Воспитательное мероприятие "Дети блокадного Ленинграда"
классный час (7 класс) на тему
Мероприятие посвящено блокаде Ленинграда, судьбам детей, в частности судьбе Тани Савичевой. Использованы фото и видеоматериалы, музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_blokadnogo_leningrada.doc | 68.5 КБ |
prezentatsiya_blokada_leningrada.zip | 2.23 МБ |
minuta_molchaniya.zip | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Дети блокадного Ленинграда.
Направление - Нравственное и патриотическое воспитание.
Цель - Воспитание патриотических чувств, формирование нравственных ценностей.
Задачи 1 Расширение кругозора, знаний о Великой Отечественной войне, в частности о блокаде Ленинграда.
2 Развитие монологической речи, навыка публичного выступления, коммуникативных навыков.
3 Формирование чувств исторической памяти, уважения к старшему поколению, сострадания, понимания ценности человеческой жизни; представления о величии подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
(«Ленинградский метроном» видео)
Учитель
Здравствуйте. Я хочу поприветствовать всех, кто собрался здесь. Сегодня мы будем говорить о нашем горе, о нашей трагедии, но и нашей славе, нашем величии. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне, об одной из самых страшных и героических её страниц – блокаде Ленинграда. О странице, длиной в бесконечно долгие, полные ежедневного страдания и ежедневного героизма 900 дней и ночей. 2 года, 5 месяцев, 20 дней. С 8 сентября 1941 года по 27 января1944 года.
1 Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
2 Историческая справка
2-1 8 сентября 1941 года фашистские войска прорвались к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург, в результате чего Ленинград оказался блокированным с суши. Положение Ленинграда стало крайне опасным. Но захватить город гитлеровцы не смогли. С этого момента и начинается трагическая и героическая оборона Ленинграда.
2-2 Секретные дерективы немецкого военного штаба гласили: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. … капитуляция Ленинграда, а позже Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником»
2-3 Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться широко то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.
2-4 Блокадные времена – это небывалые времена. Не сумев захватить Ленинград, фашисты усилили его бомбардировку. Над городом висели дымные разноцветные облака – это была картина из Апокалипсиса. Бомбы обрушивались на детские дома, госпитали, школы. Гибли тысячи людей. За сентябрь-ноябрь 1941 года в Ленинграде 251 раз объявлялась воздушная тревога, средняя продолжительность артобстрела достигала 9 часов. Но Ленинград не сдавался.
2-5 В блокированном Ленинграде (несмотря на то, что велась эвакуация) осталось 2 миллиона 887 тысяч мирных жителей. Поначалу запасов продовольствия было достаточно. Продолжали работать заводы, которые выпускали самолеты (318), танки (713), бронемашины (480), бронепоезда (6), артиллерийские орудия (более 3 тысяч), минометы (10 тысяч), снаряды и мины (более 3 миллионов).
2-6 Во время бомбардировок были разрушены продовольственные склады. Когда наступила зима и прекратилась навигация на Ладожском озере, снизился подвоз продовольствия - начался голод. Была введена карточная система, по которой каждому человеку выдавалась определённая норма суррогатного хлеба в сутки. Муки в хлебе было меньше всего, только как связующее вещество. В основном отруби, жмых, целлюлоза. И потом еще мякина.
2-7 Но даже такого хлеба не хватало, и нормы выдачи периодически сокращались. Своего критического минимума они достигли в ноябре 1941 года: рабочим полагалось 250 граммов в сутки, служащим, иждивенцам и детям – 125. Люди умирали от голода.
2-8 В январе 1942 года вышло из строя центральное отопление, водопровод. Машины и трамваи вмерзли в лед и стояли на улицах, как изваяния, покрытые белой коркой. Ленинград замерзал и умирал от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы.
2-9 В осаждённом городе оставалось более 400 тысяч детей.
3 Расскажи нам, старая чернильница,
Как в тебе чернила застывали.
Расскажи, как можешь, печка бывшая,
Как мы в дни блокады горевали.
Но молчит чернильница.
Печь к теплу дорогу не покажет,
Про огонь забывшая.
Только хлеб живой. Он все расскажет.
Я – хлеб. У меня есть душа.
Я – хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я – ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони, как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я – хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой.
С трудом поднимает ручонку.
Я – хлеб. И пока я живой,
Не дам умереть я ребенку!
Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я – хлеб.
У меня есть душа.
Я - хлеб…
4 Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
5 Только за первую блокадную зиму голод унёс 252 тысячи человек.
6 39 школ Ленинграда не прекращали занятий в ту самую страшную блокадную зиму 1941 года. Ленинградские дети разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
7 Девчонка руки протянула
и головой – на край стола…
Сначала думали – уснула,
а оказалось – умерла.
