Конспект по духовно- нравственному воспитанию
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Коновалова Галина Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_duhovno.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ №34 Невского района Санкт-Петербурга

                         Воспитательское занятие в 8 «а» классе

Тема занятия: « Солнце материнской любви»

Коновалова Галина Анатольевна

Воспитатель ГПД

Карта занятия:

Уровень образования: среднее общее образование

Целевая аудитория: учащиеся

Класс: 8 «а»

Тип занятия: воспитательское занятие

Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.

Задачи:

Образовательная:

- способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного осознанного восприятия образа женщины-матери, её роли в воспитании детей;

Воспитательная:

-воспитать высокие нравственные качества у детей, формирование у них любви и уважения к матери;

Развивающая:

-развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;

- создание условий для активизации интеллектуальной деятельности, содействие духовно-нравственному самовоспитанию.

Используемые инновационные технологии: интерактивный и диалоговый характер занятия

 Используемое оборудование: 

проектор, 

компьютер,

рисунок солнца,

тексты притчи,

видеоролик "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи).

Эпиграфы:

«В жизни мне сияньем самых ярких звёзд

Светит, ни на миг не угасая

Образ твой, что так велик и прост,

Мама, дорогая»

Р.Гамзатов.

«Как бы ни манил Вас бег событий

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите.

От обид, от тягот, от забот»

Р.Гамзатов.

Дата занятия:

29.11.2013

План занятия:

1.Организационный момент.

2.Просмотр видеоролика

3.Чтение притчи о матери, беседа по притче

4.Стихи в исполнении учащихся, беседа

5.Чтение притчи «Глаз и слепота», беседа

6.Чтение притчи «Свеча. Любовь матери», беседа

6.Итог занятия

7.Рефлексия

Цели:

-Воспитание чувства благодарности и уважительного отношения к матерям:

-формирование нравственных ценностей и нравственных ориентиров

Задачи:

-прививать любовь и уважение к своим матерям

-развивать коммуникативные и творческие способности учащихся

-развивать наблюдательность, память.

-умение работать в коллективе

                                   

                                               Ход занятия.

В начале мероприятия просмотр видеоролика "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи)

Учитель: - Ребята, вы все знаете, что в ноябре наша страна отмечает День Матери, который принято с 30 января 1998 года отмечать в последнее воскресенье ноября. День Матери – это признание государством той миссии, которую исполняет в обществе мать. В этот день, воздаётся должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради своих детей.

В этот день мы говорим слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Именно вы, дети, должны познать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает.

Чтение притчи о Маме.

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

- Как и когда я должен вернуться к тебе?

- Твой ангел скажет тебе всё.

- А как зовут моего ангела?

- Неважно как его зовут, у него много имён.

Ты будешь называть его «Мама».

Учитель: - О чём идёт речь в этой притче?

Учащиеся: - Ребёнок, появляясь на свет, ещё не может быть самостоятельным, ему нужна любовь, поддержка взрослых людей, а такую поддержку может оказать, только мать, так как она ближе всего ребёнку.

Учитель: - Каждую минуту на земле происходит чудо. Это чудо – рождение ребенка. Человек рождаясь практически ничего, не знает и не понимает. Зато он точно знает, что где-то рядом должна быть его мама – самый родной и близкий человек. И ребёнок, который только начинает говорить, старательно по слогам, говорит слово «ма-ма». Так как, это самое дорогое то от чего исходит тепло, свет, как от солнца, Мама всегда желает добра своему ребёнку. Любовь к матери заложена самой природой. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Мама всегда занимает особое место в нашей жизни.

Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни. В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери – Божией матери. Богородице посвящены творения художников, скульпторов, поэтов и композиторов.

О материнской нежности написано в стихотворении Ф.Тютчева.

Чтец 1: «Твой милый образ незабвенный.

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда».

Но особенно сильно и задушевно, искренне о своей матери пишет Сергей

Есенин.

Чтец 2: «Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

Слушай под эту гармонику свежую

Я расскажу про свою тебе жизнь».

