Урок мужества "Есть память, которой не будет забвенья"
классный час на тему
Урок, проведённый в рамках подготовки к Дню победы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shestakova_3_3.dok_.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ АО «Шенкурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
УРОК МУЖЕСТВА
«Есть память, которой не будет забвенья…»
Учитель начальных классов-
Шестакова Л.В.
(1квалификационная категория)
УРОК МУЖЕСТВА
«Есть память, которой не будет забвенья…»
Цель: Повторить, закрепить и систематизировать материал
по истории Великой Отечественной войны.
Задачи.
Образовательные: 1. Систематизировать знания учащихся о подвигах
людей в годы войны, о значении Победы в
Великой Отечественной войне.
2. Закрепить знания учащихся о роли героев-земляков
в годы Великой Отечественной войны.
Коррекционно-
развивающие Вырабатывать умения выражать своё отношение
к историческим событиям.
2. Формировать познавательные способности при
обобщении исторического материала.
Воспитательные: 1. Воспитывать чувство восхищения народом, который
проявил беззаветное служение Отечеству.
2. Формировать у учащихся патриотические качества.
Оформление зала:
На стенах- плакаты о событиях Великой Отечественной войны. В центре зала стоит стол. На столе- миска, ложка, хлеб, кусок мыла. Рядом на стуле- гимнастёрка, брюки, ремень, сапоги. Солдат пришёл с фронта.
(В материале использованы стихи поэта-земляка Чертова Г.И.)
Ι. Вступление. (На фоне песни «Журавли»)
1 чтец.
Июнь. Клонился к вечеру закат.
И тёплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
И кончится она лишь в 45-ом, в мае.
2 чтец.
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память, через годы пролетая,
Нам восстановит огненные дни.
II. Сообщение темы урока.
Ведущий.
Сегодня мы проводим урок мужества, урок памяти в честь событий,
которые дали нам возможность жить, работать, радоваться,
строить свои мечты и воплощать их в жизнь.
III. Не померкнет в веках. (Вступительная беседа).
Ведущий.
-Минули долгие десятилетия со дня окончания
Великой Отечественной войны.
В этом году мы отмечаем 69-лет со дня ПОБЕДЫ.
Могучими деревьями поросли фронтовые окопы, в некогда
охваченных военным пожаром селениях выросли поколения людей,
не слыхавших обвального грохота бомб и снарядов, а героический
подвиг советского народа всё так же ярко живёт в благодарной памяти
человечества.
Ведущий. (На фоне нарастающего рокота самолётов)
IY. Начало Великой Отечественной войны.
(Слайд № 1.)
- В ранний утренний час 22 июня 1941 года дозоры советских
пограничников заметили на западном краю уже начинавшего светлеть
неба зелёные и красные огни.
Они плыли к востоку, и вместе с ними нарастал рокот.
Сотни фашистских самолётов с зажжёнными бортовыми огнями
стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза.
Предрассветная мгла озарилась вспышками взрывов, и всё потонуло в
тяжком оглушительном грохоте, сотрясшем землю.
Y. Так началось нашествие фашистов.
(Голос Ю. Левитана, от Совинформбюро – начало войны)
1 чтец.
- 41 –ый! (На фоне «Прощание Славянки»)
Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поратно
Кумачёвые звёзды
На полотнах знамён унося.
Ведущий.
- Драма тысячи расставаний с родными и любимыми, драма
разрыва человеческих судеб.
Но прощание и уход равны долгу совести и велению времени.
(слайды № 2,3,4,5,6).
YI. Краеведческий материал.
- Линия фронта не дошла до нашего города Шенкурска. Но с первых
дней войны в Шенкурский и Ровдинский военкоматы стали поступать
заявления от добровольцев о немедленной отправке их на фронт.
Все они хотели защищать Родину.
Невелик по своей территории Шенкурский район, но на ней родились,
выросли и жили 8 героев Советского Союза и полный кавалер
солдатского ордена Славы.
(Слайды «Герои Советского Союза» с №7-15)
- Алфёров Всеволод Степанович
- Волков Александр Михайлович
- Кузнецов Иван Иванович
- Волосатов Виктор Александрович
Полный кавалер ордена Славы – Цыкарев Иван Фёдорович
- Среди героев Советского Союза – 4 героя являются выпускниками
Усть-Паденьгской школы Шенкурского района.
Вершинин Фёдор Григорьевич
Токуев Григорий Аркадьевич
Шибанов Григорий Иванович
Семаков Фёдор Фёдорович
( На фоне показа читается стихотворение. Это стихотворение Г.И.Чертов посвятил им.)
2 чтец.
Учились мальчики в Усть-Паденьгской школе.