Её из школы на носилках
домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
то исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
занятья – после похорон.
8 Как не помнить о блокаде!
Лишь оглянешься назад –
Пред тобою на плакате:
«Не допустим в Ленинград!»
Нет Катюши…Женьки…Димки…
Метрономом в голове:
«Лишь один… один…один ты
Из всего шестого «Б».
9 Таня Савичева
9-1 Где-то между орбитами Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой».
9-2 Сначала считалось, что Савичевы умерли все. Но это не так. Старшая сестра Тани Нина Савичева эвакуировалась со своим заводом, где работала чертёжницей, но не смогла сообщить домой, и её считали погибшей. Это она нашла дневник Тани. Из её рук он попал в ленинградский музей, оттуда- в Нюрнберг, и дальше эта повесть длиной в 41 строку облетела планету. Но Таня, так никогда и не ставшая взрослой, этого не узнала.
9-3 Холод, мрак, согбенные фигуры,
А за толстой линией окна
Минус 35 температура
И всё та же самая война
Ничего от прежней Тани нету,
Изменились все черты лица,
Вот она – одиннадцатилетний
Человек с глазами мудреца.
9-4 28 декабря Таня сделала первую запись в своём дневнике.
Женя, старшая сестра Тани работала на заводе.
9-5 Женя, Женя! Ранняя сутулость,
Измождённость ясного чела.
…На завод ушла и не вернулась-
Прямо на работе умерла…
А метель в горелом переулке
Клок афиши трогает и гнёт.
Таня вынимает из шкатулки
Маленькую книжечку-блокнот.
Ищет букву «Ж» по алфавиту,
Карандаш достала из стола,
А затем не детски, деловито,
Вписывает: «Женя умерла»
Т: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года»
9-6 Бабушка ослабела в январе и попросила не хоронить её сразу, а оставить в холодной комнате и получать хлеб по её карточке. «Вы не бойтесь, я тихонечко полежу»
Т: «Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1941года.»
9-7 Где они теперь, мои салазки,
Где мои «снегурочки» - коньки?
Всё трясёт от орудийной встряски,
Даже воду в прорубях реки.
Все остатки радости сгорели.
Всё в разрывах – суша и гранит.
И подговор мартовской капели
Занемог брат Лёка, Леонид
9-8 У Лёки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И всё скрипел своим пёрышком-рейсфедером.
9-9 И опять же вынула украдкой
Свой блокнотик младшая сестра
И вписала строго, крупно, кратко:
«Лёка умер в 5 часов утра»
Т: «Лёка умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра»
9-10 На одном этаже с Савичевыми жил их сосед – дядя Вася. У него была огромная библиотека. В мирное время дети приходили и брали книги почитать. Зимой 41-42 года дядя Вася топил печку книгами из своей библиотеки.
Т: «Дядя Вася умер 13 апреля, 2 часа ночь 1942 год»
9-11 И снова на букву «Л»
Т: «Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня 1942»
9-12 Смерть пошла косить из дома в дом.
Умерла учительница в школе,
Замертво свалился управдом.
Гибнут люди, гибнут сплошь и рядом,
Кто во тьме, а кто средь бела дня.
И приметой скорбного обряда
Стал служить не гроб, а простыня.
9-13 Поздней весной, когда остались только Таня и мама, девочка выменяла на рынке лук, чтобы накормить маму, погибающую от цинги. Но та не могла уже есть…
Т: «Мама 13 мая в 7-30 утра 1942 г»
9-14 Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок.
Всё семейство Савичевых встало
Перед нею вновь наперечёт.
И она буквально по два слова
Пишет, как на крайней полосе.
Т: «Савичевы умерли»
9-15 И снова.
Т: «умерли».
9-16 И добавляет.
Т: «все»
9-17 За окном весеннее блистанье.
А она сиротски занесла
В свой дневник:
Т: «Осталась одна Таня»
9-18 Даже не поставила числа.
9-19 Вот так погибла большая ленинградская семья. Не выжила и сама Таня. По Дороге жизни её вывезли из Ленинграда, но блокада догнала девочку через два года. Голод настолько подорвал здоровье Тани, что её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла. В Нижегородской области, в посёлке Шатки, стоит памятник маленькой ленинградской школьнице.
10 Дорога жизни.
10-1 Когда говорят о блокаде Ленинграда, обязательно упоминают о Дороге жизни.
С 22 ноября 1941 года стала действовать ледовая трасса – единственная ниточка, связывающая город со страной. По ней с невероятными трудностями доставлялись в город продукты и топливо, а из города эвакуировали жителей.
