Проект "Школьный кинозал"
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Блинова Марина Александровна

Работа содержит текстовое описание проекта "Школьный кинозал",которое включает в себя разъяснение по теме:"Духовно-нравственное воспитание школьников средствами кино". Собровождением является мультимедийная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Школьный кинозал».

  Блинова Марина Александровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.

В Медновской санаторной школе-интернате уже на протяжении 10-ти лет осуществляет работу проект«Школьный кинозал», где каждую субботу возле большого экрана собираются дети разных возрастов, чтобы посмотреть и обсудить «доброе» кино. (слайд 1).

(слайд 2-3)Цели и задачи проекта:

1.Знакомить учащихся с различными видами и жанрам киноискусства, с творчеством известных и начинающих режиссеров, а также с творчеством юношеских и молодежных киностудий;

2.Закрепить и расширить эстетические представления учащихся о красивом и безобразном в жизни, природе и искусстве;

3. Развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у учащихся;

4.Развивать речь учащихся, умение формулировать и высказывать свои мысли, а также выслушивать окружающих, участвовать в беседе.

5.Учить осмысливать духовное богатство своего народа;

6.Дать представления об основных явлениях современного кино, телевидения, помочь ориентироваться в потоке аудиовизуальной информации на кино- и телеэкране, дать опорные знания, развивать познавательные интересы, аудиовизуальную грамотность и культуру, художественный вкус по отношению к экранным искусствам, восприятие системы звукозрительных образов, самостоятельность эстетических суждений, оценок, подготовить учащихся к самообразованию в области экранныхискусств.

7.Расширять сферу воздействия кино на формирование патриотического самосознания учащихся;

8.Воспитывать  гармоничную, духовно развитую личность как носителя культуры нации;

     В работу кружка вовлечены учащиеся с 1 по 8 классы. Почему такая большая возрастная разница? Это связано с выбором фильмов для просмотра, так как подборка ведется с учетом интересов учащихся разных возрастных групп.

   В течение недели происходит отбор фильма для просмотра в субботу, готовятся вопросы для обсуждения.

Этапы работы над фильмом.(слайд 4).

   Школьники любят делиться впечатлениями о просмотренных фильмах и телепередачах, но многие не могут передать их содержание, эмоции переполняют детей, а главный смысл увиденного остается не понятым. Следовательно, школьников необходимо нацеливать на предстоящий просмотр фильма, создавать у них определенное настроение, направлять их мысль в нужную сторону. После просмотренного фильма следует обратить внимание детей на художественные средства, которые были использованы создателями: музыку, танцы, костюмы, декорации, картины родной природы/ поле, озеро, березовая роща, лесная опушка, цветочная поляна/. Важно, чтобы киноискусство пробудило в юном зрителе художника, способного к сильному эстетическому переживанию.

   Поэтому в субботу работа кружка начинается с общих вопросов, непосредственно связанных с предстоящим просмотром. Например, если смотрим фильм патриотического содержания обязательно говорим о понятиях Родина, Отечество, Патриот, служение Отечеству, герой, подвиг; духовно-нравственного содержания – добро, зло, милосердие и т.д.

Второй этап – просмотр фильма.

Третий этап – обсуждение.

   Кинематограф содействует усвоению человеком социальных норм, поведенческих образцов и культурных ценностей, необходимых для его успешного и полноценного функционирования в обществе. Кино воспитывает у молодого человека определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии и антипатии, т. е. способствует формированию внутренних образцов, регуляторов поведения, которые в будущем сравнительно устойчивым образом будут влиять на его поведение. Причем, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений сопровождаются интенсивными переживаниями. С учетом этих принципов осуществляется подбор фильмов для просмотра.

  (слайд 5).Отбор фильмов для просмотра:

- современные мультфильмы, выпущенные недавно, а также мультфильмы советского периода и православного содержания;

- фильмы духовно-нравственного содержания;

- фильмы патриотического содержания;

- сказки;

- новинки кинематографа;

- фильмы выпускников ВГИКа  и юношеских киностудий.

  ( слайд 6) Чем интересны мультфильмы для современных школьников? Краткость фильма, соответствующая особенностям детского восприятия, занимательный его характер - вот чаще всего предпосылки сильного впечатления, производимого искусством мультипликации на детей. Движение, действие, быстрая смена эпизодов в наибольшей мере соответствуют психологической потребности школьников.

  Первый этап - детям мультфильм доставляет радость, вызывает у них смех или грусть, сочувствие героям , и это замечательно, т.к. мы учим школьников чувствовать, сопереживать, сострадать. Следующий этап - это рассказ об их впечатлениях, рассказ по возможности связный, более подробный, с собственными комментариями, что способствует развитию связной речи школьников.

  Мультипликация средствами юмора, сатиры, веселого розыгрыша, шутками подводит детей к ответам на многочисленные их вопросы: почему? как? зачем? какой я сам и окружающие меня люди?

  (слайд 7) Например, мультфильм «Пересвет и Ослябля»(Станислав Победилов). Почему именно он выбран для обсуждения? Во-первых, затронута важная для России историческая дата, во-вторых, показан героизм народа( патриотический момент), в-третьих, изображены важные православные традиции и ценности, в-четвертых, очень яркий мультфильм. Перед просмотром  мы говорим про Куликовскую битву, о ее значении для Руси, о Сергии Радонежском, Дмитрии Донском. После просмора  мы выявляем первичное восприятие школьников, говорим о героизме русского человека, о значении православия в истории Руси, об изобразительно-выразительных средствах мультфильма.

   Духовно-нравственное воспитание в «Школьном кинозале».

   Милосердие и сострадание… Добро и зло… Наверное, нет человека, который бы хоть раз в жизни не задумывался над этими понятиями, над вечными вопросами бытия.

Крайне мало сейчас уделяется внимание таким очень важным понятиям, как «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «сердобольность». А если и говорят об этом, то далеко не всегда доходит до дела. И это неправильно. Ведь эта проблема очень важна для всего нашего общества, и не решать её – преступно, так как есть люди, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию, и им без нашей поддержки и помощи не выжить.

А нужно ли милосердие сегодня? Чувство любви к ближнему, сострадание и милосердие во все времена были необходимы людям. По определению В. И. Даля, это «сердцеболие - сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность». Термин «милосердие» несколько не моден сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в современном словаре даны как устаревшие сочетания слов. В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание, многим кажутся пережитком старины. Попирание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты.   Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть.  «Ну-ка, побей, побей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трёхлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный-пресильный, смотри, как бабушке больно!» - такими невинными забавами внушается ребёнку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.

           Если человек не проявляет милосердие, то он лишается одного из важнейших проявлений нравственности. Мы не хотим, чтобы эти чувства были вычеркнуты из жизни и наши дети воспитывались бы под влиянием пошлости телевидения и интернета, поэтому много времени уделяем просмотру фильмов духовно-нравственного содержания.

    (слайд 8).Например, фильм «Щенок»

Конец 70-х — начало 80-х годов XX века. Школа, юные пионеры со своими представлениями о добре и дружбе. Именно в этой среде разворачивается драматическая история Валерки — непохожего на всех остальных детей 11-летнего аутичного мальчика. Он в силу своих особенностей является изгоем в среде жестокого детского общества. Алеша, как и все его товарищи, при каждом удобном случае обижает Валерку. Но однажды происходит событие, которое заставляет Алешу совершенно иначе взглянуть на Валерку, а затем и на весь мир в целом…

   В предварительной беседе мы говорим  о понятиях доброта и сострадание, жертва, о том, приходилось ли учащимся жертвовать чем-то дорогим в их жизни. После просмотра обсуждаем, как изменился Алеша после встречи с Валеркой, как сумел расстаться с любимым щенком, чтобы подарить счастье другому, почему решил стать священником. При обсуждении этого фильма дети плачут, анализируют свои поступки.

   Патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества стараемся формировать в процессе патриотического воспитания посредством кино. Фильмы о героической борьбе, подвигах лучших сынов Отечества способствуют формированию гражданских и патриотических ценностей учащихся. Школьники осмысливают такие понятия , как Родина, Подвиг, Патриот, Воин-освободитель, узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу.

   (слайд 9) Например, фильм «Рябиновый вальс»(реж. Алена Семенова).

Фильм "Рябиновый вальс"- отечественное произведение, которое смотрится, как старое и доброе советское кино. Кино с большим смыслом. Постановлением советской власти, молодые девушки от 17 до 20 лет мобилизованы для разминирования полей в Вологодской области.
Сначала девушек надо обучить, а потом направить на ответственную и тяжелую работу- разминирование полей от вражеских мин. Фильмфильм берт за душу, но всю историю фильма рассказать нельзя, она очень трепетная и интересная. В фильме звучит прекрасная музыки композитора Евгения Доги.

   В предварительной беседе мы говорим о Великой Отечественной войне, о понятиях Родина, защитник Отечества, подвиг, герой, патриот.

   В беседе о фильме говорим о подвиге девушек-саперов, о смерти во имя Родины, о понятиях женщина  и война.

  Сказки.

Сказка для ребенка - то же самое, что классика для взрослого: она и энциклопедия жизни, и учебник, и источник эстетического наслаждения. Сказка дает ребенку возможность пережить всю сложную гамму чувств. Она рождает уверенность в том, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. Наверное, поэтому кино всегда будет обращаться к вечным сюжетам сказок о Красной шапочке, Царевне Лягушке, о Золушке...

Сказки на экране отвечают чаяниям ребят.  Школьники любят необыкновенное и героическое, забавное и смешное, фантастическое и таинственное. Все это есть в киносказках. Сказка идеально приспособлена к детскому сознанию, она учитывает психофизические особенности ребенка.

   В детстве каждый так или иначе ощущает разрыв между желаниями и возможностями, между известным опытом и неведомым сложным окружающим миром, между стремлением к самостоятельности и опекой взрослых, страхом, ощущением своей беззащитности и жаждой исследования. Сказка дает выход этим чувствам, помогает ребенку определиться в сложном мире взрослых.

   (слайд 10)Например «Реальная сказка» (реж. А.Мармонтов, авто сценария С.Безруков).

В фильме «Реальная сказка» персонажи детских сказок переселились в настоящий мир и так или иначе приспособились к реалиям нашего времени. Ставший олигархом Кащей во всю продолжает творить злые дела, лишая детей веры в чудеса. Он уничтожает страницы сказок, где сказано про его смерть, становясь действительно бессмертным. А девочка Олеся, нашедшая старинную книжку, до которой ещё не дотянулись руки Кащея, внезапно исчезла. И теперь её старший брат должен спасти её и сказочных героев, вернув людям веру в доброту и чудеса. Сказка динамичная  и увлекательная.

    В предварительной беседе мы говорим о сказке вообще, о ее значении в жизни каждого человека, о сказочных героях.

   При обсуждении дети много говорят о добре и зле, о своих чувствах после просмотра, о бережном отношении к сказкам.

    Фильмы выпускников ВГИКа и юношеских киностудий.

  У нас есть удивительная возможность смотреть и обсуждать фильмы, созданные вчерашними и сегодняшними школьниками. Это люди одного поколения, у них общие ценности и представления о жизни.
    (слайд 11).Например, фильм «Царапина». (По рассказу И.А.Бунина «У истока дней»

Дипломная работа студентки ВГИКа Айран Курмангужнной).  На начальном этапе обсуждения необходимо говорить о роли зеркала –символа начала  детских воспоминаний-сновидений. Дальше следует перейти к обсуждению встречи героя со смертью сестренки, оборачивающейся его первым столкновением со смертью вообще. Мотив зеркального узнавания совмещается с мотивом узнавания смерти.

     После просмотра мы говорим о личных впечатлениях, о собственном познании мира.

 (слайд 12). В результате подобной работы в «Школьном кинозале» мы прогнозируем появление следующих преобразований в мировоззрении подростка, в ценностном ядре его характера и отношении к миру:

1.Осознание себя гражданином России на основе принятых общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства патриотизма.

2.Понимание и поддержание таких нравственных ценностей, как любовь, сострадание, милосердие, взаимопомощь

3.Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, ответственному поведению.

4.Укрепление нравственности на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

5.Целеустремленность и настойчивость в достижении результата.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШКОЛЬНЫЙ КИНОЗАЛ

Слайд 2

Цели и задачи Знакомить учащихся с различными видами и жанрам киноискусства, с творчеством известных и начинающих режиссеров, а также с творчеством юношеских и молодежных киностудий ; Закрепить и расширить эстетические представления учащихся о красивом и безобразном в жизни, природе и искус стве;

Слайд 3

Развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у учащихся; Развивать речь учащихся, умение формулировать и высказывать свои мысли, а также выслушивать окружающих, участвовать в беседе. Учить осмысливать духовное богатство своего народа; Расширять сферу воздействия кино на формирование патриотического самосознания учащихся;

Слайд 4

Этапы работы над фильмом Предварительная беседа; Просмотр фильма; Обсуждение фильма

Слайд 5

Подбор фильмов - современные мультфильмы, выпущенные недавно, а также мультфильмы советского периода и православного содержания; фильмы духовно-нравственного содержания ; фильмы патриотического содержания; сказки; фильмы выпускников ВГИКа и юношеских киностудий.

Слайд 6

Мультипликационные фильмы

Слайд 7

Фильмы духовно-нравственного содержания

Слайд 8

Фильмы патриотического содержания

Слайд 9

Сказки

Слайд 10

Фильмы выпускников ВГИКа

Слайд 11

Результаты работы 1.Осознание себя гражданином России на основе принятых общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства патриотизма. Понимание и поддержание таких нравственных ценностей, как любовь, сострадание, милосердие, взаимопомощь Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, ответственному поведению.

Слайд 12

Укрепление нравственности на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. Целеустремленность и настойчивость в достижении результата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воскресный кинозал (12+)

Что смотреть подросткам (12+) сегодня/завтра (TV, TouTube)?...

Кинозал спорта

Интересные факты из жизни спортсменов...

Виртуальный кинозал как форма работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории представлен пример организации виртуального кинозала на сайте школ, посвященный 290-летиюсо дня рождения А.В. Суворова....