Методика формирования самозащиты подростков от вредных привычек.
статья (7 класс) по теме

Агапчева Раиса Емельяновна

Наряду с привычным  разъяснением о вреде пагубных зависимостей   я осуществляю формирование опыта внутренних эмоциональных переживаний к табаку, алкоголю и наркотикам, как к вредным для здоровья продуктам. Оно предназначено для организации творческой работы  с учеником по развитию навыков эмоциональной устойчивости, эмоциональной выразительности, по становлению рассудочно-чувственного опыта радости и наслаждения обыденными явлениями и формированию навыков волевой самозащиты подростков от табакокурения и наркотиков.                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Агапчева Р.Е.  Учитель биологии и химии ГБОУ ООШ с. Заволжье муниципального района Приволжский Самарской области.

                       

                 Методика формирования

самозащиты подростков  от вредных привычек.

     На возникновение  вредных привычек  у подростков, кроме внешних социальных факторов, оказывают влияние  внутренние психологические причины.  Каковы же эти причины?  Это:                                                                                                    -дефицит и бедность положительных эмоциональных переживаний у подростков, приводящих  к поиску мнимых удовольствий;                                             -отсутствие устойчивых положительных жизненных установок, способных  противодействовать вредным привычкам;                                                                             -неосознаваемое влияние подростковой моды.                                                          Почему у одних подростков появляются эти привычки, а у других нет? Только 15% подростков обладают развёрнутой конструктивной палитрой эмоциональных переживаний и выраженным волевым потенциалом. Этот процент не поддаётся влиянию молодёжных соблазнов. Остальным необходимо помогать. У них готовность поддаваться мнимым удовольствиям связана:                                                                                                                                                                              -со слаборазвитым эмоционально-волевым потенциалом,                                             -отсутствием опыта и навыка регуляции оптимистического настроения,                      -отсутствием опыта и навыка замещения отрицательных переживаний положительными переживаниями,                                                                                       -отсутствием отрицательного отношения ко всем, кто навязывает знакомство с вредными для здоровья соблазнами.                                                                        Наряду с привычным  разъяснением о вреде пагубных зависимостей   я осуществляю формирование опыта внутренних эмоциональных переживаний к табаку, алкоголю и наркотикам, как к вредным для здоровья продуктам. Оно предназначено для организации творческой работы  с учеником по развитию навыков эмоциональной устойчивости, эмоциональной выразительности, по становлению рассудочно-чувственного опыта радости и наслаждения обыденными явлениями и формированию навыков волевой самозащиты подростков от табакокурения и наркотиков.                   Какими средствами решаю поставленные  задачи?  На основе имеющегося теоретического материала по данной тематике мной разработан  курс  самозащиты подростков от вредных привычек. С помощью специальных тренинговых занятий  у подростков  развивается  эмоционально-волевой потенциал и приобретается опыт управления своими эмоциями и настроением.                                                                                                                             Это сравнимо с переводом чёрно-бело-серого восприятия мира на цветной, что обеспечивается, в первую очередь, развитием у учащихся эйдетических и эмпатийных качеств. Именно эти качества помогают отказаться от вредных привычек. Кроме того, эти качества повышают стрессоустойчивость подростка, обеспечивают улучшение отношений в семье, являются основой креативности.                                                                                                    Целесообразнее вовремя сделать прививку от болезни, чем затем долго её лечить. Профилактика вредных привычек как, и профилактика болезней, позволяет предотвратить развитие патологических состояний. Профилактика всегда дешевле лечения, поскольку требует меньших усилий и средств.        Курс культуры эмоционально-волевой саморегуляции и волевой самозащиты от вредных привычек  опирается на компетентностный подход. Элементами ключевых компетенций выступают индивидуальные творческие достижения (ИТД). Это оформленный опыт определённой деятельности, отношения или поведения, который устойчиво проявляется в разных ситуациях. Этот опыт тренируется на занятиях по предмету и его характер качественно обозначается в каждой теме курса. На занятиях  подростки учатся тренировать у себя различные навыки по эмоционально-волевой саморегуляции как ИТД.                                                                             Эмоционально-волевая саморегуляция – это сформированный тренировками опыт управлять своими эмоциями, защищаться от плохих переживаний и успокаиваться, если отрицательные переживания все-таки возникли, а также регулировать своё настроение.                                                                             Задачами курса выступают формирование следующих ИТД:                                            -развитие способностей к эмоциональной саморегуляции;                                             -формирование опыта осознанного волевого  самовоздействия  в процессе самосовершенствования;                                                                                                             -становление социально-психологических установок и опыта  эмоциональной устойчивости к стрессирующим  факторам;                                                                              -становление социально-психологических установок и опыта побуждения устойчивого положительного настроения;                                                                            -становление социально-психологических установок и опыта отказа от внутренних и внешних побуждений к знакомству с сигаретами и наркотиками.                                                                                                          Школьники  дополнительно тренируются дома.  Родители должны помогать им в этих тренировках и быть их партнёрами и тренерами.

    Литература  для  разработки программы курса  «Самозащита подростков от вредных привычек»:

1.Востриков А.А.  Психотерапевтическая педагогика. Книга 1. Теоретические положения и концепции. Монография. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, 2008.

2. Востриков А.А., Табидзе А.А. Психотерапевтическая педагогика. Книга 2. Учебное пособие. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, 2008.  

3. Востриков А.А., Табидзе А.А. Курс культуры эмоционально- саморегуляции и волевой самозащиты от табакокурения и наркотиков. Учебное пособие для начальной и основной школы. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, 2006.

4. Востриков А.А.,  Табидзе А.А. Эмоциональный интеллект. Культура эмоций.  Курс психотехники эмоциональной саморегуляции. Учебное пособие. Изд-во «Школа свободного развития». Томск, 2007.  

5. Востриков А.А.,  Табидзе А.А. Курс психосоматической саморегуляции. Психосоматический тренинг на CD. Профилактика и психотерапевтическая основа лечения психосоматических заболеваний  Изд-во «Школа свободного развития», Томск, 2009г.

6. Востриков А.А., Табидзе А.А. Культура нравственного  самосовершен-ствования и воли. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. Изд-во «Школа свободного развития». Томск, 2009г.

7. Востриков А.А.,  Табидзе А.А. Аутогенная Тренировка №1 «Расслабление и релаксация». Томск ,2001г.

8. Табидзе А.А. Аутогенная Тренировка №2. «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Томск, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"

Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"...

Программа по охране здоровья «Самозащита подростков от вредных привычек»

На возникновение  вредных привычек  у подростков, кроме внешних социальных факторов, оказывают влияние  внутренние психологические причины.  Почему у одних подростков появляются эт...

Презентация "Привычки и здоровье.Формирование полезных и вредных привычек у подростков"

Презентация может быть использована на внеклассных и коррекционных занятиях, классных часах....

Методическая разработка «Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам в подростковом возрасте»

Известно, что основная задача школы - дать необходимое образование. Но на современном этапе не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей. Здоровье важное условие гармоничного развития л...

Анкета "Выявление степени информированности подростков о вредных привычках"

Анкета "Выявление степени информированности подростков о вредных привычках"...

Занятие по формированию здорового образа жизни "Вредные привычки"

Занятие по актуально теме ЗОЖ, направленно на формирование мотивации отказа от вредных привычек...