"Памяти юных героев посвящается"
методическая разработка (7 класс) на тему
Героические примеры войнов должны стать прочной основой гражданско-патриотического воспитания школьников, что предполагает формирование у подрастающего поколения ыфсших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny_zanyatie.docx | 341.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Памяти юных героев посвящается»
Цель: дать учащимся знания о юных героях Великой Отечественной войны.
Задачи:
- рассказать учащимся о детях - героях, познакомить с судьбами некоторых из них;
- обратить внимание учащихся на нелегкие испытания, выпавшие на долю их родных в годы войны;
- воспитывать уважение к героическому прошлому нашей Родины.
Оборудование: презентация «Я помню, я горжусь», презентация «Юным героям посвящается», выставка книг, иллюстрации.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент
Вступительное слово.
(Слайд 1)
- Сегодня наше мероприятие посвящается – Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этом году 9 мая исполняется 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, это самое важное событие в истории нашей страны – 21века.
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы и страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Как смерч,
Врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая сама,
Что веру в разум убивает.
И дỳши пламенем отчаянья сжигает.
(Слайд 2,3)
- Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. Всюду боль, грязь, ненависть и смерть. Все это и есть война. Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны. Наш народ пережил Великую Отечественную войну. И не только пережил, но и вышел победителем.
(Слайд 4)
- 1418 дней и ночей продолжалась это война. Почти 26 миллионов жизней унесла она. Потоками крови и слез была омыта земля наша. И если бы собрать воедино все слезы, то образовалось бы море скорби, и потекли бы во все уголки планеты реки страдания. Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня.
Мы должны с великим уважением смотреть на тех, кто прошел через этот ад и сохранил в себе лучшие человеческие качества.
Однако в тяжелейшие годы на защиту Отечества встали не только взрослые, но и дети. И сегодня наш классный час называется – «Памяти юных героев посвящается». (Слайд 5)
Мы сегодня узнаем о детях, которые боролись против фашистов на фронтах и в тылу, помогали взрослым победить врага.
22 июня 1941 года немцы напали на нашу страну. (Слайд 6)
Тысячи фашистских орудий открыли огонь по нашим приграничным заставам, железным дорогам, городам, по местам расположения частей Красной Армии. Стремительно пересекали границу сотни самолетов с фашисткой свастикой – знаком в виде креста с замкнутыми концами.
Война началась в 4 часа утра, когда все мирное население спало. Враги рассчитывали расправиться с нашей страной быстро, стремительным ударом. Но они просчитались.
(Слайд 7)
Пламя ударило в небо! – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставай на помощь…», Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор каждого: я или Родина
Самое лучшее и дорогое – Родина!
Горе твое – это наше горе, Родина!
Война – это общее горе для всех: старших и младших. Дети быстро взрослели во время войны. Они наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Дети работали на заводах и фабриках, вставали за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Они знали, что своей работой помогают отцам на фронте. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Запалы к гранатам, дымовые шашки, сигнальные ракеты изготавливали на заводах. Школьницы вязали теплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты – красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак. Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях. Помогали школьники почтальонам. (Слайд 8,9,10,11,12,13,14)
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Их называли сыны и дочери полков, как правило, это были дети, оставшиеся без родителей. (Слайд 15,16,17)
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Просмотр презентации о пионерах – героях.
Пионер - значит первый.
- А сейчас мне бы хотелось остановиться более подробно ещё раз на некоторых из этих детей.
Валя Котик (Слайд 18)
Пионер-герой Валя Котик, которому сегодня могло бы исполнится 80 лет, подорвал во время Великой Отечественной войны шесть немецких эшелонов и погиб в бою с немцами, когда ему было всего 14 лет.
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу с взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны I степени, медалью "Партизану Отечественной войны" II степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Мы вспомним о болях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин
Он, как при жизни, утверждает смело
«Бессмертна молодость, бессмертно наше дело».
Марат Казей (Слайд 19)
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Навстречу в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.
Лёня Голиков (Слайд 20)
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Немало было еще боев в его недолгой жизни! Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Бесстрашное имя – награда герою
Он вашим ровесником был
Споёмте о том, как любимец отряда
Бесстрашно в разведку ходил.
Споемте о том, как летали с пути эшелоны,
Которые он подрывал.
Всем сердцем в победу грядущую верил,
В бою он отчаянным был.
Недаром однажды фашистского зверя
В чинах генеральских подбил.
Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.
Уснул у костра на земле
Не снилось ему, что о подвиге этом
На утро узнают в Кремле.
Что будет герою Звезда золотая -
Награда за воинский труд.
Что люди, о подвиге славном мечтая,
На Лёньку равненье возьмут.
Зина Портнова (Слайд 21)
Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала из Ленинграда с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи (Шумилинский район Витебской области). Там ее и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация "Юные мстители", Портнова стала ее членом. "Мстители" не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков. Портновой удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В ответ на это гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов. В 1943 году Обольское подполье было практически разгромлено. С помощью провокаторов гестапо удалось собрать всю необходимую информацию и осуществить массовые аресты. Командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Установить связь она успела, но вот доложить об этом в отряд – нет. В деревне ее кто-то увидел и сообщил полицаям, что девушка не местная. На всякий случай полиция ее задержала и переправила в Оболь. Там ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой. Во время одного из допросов ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя и, воспользовавшись переполохом, выбежать из здания. Скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали – принадлежность Зины к "бандитам" у немцев сомнений не вызывала, а просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.
Её допрашивал четвёртый день подряд,
Фашистский офицер, увешенный крестами,
Ей руки за спину выкручивал солдат,
Её хлестала плеть, её гноили в яме.
Угрюмый офицер сказал,
Что больше нет терпенья у него,
Что это лишь начало жестоких мук,
Каких не видел свет..
Но, жёлтая, как воск, она молчала.
Володя Дубинин (Слайд 22)
Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда воевавшего в каменоломнях Старого Карантина вблизи Керчи. Вместе с взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Немецко-фашистские захватчики вели борьбу с отрядом Каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным гитлеровцами.
Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941—1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.
Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен. Именем Володи Дубинина названа улица в Керчи, школа № 13 в Керчи, Керченская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа № 1 с производственным обучением.
В советские годы его именем были названы десятки пионерских отрядов, пионерских лагерей по всей стране.
В центре Керчи в сквере на улице Володи Дубинина 12 июля 1964 года открыт памятник.
Аркадий Каманин (Слайд 23)
Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было, отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.
Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.
После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.
Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.
До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
(Слайд 24)
Эти дети и многие другие любили свою Родину, были настоящими героями-патриотами. И сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины.
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
(Слайд 25)
Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому.
Прошло много лет, а интерес к подвигам отважных не угасает. После войны в нашей стране тысячи красных следопытов объединились в кружки и клубы. Они проводили большую патриотическую и воспитательную работу, разыскивали новые материалы о боевых подвигах защитников Родины. А главное – они закаляли свою волю, обогащались духовно, росли верными патриотами своей Отчизны, верными продолжателями дела своих отцов, своего народа.
(Слайд 26,27)
Выставка книг
Итог:
- Кому мы посвятили своё мероприятие?
- Как же мы должны учиться, жить, работать? Почему?
Рефлексия:
- Продолжите предложение: На мероприятии мне…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный памяти юных героев-антифашистов
Сценарий литературного вечера, посвященного памяти юных героев-антифашистов, предназначан для учащихся 8-9 классов....
Внеклассное мероприятие "Памяти юных героев посвящается" 5 кл
Внеклассное мероприятие в 5 классе "Памяти юных героев посвящается..." был проведён накануне празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне с участием общественности города и ветера...
Внеклассное мероприятие "Памяти юных героев посвящается" 5 кл
Внеклассное мероприятие в 5 классе "Памяти юных героев посвящается..." было проведено накануне празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне с участием общественности города и вете...
Линейка, посвященная Дню памяти юных героев-антифашистов
Сценарий торжественной линейки для пионерской организации, посвященной Дню памяти юных героев-антифашистов (8.02). Приложена презентация с фотографиями пионеров-героев. На линейке члены пионерской дру...
Классный час посвященный Дню памяти юного героя антифашиста
Классный час посвящен героям антифашистам....
разработка классного часа "Памяти юных героев посвящается"
Литературно-музыкальная композиция, посвященная юным героям-разведчикам в Великой Отечественной войне...
Конспект Открытого занятия на Тему: «8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста. Пионеры – герои ВОВ.»
Цели и задачи: познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны, воспитывать чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения...