Внеклассное мероприятие:«Пока мы едины, мы непобедимы»
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Нижегородцева Ольга Яковлевна

Внеклассное мероприятие посвящено 4 ноябрю - Дню народного единства. Целевая аудитория - учащиеся 5-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poka_my_ediny_my_nepobedimy.doc75.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_den_narodnogo_edinstva.ppt2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пока мы едины, мы непобедимы»

Цель: Воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к истории своей страны, чувство гордости за своих предков  и познавательного интереса обучающихся.
Задачи: 
  1) пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;
2)  воспитание учащихся в духе патриотизма с опорой на героическую историю.

Оформление: Музыкально- литературная композиция сопровождается показом презентации, видео фильмом; музыкальным  сопровождением.

Картина первая

Видео фильм «Эй, страна»

1 учащийся:

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда.

Ведущий:

По предложению Государственной думы одним из новых российских праздников стало 4 ноября – Днем народного единства. Но если вспомнить историю, то можно отметить, что этот праздник не такой уж и новый. Это день уважения чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы войсками Минина и Пожарского от польских  захватчиков.

В этот день  Россия прославляет храброе  русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.

   В 1649 году царь Алексей Михайлович Романов   приказал 4 ноября отмечать «Празднование Казанской  иконе Божией Матери»  в память избавления  Москвы и России от поляков в 1612 году,  и  на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения Отечества от поляков. Отменен он был после революции 1917 г… Но с 2005 года  снова вернулся к нам этот праздник - День народного единства.

1  учащийся:

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

2 учащийся:

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.

Видеофильм  «Россия»  

Ведущий.

15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), которые позже были  назвали Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на хорошую  сотню лет. Судите сами:

Юноша (в национальном костюме):

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Картина вторая                

Писарь (сидит за столом, перед ним лист бумаги, перо, чернильница)

В зал  заходят  девушки в национальном  костюме, в руке одной из них в узелке завязан хлеб. Кланяются писарю. Писарь кланяется в ответ.

Первая девушка  – Пришли  мы к тебе с просьбой. Запиши  историю нашей  жизни так, чтобы  наши внуки знали,   в какое  лихолетье жили их  прадеды.

Писарь - Я слушаю  вас  и готов записывать историю вашей жизни – ведь это история и нашей страны.

На экран проецируется, слайды царей эпохи Смутного времени по ходу рассказов девушек.

(приложение №3)

Первая девушка – Горе у нас случилось в год 1581: умер наш первый царь  Иван Васильевич по прозвищу Грозный, лихая годинушка пришла в Россию..

Недолго правил страной  его сын  мягкосердечный царь Федор Иоаннович. Вскоре  и он умер и на трон сел его родич - боярин Борис Годунов.

Царь Борис был умным  и старался  хоть немного сделать полезного для своего народа, но точно какое-то проклятье тяготело над всеми его делами и  над нами. Сначала начался в стране страшный голод. А вскоре появился Самозванец - Гришка Отрепьев, не знаем, какого он рода племени -  может и княжеского, а может холопского. Появился он в Польше, а ляхи и решили с его  помощью захватить Москву… Этот Самозванец Лжедмитрий собрал в Польше разбойничье войско и вместе с ним пошел прямёхонько  на Москву.

Писарь – Так почему русские люди поверили этому Самозванцу?

Первая девушка – Гришка  выдал себя за погибшего в младенчестве царевича Димитрия –  сына Ивана Грозного!

Вторая девушка - Но русские люди  только вначале  поверили Самозванцу Лжедмитрию. Даже самые верные и преданные царю Борису слуги – и те засомневались. Однако сам Борис Годунов держался твердо и не пускал Лжедмитрия в столицу. Но внезапно царь Борис умер, московские бояре предали народ  и Лжедмитрий с поляками без боя вошел в Москву, заняв царский престол. Он провозгласил себя императором. Всех возмутила женитьба Гришки на  Марине Мнишек, польке. Венчались они не по-нашему православному обычаю, а по католическому. Ох, сколько же ляхов приехало в Москву!

