Программа по охране здоровья «Самозащита подростков от вредных привычек»
методическая разработка (7 класс) на тему

Агапчева Раиса Емельяновна

На возникновение  вредных привычек  у подростков, кроме внешних социальных факторов, оказывают влияние  внутренние психологические причины.  Почему у одних подростков появляются эти привычки, а у других нет? Только 15% подростков обладают развёрнутой конструктивной палитрой эмоциональных переживаний и выраженным волевым потенциалом. Этот процент не поддаётся влиянию молодёжных соблазнов. Остальным необходимо помогать. У них готовность поддаваться мнимым удовольствиям связана  со слаборазвитым эмоционально-волевым потенциалом.                                                                                                                                                                                       -           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 010-tema_5z.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Агапчева Р.Е.  Учитель биологии и химии

ГБОУ ООШ с. Заволжье муниципального района Приволжский Самарской области.

Программа по охране здоровья  

«Самозащита подростков  от вредных привычек»

Пояснительная записка.

     На возникновение  вредных привычек  у подростков, кроме внешних социальных факторов, оказывают влияние  внутренние психологические причины.  Каковы же эти причины?  Это:                                                                                                    -дефицит и бедность положительных эмоциональных переживаний у подростков, приводящих  к поиску мнимых удовольствий;                                                                       -отсутствие устойчивых положительных жизненных установок, способных  противодействовать вредным привычкам;                                                                                                   -неосознаваемое влияние подростковой моды.                                                          Почему у одних подростков появляются эти привычки, а у других нет? Только 15% подростков обладают развёрнутой конструктивной палитрой эмоциональных переживаний и выраженным волевым потенциалом. Этот процент не поддаётся влиянию молодёжных соблазнов. Остальным необходимо помогать. У них готовность поддаваться мнимым удовольствиям связана:                                                                                                                                                                              -со слаборазвитым эмоционально-волевым потенциалом,                                                                                                     -отсутствием опыта и навыка регуляции оптимистического настроения,                                                                                   -отсутствием опыта и навыка замещения отрицательных переживаний положительными переживаниями,                                                                                       -отсутствием отрицательного отношения ко всем, кто навязывает знакомство с вредными для здоровья соблазнами.                                                                        Наряду с привычным  разъяснением о вреде пагубных зависимостей  осуществляется формирование опыта внутренних эмоциональных переживаний к табаку, алкоголю и наркотикам, как к вредным для здоровья продуктам. Оно предназначено для организации творческой работы  с учеником по развитию навыков эмоциональной устойчивости, эмоциональной выразительности, по становлению рассудочно-чувственного опыта радости и наслаждения обыденными явлениями и формированию навыков волевой самозащиты подростков от табакокурения и наркотиков.                                                                    Какими средствами решаются поставленные  задачи?           С помощью специальных тренинговых занятий  у подростков  развивается  эмоционально-волевой потенциал и приобретается опыт управления своими эмоциями и настроением.                                                                                                                             Это сравнимо с переводом чёрно-бело-серого восприятия мира на цветной, что обеспечивается, в первую очередь, развитием у учащихся эйдетических и эмпатийных качеств. Именно эти качества помогают отказаться от вредных привычек. Кроме того, эти качества повышают стрессоустойчивость подростка, обеспечивают улучшение отношений в семье, являются основой креативности.                                                                                                    Целесообразнее вовремя сделать прививку от болезни, чем затем долго её лечить. Профилактика вредных привычек как, и профилактика болезней, позволяет предотвратить развитие патологических состояний. Профилактика всегда дешевле лечения, поскольку требует меньших усилий и средств.                                                           Курс культуры эмоционально-волевой саморегуляции и волевой самозащиты от вредных привычек  опирается на компетентностный подход. Элементами ключевых компетенций выступают индивидуальные творческие достижения (ИТД). Это оформленный опыт определённой деятельности, отношения или поведения, который устойчиво проявляется в разных ситуациях. Этот опыт тренируется на занятиях по предмету и его характер качественно обозначается в каждой теме курса. На занятиях  подростки учатся тренировать у себя различные навыки по эмоционально-волевой саморегуляции как ИТД.                                                                             Эмоционально-волевая саморегуляция – это сформированный тренировками опыт управлять своими эмоциями, защищаться от плохих переживаний и успокаиваться, если отрицательные переживания все-таки возникли, а также регулировать своё настроение.

 Цель программы: выработка навыков эмоционально-волевой саморегуляции у подростков.                                                                                                  

Задачами выступают формирование следующих ИТД:                                                                                                    -развитие способностей к эмоциональной саморегуляции;                                                                                                    -формирование опыта осознанного волевого  самовоздействия  в процессе самосовершенствования;                                                                                                             -становление социально-психологических установок и опыта  эмоциональной устойчивости к стрессирующим  факторам;                                                                                -становление социально-психологических установок и опыта побуждения устойчивого положительного настроения;                                                                                                    -становление социально-психологических установок и опыта отказа от внутренних и внешних побуждений к знакомству с сигаретами и наркотиками.

                   Содержание программы.                                                                                      

Программа состоит из 5 частей (циклов): 

1..ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЗАЧЕМ ОН МНЕ НУЖЕН?

2. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИСКУССТВО НАСЛАЖДЕНИЯ.        

3. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИСКУССТВО НАСЛАЖДЕНИЯ

И ПРИЁМЫ ВОЛЕВОЙ САМОЗАЩИТЫ ОТ ВРЕДНЫХ УДОВОЛЬСТВИЙ.

4. ПРИСТРАСТИЕ К ТАБАКУ КАК ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА.

КАК НЕ СТАТЬ КУРИЛЬЩИКОМ?

5. КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ КУРИЛЬЩИКОМ?

На каждую часть отводится по 4 часа занятий: 1 занятие- теоретическое и 3 занятия- практических:

1.Знакомство с основными понятиями темы цикла.

2.Проблемные ситуации.

3.Творческие задания.

      4.Индивидуальные творческие достижения.

  Всего 20 часов.

Школьники  дополнительно тренируются дома.  Родители должны помогать им в этих тренировках и быть их партнёрами и тренерами.

Блок «Я УЧУСЬ ВОЛЕВОЙ

 САМОЗАЩИТЕ

ОТ НАВЯЗЫВАНИЯ МНЕ КУРЕНИЯ ТАБАКА»

Цель: осмысление здорового образа жизни и освоение приёмов волевой самозащиты от курения табака.

Рассматривание основных понятий темы сопровожда-ется демонстрацией слайдов из презентаций.

                 

Цикл 1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЗАЧЕМ ОН МНЕ НУЖЕН?        

- Оцени своё настроение! Вызови у себя желаемое настроение!

- Информация к размышлению!

Прочитай эти сведения, представь и прочувствуй их!

Основные понятия:

У каждого человека имеется свой образ жизни.

Образ жизни – это то, как человек привык:

  • питаться;
  • уделять внимание своему телу;
  • одеваться;
  • организовывать своё жилище;
  • относиться к родным и близким;
  • общаться с другими людьми;
  • проводить свободное время;
  • получать духовно-эстетическое удовлетворение;
  • проявлять полезные и вредные привычки.

Образ жизни может быть здоровым или вредным для здоровья.