Учитель: - Какие вызывают эмоции у вас эти стихи?

Учащиеся: - Мать всегда поддержит, согреет, поможет ребёнку, защитит от горестей и страданий.

Учитель: - Да, действительно, мама всегда поможет, пока есть Мать, не страшно, она всегда покажет дорогу, осветит её своим светом и теплом, не даст заблудиться и пропасть в этом сложном мире. Мы всегда ощущаем чувство защищённости, когда рядом с нами Мать.

Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье?

Чтение притчи «Глаз и слепота».

"...У моей матери был всего один глаз. 
Я ненавидел ее. Потому что ее такое состояние заставляло меня испытывать стыд... 
Для того чтобы зарабатывать кусок хлеба для семьи, она работала в школе поварихой. 
В один день, когда я учился в начальной школе, моя мать пришла ко мне, 
чтобы навестить меня. 
Пол ушел из-под моих ног. Как она могла сделать это? Мне стало так стыдно. 
Я сделал вид, что я не вижу ее. Я посмотрел на нее с ненавистью и убежал оттуда. 
На следующий день мой друг одноклассник сказал мне: 
"Ээ, да твоя мать, оказывается, одноглазая" 
Я захотел провалиться сквозь землю. Я хотел, чтобы моя мать куда-нибудь пропала. 
Поэтому, в тот день, когда я встретился с нею, я ей сказал: "не лучше ли тебе умереть, чтобы не ставить меня в смешное положение?" 
Мать ничего не ответила мне. 
Я даже не подумал о том, что говорю, потому что я был очень злой. 
Меня не интересовали ее чувства. 
Я не хотел, чтобы она была дома. 
Я очень много работал и уехал в Сингапур на учебу.
Потом я женился. Купил свой дом.. У меня появились собственные дети, 
и я был доволен жизнью. 
В один день моя мать приехала ко мне. 
Столько лет она не видела меня и не знала своих внуков. 
Когда она подошла к двери, мои дети стали смеяться над ней. 
Как она могла приехать ко мне домой и напугать моих детей? 
Я заорал на нее "ВОН ОТСЮДА!" 
На это моя мать тихо ответила: "Прости меня. Кажется, я приехала не по тому адресу" и после этих слов скрылась с моих глаз. 
Однажды ко мне пришло письмо из школы насчет собрания выпускников школы. 
Я сказал жене в качестве предлога, что я еду в деловую поездку. 
После встречи выпускников я лишь ради любопытства поехал в свой старый дом. 
Соседи сказали, что моя мать умерла. 
Я совершенно не опечалился. 
Мне дали письмо, которое мать оставила для меня.
"Мой самый любимый сыночек, я всегда думала о тебе. 
Я очень сожалею, что приехала в Сингапур и напугала твоих детей. 
Я очень обрадовалась, когда услышала, что ты приедешь на встречу выпускников. 
Но я не знала, смогу ли я встать с постели, чтобы увидеть тебя. 
Я очень сожалею, что тебе, когда рос, было постоянно стыдно из-за меня. 
Знаешь, мое дитя, когда ты был маленьким, с тобой произошел несчастный случай, и ты потерял свой глаз. 
Я не могла вынести, как твоя мать, что ты вырастешь одноглазым. 
Поэтому я отдала тебе свой глаз. 
И сейчас я так горжусь тобой, думая, что ты вместо меня видишь этим глазом. 
Со всей своей любовью, твоя мама"

Учитель: - Чему учит нас эта притча?

Учащиеся: - Она учит нас любить мать за её безграничную, полную самопожертвования, самоотверженности жизнь ради ребёнка.

Учитель: - Притча учит нас многому. Речь в притче идёт не про глаз, а о той жертве, которую мать потом принесла, умолчав об этом, лишив себя и сына взаимного общения. Ведь вырос-то злой эгоист, и дети у него такие же.

А как наказала мать, даже не подозревая об этом, своего сына за его жестокость?

