Классный час на тему: «Родительский дом!»,
классный час (9 класс) по теме

Лаптева Галимя Гильмулловна

Цели классного часа:

-познакомить учащихся с некоторыми статьями из Семейного кодекса, в    которых говорится о взаимоотношениях родителей и детей;

-воспитывать у детей чувство любви к своим родителям;

-учить детей жить по законам совести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu_roditelskiy_dom.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Родительский дом!», разработанный Лаптевой  Галимей  Гильмулловной, учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №9.

                                 

Цели:

-познакомить учащихся с некоторыми статьями из Семейного кодекса, в    которых говорится о взаимоотношениях родителей и детей;

-воспитывать у детей чувство любви к своим родителям;

-учить детей жить по законам совести.

Оформление: распечатка памяток для учащихся, презентация, прозвучат песни «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина), «Научи отец»

( сл. Витаса, муз.)  

                                                 Что ты сам сделаешь для родителей своих,                                                  

                                               того же ожидай и себе от детей.

                                                                                                            Питтак

Ход классного часа:

I. Объявление темы классного часа.

- Дорогие ребята, уважаемые коллеги, здравствуйте! Мы сегодня на классном часе поговорим о самых дорогих и близких каждому человеку людях – о родителях, о семье. Указом президента Башкортостана 2012 год объявлен годом благополучного детства и укрепления семейных ценностей.

Тема классного часа: Родительский дом!

Эпиграфом к  классному часу являются слова Питтака: «Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей».

 Ребята, как вы понимаете слова Питтака?  

Учитель: Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас.

Семья – это дом, это муж и жена, это дети, дедушки и бабушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Сейчас Гарипова Элина  расскажет нам одну легенду.

В давние времена жила удивительная  семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до верховного правителя тех мест. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней сто слов и отдал правителю. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «ПОНИМАНИЕ»

Учитель:  И действительно, в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание.

До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре этого «иконостаса», на видном месте - увеличенные портреты  глав семейства: отца и матери.

Родители и родина – слова с одним корнем. Эти святые слова помогают нам полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции своего народа.

Чтец: Пять ступеней, краской крытых,

Сколько раз вы мною мыты!

Сколько раз вы мною метены,

Веником пихтовым, дремным

И березьим голиком...

Пять простых ступеней в дом!

А на верхней, что поуже,

Где сучок, что око, тужит,

 Сколько раз сидела я,

Юбки подобрав края.

И смотрела в хвойный лес,

В вековую даль небес,

На калину у крыльца,

На кадушку без венца –

С дождевою водою черной!

До травинки все я помню,

Как легко над тем крыльцом

Вьются комары столбцом!

Это тыщи дум моих

Среди сумерек глухих

Вьётся там уж без меня,

В тишине родной звеня.

Счастье  - родину иметь

Да о ней всю жизнь болеть!

Вечно помнить свет села,

Дом родной, святые сени

И заветные ступени,

По которым в мир сошла.

                            Т. Смертина

Учитель: А сейчас прозвучит песня «Родительский дом» в исполнении Льва Лещенко.

Учитель: С   давних  пор  людей   волновали   вопросы   семейных   взаимоотношений . В XVI  веке  в России распространилась книга  «Домострой», в которой имелись вещи весьма полезные, давались поучения и наставления всякому христианину: и  мужу, и  жене, и детям. В ней шла речь об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи, за ее материальное

благополучие. Так, к примеру, назывались некоторые из глав «Домостроя»: «Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить»; «Как детей своих воспитывать»; «Похвала женам»; «О прибыли запасенного впрок».

Вот что написано в 22 главе, которая называется: «Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всём».

Чтец (2) «Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всём, и старость их чтите, и немощь их, и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле….… Сын и дочь сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери». Себе он кажется праведным перед богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: «Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы Господней». Он называет нечестивыми тех, кто обесчестил своих родителей. И еще он сказал: «Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери – пусть склюют труп его вороны, и сожрут орлы».

Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и благословят вас они: отчее благословение дом укрепит. А материнская молитва от напастей избавит.

Чтец:

Мать сыночку пела в детстве с колыбели:

«Спи, мой синеглазый, спи и подрастай,

Жизнь твоя пусть будет радостной купелью,

 Ты шагай по жизни, мать не забывай.»

Пролетели годы, мать старушкой стала,

Седенькой, немощной, старой и больной.

Что-то сын не пишет, ждать она устала,

Видно, очень занят, человек большой.

Всё в окошко смотрит, губы шепчут тихо:

«Приезжай, сыночек, мать твоя плоха.

Хочется увидеть, как растут внучата,

Стал какой сейчас ты, какова сноха?»

Мы порой жестоки к старикам бываем,

Часто обижаем наших матерей,

Как нас воспитали, быстро забываем,

Служим ли примером для своих детей?

Вспомните слова мои, выросшие дети:

Не жалейте ласки старым и больным.