**Какой образ жизни вреден для здоровья?

 Тот, который приводит к развитию болезней и ускоряет приход смерти.

Рассмотрим эти особенности.

-Питание.                                                                                  Пища может быть здоровой, а может быть вредной.

Пища вредна для здоровья тогда, когда:

  • она несвежая;
  • когда её много, она в избытке;
  • когда она жирная и содержит много холестерина;
  • когда она очень сладкая и содержит много сахара;
  • когда она концентрирована и содержит много калорий.

Может ли вкусная пища быть вредной? Да,может. Когда её ешь много, когда она жирная, избыточно сладкая или концентрированная.

-Внимание к своему телу.

К телу можно относиться с любовью или пренебрежительно.

Пренебрежительное отношение к телу приводит к:

  • болезням тела (внутренним болезням, кожным болезням);
  • ожирению;
  • слабости и вялости мышц;
  • плохому самочувствию;
  • быстрому старению.

**Нужно ли к телу относиться внимательно?

-Одежда.                                                                                     Одежда может быть полезной для здоровья или вредной.

В чем проявляется вред одежды для здоровья?

  • если она способствует переохлаждению и тебе в ней часто бывает холодно;
  • если она вызывает перегревание и тебе в ней часто бывает жарко;
  • если она затрудняет движение и тебе в ней трудно двигаться;
  • если она грязная, то она заражена микробами и вредными веществами.

** А модная одежда может быть вредной для здоровья? Почему? Любой ли моде нужно следовать?

-Жилище.                                                                         Место, где ты живёшь, может быть полезным или вредным для здоровья.

  Жилище вредным для здоровья бывает:

  • когда оно плохо проветривается;
  • когда оно захламлено и неуютно;
  • когда тебе не очень хочется в нём находиться.

-Отношение к родным и близким. Отношение к родным и близким всегда влияет на психическое здоровье человека.                                    

Если эти отношения построены на дружбе, любви, взаимопомощи, взаимном внимании друг к другу, человек испытывает душевный комфорт, ему спокойно и хорошо живётся. Если эти отношения построены на взаимных обидах, эгоизме, себялюбии, агрессии и скандалах, психика человека начинает страдать, он часто нервничает, ему душевно плохо.

Вредные отношения к родным и близким основываются на проявлении к ним эгоизма, себялюбия, агрессии и проведении частых скандалов. Обычно за это ты получаешь такие же отношения. Тебя перестают любить.

-Общение с другими людьми.  Мы во многом зависим от других людей. Общение с разными людьми должно быть так организовано, чтобы ты мог вызывать к себе симпатию и желание тебе помочь в твоих делах. Вредное для твоего психического здоровья общение с другими людьми связано с тем, что ты, проявляя глупость, эгоизм и дурное бахвальство:

  • вызываешь к себе плохое отношение;
  • побуждаешь мстить тебе или завидовать.

-Свободное время.  Свободное время можно использовать с пользой для здоровья, а можно во вред здоровью.

**Подумай и попробуй ответить на вопрос: Когда  мы используем свободное время во вред здоровью?

-Духовно-эстетическое удовлетворение заключается в том, что ты умеешь радоваться произведениям искусства – живописи, музыке, пению, танцам, хорошим стихам, прозе. Тебе нравится бывать в музеях, на концертах, ходить в театр. Тебя тянет общаться с интересными людьми, у которых можно чему-нибудь научиться, кому стоит подражать.

 -Полезные и вредные привычки.

 Привычки – это привычные тебе желания и действия, которые ты исполняешь не задумываясь, легко. Когда что-то мешает твоей привычке, ты чувствуешь раздражение, неудовлетворённость и другие отрицательные переживания.

 Привычки бывают полезными и вредными.

 Полезные привычки – те, которые помогают укрепить здоровье, твоё положение в классе, делают тебя интересным собеседником, вызывают к тебе уважение окружающих.

 Вредные привычки – это те, которые разрушают твоё здоровье, снижают твой рейтинг в классе, делают тебя малоинтересным для окружающих, побуждают тебя не уважать.  

- Ответь на проблемные вопросы!

1. Какой должна быть здоровая пища?

2. Как нужно уделять внимание своему телу?

3. Какую одежду полезно носить?

4. Как сделать своё жилище полезным для здоровья?

5. Как надо относиться к родным и близким?

6.Как можно свободное время использовать с пользой для здоровья и во вред здоровью?

7.Назови полезные и вредные привычки.

8.В чем заключается здоровый образ жизни?

-Сеансы коллективного анализа здорового образа жизни.

Очень важно коллективно разобраться в том, в чем заключается здоровый и нездоровый образ жизни.

 Для этого проводятся сеансы коллективного анализа.

 Ученики садятся полукругом лицом к доске. Все участвуют в коллективном анализе, самооценке и самоанализе. На доске и в тетрадях фиксируются результаты коллективной работы.    

Приём первый.  Коллективный анализ здорового образа жизни.

В группе обсуждаются следующие вопросы:

  • В чём для меня проявляется здоровый образ жизни? Почему?
  • В чём для меня проявляется вредоносный образ жизни? Почему?

Приём второй. Коллективная самооценка своих полезных и вредных привычек.

     В группе обсуждаются следующие вопросы:

  • В чём для меня проявляются полезные привычки? В чем их польза? Почему?
  • В чём для меня проявляются вредные привычки? В чем их польза? Почему?

Приём третий. Коллективный самоанализ: насколько я поддаюсь вредной для здоровья моде?

         В группе обсуждаются следующие вопросы:

  • В чём для меня проявляются мода?

    В чём её польза или вред? Почему?

  • Я легко поддаюсь моде или могу ей противостоять?
  • Я могу поддаться вредной для здоровья моде?
  • Что я должен с этим делать?

- Творческие задания!

Задания: Прочти эти рекомендации, представь, прочувствуй и выполни их! Используя материалы информации к размышлению и результаты анализа самопознания, попробуй научиться правильно выявлять своё отношение к здоровому и вредоносному образу жизни.

1.Оцени с позиции здорового или вредоносного образа жизни как ты:

  • питаешься;
  • уделяешь внимание своему телу;
  • одеваешься;
  • организовываешь своё место в доме;
  • относишься к родным и близким;
  • общаешься с другими людьми;
  • проводишь свободное время;
  • получаешь духовно-эстетическое удовлетворение;
  • проявляешь полезные и вредные привычки.

Учащиеся записывают в тетради выводы по каждому пункту задания.

Делают общий вывод – зачем нужен здоровый образ жизни?

Готовится обсуждение вывода в классе.

2.Выбери два пункта из творческого задания и приготовь для партнера проблемные вопросы, на которые он должен тебе искренне и убеждённо ответить. Оцени качество его ответа оценкой «Верю – не верю» с позиции нужности или ненужности здорового образа жизни.

- Работа с партнёром «Я – учитель, ты – ученик; ты – учитель, я – ученик!» 

Залание: Передай партнёру своё творческое задание и выполни его.

     

Выработка умения легко и свободно, искренне и правдиво оценивать свой образ жизни с позиции его здоровья и болезнетворности, а также обучать этому партнёра – новое важное индивидуальное творческое достижение, которым можно гордиться.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Индивидуальное творческое достижение (ИТД) при оценке здорового образа жизни заключается в умении легко и свободно, искренне и правдиво оценивать свой образ жизни с позиции его здоровья и болезнетворности.

