и не удивляется, ведь ненормативная речь слышна с экранов телевизоров, на улице, в магазине, и даже, в публичных спичах депутатов.

Нельзя не согласиться с высказыванием российского лингвиста О. Винокур, что речь – визитная карточка человека. Подростки, в силу своего возраста, не все понимают, что общение относится к числу наиважнейших сфер  их жизнедеятельности. Что от того, как старшеклассник научен, общаться зависит формирование его будущей личности. А, между тем, устная речь  школьников, все хуже и дальше от норм литературного русского языка.

Что же  можем сделать мы, педагоги, воспитатели? А ведь мы - те, с кем наши подростки находятся в ежедневном контакте. Мы много лет продолжаем читать нашим детям нотации о недопустимости  нецензурных слов в стенах  своего учреждения, но ситуация  в лучшую сторону не меняется. Настало время принятия конкретных дел. И мы, воспитатели, решили начинать антибранные действия локально, именно в подростковой среде, в своих группах. В одной группе проводят 24 часа под одной крышей подростки от 9 до 14 лет, при этом их общение между собой очень трудно назвать культурной речью. Понятно, что с изменением  многих ценностей и идеалов общества молодежная субкультура считает сквернословие нормой повседневной жизни.

В глазах  наших подростков нецензурщина считается проявлением независимости, способности не подчиняться запретам, иными словами, обретением взрослости. Мы, взрослые, несомненно, понимаем, что грубость позволяет подросткам скрывать собственную уязвимость, и  является некой защитой. Еще великий Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Когда говорят о маленьком человеке, то возникает надежда эту самую речь исправить. А то если логически продолжить мысль древнего философа; «…такого мы человека и получим в будущем». Нам и на самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным статистики – « «общаются» с помощью бранных слов, более 50% юношей и 33% девушек. Почему так происходит?

Социологи считают:

- для повышения эмоциональности речи;

- для эмоциональной разрядки;

- оскорбления, унижения адресата;

- демонстрации агрессии;

- демонстрации отсутствия страха;

- демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;

-демонстрации принадлежности к «своим».

Уже повсеместно, в городах России проводятся специальные акции под общим призывом «Мир без сквернословия»; студенты  пишут рефераты на заданную тему, проводятся научно-практические семинары для работников образования, где неизменно обсуждаются вопросы причины «бранной эпидемии»; «действует» и статья 20 ч.1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях», где предусмотрена система штрафов…

 Но «воз и ныне там». Это если рассуждать о нашем социуме в целом.

 А вот в подростковой среде ситуация стала фактически патовой. Мы, изучив проблему засорения нашего разговорного языка ненормативной лексикой, в различных доступных источниках (исследованиях ученых - лингвистов, социологов,  в Интернет-источниках и т.д.), пришли к выводу о необходимости конкретных действий. Своего рода «массированной атаке» на объекты – носители брани в подростковой среде и решились на рекомендации воспитателям  нашего образовательного учреждения, наподобие, « Памятки», где предлагаем  в течение года интенсивно работать с ребятами по определенной схеме, не исключая общих профилактических мероприятий по проблеме.

Без практических знаний и умений произносить  речь  грамотно и культурно, у наших воспитанников  социализация не будет полноценной. Культура речи как часть общей культуры  современного человека, поэтому  этим навыкам нужно учить детей интенсивно, ежедневно. Наверняка, шансы  выпускника детского дома многократно увеличатся: и в получении престижной профессии, и в трудоустройстве, и в создании собственной семьи, если он будет владеть правильной литературной речью, уместно употреблять «крылатые» выражения и цитаты из  русских басен, достойно пройти собеседование поступлении на работу, но и « смотрины» у будущей тёщи.

ЦЕЛЬ разработки:  научить воспитателей  приёмам коррекции устной речи воспитанников путем замены слов с ненормативной лексикой на нормы русского языка на основе внедрения в повседневную практику педагога специальной  памятки  «Четыре шага коррекции устной речи».

ЗАДАЧИ  памятки:

- формирование устной речи подростков согласно требованиям норм разговорного русского языка;

-  помочь в развитии  потребности детей к самовыражению путем расширения их лексикона (словарного запаса);

- показать новые возможности в формате общения, приобретение нового речевого опыта;

- постепенное  исключение из сферы жизнедеятельности подростков бранных слов полностью, сделав  устную речь взрослых, образцом культурной речи.