Третья девушка - Но недолго они радовались. Столица восстала против их власти: убили в Кремле Лжедмитрия, тело сожгли и, смешав с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда Самозванец пришел в Москву. На царство избрали нового царя – князя Василия Шуйского.

Писарь - Кончилось Смутное время?

Третья девушка - Нет. Только начиналось. Князя Василия возвели на царство, но страна продолжала волноваться. Совсем скоро объявился и встал лагерем под Москвой новый Лжедмитрий. И опять нашлись люди, которые поверили новому Самозванцу. И таких было немало! Они стали всех  уговаривать, что это уж точно и есть настоящий Дмитрий Иванович, сын Ивана Грозного. Слыхали мы, будто к нему приехала Марина - полька которая признала в этом Самозванце своего мужа и сына Ивана Грозного.

Писарь –  Слышал я, что жил в ту пору в России мужественный и мудрый человек – патриарх Гермоген. Одним из первых  встал он на защиту Отечества и послал в лагерь Самозванца гонца с грамотой, чтобы образумить тех, кто изменил законному царю.

Гонец читает грамоту

«Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитывались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются наши святыни; как проливается кровь неповинных. На кого вы подымаете оружие – не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?»

Вторая  девушка - Смута продолжалась. Тут и шведы, и  ляхи проклятые: все нас грабили, убивали,  никого не жалели. На улицу страшно было выйти. Как набегут эти с крыльями поляки  и хватают и тащат все подряд. Сколько людей погибло зазря!

Писарь - А московские бояре, что же не могли встать на защиту Отечества?

Первая девушка – Так они же испугавшись поляков, предали царя Василия Шуйского, свергли его с престола и, открыв ворота Москвы, впустили в Кремль польские войска, пытаясь склонить москвичей присягнуть на верность полякам. Русский престол занял сын польского короля Сигизмунда Владислав.

Третья девушка - Тогда по всей стране начали рассылать грамоты с призывом объединиться против поляков.

Гонец читает грамоту

«Будьте с нами заодно. Если корень крепок, то и дерево стоит крепко. Если корня не будет, то и дереву не удержаться. Москва – корень нашего царства, там Знамя Отечества! Освободим Москву...»

Друзья и братья! Русь святая гибнет! 
Друзья и братья! Православной вере, 
В которой родились мы и крестились,
Конечная погибель предстоит
Святители, молитвенники наши,
О помощи взывают, молят слезно
Вы слышали их слезное прошенье!
Поможем братья, родине святой!
Что ж! Разве в нас сердца окаменели.
Не все ль мы дети Матери одной?
Не все ль мы братья от одной купели?

Вторая девушка – Наши мужья как услышали призыв, так и отправились на защиту Родины. Все встали на защиту России-матушки. Все от мала до велика шли в Рязань, В ней сформировалось ополчение во главе с Ляпуновым, Трубецким, Заруцким, но не смогли ополченцы  изгнать врагов.

 Третья девушка – Еще немного и Россия потеряла бы национальную независимость, землю разделили бы на части. В эту тяжелую, лихую  годину в Нижнем Новгороде, посадские люди во главе с Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским организовали сбор средств на создание нового ополчения.

Отрывок из фильма «1612»

Первая девушка - 4 ноября 1612 года ополченцы Кузьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву.

Вторая девушка - На улицах Москвы шли бои, город горел. Польский гарнизон отчаянно сопротивлялся. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили! Москва обезображенная, разоренная, но оживленная надеждами на будущее счастье, приняла с любовью и благодарностью храбрых освободителей своих. Храбро сражались  и наши мужья, мой был   ранен, но остался в строю до полного освобождения Москвы.

Третья девушка - Вся Россия благодарила храбрых своих сынов Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, вокруг которых собрались люди со всех концов страны, чтобы победить Смуту.

Первая девушка - Поляки были изгнаны из Москвы, ратники Минина и Пожарского торжественно внесли в Кремль Казанскую икону.

Вторая девушка – Все ли записал отроче?

Писарь – Записал все до последней точки. Завершу  свою летопись этими словами:

«В память о чудесной победе над поляками был установлен осенний праздник Казанской иконы Божией Матери, который отмечается 4 ноября в знак благодарности Богородице – Заступнице за Россию в Смутное время.

В Москве на Красной площади в честь славной победы над поляками был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в рядах ополченцев, торжественно была перенесена в этот храм».

На экран проецируется фотография с изображением храма в честь Казанской иконы Богородицы на Красной площади.

Ведущий . На Красной площади поставлен и памятник освободителям России, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

На экран проецируется слайд с изображением памятника Минину и Пожарскому.

Картина третья

1-й чтец

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому.

2-й  чтец

И давно ль было,

Когда с Запада

Облегла тебя

Туча тёмная?

Под грозой ее

Леса падали,

Мать сыра земля

Колебалася,

И зловещий дым

От горевших сёл

Высоко вставал

Черным облаком!

1-й  чтец

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань, –

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир.

2-й  чтец

И теперь среди

Городов твоих

Муравьёв кишит

Православный люд.

По седым морям

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

1-я  чтица

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

2-я   чтица

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

         Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Ведущий 1:

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Ведущий 2:

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Ведущий 1:

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Ведущий 2:

Никто из нас не должен забывать, что лишь в единстве и согласии наш народ - великая сила, что лишь все вместе мы сможем достичь процветания и благополучия нашей страны! 

Ведущий 1:

Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем братским народам и добрым соседям, всем, кто желает жить на земле мирно и союзно!

Песня: «Добротой сердец мы наполним мир»

Используемая литература.

  1. Козакова И. Особенности патриотического воспитания школьников Обруч – 2003 г.
  2. Зеленова Н.Г. Мы живем в России Гражданско-патриотическое воспитание школьников М Издат. Скрипторий 2003 г.
  3. Писарева А.Е. Патриотическое воспитание в ДОУ МТЦ Сфера 2007 г.
  4. http://www.istrodina.com – сайт журнала «Родина».
  5. http://www.historia.ru- электронный журнал «Мир истории».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА 4 ноября

Слайд 2

Смутное время на Руси. 1584-1613

Слайд 3

Царь Иван Васильевич по прозвищу «Грозный»

Слайд 4

Последний царь из династии Рюриковичей . ФЁДОР ИОАНОВИЧ

Слайд 5

Царь Борис Годунов. (царств. 1598-1605) Неизвестный художник

Слайд 6

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) Неизвестный художник

Слайд 7

«Боярский» царь Василий Шуйский (царств. 1606-1610)

Слайд 8

Польский «крылатый» гусар Ю.Каштанов

Слайд 9

В СМУТУ

Слайд 10

ГРАБЕЖИ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Слайд 11

ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Слайд 12

Казанский собор , был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.

Слайд 14

Смутное время на Руси. 1584-1613


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Когда мы едины, мы непобедимы"

Праздничная программа, посвящённая Дню Единства....

Интегрированный урок по чтению и развитию речи, истории и православной культуре на тему: «Когда мы едины, мы непобедимы»

Материал урока знакомит обучающихся с историей установления праздника, посвященного Дню народного единства, с историческими событиями Смутного времени и народными героями, защитившими русский народ...

Внеклассное мероприятие по физике "Пока мы едины - мы непобедимы!"

Внеклассное мероприятие коммуникативного типа. Ролевая игра. Кадетский класс проводит четыре боевых действия: разведку боем; оборону; атаку; взятие высоты....

Внеклассное мероприятие "Пока горит свеча".

В настоящее время актуальным является привитие здорового образа жизни студентам техникума, формирование у них компетенции и ценностей жизни, развитие межличностного взаимодействия, повышения устойчиво...

Внеклассное мероприятие "Пока мы помним, мы - живем"

Внеклассное мероприятие посвящено выводу советских войск из Афганистана. Направлено на воспитание гражданственности, патриотизма, чувства долга , любви к Родине....

Сценарий внеклассного мероприятия «ПОКА ПАМЯТЬ ЖИВА…»

Сценарий внеклассного мероприятия«ПОКА ПАМЯТЬ ЖИВА…»(историко-литературная композиция)Цели:1. Создать педагогические  условия для  эмоционального восприятия и оценки обуча...