Как отдельное, дополнительное ИТД выступает умение участника провести занятие с партнером по обучению правильной оценки своего образа жизни.

 Качество проявления навыков объективной оценки своего образа жизни на трёх уровнях:

 - убедительно рассказывает об особенностях здорового образа жизни и описывает почему (4 балла).

- убедительно анализирует свой образ жизни и определяет его достоинства и недостатки (6 баллов).

- убедительно анализирует свой образ жизни, определяет его достоинства и недостатки и разрабатывает план самосовершенствования (8 баллов).

  *Осмысление нового индивидуального творческого достижения (ИТД)(понимание сути здорового образа жизни и умение разделять здоровые и болезнетворные факторы в окружающей действительности)

Задание:

Ответь самому себе на вопросы:

-Назови это ИТД (мой здоровый образ жизни и умение выделять здоровые и болезнетворные факторы).

-Почему тебе важно освоить умение разделять здоровые и болезнетворные факторы в окружающей действительности?

-Как твоя жизнь от этого улучшится?

  * Исследование индивидуального творческого достижения (ИТД)

Задание:

Ответь самому себе на вопросы:

-Какое ИТД я исследую? (здоровый образ жизни и умение выделять здоровые и болезнетворные факторы).

-Как его надо тренировать?

-Что нужно для того, чтобы я легко и свободно оценивал свой образ жизни и умел ориентироваться только на здоровые привычки?

-Я могу освоить это ИТД выше оценки ««стандарт»?

-Как я умею разрабатывать творческие задания партнеру по осмыслению здорового образа жизни и оценивать его достижения?

-Какие положительные эмоции я испытываю, когда у меня получается?

 Сеанс коллективного анализа ИТД.

1.Сядьте в круг. Каждый по очереди расскажите о своём опыте осмысления здорового образа жизни, как делаете, что получается.

2.Отметьте наиболее интересные приёмы тренировки выделения здоровых и болезнетворных факторов.

3.Как лучше всего разрабатывать творческие задания для партнера?

4.Как эффективнее работать учителем для партнера?

5  Проведи с партнером коллективную тренировку оценки разных факторов на здоровые и болезнетворные

6.Определи, что нового для себя и интересного ты взял на этом занятии? Расскажи об этом.

7.Выдели, какие положительные чувства ты переживаешь при получении положительного результата. Почему?

* Проводится рейтинг успешности работы учащихся. Подсчитывают полученные баллы за выполнение творческих заданий с учителем и за работу в режиме «учитель – ученик». Определяется, кто какое место занял.

Цикл 2.  ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

И ИСКУССТВО НАСЛАЖДЕНИЯ

- Оцени своё настроение! Вызови у себя желаемое настроение!

- Информация к размышлению!

Прочитай эти сведения, представь и прочувствуй их.

Основные понятия:

Здоровье – главное богатство человека. Его постоянно надо поддерживать и укреплять. Особое место в этих усилиях имеет искусство наслаждения.

Состояние наслаждения – особое состояние культуры психики, которому можно научиться и освоить его. Оно заключается в том, что человек выбирает объект для наслаждения и волевым действием усиливает обычное чувство удовольствия до ощущения особой радости и наслаждения.

Например, ты увидел красивый цветок и решил сделать его объектом наслаждения. Если ты умеешь входить в состояние наслаждения, то лёгкое удовольствие, которое испытываешь, когда смотришь на цветок,  можно усилить до ощущения особой радости и наслаждаться этой радостью, как чем-то необыкновенным.

Культура наслаждения позволяет тебе вызывать приятные переживания, воображая различные картины. Можно мечтать и превращать свои мечты в зрительные образы, слуховые и вкусовые ощущения и испытывать радость, которой можно легко наслаждаться.

Если владеешь культурой наслаждения, как искусством, то можешь испытывать большое удовольствие от всего приятного, что тебя окружает. При этом достаточно только начальных лёгких ощущений удовольствия, чтобы самому превратить их в сильные переживания радости и наслаждения.

Например, тебе дали маленький кусочек вкусного торта, а ты бы хотел съесть больше. Не беда. Искусство наслаждения позволит тебе получить от этого кусочка удовольствие такое же, как если бы ты съел целый торт.

Ты отделяешь от своей порции и кладёшь на язык маленький кусочек, сосредотачиваешься на приятном, радостном вкусовом ощущении. Надо от всего отвлечься и вчувствоваться только в это ощущение, мысленно усиливать его до самого главного для тебя ощущения в эту минуту. Оно заполняет твои чувства, и ты наслаждаешься им столько, сколько тебе хочется. Кусочек торта может растаять во рту, но вкусовое ощущение тобой сохраняется столько времени, сколько тебе нужно. Следующий кусочек вызывает тот же эффект. Ты, съев свою маленькую порцию, получил больше удовольствия, чем тот, кто проглотил весь торт и ничего особого или непривычного не испытал.

Искусство наслаждения известно много тысячелетий в таких странах, как Китай, Япония, Индия. Оно помогает довольствоваться малым, получая радость как от большого. Люди, проживающие в этих странах, учатся этому искусству с детства и часто им пользуются. Поскольку население этих стран составляет больше половины всех людей на Земле, можно вообразить, что каждый второй человек пользуется этим искусством. Поэтому ты тоже можешь стать обладателем этого индивидуального творческого достижения.

Владея искусством наслаждения, можно получать удовольствие от малого количества здоровой пищи, радоваться приёмам гигиены тела и физическим упражнениям и всему тому, что составляет здоровый образ жизни.

- Ответь на проблемные вопросы!

1. Что такое радость и удовольствие?

2. Ты умеешь получать удовольствие от простых вещей?

3.Ты можешь концентрировать внимание на вкусе яблока, шоколада и усиливать это ощущение так, как будто оно самое важное в жизни?

4. Что может тебе дать искусство наслаждения?

5. Ты хотел бы его освоить?

-Сеансы коллективного анализа искусства наслаждения и его значения для здорового образа жизни.

Очень важно коллективно разобраться с тем, что такое искусство наслаждения и как оно может влиять на твой здоровый образ жизни, как его развить и тренировать.

Для этого проводятся сеансы коллективного анализа, используя три приёма:

Приём первый. Рассудочно-чувственная техника вкусового наслаждения:

  • выбери объект для вкусового наслаждения;
  • представь себе, какие вкусовые ощущения будут доставлять тебе удовольствие;
  • положи маленький кусочек на язык и сосредоточься на вкусе;
  • прочувствуй приятные ощущения, которые он вызывает;
  • сконцентрируйся на этих ощущениях так, чтобы все остальные ощущения отступили в сторону. Есть только эти приятные вкусовые ощущения;
  • вообрази, как это приятное ощущение охватывает всё тело, к нему добавляются разные другие приятные ощущение. Ты начинаешь испытывать радость и наслаждение;  
  • почувствуй, что ты можешь удерживать эти переживания даже тогда, когда кусочек пищи, который их вызвал, растаял во рту.

