Конспект по духовно- нравственному воспитанию
план-конспект занятия (8 класс) на тему
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_duhovno.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ №34 Невского района Санкт-Петербурга
Воспитательское занятие в 8 «а» классе
Тема занятия: « Солнце материнской любви»
Коновалова Галина Анатольевна
Воспитатель ГПД
Карта занятия:
Уровень образования: среднее общее образование
Целевая аудитория: учащиеся
Класс: 8 «а»
Тип занятия: воспитательское занятие
Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.
Задачи:
Образовательная:
- способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного осознанного восприятия образа женщины-матери, её роли в воспитании детей;
Воспитательная:
-воспитать высокие нравственные качества у детей, формирование у них любви и уважения к матери;
Развивающая:
-развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;
- создание условий для активизации интеллектуальной деятельности, содействие духовно-нравственному самовоспитанию.
Используемые инновационные технологии: интерактивный и диалоговый характер занятия
Используемое оборудование:
проектор,
компьютер,
рисунок солнца,
тексты притчи,
видеоролик "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи).
Эпиграфы:
«В жизни мне сияньем самых ярких звёзд
Светит, ни на миг не угасая
Образ твой, что так велик и прост,
Мама, дорогая»
Р.Гамзатов.
«Как бы ни манил Вас бег событий
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите.
От обид, от тягот, от забот»
Р.Гамзатов.
Дата занятия:
29.11.2013
План занятия:
1.Организационный момент.
2.Просмотр видеоролика
3.Чтение притчи о матери, беседа по притче
4.Стихи в исполнении учащихся, беседа
5.Чтение притчи «Глаз и слепота», беседа
6.Чтение притчи «Свеча. Любовь матери», беседа
6.Итог занятия
7.Рефлексия
Цели:
-Воспитание чувства благодарности и уважительного отношения к матерям:
-формирование нравственных ценностей и нравственных ориентиров
Задачи:
-прививать любовь и уважение к своим матерям
-развивать коммуникативные и творческие способности учащихся
-развивать наблюдательность, память.
-умение работать в коллективе
Ход занятия.
В начале мероприятия просмотр видеоролика "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи)
Учитель: - Ребята, вы все знаете, что в ноябре наша страна отмечает День Матери, который принято с 30 января 1998 года отмечать в последнее воскресенье ноября. День Матери – это признание государством той миссии, которую исполняет в обществе мать. В этот день, воздаётся должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради своих детей.
В этот день мы говорим слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Именно вы, дети, должны познать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает.
Чтение притчи о Маме.
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе всё.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно как его зовут, у него много имён.
Ты будешь называть его «Мама».
Учитель: - О чём идёт речь в этой притче?
Учащиеся: - Ребёнок, появляясь на свет, ещё не может быть самостоятельным, ему нужна любовь, поддержка взрослых людей, а такую поддержку может оказать, только мать, так как она ближе всего ребёнку.
Учитель: - Каждую минуту на земле происходит чудо. Это чудо – рождение ребенка. Человек рождаясь практически ничего, не знает и не понимает. Зато он точно знает, что где-то рядом должна быть его мама – самый родной и близкий человек. И ребёнок, который только начинает говорить, старательно по слогам, говорит слово «ма-ма». Так как, это самое дорогое то от чего исходит тепло, свет, как от солнца, Мама всегда желает добра своему ребёнку. Любовь к матери заложена самой природой. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Мама всегда занимает особое место в нашей жизни.
Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни. В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери – Божией матери. Богородице посвящены творения художников, скульпторов, поэтов и композиторов.
О материнской нежности написано в стихотворении Ф.Тютчева.
Чтец 1: «Твой милый образ незабвенный.
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда».
Но особенно сильно и задушевно, искренне о своей матери пишет Сергей
Есенин.
Чтец 2: «Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись.
Слушай под эту гармонику свежую
Я расскажу про свою тебе жизнь».
