Программа дополнительного образования кружка "Хозяюшка".
методическая разработка на тему
Образовательная программа «Хозяюшка» разработана на два года обучения. Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемы в декоративно - прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи. Большое внимание в работе с детьми по этой программе уделяется приобщению к национально-региональным особенностям, к знанию родного края. Основа деятельности программы – связь с историей народных промыслов, региональным характером, изучение которой является основой для творческой работы обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hozyayushka.doc | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народ, не утративший истоки своей культуры, имеет будущее. Во все времена богата была удивительными, поистине сказочными мастерицами наша земля. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия вышивок, как в России. Издавна создаются высокохудожественные предметы одежды, обуви, головные уборы, вещи домашнего обихода и убранства. Вышивка отражала жизнь конкретного народа, украшала одежду, жилище и быт. Искусство вышивания имеет многовековую историю. На Руси всей истории человечества народное искусство было вышивка, бытовала она еще в домонгольский период (по свидетельству археологов). На протяжении столетий вышивка выполнялась шелком, золотом серебром, драгоценными камнями, жемчугом и бисером. Вышивка – широко распространенный на территории России вид декоративно - прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у воспитанников большой интерес. Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемы в декоративно - прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи. Целью занятий является выработка целого ряда жизненно важных качеств:
1. Аккуратности;
2. Трудолюбия;
3. Целеустремленности;
4. Патриотизма.
Направленность дополнительной образовательной программы: художественно - эстетическое.
Тип программы: адаптированная.
Данная программа является адаптированной и составлена на основе программы «Учите детей вышивать» О.С. Молотобарова, допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия (% изменения типовой составил 35%).
Цель программы: - создание условий для развития художественно-творческих способностей воспитанников посредством элементов художественной вышивки.
Задачи: - научить воспитанников техники вышивания крестом различных швов и применять их для художественного оформления изделия;
-приобщение воспитанников к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края;
-формирование навыков и приемов работы с канвой, видами счетной вышивки, техникой вышивания крестом;
-обеспечение возможности самопознания, изучения мира профессий, через формирования у воспитанников интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда;
- воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива.
Актуальность программы: возрождение духовного наследия народа, сохранение художественных традиций родного края. Художественные промыслы и древние ремесла рассматриваются как часть материальной и духовной культуры народа.
Продолжительность программы:
Программа реализуется ежегодно в период с 01.09. по 31.05., что составляет, в среднем, 38 учебных недель
Данная программа рассчитана на два года обучения: первый год обучения – 152 часа; второй год обучения – 152 часа. Продолжительность занятий для воспитанников первого и второго года обучения – 4 академических часа. Частота занятий – 2 раза в неделю по 2 часа наиболее удобное время для обучающихся. Количество обучающихся в каждой из групп 1-го и 2-го года обучения не превышает 12 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы, швейные машины, электроутюги.
На занятия допускаются все записавшиеся, обязующиеся выполнять правила поведения и техники безопасности на занятиях. Для обучения набираются воспитанники двух возрастных групп - младшей (9-11 лет) и старшей (12-14 лет), с учетом возрастных особенностей предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения. Так, например, по теме «Сумка» в младшей группе выполняется простая сумка- мешочек, а в старшей - сумка более сложной конструкции.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- приобщению детей к национально - региональным особенностям искусства, знанию истории родного края, его богатейшей природы;
- формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;
- обучению практических навыков вышивания, знакомству с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразным народным орнаментам;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных в техники вышивания крестом;
- знакомству кружковцев с историей развития вышивки, с народными традициями в данной области.
Образовательная двухгодичная программа «Вышивка» составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе и корректировалась с интересами воспитанников с учетом современной жизни.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с воспитанниками строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
Отличительные особенности от других программ: Большое внимание в работе с детьми по этой программе уделяется приобщению к национально-региональным особенностям, к знанию родного края. Основа деятельности программы – связь с историей народных промыслов, региональным характером, изучение которой является основой для творческой работы обучающихся.
На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретной вышивки, качественной обработке изделий. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с острыми инструментами, техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Образовательная программа «Вышивка» разработана на два года обучения. Однако по желанию воспитанников могут продолжать занятия и более двух лет. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ. На теоретическую часть отводится не более 30 % общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы кружковцев.
Познакомив подростков с увлекательным искусством вышивания, педагог прививает интерес к ручной вышивке, пробуждает желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно-прикладного искусства.
В течение первого и второго года обучения дети усваивают правила техники безопасности и навыки грамотного обращения со всеми необходимыми для работы инструментами. Учатся вышивать орнамент, узор, сюжетную композицию, натюрморт, пейзаж.
Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося. На занятие учащиеся развивают мелкую моторику обеих рук, тем самым, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.
Практическая работа по вышивке включает знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных видов орнамента, составление узоров из готовых элементов и самостоятельную работу над орнаментом, ознакомление с различными приемами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения задания. На занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Воспитанники реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса кружковцев. О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на праздниках и выставках на кружке, потом на школьных выставках, и лучшие работы участвуют в районных выставках, конкурсах.
Профориентация
Данная программа реализует одну из главных задач школы это профессиональной ориентации кружковцев знакомить с творчеством мастеров. Кружковцы на кружке получают не только навыки мастерства, но и первые представление об истинной красоте народного искусства, неутомимом труде и талантливости народа. Знакомятся с национально-региональным творчеством мастеров родного края.
Методы и формы обучения
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы.
Формы проведения занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет воспитанникам усвоить последовательность технологических операций;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Методы обучения |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: | Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: | Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: |
1. Словесный. | 1.Стимулирование и мотивации интереса к занятиям. | 1.Устного контроля и самоконтроля. |
2.Репродуктивные, проблемно-поисковые. | 2. Стимулирование долга и ответственности на занятиях. | 2.Практического контроля и самоконтроля. |
Самостоятельные. |
Исходя из возраста обучающихся и учитывая возможность дальнейшего применения полученных знаний и умений во взрослой жизни, в программе уделяется особое внимание:
- привитию детям трудовых навыков;
- стимулированию творческого подхода к любым видам деятельности;
- развитию художественного вкуса;
- воспитанию способности эстетического восприятия предметов декоративно-прикладного искусства;
- пробуждению стремления к познанию народных традиций в искусстве и в быту.
Сводный учебно-тематический план обучения
№ | Разделы программы. | Первый год обучения | Второй год обучения | ||
теория | практика | теория | практика | ||
1. | Организационное занятие | 2 | 2 | ||
2. | Из истории вышивки | 2 | |||
3. | Инструменты, материалы, приспособления. Правила безопасности | 1 | 1 | 1 | 1 |
4. | Салфетка | 4 | 32 | ||
5. | Комплект чайных салфеток (одна большая и четыре, шесть маленьких) | 6 | 42 | ||
6. | Сумка мешочек | 2 | 30 | ||
7. | Декоративная подушка | 2 | 24 | ||
8. | Фартук | 4 | 36 | ||
9. | Декоративное панно | 2 | 230 | ||
10. | Подарок к празднику. Проект | 4 | 32 | ||
11. | Жилет. Проект | 5 | 35 | ||
12. | Организация выставки готовых работ | 2 | 2 | ||
Итого: | 19 | 133 | 18 | 134 | |
Всего: | 152 | 152 |
Содержание программы 1-ог года обучения
На первом году обучения происходит знакомство с древнейшей народной вышивкой полукреста, роспись и простого креста - основой всех видов счетной вышивки, получившей широкое применение. Символикой вышивки в цвете, орнаменте, композиции. Обучаемые получают элементарные навыки работы с канвой, техникой вышивания крестом и крестиком, полукрестом. Овладевают техникой вышивания простейших швов (крест косой односторонний, удлиненный косой, разреженный (рассыпной), прямой, двухрядный в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях). В два приема в старинных народных вышивках и в один прием в современных.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ | Наименование тем. | Всего часов. | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Организационное занятие. | 2 | 2 | |
2. | Из истории вышивки. | 2 | 2 | |
3. | Инструменты, материалы, приспособления. Правила безопасности. | 2 | 1 | 1 |
4. | Салфетка. | 36 | 4 | 32 |
5. | Сумка мешочек. | 32 | 2 | 30 |
6. | Фартук. | 40 | 4 | 36 |
7. | Подарки к празднику. Проект. | 36 | 4 | 32 |
8. | Организация выставки готовых работ. | 2 | 2 | |
Итого: | 152 | 19 | 133 |
Содержание программы
«Вышивка»
Тема 1. Организационное занятие (2 часа). Запись желающих в группу, знакомство. Инструктаж по технике безопасности. План работы кружка, цели и задачи занятий. Демонстрация изделий по вышивке. Основное внимание на вышивку счетным швом (в русском и национальном исполнение).
Тема 2. Из истории вышивки (2 часа). Введение. Дать понятие об эстетической и исторической ценности ручной вышивки крестом, исторические сведения о старинном значении узора вышивки.
Тема 3. Инструменты, материалы, приспособления (2 часа). Правела безопасности. Изучение материала, необходимого для вышивки крестом. Рабочее место вышивальщицы. Техника безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, швейной машиной. Свойства ткани, технология их обработки. Практическая работа: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с правилами стирки и глажения вышитых изделий.
Тема 4. Салфетка (36 часа). Познакомить воспитанников с вышивкой (крест косой односторонний, удлиненный, разреженный (рассыпной), прямой, двухрядный). Выбор орнамента, зарисовка его в альбом. Знакомство с понятием раппорт, симметрия, ритм, цветовой спектр, композиция. Практическая работа: Инструктаж по технике безопасности. Подготовка ткани вышивки. Правила раскроя. Получение навыков в запяливании ткани и закреплении нитки на ткани. Выполнение узора вышивки. Обработка и заделка краев салфетки.
Тема 5. Сумка-мешочек (32 часа). Характер изобразительных мотивов и особенностей исполнения северных мотивов. Символика вышивки в цвете, орнаменте, композиции. Вышитый орнамент, узор, сюжетная композиция, натюрморт, пейзаж. Зарисовка орнамента. Практическая работа: Инструктаж по технике безопасности. Раскрой сумки-мешочка. Определение последовательности выполнения стежков. Выполнение узора вышивки. Утюжка выполненной вышивки. Пошив сумки. Оформление внешнего вида сумки.
Тема 6. Фартук (40 часов). Вышивка крестом (отдельных частей фартука) орнамента, узора или натюрморта. Зарисовка характерных элементов вышивки. Подбор орнамента, узора, натюрморта и ткани для фартука. Практическая работа: Инструктаж по технике безопасности. Раскрой деталей фартука. Выполнение узоров вышивки. Утюжка выполненной вышивки. Обработка деталей фартука.
Тема 7. Подарок к празднику. Проект (36 чеса). Знакомство с традицией, обычаем, обрядом. Особенности выполнения проекта. Закрепление полуученых знаний, умений и навыков. Практическая работа: Выполнение проекта с применением полученных умений и навыков. Вышивка подарка ко дню рождения. Снятие мерок, раскрой изделия. Выполнение узора вышивки. Смётывание, пошив, утюжка.
Тема 8. Организация выставки готовых работ (2 часа). Сравнительный анализ изделий. Обсуждение и обмен мнениями. Прием гостей на выставке. Награждение победителей. Творческие задания на лето.
Календарно - тематическое планирование (первый год обучения)
№ | Темы | Всего часов | В том числе | |
теор. | прак. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационное занятие | 2 | ||
1.1. | Запись учащихся в группу, знакомство. | 1 | ||
1.2. | Демонстрация изделий по вышивке Ознакомление учащихся с планами на учебный год. | 1 | ||
2. | Из истории вышивки | 2 | ||
2.1. | Дать понятие о художественной вышивке, как виде декоративного искусства. | 1 | ||
2.2. | Исторические сведения о вышивке. | 1 | ||
3. | Инструменты, материалы, приспособления. Правила безопасности | 2 | ||
3.1. | Изучение материала, необходимого для вышивки крестом. | 1 | ||
3.2. | Рабочее место вышивальщицы. Техника безопасности при работе с тканей. | 1 | ||
4. | Салфетка | 36 | 4 | 32 |
4.1. | Понятие об орнаменте, цвете, композиции. | 2 | ||
4.2. | Знакомство с вышивкой (крест косой односторонний, удлиненный, разреженный (рассыпной), прямой, двухрядный). | 2 | ||
4.3. | Выбор для салфетки орнамента, узора. Зарисовка его в альбом. | 2 | ||
4.4. | Подготовка ткани к вышивке. | 2 | ||
4.5. | Выполнение узора вышивки. | 22 | ||
4.6. | Обработка и заделка краев салфетки. | 4 | ||
4.7. | Стирка и утюжка вышитой салфетки. | 2 | ||
5. | Сумка-мешочек | 32 | 2 | 30 |
5.1. | Характер изобразительных мотивов и особенностей исполнения северных мотивов. Символика вышивки в цвете, орнаменте, композиции. | 2 | ||
5.2. | Выбор орнамента. Зарисовка орнамента. | 1 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5.3. | Раскрой сумки-мешочка. | 1 | ||
5.4. | Выполнение узора, орнамента, Сюжетное композиции, натюрморта, пейзажа (по желанию). | 21 | ||
5.5. | Стирка, утюжка выполненной вышивки. | 1 | ||
5.6. | Пошив сумки. | 4 | ||
5.7. | Оформление внешнего вида сумки. | 2 | ||
6 | Фартук | 40 | 4 | 36 |
6.1. | Зарисовка характерных элементов вышивки (орнамента, узора, натюрморта). | 2 | ||
6.2. | Подбор орнамента и ткани для фартука. | 2 | ||
6.3. | Раскрой деталей фартука. | 4 | ||
6.4. | Выполнение узора вышивки. | 21 | ||
6.5. | Стирка, утюжка выполненного узора. | 1 | ||
6.6. | Пошив фартука. | 10 | ||
7. | Подарки к празднику. Проект. | 36 | 4 | 32 |
7.1. | Знакомство с традицией, обычаями, обрядами. | 2 | ||
7.2. | Особенности выполнения проекта. | 2 | ||
7.3. | Выполнения проекта с применением полученных умений и навыков. Снятие мерок. | 2 | ||
7.4. | Раскрои изделия. | 2 | ||
7.5. | Выполнения узора вышивки (подарок к празднику, ко дню рождения). | 20 | ||
7.6. | Сметывание, пошив, утюжка. | 8 | ||
8. | Организация выставки готовых работ. | 2 | ||
8.1. | Сравнительный анализ изделий. Обсуждение и обмен мнениями. | 1 | ||
8.2. | Подготовка работ на выставку. Творческое задание на лето. | 1 | ||
Всего: | 152 | 19 | 133 |
Содержание программы 2-го года обучения
На втором году обучения девочки закрепляют уже полученные знания, навыки и умения; продолжают овладевать более сложными приемами художественной вышивки. Изучают характерные особенности косого креста (двухрядного, трехрядного). Овладевают техникой вышивания на обычной ткани, одежде.
Воспитанники приобретают знания по цветосочетанию, композиции и осваивают базовую систему понятий и определений вышивке. Дети изучают закономерности гармоничного, художественно и стилистически выдержанного исполнения изделий, изучают историю различных видов рукоделия, их народные корни и современное развитие.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ | Наименование темы | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационное занятие. | 2 | 2 | |
2. | Инструменты, материалы, приспособления. Правила техники безопасности. | 2 | 1 | 1 |
3. | Комплект чайных салфеток (одна большая и четыре, шесть маленьких). | 48 | 6 | 42 |
4. | Декоративная подушка. | 26 | 2 | 24 |
5. | Декоративное панно. | 32 | 2 | 30 |
6. | Жилет. Проект. | 40 | 5 | 35 |
7. | Организация выставки готовых работ. | 2 | 2 | |
| Всего: | 152 | 18 | 134 |
Содержание программы 2-го года обучения
«Вышивка»
Тема 1. Организационное занятие (2 часа). Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. План работы кружка, цели и задачи занятий. История вышивки.
Тема 2. Инструменты, материалы, приспособления (2 часа). Ознакомить воспитанников с образцами ручной вышивки с простейшими инструментами и приспособлениями. Изучение материалов используемых для вышивки крестом. Знакомство со способами вышивке крестиков на ткани из льняного и хлопкового волокна.
Тема 3. Комплект чайных салфеток (одна большая салфетка и четыре, шесть маленьких) (48 часов). Характерные особенности косого креста (двухрядного, трехрядного). Знакомство с понятием раппорт, симметрия, ритм, цветовой спектр, композиция. Подбор орнамента для салфетки, подбор ткани. Зарисовка в альбом. Практическая работа. Инструктаж по технике безопасности. Разметка вышивке на ткани, определение средних линий узора. Выдергивание нитей под мережку по краю салфетки. Выполнение узора вышивки косого креста (двухрядного, трехрядного), мережек. Стирка салфеток, накрахмаливание, утюжка, обработка и заделка краев салфеток.
Тема 4. Декоративная подушка (26 часов). Подбор орнамента для вышивки "диванов" подушки. Составление узора для «диванной» подушки. Зарисовка характерных элементов вышивки. Подбор материалов. Практическая работа. Инструктаж по технике безопасности. Снятие мерок, расчет количества ткани на изделия. Раскрой. Выполнение узора вышивки. Вышивка композиций, орнамента, узора. Сметка, пошив, стирка, утюжка.
Тема 5. Декоративное панно (32 часов). Знакомство с орнаментом коренных жителей родного края. Вышивка с учетом национально регионального компонента. Составление узора для вышивки панно. Подбор материалов. Зарисовка орнамента, узора. Практическая работа. Инструктаж по технике безопасности. Раскрой панно. Выполнение орнамента, узора вышивки. Вышивка крестом двухсторонним в четыре хода. Стирка, утюжка. Пошив панно, посадка его на подкладку, оформление внешнего вида панно.
Тема 6. Жилет (40 часов). Составления узора для оформления жилета. Определение места вышивки. Подбор материалов. Практическая работа. Инструктаж по технике безопасности. Снятие мерок, расчет количества ткани на изделия. Раскрой, сметывание и примерка. Выполнения узора, вышивки. Пошив и утюжка.
Тема 7. Организация выставки готовых работ (2 часа). Закрепление и применение на практике всех полученных знаний по вышивке. Обсуждение и обмен мнениями по предоставленным на выставку работам. Награждение победителей.
№ | Содержание | Всего часов | В том числе | |
теор. | прак. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационное занятие | 2 | ||
1.1. | Вводный инструктаж. | 1 | ||
1.2. | История вышивки. | 1 | ||
2. | Инструменты, материалы, приспособления. Правила техники безопасности | 2 | ||
2.1. | Инструменты, материалы, приспособления | 1 | ||
2.2. | Правила техники безопасности. | 1 | ||
3. | Комплект чайных салфеток (одна большая салфетка и четыре, шесть маленьких) | 48 | 6 | 42 |
3.1. | Особенности косого креста (двухрядного, трехрядного). | 3 | ||
3.2. | Подбор орнамента для салфеток, подбор ткани. | 2 | ||
3.3. | Зарисовка орнамента в альбом. | 1 | ||
3.4. | Выдергивание нитей под мережку по краю салфетки. | 2 | ||
3.5. | Выполнение узора вышивки. | 32 | ||
3.6. | Стирка салфеток, накрахмаливание, утюжка. | 2 | ||
3.7. | Обработка и заделка краев салфеток. | 6 | ||
4. | Декоративная подушка | 26 | 2 | 24 |
4.1. | Подбор орнамента для декоративной подушки. | 1 | ||
4.2. | Зарисовка характерных элементов вышивки. Подбор материала. | 1 | ||
4.3. | Снятие мерок, расчет количество ткани на изделие, раскрой. | 4 | ||
4.4. | Выполнение узора вышивки. | 15 | ||
4.5. | Сметывание, пошив, стирка, утюжка. | 5 | ||
5. | Декоративное панно | 32 | 2 | 30 |
5.1. | Знакомство с орнаментом коренных жителей родного края. | 1 | ||
5.2. | Составление узора вышивки панно с учетом национально регионального компонента. | 1 | 1 | |
5.3. | Раскрой панно. | 2 | ||
5.4. | Вышивка орнамента, узора двухсторонним крестом в четыре хода. | 21 | ||
5.5. | Пошив панно, посадка его на подкладку. | 4 | ||
5.6. | Оформление внешнего вида. Утюжка. | 2 | ||
6. | Жилет. Проект | 40 | 5 | 35 |
6.1. | Составление узора для оформления жилета. | 4 | ||
6.2. | Определение места вышивки. Подбор материалов. | 1 | 1 | |
6.3. | Снятие мерок, расчет количества ткани для изделия. | 2 | ||
6.4. | Раскрой. | 4 | ||
6.5. | Сметывание и примерка. | 4 | 4 | |
6.6. | Выполнение узора вышивки. | 14 | ||
6.7. | Пошив, утюжка. | 10 | ||
7. | Организация выставки готовых работ. | 2 | ||
7.1. | Обсуждение и обмен мнениями, по работам, представленным на выставку. | 1 | ||
7.2. | Оформление выставки. | 1 | ||
Всего: | 152 | 18 | 134 |
Календарно - тематическое планирование (второй год обучения)
Перечень знаний и умений, формируемых у воспитанников
Первый год обучения
Должны знать | Должны уметь |
|
|
Перечень знаний и умений формирующих у воспитанников
Второй год обучения
|
|
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение
Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллажи для хранения материалов и демонстрации выполненных работ.
Инструменты: карандаши, ручки, фломастеры, линейки, пяльцы круглые, ножницы, иглы для ручной вышивки, иглы для швейных машин № 90 и № 100, наперстки, булавки, сантиметровая лента.
Материалы: канва, нитки мулине различных цветов, ткань, калька, копировальная бумага, тесьма.
Наглядные пособия:
- Стенды: история костюма; это вы можете; типы орнаментов.
- Фотографии изделий, открытки с видами орнаментов, узоров. Альбомы орнаментов узоров.
- Работы воспитанников.
- Методические альбомы (технологические карты, шаблоны деталей).
- Видеофильмы:
- «Одежда Ямала»»
- «Вышивка в костюмах»;
- Декоративно-прикладное искусство-1
- Декоративно-прикладное искусство-2
- «Из истории русского костюма»
- Диски:
- «Коллекция схем для вышивки крестом»;
- «1000 схем для вышивки»;
- «Орнамент»;
- «Вышивка крестом 2»;
- «Все, что вам нужно для создания собственной вышивки»;
- «Женское рукоделие»;
- «Вышивка по картону»;
- «Изонить».
Техническое оснащение: телевизор с видеомагнитофоном, компьютер,
швейные машины, гладильные доски, утюги.
Формы подведения итогов
Отчетная выставка, как одна из основных показателей результативности коллектива. Творческое лицо коллектива определяется представленными работами по следующим критериям оценки:
- оригинальность идей;
- соответствие работы возрасту ребенка;
- исполнительское мастерство;
- использование народных традиций;
- новаторство и современность.
Мониторинг отслеживания результатов
Результативность изучения учебного материала. Творческий рост.
(Участие в различных выставках и мероприятиях).
Младшая группа (1год обучения). Ф. И. обучающегося | Первоначальный уровень, полученный вне кружка. | Начальный уровень, полученный на вводных занятиях | Итоговая выставка, к новогодним праздникам. | Промежуточная. Аттестация за первое полугодие | Итоговое занятие, тема проект. | Итоговая выставка. |
Результативность изучения учебного материала. Творческий рост.
(Участие в различных выставках и мероприятиях).
Старшая группа (2 год обучения). Ф. И. обучающегося | Первоначальный уровень, полученный вне кружка. | Начальный уровень, полученный на вводных занятиях | Итоговая выставка, к новогодним праздникам. | Промежуточная. Аттестация за первое полугодие |
Итоговое занятие, тема проект. | Итоговая выставка. |
Литература, использованная при разработке программы
- Бетенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии. М.: Издательство дрофа 2003.
- Литвинец Э. Н. Учитесь вышивать. М.: Издательство «Знание», 1991.
- Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. М.: Экскомо-пресс, 1998.
- Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М.: 1978.
- Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. М.: «Владос», 2003.
- Максимова М., Кузьмина М. Лоскутные подушки и покрывала. М.: «ЭКСОМ» 2004.
- Приходько-Агичева М.С., Приходько О.Б., Спиридонов А. В. Орнаменты лесных ненцев. Центр культуры и науки самодийских народов. «Часельки» 2001.
- Сафонова Н.С., Молотобарова О. С. Кружки художественной вышивки. М.: 1983.
- Ханус С. Как шить? Ташкент. ККЖИ « Правда, Востока». 1993.
- Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Санкт-Петербург. Издательства «просвещение» 1993.
Литература, рекомендованная обучающимся и их родителям.
- Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама. Санкт-Петербург. 1995
- Журнал «Валентина»- по вязанию и вышивке. 2007-2009.
- Журнал «Девчонки – мальчишки. Школа ремесил». 2007-2009
- Журнал «Сделай сам». М.: Издательство «Знание» 1991. №4.
- Сиротенко Т. А. Внеклассная работа. Украинская народная вышивка. Киев. 1992.
- Сорокина Л. М., Сорокин А.В., Лойко П. М. Альбом раскрашивание с игровыми заданиями. «Вышивка». Киев «Веселка». 1989
- Титкова В., Карпова Е., Борисов А., Кузнецов А., Молоканова Н., Богданова Л. Женщины, книга для вас. Подушки. Идеи и практика. М.: Издательство «АСТ» 1999.
- Школа вышивки крестом. «Пособие по вышивке крестом». М.: «Мир книги» 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...