Приём второй. Рассудочно-чувственная техника наслаждения ароматами:

  • выбери объект для наслаждения ароматом, например, цветок или духи;
  • представь себе, какой аромат будет доставлять тебе удовольствие;
  • поднеси цветок или ватку с каплей духов к носу, медленно вдохни их аромат и сосредоточься на нём;
  • прочувствуй приятные ощущения, которые этот аромат вызывает;
  • сконцентрируйся на этих ощущениях аромата так, чтобы все остальные ощущения отступили в сторону. Есть только эти приятные ощущения аромата;
  • вообрази, как это приятное ощущение охватывает всё тело, к нему добавляются разные другие приятные ощущение. Ты начинаешь испытывать радость и наслаждение;  
  • почувствуй, что ты можешь удерживать этот аромат в ощущениях и наслаждаться этим ароматом даже тогда, когда цветок или ватку с духами ты отвёл от носа.

Приём третий. Рассудочно-чувственный анализ техники наслаждения. Постарайся ответить себе на вопросы:

  • Как выбрать объект наслаждения? Какой он может быть?
  • Зачем надо сначала представлять, какие приятные ощущения ты должен прочувствовать?
  • Что значит концентрироваться на приятных ощущениях? Что обязательно должно произойти во время концентрации?
  • Какое значение имеет воображение? Для чего оно нужно в технике наслаждения?
  • Как можно превращать мечты в реальные ощущения?

Учащиеся приводят групповой анализ приёмов техники наслаждения и описывают в тетради эти приёмы. Готовятся применить эти приёмы в повседневной деятельности, особенно тогда, когда хочется получить приятные ощущения.

- Творческие задания!

Задание: Прочти эти рекомендации, представь, прочувствуй и выполни их! Используя приёмы техники наслаждения, выполни предложенные творческие задания, и попробуй научиться наслаждаться вкусом, ароматами, другими приятными ощущениями.

1.Назови все приёмы искусства наслаждения и представь себе, как ты их применяешь.

2.Придумай объект для тренировки вкусового наслаждения, приготовь его и проведи тренировку вкусового наслаждения. Опиши свои достижения по каждому приёму.

3.Придумай объект для тренировки наслаждения ароматом, приготовь его и проведи тренировку наслаждения. Опиши свои достижения по каждому приёму.

4.Подготовь творческое задание для партнера: объект тренировки вкуса, аромата или другого удовольствия до уровня наслаждения. Будь готов предложить его партнеру и помочь выполнить это задание на оценку «Верю – не верю».

- Работа с партнёром «Я – учитель, ты – ученик; ты – учитель, я – ученик!» 

Задания: Предложи партнеру назвать все приёмы искусства наслаждения. Если он затрудняется, помоги ему их освоить.

 Передай партнёру своё творческое задание и выполни его задание.

Оцени его результаты на оценку «Верю – не верю» как проявление ИТД.

 Выработка умения легко, свободно, искренне и правдиво испытывать наслаждение от вкуса, ароматов, других разных приятных переживаний, а также обучать этому партнёра – новое важное индивидуальное творческое достижение, которым можно гордиться.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

 Индивидуальное творческое достижение (ИТД) при тренировке приёмов искусства наслаждения заключается в умении легко, свободно, искренне и правдиво испытывать наслаждение от вкуса, ароматов, других разных приятных переживаний.

Как отдельное, дополнительное ИТД выступает умение участника провести занятие с партнером по тренировке навыков применять приёмы искусства наслаждения вкусом и ароматом, другими прият-ными переживаниями.

Качество проявления навыков применения приёмов искусства наслаждения на трёх уровнях:

- убедительно описывает технику вкусового наслаждения и наслаждения ароматами (4 балла).

- убедительно описывает технику вкусового наслаждения и наслаждения ароматами, даёт разнообразную характеристику переживаемым ощущениям (6 баллов).

- убедительно описывает технику вкусового наслаждения и наслаждения ароматами, даёт разнообразную характеристику переживаемым ощущениям, умеет обучать этой технике партнёра (8 баллов).

 * Осмысление нового индивидуального творческого достижения (ИТД)

Задания:

Ответь самому себе на вопросы:

-Назови это ИТД (искусство наслаждения вкусами и ароматами).

-Почему тебе важно освоить это искусство?

-Как твоя жизнь от этого станет интереснее?

 * Исследование моего индивидуального творческого достижения (ИТД)

Задания:

Ответь самому себе на вопросы:

-Какое ИТД я исследую? (искусство наслаждения вкусами и ароматами).

-Как надо тренировать этот опыт?

-Я смогу освоить это искусство на оценку выше «стан-дарта»?

-Как я умею разрабатывать творческие задания партнёру, тренирующие у него опыт искусства наслаждения, и оценивать его достижения?

-Какие положительные эмоции я испытываю, когда у меня получается?

* Сеанс коллективного анализа ИТД.

1.Сядьте в круг. Каждый по очереди расскажите о своём опыте наслаждения вкусом и ароматом, как это делает, что получается.

2.Отметьте наиболее интересные приёмы тренировки опыта искусства наслаждения.

3.Как лучше всего разрабатывать творческие задания для партнера?

4.Как эффективнее работать учителем для партнера?

5.Проведи коллективную тренировку формирования опыта  наслаждения с партнером.

6.Определи, что нового для себя и интересного ты взял на этом занятии? Расскажи об этом.

7.Выдели, какие положительные чувства ты переживаешь при получении положительного результата. Почему?

* Провидится рейтинг успешности работы. Подсчитываются полученные баллы за выполнение творческих заданий с учителем и за работу в режиме «учитель – ученик». Определяется, кто какое место занял.

Цикл 3. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИСКУССТВО              НАСЛАЖДЕНИЯ

И ПРИЁМЫ ВОЛЕВОЙ САМОЗАЩИТЫ

ОТ ВРЕДНЫХ УДОВОЛЬСТВИЙ

- Оцени своё настроение! Вызови у себя желаемое настроение!

- Информация к размышлению!

Прочитай эти сведения, представь и прочувствуй их!

Основные понятия:

Вредные привычки – привычные действия, которые приводят к развитию различных заболеваний. Поэтому с ними надо бороться.

Возникновение любой привычки связано с удовольствием, которое эти действия вызывают. Например, привычка пить кофе связана с удовольствием, которое получаешь от кофе.  Привычка есть шоколад связана с удовольствием, которое получаешь от шоколада.

Удовольствие могут вызывать как полезные для здоровья вещи, так и вредные. Многие полезные для здоровья вещи могут стать вредными от чрезмерного их употребления.

Если ты начинаешь получать удовольствие от вредных для здоровья вещей, то приобретаешь вредную привычку, а удовольствие становится мнимым, ложным.

Если ты человек разумный, просвещённый, то сумеешь различить, какие привычки могут быть для тебя вредными, какие полезными, и будешь стремиться получать удовольствие только от полезных для здоровья вещей и действий, а также в полезных для здоровья дозах, объёмах.

Искусство наслаждения всегда поможет тебе уйти от вредных для здоровья вещей и действий, чтобы не формировать у себя вредных привычек ими пользоваться, а находить удовольствие только от полезных для здоровья вещей и действий.

Например, шоколад – вкусный и приятный продукт. От него можно получать удовольствие. Однако есть много шоколада вредно для здоровья. У тебя может сформироваться вредная привычка съедать за день много шоколада. Но если ты владеешь искусством наслаждения, то от малого количества шоколада ты можешь получить столько же удовольствия, как от очень большого. Вредная привычка есть много шоколада не возникнет.

Формирование вредной привычки можно предотвратить, если ты будешь четко представлять себе тот вред, какой наносит твоему здоровью вредоносный предмет или действие. Нужно мысленно представить себе этот вред, пережить волненье за своё здоровье и почувствовать облегчение оттого, что ты вовремя себя уговорил отказаться от удовольствия, доставляемого вредоносным предметом, и гордость за себя, как волевого человека.

Нужно помнить, что мнимое удовольствие от вредоносного предмета всегда намного меньше страданий, которые он может принести, если превратится во вредную привычку его принимать.

Приём защиты от мнимого удовольствия, который может дать вредоносный предмет содержит четыре действия:

  • представь себе вред твоему здоровью, который этот предмет, продукт, действия могут тебе принести;
  • вообрази и переживи те страдания, которые у тебя возникнут, если он станет вредной привычкой;
  • мысленно сравни мнимое удовольствие, которое ты от него получишь и связанные с ним страдания, и сделай  верный вывод;
  • почувствуй облегчение оттого, что ты отказываешься от сомнительного удовольствия употреблять вредоносный продукт и гордость за то, что у тебя хватает воли это сделать, а у других нет.

- Ответь на проблемные вопросы!

1.Что такое вредная привычка?

2. Как от одних и тех же вещей могут возникнуть полезные и вредные привычки?

3.Каким образом можно не допустить возникновение вредных привычек от полезных для здоровья вещей?

4. Есть только вредные для здоровья вещи и действия с ними. Назови их. Объясни, почему они вредные.

5. Как защититься от мнимого удовольствия употреблять предмет, продукт, выполнять действия, которые могут принести вред твоему здоровью?

- Сеансы коллективного анализа способов применения искусства наслаждения и приёмов защиты от мнимого удовольствия против развития вредных привычек.

Очень важно коллективно разобраться с тем, как применять приёмы искусства наслаждения и приёмов защиты от мнимого удовольствия для того, чтобы предотвратить формирование у себя вредных привычек.  

Для этого проводятся сеансы коллективного анализа, используя два приёма.

     

Приём первый. Рассудочно-чувственный анализ применения техники наслаждения для того, чтобы чрезмерное употребление полезных вещей не стало для меня вредной привычкой. Постарайся ответить себе на вопросы:

  • Какая полезное для здоровья действие может стать для меня вредной привычкой? Почему?
  • Как предотвратить это?    

Приём второй. Рассудочно-чувственный анализ применения техники защиты от мнимого удовольствия для того, чтобы употребление вредных для здоровья действий не стало для меня вредной привычкой. Постарайся ответить себе на вопросы:

  • Какое вредное для здоровья действие может стать для меня вредной привычкой? Почему?
  • Как предотвратить это?  
  • В чём заключается техника защиты от мнимого удовольствия употреблять вредоносные вещи?  

 Проводится групповой анализ применения приёмов техники наслаждения и техники защиты от мнимого удовольствия для волевой самозащиты от возникновения вредных привычек и описываются в тетради эти приёмы. Учащиеся готовятся применить эти приёмы в повседневной деятельности, особенно когда хочется получить приятные ощущения.

- Творческие задания!

Задания: Прочти эти рекомендации, представь, прочувствуй и выполни их! Используя приёмы техники наслаждения и техники защиты от мнимого удовольствия, выполни предложенные творческие задания, и попробуй научиться защищать себя от развития вредных привычек.

1.Представь себе какой-либо полезный продукт, избыток применения которого может быть вредным для здоровья, но он вызывает у тебя удовольствие и его избыточное употребление может стать вредной привычкой.

Проведи мысленную тренировку, как ты защищаешь себя от развития такой вредной привычки с помощью приёмов искусства наслаждения. Будь готов рассказать об этом в группе.

2.Представь себе какой-либо продукт, применение которого вызывает у тебя мнимое удовольствие, но он вреден для здоровья и может стать вредной привычкой.

Проведи мысленную тренировку, как ты отказываешься от применения вредного продукта и защищаешь себя от развития вредной привычки с помощью приёмов техники защиты от мнимого удовольствия. Будь готов рассказать об этом в группе.

3. Подготовь творческое задание для партнера: придумай полезный и вредный для здоровья объекты и предложи партнеру провести мысленную тренировку волевой самозащиты от того, чтобы эти объекты не вызвали у него вредной привычки их применять.

 Будь готов предложить его партнеру и помочь выполнить это задание на оценку «Верю – не верю».

- Работа с партнёром «Я – учитель, ты – ученик; ты – учитель, я – ученик!» 

Задание: Предложи партнеру твоё творческое задание по защите от вредных привычек и посмотри на то, как он применяет приёмы искусства наслаждения и технику защиты от мнимого удовольствия. Если он затрудняется, помоги ему их освоить.

Передай партнёру своё творческое задание и выполни его задание.

Оцени, как партнёр освоил волевую самозащиту от вредных привычек на уровне ИТД.

 Выработка уменя легко и свободно владеть приёмами волевой самозащиты от формирования вредных привычек, а также обучать этому партнёра – новое важное индивидуальное творческое достижение, которым можно гордиться.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Индивидуальное творческое достижение (ИТД) при тренировке приёмов волевой самозащиты заключаются в умении легко и свободно владеть приёмами волевой самозащиты от формирования вредных привычек.

Дополнительным ИТД выступает умение участника провести занятие с партнером по тренировке навыков применения приёмов волевой самозащиты.

Характеристика качества проявления навыков применения приёмов волевой самозащиты на трёх уровнях:

- убедительно описывает алгоритмы приёма искусства наслаждения и приёма защиты от мнимого удовольствия как техники волевой самозащиты (4 балла).

- убедительно описывает алгоритмы приёма искусства наслаждения и приёма защиты от мнимого удовольствия как техники волевой самозащиты и приводит примеры применения этих приёмов из собственного опыта (6 баллов).

- убедительно описывает алгоритмы приёма искусства наслаждения и приёма защиты от мнимого удовольствия как техники волевой самозащиты, приводит примеры применения этих приёмов из собственного опыта и умеет обучать этой технике партнера (8 баллов).

 * Осмысление нового индивидуального творческого достижения (ИТД)

Задания:

Ответь самому себе на вопросы:

-Назови это ИТД (Опыт защиты и отказа от мнимого удовольствия).

-Почему тебе важно его освоить?

-Чем твоя жизнь станет лучше, если ты приобретёшь такой опыт?

 * Исследование моего индивидуального творческого достижения (ИТД)

Задания:

Ответь самому себе на вопросы:

-Какое ИТД я исследую? (Опыт защиты и отказа от мнимого удовольствия).

-Как его надо тренировать?

-Я смогу добиться результата  на оценку выше «стандарта»?

-Как я умею разрабатывать творческие задания по тренировке опыта защиты от мнимого удовольствия и отказа от него?

-Какие положительные эмоции я испытываю, когда у меня получается?

* Сеанс коллективного анализа ИТД.