Учитель: - Какие вызывают эмоции у вас эти стихи?
Учащиеся: - Мать всегда поддержит, согреет, поможет ребёнку, защитит от горестей и страданий.
Учитель: - Да, действительно, мама всегда поможет, пока есть Мать, не страшно, она всегда покажет дорогу, осветит её своим светом и теплом, не даст заблудиться и пропасть в этом сложном мире. Мы всегда ощущаем чувство защищённости, когда рядом с нами Мать.
Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье?
Чтение притчи «Глаз и слепота».
"...У моей матери был всего один глаз.
Я ненавидел ее. Потому что ее такое состояние заставляло меня испытывать стыд...
Для того чтобы зарабатывать кусок хлеба для семьи, она работала в школе поварихой.
В один день, когда я учился в начальной школе, моя мать пришла ко мне,
чтобы навестить меня.
Пол ушел из-под моих ног. Как она могла сделать это? Мне стало так стыдно.
Я сделал вид, что я не вижу ее. Я посмотрел на нее с ненавистью и убежал оттуда.
На следующий день мой друг одноклассник сказал мне:
"Ээ, да твоя мать, оказывается, одноглазая"
Я захотел провалиться сквозь землю. Я хотел, чтобы моя мать куда-нибудь пропала.
Поэтому, в тот день, когда я встретился с нею, я ей сказал: "не лучше ли тебе умереть, чтобы не ставить меня в смешное положение?"
Мать ничего не ответила мне.
Я даже не подумал о том, что говорю, потому что я был очень злой.
Меня не интересовали ее чувства.
Я не хотел, чтобы она была дома.
Я очень много работал и уехал в Сингапур на учебу.
Потом я женился. Купил свой дом.. У меня появились собственные дети,
и я был доволен жизнью.
В один день моя мать приехала ко мне.
Столько лет она не видела меня и не знала своих внуков.
Когда она подошла к двери, мои дети стали смеяться над ней.
Как она могла приехать ко мне домой и напугать моих детей?
Я заорал на нее "ВОН ОТСЮДА!"
На это моя мать тихо ответила: "Прости меня. Кажется, я приехала не по тому адресу" и после этих слов скрылась с моих глаз.
Однажды ко мне пришло письмо из школы насчет собрания выпускников школы.
Я сказал жене в качестве предлога, что я еду в деловую поездку.
После встречи выпускников я лишь ради любопытства поехал в свой старый дом.
Соседи сказали, что моя мать умерла.
Я совершенно не опечалился.
Мне дали письмо, которое мать оставила для меня.
"Мой самый любимый сыночек, я всегда думала о тебе.
Я очень сожалею, что приехала в Сингапур и напугала твоих детей.
Я очень обрадовалась, когда услышала, что ты приедешь на встречу выпускников.
Но я не знала, смогу ли я встать с постели, чтобы увидеть тебя.
Я очень сожалею, что тебе, когда рос, было постоянно стыдно из-за меня.
Знаешь, мое дитя, когда ты был маленьким, с тобой произошел несчастный случай, и ты потерял свой глаз.
Я не могла вынести, как твоя мать, что ты вырастешь одноглазым.
Поэтому я отдала тебе свой глаз.
И сейчас я так горжусь тобой, думая, что ты вместо меня видишь этим глазом.
Со всей своей любовью, твоя мама"
Учитель: - Чему учит нас эта притча?
Учащиеся: - Она учит нас любить мать за её безграничную, полную самопожертвования, самоотверженности жизнь ради ребёнка.
Учитель: - Притча учит нас многому. Речь в притче идёт не про глаз, а о той жертве, которую мать потом принесла, умолчав об этом, лишив себя и сына взаимного общения. Ведь вырос-то злой эгоист, и дети у него такие же.
А как наказала мать, даже не подозревая об этом, своего сына за его жестокость?
Учащиеся: - Наказала его поздней правдой, и с этой правдой и поздним раскаянием ему предстоит жить дальше.
Учитель: - Какой вывод надо сделать на основании этой притчи?
Учащиеся: - Надо быть внимательнее к матерям, любить их и уважать, не только в праздники показывать свою любовь, но и каждый день, не допускать, чтобы мать оставалась забытой и обиженной.
Ребята, а действительно ли любовь матери безгранична?
Чтение притчи «Свеча. Любовь матери».
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом:
-кого она любит больше все на свете?...
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
-Вот свеча-это я! Её огонь - моя любовь! Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
-Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала - огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...
И так она зажгла столько же свечей сколько у неё было дето и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым...
Учитель: - Можно ли сказать на основании этой притчи, что любовь, свет, тепло матери безгранична, её хватит на всех?
Учащиеся: - Огонь свечи матери не стал меньше, когда она поделилась огнём, всем досталось поровну и любовь матери безгранична.
Учитель: - Как же велико должно быть сердце, способное вместить столько любви, тепла. Не случайно слово «мать» в народе поставили рядом со словом «Родина». «Родина-Мать» – это самое священное, что есть на земле. Солдат в бою с врагами бьется со словами «За Родину-Мать!». Ведь именно матери вырастили сыновей и дочерей, научили их любить свою родину. В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове сосредотачивается для него всё, жизнь.
А вы, в каких ситуациях говорите слово «мама»?
Учащиеся: - Когда обращаемся к маме, когда испугаемся, когда страшно и т.д.
Учитель: - Ленинградский педагог И.Ф.Гончаров в книге «Слово о матери» пишет: «Редко думал о матери. Иногда даже забывал о её существовании». «Когда уезжал из дому, письма писал неохотно, скупо. Мать страдала». «Времени всегда не хватало. Торопился к приятелям, на свидания, в театр, на работу. Матери отдавал лишь считанные минуты. Ничего теперь не изменишь». О таких стихах говорят: «Написано кровью». Как вы думаете почему?
Учащиеся: - Жизнь прошла, человек теряет мать, осознаёт свои ошибки, но нельзя уже исправить, вернуть всё назад.
Учитель: - Значит нужно сейчас любить мать, посвящать ей больше времени, проявлять внимание, чтобы не жалеть потом.
Сегодня, мы всё время куда-то спешим, мы заложники проблем, которые постоянно приходиться решать. Нам тяжело адаптироваться в окружающей сумасшедшей среде, без помощи матери сложно встать на ноги и жить.
Итог занятия: Милые дети, задумайтесь, как вы относитесь к своим матерям, как о них заботитесь и какой любовью вы платите им за счастье? За то, что появились на свет. Что сыты и обуты, накормлены и ухожены, научены навыкам жизни и добрым делам. Стыдно ли вашим матерям нынче за ваши поступки, обливаются ли души матерей слезами от незаслуженных обид и черствости вашей? Надеюсь, после этого занятия вы станете сильнее любить своих матерей, больше проявлять внимания и уважения к ним.
Рефлексия занятия «Солнце материнской любви».
На доске нарисовано солнце материнской любви. Дети перечисляют все прекрасные качества своих мам. Всё перечисленное детьми – это лучи солнца материнской любви. Дети должны на доске написать, какие прекрасные качества появились в них под воздействием лучей этого солнца.
Литература.
1.Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению Уроков доброты/ под ред. И.В.Скворцовой. – Ульяновск: УИПКПРО,2007.
2.Притчи на каждый урок. Дорогами мудрости. Составитель Андрей Елисов. – Нижний Новгород: Приволжье, 2009.
Интернет ресурсы:
1.http://www.youtube.com/user/ahtaeva
2.http://www.youtube.com/watch?v=dmTq-vjQ7rc&feature=player_embedded#!
3.http://school48kirov.ucoz.ru/publ/vospitatelnoe_meroprijatie_quots_ljubovju_o_mamequot/1-1-0-99
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».
Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...
Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"
В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения и примеры использов...
Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...