Вы с годами сами будете мудрее,

Доброта вам будет счастьем дорогим.

                                               А. Ильина

Учитель:  Вы, ребята, наверное, замечали, что, сами того не желая, бываете неуправляемыми, даже дерзкими и часто своим поведением огорчаете своих родителей. Я думаю, что наша встреча поможет многим из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.

- В раннем детстве родителей любят безоглядной любовью. Позже в чувствах подростков появляется сдержанность, а порой и резкость.

- Как вы думаете, почему?

Учитель: Надо беречь и щадить здоровье самых близких вам людей. И как бы вы ни пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные и горькие дни вы все равно обратитесь к своим родителям.

Учитель: Не стоит забывать о здоровье и самочувствии родителей, ведь им тоже нужна помощь. Забота о родителях – это своеобразная отдача долга. Родители заботятся о своих маленьких детях, а потом дети заботятся о своих постаревших родителях. Ребята, а вы помогаете своим родителям?

( Ребята отвечают)

Учитель: Ребята, но ведь есть дети, которые не выполняют своего долга перед родителями. И тогда их родители оказываются брошенными, забытыми и беспомощными. На помощь таким родителям приходит государство. Не зря существует  Семейный кодекс, который включает статьи об алиментных обязательствах членов семьи. Рассмотрим некоторые из них.

Учитель: Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

Учитель: Так что запомните, ребята: государство защищает нетрудоспособных родителей. Если совершеннолетние дети не хотят им помогать, то они вынуждены будут делать это в судебном порядке.

Учитель: Статья 88. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей

1. При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Учитель: Статья 95. Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку

Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами.

Учитель: Статья 96. Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей

1. Нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).

Учитель:  Статья 97. Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи

1. Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшие и содержавшие своих пасынков или падчериц, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для этого средствами, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).

Учитель: Ребята, не поленитесь купить Семейный кодекс, если хотите знать свои права и обязанности по отношению к членам семьи.

Учитель: Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их ни решали, помните: вам обязательно нужно оставаться хорошими помощниками и заботливыми детьми. За невыполнение пунктов закона человек привлекается к ответственности, его наказывают. Но мы с вами люди культурные и законопослушные, а поэтому соблюдение законов для нас является обязательным.

Учитель: Есть несколько несложных правил, которые помогают соблюдать эти законы. Они написаны в памятке.

(Памятки лежат на партах)

ПАМЯТКА 

Настоящий сын бережет покой своих родителей.

Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.

Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

Не вступайте в пререкания со взрослыми.

Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

Не допускайте, чтобы родители не отдавали вам все то, в чем они сами нуждаются.

Старайтесь не делать того, что осуждают старшие.

Не собирайтесь в дорогу, не предупредив старших.

Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, если у него нет никого, кроме вас.

Учитель: Эти правила этикета основаны на уважении человеческого достоинства.

Учитель: Никто, кроме родителей, не желает искренне и бескорыстно помогать вам, давать советы на основе своего жизненного опыта. И пусть вам порой кажется, что они настроены против вас, родители всегда хотят уберечь своих детей от ошибок.

Учитель: Мальчики, когда у них возникают трудные жизненные ситуации, чаще всего обращаются за советом и помощью к отцам. 

Учитель: А сейчас прозвучит песня: «Научи, отец» в исполнении Витаса.  

Учитель:  Помните, ребята, ваш долг -  уделять внимание своим родителям. Задумайтесь над этим сейчас. Создайте для своих близких уверенность, что они будут всегда любимы. Не забывайте, что и у вас будут дети, которые принесут вам много радости, если вы будете уделять им свое время.

Выполнение задания:

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам такое задание. На листочках, которые я раздала вам, начертите таблицу. Каждый столбик в этой таблице соответствует члену вашей семьи (маме, папе, бабушке, дедушке).

Учитель: Ребята, начертили таблицу? Тогда приступим к выполнению задания.

- Придумайте добрые слова, пожелания для каждого члена семьи и напишите их в соответствующих столбцах. (Ребята выполняют задание).

- Давайте послушаем, какие добрые слова нашли для своих родителей, бабушки и дедушки Воробьева Таня, Акбердина Элина...

- Ребята, скажите, пожалуйста, где и при каких обстоятельствах вам было легче дарить своим близким прекрасные слова и пожелания?

- Скажите, ребята, кому вы чаще говорите ласковые слова? (Маме)

Учитель: Ребята,  мы собрались на классный час незадолго до празднования Международного женского дня  8 марта. Этот праздник, как и многие другие, имеет свою историю.

Уже в Древнем Риме существовал женский день. Прошло немало времени. А в 1910 году  Клара Цеткин предложила отмечать этот праздник.

Этот праздник называется также Днем международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Женщины хотели, чтобы у них были равные права с мужчинами.  