Учащиеся: - Наказала его поздней правдой, и с этой правдой и поздним раскаянием ему предстоит жить дальше.

Учитель: - Какой вывод надо сделать на основании этой притчи?

Учащиеся: - Надо быть внимательнее к матерям, любить их и уважать, не только в праздники показывать свою любовь, но и каждый день, не допускать, чтобы мать оставалась забытой и обиженной.

Ребята, а действительно ли любовь матери безгранична?

Чтение притчи «Свеча. Любовь матери».

Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом:

-кого она любит больше все на свете?...

Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.

-Вот свеча-это я! Её огонь - моя любовь! Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
-Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала - огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...

И так она зажгла столько же свечей сколько у неё было дето и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым...

Учитель: - Можно ли сказать на основании этой притчи, что любовь, свет, тепло матери безгранична, её хватит на всех?

Учащиеся: - Огонь свечи матери не стал меньше, когда она поделилась огнём, всем досталось поровну и любовь матери безгранична.

Учитель: - Как же велико должно быть сердце, способное вместить столько любви, тепла. Не случайно слово «мать» в народе поставили рядом со словом «Родина». «Родина-Мать» – это самое священное, что есть на земле. Солдат в бою с врагами бьется со словами «За Родину-Мать!». Ведь именно матери вырастили сыновей и дочерей, научили их любить свою родину. В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове сосредотачивается для него всё, жизнь.

А вы, в каких ситуациях говорите слово «мама»?

Учащиеся: - Когда обращаемся к маме, когда испугаемся, когда страшно и т.д.

Учитель: - Ленинградский педагог И.Ф.Гончаров в книге «Слово о матери» пишет: «Редко думал о матери. Иногда даже забывал о её существовании». «Когда уезжал из дому, письма писал неохотно, скупо. Мать страдала». «Времени всегда не хватало. Торопился к приятелям, на свидания, в театр, на работу. Матери отдавал лишь считанные минуты. Ничего теперь не изменишь». О таких стихах говорят: «Написано кровью». Как вы думаете почему?

Учащиеся: - Жизнь прошла, человек теряет мать, осознаёт свои ошибки, но нельзя уже исправить, вернуть всё назад.

Учитель: - Значит нужно сейчас любить мать, посвящать ей больше времени, проявлять внимание, чтобы не жалеть потом.

Сегодня, мы всё время куда-то спешим, мы заложники проблем, которые постоянно приходиться решать. Нам тяжело адаптироваться в окружающей сумасшедшей среде, без помощи матери сложно встать на ноги и жить.

Итог занятия: Милые дети, задумайтесь, как вы относитесь к своим матерям, как о них заботитесь и какой любовью вы платите им за счастье? За то, что появились на свет. Что сыты и обуты, накормлены и ухожены, научены навыкам жизни и добрым делам. Стыдно ли вашим матерям нынче за ваши поступки, обливаются ли души матерей слезами от незаслуженных обид и черствости вашей? Надеюсь, после этого занятия вы станете сильнее любить своих матерей, больше проявлять внимания и уважения к ним.

Рефлексия занятия «Солнце материнской любви».

На доске нарисовано солнце материнской любви. Дети перечисляют все прекрасные качества своих мам. Всё перечисленное детьми – это лучи солнца материнской любви. Дети должны на доске написать, какие прекрасные качества появились в них под воздействием лучей этого солнца.

  Литература.

1.Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению Уроков доброты/ под ред. И.В.Скворцовой. – Ульяновск: УИПКПРО,2007.

2.Притчи на каждый урок. Дорогами мудрости. Составитель Андрей Елисов. – Нижний Новгород: Приволжье, 2009.

Интернет ресурсы:

1.http://www.youtube.com/user/ahtaeva

2.http://www.youtube.com/watch?v=dmTq-vjQ7rc&feature=player_embedded#!

3.http://school48kirov.ucoz.ru/publ/vospitatelnoe_meroprijatie_quots_ljubovju_o_mamequot/1-1-0-99


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...