Кто раньше, кто позже ушёл из неё.
И лишь четверым улыбнулась доля
Геройством прославить поместье своё.
Героем стал в Финскую Фёдор Вершинин,
На северном флоте моряк воевал.
И в битвах с врагом дела он большие
Во имя Отчизны свои совершал.
В Великой войне и разведчик Токуев
Фашистов громил средь болот и лесов
Прославили в схватках школу родную
И край свой Шибанов и Семаков.
А были, как все – рядовые мальчишки,
Так же учились на «плох» и на «хор».
Об этих ребятах написаны книжки
И в песнях воспел их Архангельский хор.
Ведущий.
- Уходят из жизни люди,
Уходят, как будто даты…
Под прицелом сильных орудий
Гибнут и гибнут солдаты.
(Слайд № 2)
( Чтец на фоне фотографий ).
3 чтец.
- Солдат, поднимись, ты же можешь!
Ты должен подняться, браток!
Ведь ждёт тебя дома девчонка,
И мать всё шепчет: «Сынок».
Вставай же, солдат!
Слышишь, слышишь!
Приказ есть приказ –
Надо жить.
Но он не подчиняется приказу
И неподвижно лежит…
Убит!
Ведущий.
- Каждая фашистская пуля,
Обрывавшая на фронте жизнь
Бойца, ранила, порой смертельно,
И чьё-то женское сердце.
Ученик читает текст «Прикасаясь к подвигу» (о «Зале скорбящих матерей»).
« Теперь попрошу сюда,- негромко сказал экскурсовод, и следом за ним группа туристов через узкий проход в стене пошла в зал, свет в котором почему-то был приглушён.
Поначалу этот зал показался пустым. Кроме домашнего очага, где, будто настоящий , мерцал электрический огонь, здесь ничего не было. Над огнём висела посудина с широким дном. Всё напоминало ожидание: берегли тепло очага, готовили пищу. Кто ждал и кого под этими пронизанными взволнованными тишиной сводами?
Ждали матери…Ждали своих сыновей, не вернувшихся с войны. Для них берегли тепло домашнего очага. Глаза матерей смотрели на нас. Задумчивые. Печальные. Иссушённые слезами. Смотрели с больших, в человеческий рост, фотографий, развешанных по стенам. Чёрно-белые снимки следовали один за другим. Матери разных национальностей- русская, грузинка, украинка…
-Этот зал мы назвали «Залом скорбящих матерей»,- сказал экскурсовод.
Его слова прозвучали в полной тишине. В нашей группе были люди разных возрастов. Одни знали о войне из кино и книжек, другие прошли через её горнило. Но все понимали: в эту минуту каждый словно прикоснулся сердцем к самому светлому. Прикоснулся к Памяти народной.
Идут годы, сменяют друг друга вёсны, растут новые поколения людей- память о народном подвиге не меркнет. Она живёт в трепетном Вечном огне у Кремлёвской стены, в монументах на площадях больших городов и в скромных, красной звёздочкой обелисках на сельских просёлках.»
Ведущий.
- С особой жестокостью прошла война по семье простой
русской женщины – колхозницы из Шахановки
Соболевой Калисты Павловны
Всех семерых сыновей не дождалась с полей сражений Великой
Отечественной. Семь скорбных извещений, одно за другим
пришли в её дом.
В г. Шенкурске поставлен памятник этой женщине.
- Такая же судьба выпала на долю Долгобородовой Анны
Васильевны из Шеговарского сельсовета. Она потеряла
шестерых сыновей.
В годы великой Отечественной войны более 600000 женщин
находились в Советских вооружённых силах, из которых более
80000 являлись офицерами.
- Кем работали женщины в годы войны ?
- Они были лётчиками и танкистами, разведчицами и снайперами,
связистками, врачами, медсёстрами и регулировщиками движения.
В основном женскими руками производилась техника,
оружие, обмундирование, выращивался хлеб военной поры.
«Мои деревенские бабы
Вам памятник в бронзе отлить.
Не в каждой деревне хотя бы,
Но всё же установить».
- Эти строчки Г.И. Чертов посвятил женщинам, вынесшим все тяготы жестокой войны.
Ведущий.
Война теперь чаще видится в целом, как огромный труд всего
народа. Суровый режим и напряжённый ритм жизни всей страны
неизмеримо превосходил обычные представления о человеческой
выносливости и самоотверженности.
( Слайды № 3,4,5,6)
Великая Отечественная война 1941-1945 годов – это наша с
вами история, наша память и наша боль. Нет такой семьи, которая не
опалила бы война.
27 млн. погибших означают, что каждый десятый житель страны
в те годы сложил свою голову. Победа досталась нам дорогой ценой:
кровью, потом и героизмом всего советского народа.