Сейчас мы в это день поздравляем наших женщин. Ни в один другой день не увидишь на улицах столько мужчин с цветами, как в этот. Без такого праздника жизнь человечества стала бы намного скучнее. Так скажем же спасибо нашим женщинам, нашим бабушкам, матерям, сестрам, подругам, одноклассницам за то, что они у нас есть, постараемся быть с ними всегда такими же внимательными.

Чтец: Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это - древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!..

Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего.

Ему конца нет. Встаньте!..

Я произношу его:«Мама!»

Учитель: Ребята! Каждую секунду в мире рождаются три человека. С первого дня жизни ребенка мама живет его дыханием, его слезами и улыбками.

Любовь матери к своему малышу так же естественна, как цветение сирени весной.

Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь мамы согревает всю жизнь ребенка.

Каким величественным является миг, когда мать кормит только что родившееся дитя!

Чтец: В уста ребенка мать вкладывает родной язык, вобравший  богатство разума, мысли и чувств. Она наполняет его жизнь духовной силой, помогает постичь вечные ценности. У мамы самое доброе сердце, самые добрые и ласковые глаза.

Учитель: Звучит песня: «Милая мама» в исполнении Юрия Волгина.

Чтец: Мама не только не досыпает ночами, волнуется и печется, чтобы ребенок был здоров, сыт, жизнерадостен, счастлив. Мать – это окно в большой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца. Мать – чудо мира.

Чтец: Мать… Мы землю так называем,

Когда растим хлеба и цветы,

Когда в ракете над ней взмываем

И видим, какая она с высоты:

Чистая, чистая, вся голубая –

Это, наверное, потому,

Что мамы ходят по ней, улыбаясь

Детям, будущему своему.

Черные, белые,  разные мамы.

Очень трудно им иногда.

Бывает, их губы сжаты упрямо,

Но в добрых глазах улыбка всегда.

Это кусочек солнца их детям,

Если улыбки всех матерей

Собрать в одну,

То на всей планете

Не будет, наверное,

Ненастных дней.

                             (К. Ибряев. «Мама»)

Учитель: у мамы очень много забот и дел. Надо беречь и щадить их здоровье.

- А вы, ребята, бережете здоровье своих матерей?

- Известный писатель А.А. Фадеев задавал вопрос: «Кого мы больше всех обижаем?» И сам же отвечал: «Матерей наших».

Чтец: Легче всего обидеть мать.

Она на обиду не ответит,

А только будет повторять:

«Не простудись – сегодня ветер!»

Легче всего обидеть мать.

Пройдут годы,

Мы станем старше.

Но кто-то губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего обидеть мать».

И, может быть, его услышат.

Учитель: Вспомните волшебные слова, которые надо говорить каждый день матери.

Давайте вспомним их, отгадав загадки:

1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

2. Зазеленеет даже пень,

Когда услышит… (добрый день).

3. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

4. Когда бранят за шалости,

Мы говорим…(прости, пожалуйста).

5. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания).

Чтец: Мы желаем родителям нашим

Никогда не унывать,

С каждым годом быть все краше

И поменьше нас ругать.

Чтец: Вам желаем, дорогие,

Быть здоровыми всегда,

Чтоб вы долго-долго жили,

Не старели никогда.

Чтец: Пусть невзгоды и печали

Обойдут вас стороной,

Чтобы каждый день недели

Был для вас, как выходной.

Чтец: Мы говорим тепло и просто

Такие добрые слова:

Желаем творческого роста,

Чтоб не седела голова.

Чтец: Чтоб ежедневно, улыбаясь,

Шли, на работу не спеша.

И чтоб с работы возвращаясь,

Все пело: тело и душа.

Итог классного часа: Ребята, давайте подведем итог классного часа. Культурный, воспитанный человек – это тот, который знает законы человеческого общества и с удовольствием их соблюдает. Сегодня мы с вами рассмотрели некоторые статьи из Семейного кодекса, в которых говорится о взаимоотношениях между родителями и детьми.

Берегите своих родителей, ребята, любите их. Желаю вам, ребята, чтобы вы всегда жили по совести и никогда не забывали проявлять заботу о своих родителях. Ведь ваши дети будут брать пример с вас.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект родительского собрания и классного часа по теме "Моя будущая профессия"

Разработки родительского собрания и классного часа и приложения к ним  могут  быть использованы классными руководителями и воспитателями специальной (коррекционной) школы VIII вида в п...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса.

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса....

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "Технология проведения родительского собрания".2015г.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИТехнология подготовки и проведения родительских собраний. Примерное положение о классном родительском собрании...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "10 секретов успешного проведения родительского собрания".2015г.

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....

Внеклассное мероприятие. Открытый классный час по теме "Родительский дом - начало начал". Форма проведения: телемост.

Классный час по теме "Родительский дом - начало начал" для обучающихся 9-11 классов направлен на воспитание взаимоуважения между родителями и детьми....