10-2 О да - иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
Казалось — солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
Навеки лунный снег, и лед,
И голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли...
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят.
10-3 Александр Розенбаум «Дорога жизни» (видео)
10-4 По Дороге жизни за 1941-1942 год перевезли более 360 тысяч грузов, эвакуировали 1 миллион 376 тысяч человек. Вывезенных из умирающего города детей размещали в эшелоны и отправляли в тыл. Но цинизм и бесчеловечность фашистов не знали предела, они способны были бомбить даже санитарные поезда. Поэтому могло быть и так.
10-5 Тихвин, 14 октября 1941 года
Они были уже далеко от блокады –
Вывозимые в тыл ленинградские дети.
Где-то там, позади артобстрелов раскаты,
Вой сирен, стук зениток в прожекторном свете,
Надоевшие бомбоубежищ подвалы,
Затемненных домов неживые громады,
Шёпот мам на тревожном перроне вокзала:
"Будет всё хорошо, и бояться не надо!..."
А потом путь по Ладоге, штормом объятой,
Волны, словно таран, били в баржи с разгона.
Наконец, твёрдый берег – уже за блокадой!
И опять пересадка, и снова в вагоны.
Они были уже далеко от блокады,
Всё спокойней дышалось спасаемым детям,
И стучали колёса: "Бояться не надо!
Бояться не надо! Мы едем! Мы едем!"
Поезд встал, отдуваясь, на станции Тихвин.
Паровоз отцепился, поехал пить воду.
Всё вокруг, как во сне, было мирным и тихим...
Только вдруг крик протяжный за окнами: "Воздух!"
"Что случилось?" – "Налёт. Выходите быстрее!.." –
"Как налёт? Но ведь мы же далёко от фронта..." –
"Выводите детей из вагонов скорее!.."
А фашист уже груз сыпанул с разворота.
И опять свист и вой души детские рвали,
Словно дома, в кошмарной тревог круговерти.
Но сейчас дети были не в прочном подвале,
А совсем беззащитны, открыты для смерти.
Взрывы встали стеной в стороне, за домами.
Радость робко прорвалась сквозь страх: "Мимо! Мимо!"
И душа вновь припала к надежде, как к маме –
Ведь она где-то рядом, неслышно, незримо...
А над станцией снова свистит, воет, давит,
Бомбы к детям всё ближе, не зная пощады.
Они рвутся уже прямо в детском составе.
"Мама!.. Ты говорила: бояться не надо!.."
Есть на тихвинском кладбище, старом, зелёном,
Место памяти павших героев сражений.
Здесь в дни воинской славы склоняют знамёна,
Рвёт минуту молчанья салют оружейный.
А в другой стороне в скромной братской могиле
Спят погибшие здесь ленинградские дети.
И цветы говорят, что о них не забыли,
Что мы плачем о них даже в новом столетье.
Помолчим возле них, стиснув зубы упрямо,
Перечтём вновь и вновь скорбный текст обелиска,
И почудятся вдруг голоса: "Мама! Мама!
Приезжай, забери нас отсюда! Мы близко!.."
Учитель : Предлагаем минутой молчания почтить память тех кто стал жертвой блокады (Звучит метроном- видео)
Метроном и Вечный огонь (видео)
11 У Вечного огня!.. Я знаю, что хочу.
Я, голову склоня, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:
Всем сбившимся с пути, всем рухнувшим с коня
Дорогу освети, свет Вечного огня.
12 К январю 1944 года население Ленинграда сократилось до 560 тысяч человек. За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание «Город-герой»
13 Свет Вечного огня, свет вечного костра, мы у тебя в долгу.
В долгу за каждый вздох и прежде и теперь…
И если я тебе не выплачу свой долг, тогда убей меня
И прокляни меня, жар вещего костра.
Свет Вечного огня.
Рефлексия
Управление образования
Тайщетского района
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Имени Николая Островского
Открытый классный час
«Дети блокадного Ленинграда»
Классный руководитель 6 класса
Файзрахманова Галина Владимировна
Образование: высшее
Квалификационная категория: первая
г. Тайшет
2014
Подписи к слайдам:
Только за первую блокадную зиму голод унёс
252 тысячи человек
Дневник Тани Савичевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...
Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»
Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является формирование у обу...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...
Выступление на 51-й научно-практической конференции старшеклассников МБОУ гимназии № 2, посвящённой 80-летию победы в Сталинградской битве и снятия блокады Ленинграда Доклад на испанском языке «Никогда не забыть подвиг жителей блокадного Ленинграда»
laquo;Подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда, никогда не будет забыт. Их героизм и вера в победу помогли пережить Вторую Мировую войну (1941 – 1945)», сказал президент Государ...