1.Сядьте в круг. Каждый по очереди расскажите о своём опыте защиты от мнимого удовольствия и отказа от него, как делаете, что получается.

2.Отметьте наиболее интересные приёмы тренировки защиты от мнимого удовольствия.

3.Как лучше всего разрабатывать творческие задания для партнера?

4.Как эффективнее работать учителем для партнера?

5.Проведите коллективную тренировку опыта защиты от мнимого удовольствия с партнером.

6.Определи, что нового для себя и интересного ты взял на этом занятии? Расскажи об этом.

7.Выдели, какие положительные чувства ты переживаешь при получении положительного результата. Почему?

8.Проведите рейтинг успешности вашей работы. Подсчитайте полученные баллы за выполнение творческих заданий с учителем и за работу в режиме «учитель – ученик». Определите, кто какое место занял.

Цикл 4. ПРИСТРАСТИЕ К ТАБАКУ КАК ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА.

КАК НЕ СТАТЬ КУРИЛЬЩИКОМ?

-Оцени своё настроение! Вызови у себя желаемое настроение!

- Информация к размышлению!

Прочитай эти сведения, представь и прочувствуй их!

Основные понятия:

Молодежная мода – это господствующие в данный момент в подростковой и молодёжной среде взгляды на одежду, вкусы, увлечения, привычки.

Мода бывает полезной для здоровья и вредной.

Полезная для здоровья мода проявляется в увлечении здоровым образом жизни: спортом, здоровой пищей, одеждой, полезными привычками.

Вредная для здоровья мода побуждает подростков и молодёжь увлекаться вредными привычками.

Осознанное жизнетворчество требует от человека развития своей индивидуальности.

Индивидуальность – это самобытность личности, её неповторимость, особенность, отличающая её от других. Часто эти качества вызывают у сверстников зависть, а у взрослых уважение.

Человек, желающий быть индивидуальностью, никогда не следует массовой моде. Индивидуальность и существующая в подростковой и молодежной среде мода несовместимы. 

Индивидуальность всегда сама создаёт моду, потому что ей многие стремятся подражать.

Если хочешь быть индивидуальностью, находи и показывай окружающим свои личные достоинства, которым другие могут завидовать и подражать тебе.

Те, у кого плохо развиты индивидуальные качества, которыми он может гордиться, хотят чем-то выделиться. Часто для этого служит мода.

Такие люди считают: я выделяюсь тем, что у меня есть модная вещь, я показываю модную привычку, демонстрирую модные вкусы. Здесь не надо усилий для самосовершенствования, достаточно быть модным.

Вот почему многие приверженцы массовой моды среди подростков и молодёжи – люди слабые и неспособные проявлять индивидуальность. Им легче быть единым стадом, демонстрирующим общую для всех модную одежду, модные вкусы на отдых и вредные привычки.

Молодежная мода – средство самоутверждения для слабых натур, со слабо выраженной индивидуальностью.

Одна из модных, но вредных привычек – курение табака.

Табак принадлежит к лёгким наркотикам, потому что вызывает привыкание и требует постоянного употребления.  Самому бросить курить бывает очень трудно, для некоторых невозможно.

Поэтому курение табака рассматривают как психическую болезнь.

Помимо того, что табак вызывает психическую зависимость, как наркотик, он необычайно вреден для здоровья.

На цветной вкладке представлены рисунки лёгких здорового человека и курильщика. Внимательно рассмотрите, как выглядят лёгкие тех, кто курит.

Если посмотреть на фильтр сигареты, то можно увидеть тёмно-коричневую смолистую массу. Это яд – никотин. Он откладывается в лёгких на бронхах и в самой ткани лёгких в виде тёмной ядовитой массы.  На разрезе таких лёгких у умерших людей никотин выдавливается на поверхность разреза и чувствуется характерный для него запах. Дыхание курильщика тоже отдаёт никотином. Принюхайтесь к дыханию тех, кто курит. Этот запах вам понравится?                                                                        Никотин вызывает отравление организма и часто становится причиной заболевания раком. Очень многие курильщики умирают от рака. Сигаретные фильтры не защищают от попадания никотина в лёгкие. Они только чуть-чуть уменьшают его дозу. Многие начинают курить, потому что это модно. Если сравнить мнимое удовольствие, которое испытываешь от того, какой ты «крутой», потому что куришь, и теми страданиями, которые связаны с потерей здоровья в будущем, то оказывается, что сегодняшняя «крутость» завтра обернётся серьёзной трудностью с твоим здоровьем.

Помни, что курильщики – люди со слабой волей, психически зависимые от этого яда. Если тебе кто-нибудь предлагает закурить – он враг твоему здоровью.

Если у тебя кто-то дома курит, его нужно пожалеть и узнать, как он отнесётся к тому, что ты закуришь.

**Как ты думаешь, почему твои родственники, если они курят, не хотят, чтобы ты закурил?

- Ответь на проблемные вопросы!

1.Что такое молодёжная мода?

2. Какая мода бывает полезной, а какая вредной?

3. В чем проявляется индивидуальность?

4. Какое имеется взаимоотношение между индивидуальностью и жизнетворчеством и волевой саморегуляцией?

5. В чём проявляется твоя индивидуальность? Над какими проявлениями индивидуальности ты работаешь?

6. Как ты относишься к моде и почему?

7. Как ты относишься к табакокурению и почему?

8. Как влияет курение табака на здоровье?

9.Как ты относишься к людям, которые побуждают тебя закурить? А к тем, кто курит?

- Сеансы коллективного анализа навыков жизнетворчества и волевой самозащиты от курения табака.

Очень важно коллективно разобраться с тем, что такое индивидуальность, как она взаимодействует с молодежной модой, как противостоять таким модным побуждениям, как курение табака, определиться с вопросом, зачем тебе нужна индивидуальность, отказ от моды и мнимых удовольствий.

Для этого проводятся сеансы коллективного анализа, используя три приёма самопознания:

 Приём первый. Рассудочно-чувственный анализ значения для тебя формирования индивидуальности. Постарайся ответить себе на вопросы:

  • Какими личностными особенностями я обладаю и могу ими гордиться, как проявлениями моей индивидуальности?
  • Какие проявления индивидуальности я желаю у себя формировать?

Приём второй. Рассудочно-чувственный анализ значения для тебя молодёжной моды.

  • Как ты относишься к молодежной моде?
  • Как ты воспринимаешь людей, которые ей следуют? Могут ли эти люди обладать индивидуальностью и почему?

Приём третий. Рассудочно-чувственный анализ значения для тебя курения табака.

  • Какие бывают последствия для здоровья от курения табака?
  • Как ты относишься к курению табака как проявлению молодежной моды?
  • Как ты относишься к людям, которые предлагают тебе начать курить?

Учащиеся проводят групповой анализ оценки табакокурения с позиции его влияния на здоровья и формирование твоего отношения к этой вредной для здоровья привычки. Фиксируют твоё отношение к тем, кто побуждает их закурить. Записывают эту оценку в тетради.

 Готовятся применять это отношение в повседневной деятельности, особенно когда им кто-то предлагает закурить и быть как все.

- Творческие задания!

Прочти эти рекомендации, представь, прочувствуй и выполни их! Используя творческие задания по тренировке приёмов волевой самозащиты от курения табака, попробуй научиться проявлять осознанное жизнетворчество и определять своё отношение к формированию собственной индивидуальности и к молодёжной        моде, к людям, которые требуют от тебя быть как все, и побуждают курить.

1.Назови те проявление собственной индивидуальности, которые ты планируешь совершенствовать.

2.Опиши все приёмы самосовершенствования и волевой самозащиты от курения табака (приёмы культуры наслаждения, приёмы защиты от мнимого удовольствия, приёмы физической агрессии к тем, кто предлагает тебе закурить).        

3. Озвучь своё отношение к молодёжной моде. Сделай обоснование этому отношению.

4.Определи своё отношение к курению табака и людям, которые побуждают тебя его курить.

5. Подготовь творческое задание для партнера: разные способы побуждения партнёра закурить (ты его уговариваешь покурить, убеждаешь, что это очень «круто», делаешь другие разнообразные попытки побуждения) и оцени успешность его волевой самозащиты от твоих попыток и его убеждённости на оценку «Верю – не верю».

- Работа с партнёром «Я – учитель, ты – ученик; ты – учитель, я – ученик!» 

Задания: Покажи партнёру свой вариант побуждения его закурить и  выполни его задание. Оцени, как партнёр освоил волевую самозащиту от курения табака на уровне ИТД.                      

Выработка  умения легко и свободно стремиться к формированию своей индивидуальности и пренебрегать влиянием молодежной моды, противопоставляя ей свои личные амбиции, отказ от таких вредных привычек, как табакокурение, а также обучать этому партнёра – новое важное индивидуальное творческое достижение, которым можно гордиться.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

 Индивидуальное творческое достижение (ИТД) при тренировке волевой самозащиты от табакокурения заключается в умении легко и свободно стремиться к формированию своей индивидуальности и пренебрегать влиянием молодежной моды, противопоставляя ей свои личные амбиции, в отказе от формирования такой вредной привычки, как табакокурение, в волевой самозащите от этой психической зависимости, относиться как к врагам к тем, кто побуждает к курению.

Как отдельное, дополнительное ИТД выступает умение участника провести занятие с партнером по формированию своей индивидуальности, по убедительному обоснованию отказа от следования молодежной моде, по технике волевой самозащиты от развития привычки к табакокурению.

Качество проявления навыков волевой самозащиты от табакокурения на трёх уровнях:

- убедительно рассуждает о необходимости развития индивидуальности и отказе от следования молодежной моде, о технике волевой самозащиты от привычки табакокурения, готов плохо относиться ко всем, кто предлагает покурить  (4 балла).

- убедительно рассуждает о необходимости развития индивидуальности и отказе от следования молодежной моде, о технике волевой самозащиты от привычки табакокурения, описывает результат своих усилий по самосовершенствованию, плохо относится ко всем, кто предлагает покурить  (6 баллов).

- убедительно рассуждает о необходимости развития индивидуальности и отказе от следования молодежной моде, о технике волевой самозащиты от привычки табакокурения, описывает результат своих усилий по самосовершенствованию, агрессивно относится ко всем, кто предлагает покурить, умело проводит занятия с партнерами (8 баллов).

 * Осмысление нового индивидуального творческого достижения (ИТД)

Задания:

Ответь самому себе на вопросы:

-Назови это ИТД (формирование индивидуальности, отказ от молодёжной моды и освоение опыта волевой самозащиты от курения, плохого отношения ко всем, кто предлагает покурить).

-Почему тебе важно его освоить?

-Чем твоя жизнь станет интереснее, если ты будешь формировать свою индивидуальность и противостоять вредным привычкам?

 * Исследование моего индивидуального творческого достижения (ИТД)!

Ответь самому себе на вопросы:

-Какое ИТД я исследую? (формирование индивидуальности, отказ от молодёжной моды и освоение опыта волевой самозащиты от курения, плохого отношения ко всем, кто предлагает покурить).

-Как его надо тренировать?

-Я смогу освоить этот опыт выше оценки «стандарт»?

-Как я умею разработать творческие задания партнеру по формирование индивидуальности и волевой самозащиты от курения, и оценивать его достижения?

-Какие положительные эмоции я испытываю, когда у меня получается?

* Сеанс коллективного анализа ИТД.

1.Сядьте в круг. Каждый по очереди расскажите о своём опыте формирования индивидуальности, отказа от молодёжной моды и освоения опыта волевой самозащиты от курения, плохого отношения ко всем, кто предлагает покурить, как делаете, что получается.

2.Отметьте наиболее интересные приёмы тренировки индивидуальности.

3.Как лучше всего разрабатывать творческие задания для партнера?

4.Как эффективнее работать учителем для партнера?

5.Проведите коллективную тренировку формирования индивидуальности с партнером.

6.Определи, что нового для себя и интересного ты взял на этом занятии? Расскажи об этом.

7.Выдели, какие положительные чувства ты переживаешь при получении положительного результата. Почему?

* Проведите рейтинг успешности вашей работы. Подсчитайте полученные баллы за выполнение творческих заданий с учителем и за работу в режиме «учитель – ученик». Определите, кто какое место занял.

Цикл 5. КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ КУРИЛЬЩИКОМ?

-Оцени своё настроение! Вызови у себя желаемое настроение!

- Информация к размышлению!

Прочитай эти сведения, представь и прочувствуй их!              

Основные понятия:

Курильщик – это тот, кто заболел табакокурением. Такому человеку нужно вылечиться от этой психической зависимости.

Как это сделать?

Курильщик, как правило, человек со слабой волей, а бросить курить могут только сильные, волевые люди, по глупости поддавшиеся мнимому удовольствию от табакокурения. Поэтому надо:

  • убедить себя, что тебе не нужно и вредно табакокурение, что оно не доставляет тебе удовольствия, а делает рабом этой вредной привычки;
  • попросить родителей связаться с врачами, умеющими лечить табачную зависимость;
  • овладеть приёмами волевой саморегуляции;
  • начать преодолевать себя, применяя приёмы культуры наслаждения, приёмы защиты от мнимого удовольствия, приёмы физической агрессии против тех, кто побуждает тебя курить.

-Ответь на проблемные вопросы!

1.Ты действительно хочешь бросить курить? Почему?

2.Какие нарушения здоровья ты чувствуешь от табакокурения? Опиши ощущения нарушения здоровья (повышенная утомляемость, раздражительность, плохой запах изо рта, кашель, боли в груди, частые простуды и др.)

3.Ты готов пойти к врачу и начать лечиться от табакокурения?

4.Какие приёмы волевой саморегуляции ты знаешь?

5. Что ты готов ещё сделать, чтобы бросить курить?

- Сеансы коллективного анализа действий по лечению от табакокурения, как психической зависимости.

 Очень важно коллективно разобраться с тем, как следует действовать, чтобы освободиться от пагубной для здоровья психической зависимости от табака.

 Для этого проводятся сеансы коллективного анализа, используя три приёма.

 Приём первый. Рассудочно-чувственный анализ значения для тебя формирования возможности бросить курить. Постарайся ответить себе на вопросы:

  • Какими личностными особенностями я обладаю, которые позволили бы мне бросить курить?
  • Как освоить приёмы волевой саморегуляции?

Приём второй. Рассудочно-чувственный анализ необходимой тебе помощи от взрослых. Постарайся ответить себе на вопросы:

  • Кто в твоей семье может помочь тебе бросить курить?
  • Как он может это сделать?
  • Как ты будешь об этом просить?

Приём третий. Рассудочно-чувственный анализ твоих действий по лечению от табачной зависимости. Постарайся ответить себе на вопросы:

  • Каков мой план действий на ближайшее будущее?
  • Как я реализую этот план?

Учащиеся проведят групповой анализ оценки своего отношения к табакокурению и необходимых усилий, чтобы избавиться от табачной зависимости. Составляют план действий.  Записывают его в тетради.  Готовятся применить этот план в повседневной деятельности.

-Творческие задания!

Прочти эти рекомендации, представь, прочувствуй и выполни их! Используя творческие задания по тренировке приёмов техники самопознания приёмов волевого самолечения  от курения табака, попробуй освободиться от табакокурения.

1.Вообрази и почувствуй, какие вредные последствия вызывает у тебя каждая затяжка. Мысленно представь, как с каждой затяжкой твои лёгкие наполняются ядом и тебе становится от этого плохо. Почувствуй отвращение от курения табака.

2.Вообрази и почувствуй, как будет хорошо и приятно легким и всему организму, когда ты избавишься от этой вредной привычки. Почувствуй радость от этого и гордость за то, что ты способен это сделать.

3.Вообрази и почувствуй, что ты можешь легко отказаться от табака и твой организм не будет его требовать, а наоборот, радоваться за себя. Твои волевые возможности возрастают и позволяют тебе преодолеть тягу к табаку.

4.Придумай для партнера задание, в котором он помогает себе отказаться от курения табака. Подскажи ему, как лучше это сделать. Помоги ему это сделать.

- Работа с партнёром «Я – учитель, ты – ученик; ты – учитель, я – ученик!» 

Задание: Передай партнёру своё творческое задание, направленное на преодоление тяги к табаку, и выполни его задание.

1.Предложи партнёру наблюдать за ним и помогать ему избавиться от тяги к табаку. Обсуди с ним результаты своего наблюдения.

2.Поменяйтесь ролями и обсудите результаты своего наблюдения.

Выработка умения легко и свободно освободиться от пагубной зависимости от табака, а также обучать этому партнёра – особо важное индивидуальное творческое достижение, которым можно гордиться.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Индивидуальное творческое достижение (ИТД) при усилиях отказа от табакокурения заключается в умении легко и свободно освобождаться от пагубной зависимости от табака Дополнительным ИТД выступает умение участника про-вести занятия с партнером, и помочь ему освободиться от пагубной зависимости..                                                                                    Дополнительным ИТД выступает умение участника провести занятия с партнером, и помочь ему освободиться от пагубной зависимости.

Характеристика качества проявления усилий по отказу от табакокурения на трёх уровнях:

- убедительно объясняет пагубность табакокурения, описывает желание и способы покончить с ним  (4 балла).

- убедительно объясняет пагубность табакокурения, описывает желание и способы покончить с ним, прекращает курение табака (6 баллов).

- убедительно объясняет пагубность табакокурения, описывает желание и способы покончить с ним, прекращает курение табака, умело помогает товарищам оставить это пагубное занятие (8 баллов).

.

-Осмысление нового индивидуального творческого достижения (ИТД)

Задания:

Ответь самому себе на вопросы:

  • Назови это ИТД. (умение легко и свободно освободиться от пагубной зависимости от табака).
  • Почему тебе важно его освоить?
  • Чем твоя жизнь станет от  этого лучше?

- Исследование моего индивидуального творческого достижения (ИТД)

Задания:

Ответь самому себе на вопросы:

  • Какое ИТД я исследую? (умение легко и свободно освободиться от пагубной зависимости от табака).
  • Как его надо тренировать?
  • Я смогу освоить этот опыт на оценку выше «стандарта»?
  • Как я умею разрабатывать творческие задания партнеру, направленные на отказ от табакокурения и оценивать его достижения?
  • Какие положительные эмоции я испытываю, когда у меня получается?

-Сеанс коллективного анализа ИТД.

1.Сядьте в круг. Каждый по очереди рассказывает о своём опыте освобождения от пагубной зависимости от табака; как делаете, что получается.

2.Отметьте наиболее интересные приёмы тренировки такого опыта.

3.Как лучше всего разрабатывать творческие задания для партнера?

4.Как эффективнее работать учителем для партнера?

5.Проведите коллективную тренировку обучения отказу от курения с партнером.

6.Определи, что нового для себя и интересного ты взял на этом занятии? Расскажи об этом.

7.Выдели, какие положительные чувства ты переживаешь при получении положительного результата. Почему?

- Проведите рейтинг успешности вашей работы. Подсчитайте полученные баллы за выполнение творческих заданий с учителем и за работу в режиме «учитель – ученик». Определите, кто какое место занял.

Литература:

1.Востриков А.А.  Психотерапевтическая педагогика. Книга 1. Теоретические положения и концепции. Монография. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, 2008.

2. Востриков А.А., Табидзе А.А. Психотерапевтическая педагогика. Книга 2. Учебное пособие. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, 2008.  

3. Востриков А.А., Табидзе А.А. Курс культуры эмоционально- саморегуляции и волевой самозащиты от табакокурения и наркотиков. Учебное пособие для начальной и основной школы. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, 2006.

4. Востриков А.А.,  Табидзе А.А. Эмоциональный интеллект. Культура эмоций.  Курс психотехники эмоциональной саморегуляции. Учебное пособие. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, 2007.  

5. Востриков А.А.,  Табидзе А.А. Курс психосоматической саморегуляции. Психосоматический тренинг на CD. Профилактика и психотерапевтическая основа лечения психосоматических заболеваний .  Изд-во «Школа свободного развития», Томск, 2009.

6. Востриков А.А., Табидзе А.А. Культура нравственного  самосовершенствования и воли. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. Изд-во «Школа свободного развития». Томск, 2009г. – 189с.

7. Востриков А.А.,  Табидзе А.А. Аутогенная Тренировка №1 «Расслабление и релаксация».2001г.

8. Табидзе А.А. Аутогенная Тренировка №2. «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни. Вредные привычки (курение).

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическ...

Сценарий Урока здоровья «В стране вредных привычек или почему полезно заниматься спортом»

Сценарий Урока здоровья «В стране вредных привычек или  почему полезно заниматься спортом»...

Урок здоровья "Правда о вредных привычках"

Формирование сознательного отношения воспитанников к своему здоровью...

Презентация к уроку. Здоровый образ жизни. Вредные привычки: курение, алкоголизм. наркомания

Технологии здоровьесбережения. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Школа на современном эт...

Занятие по формированию здорового образа жизни "Вредные привычки"

Занятие по актуально теме ЗОЖ, направленно на формирование мотивации отказа от вредных привычек...

Беседа о здоровом образе жизни «Вредные привычки «Привычка – вторая натура»

Систематизировать знания обучающихся о полезных и вредных привычках, их влиянии на здоровье; побуждать детей к формированию у себя хороших привычек; воспитывать бережное отношение к своему здоров...