1418 дней длилась Великая Отечественная война.
34 тысячи часов и миллионы погибших людей.
Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна
Будет молчать 32 года.
Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
- Объявляется минута молчания.
( На фоне звуков метронома).
1 чтец.
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
- Сейчас вам, ребята, предоставляется возможность написать
мини-сочинение (4,5 предложений) на тему:
«Ах, война, что ты сделала ,подлая…» _________________________________________
Выразить своё отношение ________________
-Опорные слова и выражения на листках вам помогут.
(Для каждой группы свои опорные слова).
1 команда
Фашисты напали, победа над врагом, молодые ребята, слёзы и
разлука, верность Родине, похоронки, ждали и надеялись.
2 команда.
Фашизм, плен, слёзы, горе, радость Победы, разлука, страх, взрывы,
жестокие бои.
3 команда.
Письма с фронта, дети войны, герои-земляки, героизм народа, «Всё для фронта- всё для Победы!»
4 команда.
Радость со слезами на глазах, ранение, бойцы, поражение фашистов, война народная, борьба за Родину.
( Самостоятельная работа учащихся.
Звучит мелодия на военную тематику).
Чтение сочинений ( выставляются на наборное полотно).
2 чтец.
Солдату я слагаю Оду,
Был ратный путь его тяжёл,
Он всё прошёл: огонь и воду,
И трубы медные прошёл.
Шагав по вражескому следу
До завершающего дня.
Он прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
(Слайды №7,8,9,10)
Афганская война.
- Каждый раз, когда заканчивается война, мы думаем,
что она была последней. Так было и в 45-ом.
Но в 1978 году внуки солдат Великой Отечественной войны
надели военную форму. Десятилетняя война с Афганистаном
унесла более 14 тысяч русских солдат. 59 наших земляков
погибло. Небо чужой страны стало последним, что видели
многие из них.
Невесты – девочки так и не встретили своих любимых.
Песня «Белый танец» в исполнении И.Шведовой.
В 1988 году Советские войска были выведены из Афганистана
и мы снова верили, что эта война последняя.
Но в начале 90-ых годов мы узнали новые военные адреса:
Нагорный Карабах
Южная Осетия
Таджикистан
Чечня.
- Когда же закончится этот страшный счёт?
Ведущий.
- Уходят годы, что стали легендой.
И мы потомки тех, кто отстоял Родину,
бережно должна хранить память о них.
Пока мы помним живы те, от кого
Остались пожелтевшие фотографии.
И мы сохранимся, как люди, пока самим
храним память об этой победе, пока помним,
какой ценой досталась она народу.
Чтец.
Наша память всегда,
Cловно компаса стрелка:
Будет рваться к магнитному
Полю тех дней.
Крепче стали, прочнее гранита и камня
Этот слиток свободы,
Рождённый из крови м слёз.
(Слайд «Вечный огонь»)
3 чтец.
Не забудьте,
Вовек не забудьте тех дней,
Когда дети далёкой страны
Человечность спасали от смерти.
Они жизни своей ради нас не жалели
И поныне их кровь
Загорается в наших долинах,
То багряным цветком,
То полоской закаты, похожей на бинт.
Нерушимо стоит этот солнечный
Памятник правды,
И мечты, и отваги, и долга, и клятвы, и мира.
Нерушимо стоит
Этот памятник нашей Победы,
В нём и прошлое наше,
И ключи от великого завтра,
Ключи от дверей,
Сохранённого мужеством завтра –
Отворите их настежь!
(Слайды №11,12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Есть память, которой не будет забвенья. И слава, которой не будет конца»
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку (Н. В. Шелгунов) Трудно не согласиться с этим...
" Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца..."
Литературно-музыкальная композиция посвящена Дню Победы. Композиция составлена на основе краеведческого материала....
«Есть память, которой не будет забвенья»
Формирование у подростков патриотичечких качеств, гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти...
Есть память, которй не будет забвенья, и слава, которой не будет конца...
внеклассное мероприятие. Состязание по историческим событиям нашей Родины...
«Есть память, которой не будет забвенья, И подвиг, которому нет конца»
Великая Отечественнавя война. Как это было. И почему это следует помнить....
"Есть память, которой не будет забвенья"
Тем, кто воевал, и тем, кто не знает, что такое война, обращён наш рассказ. Смотрите и слушайте – с вами говорит История. Памяти наших дедов, отцов и старших братьев, памяти солдат и офицеров Кр...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…»
Продолжать расширять представления детей о Кубанском казачестве. Узнать о далеком прошлом казаков. Расширять представления и знания детей о казаках, как защитниках Родины....