Реализация нашего проекта проходит в три этапа:

1-й – информационный:

* выход на проблему засорения устной речи подростков бранью;

* анкетирование (опрос) воспитанников (см. Приложение1);

2-й – практический:

* создание  плана календарных мероприятий (см. Приложение 2)

* апробирование памятки «Четыре шага коррекции устной речи подростка» (см. Приложение 3)воспитателями – авторами данной разработки в своих группах;

3-й – оценочный:

* проведение  единого информационного дня «НЕТ сквернословию!»;

* презентация карманного формата памятки для педагогов;

* выпуск памятки «Четыре шага коррекции устной речи подростка» тиражом 20 штук для всех педагогов детского дома;

 

Приложение №1

Анкета на выявление уровня культуры устной речи

 1. Используете ли вы бранные слова при общении со сверстниками?

    а) Да.

    б) Нет.

 2. Какой Ваш пол?

    а) Мужской

    б) Женский

 3. С какой целью вы употребляете бранные слова?

    а) Самоутвердиться.

     б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.

     в) Обмениваться информацией и узнавать новую информацию

     г) Придать своей речи живость, юмор.

 4. Какие бранные слова вы используете в своей повседневной речи?

    а) Матерные.

    б) Юмористические.

    в) Иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании   

 5. Поправляют ли педагоги Вашу речь?

    а) Да.

    б) не обращают внимания на мою речь.

    в) Не всегда, но все, же делают замечания.

  6. Как относятся воспитатели к Вашей речи?

    а) Им не важно, как я говорю.

    б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.

    в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

  7. Чья речь для Вас является эталоном?

    а) моих друзей.

    б) моих родителей.

    в) моих учителей.

    г) то, как говорят на телевидении и радио

  8. Какие телевизионные каналы Вы смотрите?

    а) только музыкальные каналы.

    б) немузыкальные каналы.

    в) все каналы.

Приложение № 2

План рекомендуемых мероприятий на учебный год

 ( параллельно с внедрением памятки)

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Исполнители

1

2

3

4

Сентябрь

1

Конкурс рисунков (обличающих сквернословие): «Кривое зеркало»

ПДОБ

2

Беседа «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»

Воспитатели групп

3

Создание пресс-центра «За чистоту языка»

Зам.директора по ВР

4

Анкетирование подростков и педагогов детского дома по теме: «Сквернословие – позор или национальная гордость»

Зам.директора по УРиОВ

Воспитатели групп

Октябрь

5

Конкурс карикатур: «О, бедный мой язык родной. О, прелесть русской речи чистой»

ПДОБ

6

Организация клуба любителей словесности «Слово»

Авторы рекомендаций

7

Лекции:

  • « Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!»
  • «Вежливость на каждый день»

Воспитатели

8

Освещение на страницах стенгазеты мероприятий, направленных на искоренение сквернословия

В течение года

Пресс-центр

Воспитатели

Ноябрь

10

Познавательно - развлекательная программа для подростков: «Давайте говорить красиво»

Зам.директора по ВР

11

Ситуативная игра: «Как мы обращаемся друг к другу»

Воспитатели групп

12

Конкурс плакатов, рассказывающих о вреде сквернословия для духовного и физического здоровья

ежеквартально

ПДОБ

Декабрь

13

День борьбы с ненормативной лексикой

зам.директора по ВР

14

Познавательно-развлекательная программа для подростков: «Истоки русской речи»

Воспитатели групп

15

Собрание детского коллектива «Профилактика сквернословия среди несовершеннолетних и административная ответственность за использование нецензурной брани (ненормативной лексики)

зам.директора по УРиОВ

Волонтеры

Социальный педагог

Инспектор по ИДН

Январь

16

Диалог «Культура поведения и этика взаимодействия»

Воспитатели

17

Конкурс рисунков «Живой источник»

Старшая вожатая

18

«Азбука этикета» - познавательная программа для младших подростков

Воспитатели

Февраль

19

«Давай, поговорим», буклет

Авторы проекта

20

Месячник единого информационного дня по пропаганде духовно – нравственных ценностей и традиций в решении проблемы сквернословия среди подростков «Помни, что слово – начало жизни»

Воспитатели групп

Пресс-центр

Март

21

«Язык мой – друг мой» интеллектуальная игра

Зам.директора по ВР

22

Выпуск санитарных бюллетеней на тему «Влияние сквернословия на здоровье человека»

Врач

23

Круглый стол «Речевой этикет – норма общения»

Зам.директора по УрИОВ

24

Конкурс  «Письмо самому себе»

Воспитатели групп

Апрель

25

Спортивная игра «Почему слова портят жизнь»

Инстр.физ.восп.

26

Конкурс рисунков «Наш дар бесценный – речь»

ПДОБ

27

Неделя речевого этикета «Наш дар бесценный – речь»

Зам.директора по ВР

Май

28

Познавательно - развлекательная программа для подростков: «Мы за чистоту речи!»

ПДОБ

Зам.дир.по ВР

29

Информационный час: «Наше условие – долой сквернословие»

Еженедельно

Воспитатели  

30

Спортивный праздник, посвященный «Дню защиты детей»

Инстр.физ.восп.

40

Тренинг «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться»

Клуб «Слово»

Воспитатели групп

41

Единый информационный день: «Искоренение сквернословия»

Зам.дир.по УРиОВ

Приложение № 3

              Памятка: « Четыре шага коррекции устной речи»

I. Установите границы дозволенного

1.1.Объясните подростку, что слова непристойного содержания, нецензурная брань, оскорбления – не допустимы в стенах детского дома.

1.2. Важно следование правилу: «Если в чем-то сомневаешься – не произноси это».

1.3.Составьте список слов, заменяющих аналоги бранных выражений (из кино, песен, шуток).

II. Объясните, почему сквернословие неприемлемо.

Начните с этого:

2.1.«Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться»

2.2.«Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих губ. Услышать их может человек, который для тебя много значит в жизни».

2.3.«Все решат, что ты плохо воспитан. Доказать обратное будет сложно».

2.4.«Сквернословить при чужих людях это оскорбительно. Это грубость».

2.5.«Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или расовым оскорблением. Подобные выражения не только обижают тех, кому адресованы, но могут привести к проблемам с законом».

2.6.«Ругаясь, ты теряешь не только свою репутацию, но и репутацию детского учреждения, которое дает тебе пищу, кров, заботу. Так поступают неблагодарные люди».

III. Научите подростка использовать приемлемые синонимы.

3.1.Помогите воспитаннику заменить бранные слова, выражающие огорчения, шок или злость на альтернативные выражения.

3.2.Сделайте словесную игру по поиску замещающих слов шутливой и постоянной.

3.3.Предоставьте подростку право выбирать самому одно-два выражения синонима.

3.4.Поощряйте воспитанника за пользование альтернативных слов вместо оскорбительных.

3.5.Хвалите подростка каждый раз, когда он пользуется нормативной лексикой.

IV. Установите за сквернословие штрафные санкции (кратковременное лишение прогулки, сладостей, просмотра любимого фильма).

4.1.Не реагируйте остро на сквернословие.

4.2.Применяйте спокойно и последовательно санкции в отношении подростков неоднократно нарушающих правила культурного общения.

4.3.Напомните провинившемуся: «Ты знаешь правила. Я больше не хочу слышать такие слова».

4.4.Помните, что игнорирование вами брани подростка не заставит его изменить поведение, поэтому применяйте меры пресечения.

Педагоги! Помните: терпение, терпение и еще раз – терпение!

Не отступайте от правил культурного общения и Вы! Удачи!

 Использованная литература:

  1. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции  молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?//Общественные    науки    и

  современность. - 1996. - № 3. - С.  56 - 60.

  1. Боченков В. Искусство и мат - чья возьмет?  В  поисках  золотой  середины между ханженством и вседозволенностью.// Учительская газета.  -  2001.  -  №15. -  апр. - С.20.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч.: В  6 т. – М., 1984.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru
  5. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990.
  6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике  и  в  жизни.  –  М.: знание, 1990. – (Новое в жизни, науке и технике.  Педагогика  и  психол., №5).
  7. Сквернословие. // Centre Magik.//www.magik/ru/s68.asp
  8. http://www.liventernet.ru
  9. http://oriflamma-zp.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Организация устного счета – одно из условий успешного обучения математике.

Следует разделять два вида устного счета. Первый — это тот, при котором учитель не только называет числа, с которыми надо опе¬рировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо образом (записывает на...

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГС(К)ОУ ОШ

Статья посвящена организации профориентационной работы на уроках биологии и химии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха города Кемерово....

Педагогическая поддержка как одно из средств успешной социализации личности.

Педагогическая поддержка как одно из средств  успешной социализации личности....

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ...