Проект "Школьный кинозал"
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Работа содержит текстовое описание проекта "Школьный кинозал",которое включает в себя разъяснение по теме:"Духовно-нравственное воспитание школьников средствами кино". Собровождением является мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Школьный кинозал в воспитании школьников". | 25.5 КБ |
Презентация "Школьный кинозал в воспитании школьников". | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Школьный кинозал».
Блинова Марина Александровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.
В Медновской санаторной школе-интернате уже на протяжении 10-ти лет осуществляет работу проект«Школьный кинозал», где каждую субботу возле большого экрана собираются дети разных возрастов, чтобы посмотреть и обсудить «доброе» кино. (слайд 1).
(слайд 2-3)Цели и задачи проекта:
1.Знакомить учащихся с различными видами и жанрам киноискусства, с творчеством известных и начинающих режиссеров, а также с творчеством юношеских и молодежных киностудий;
2.Закрепить и расширить эстетические представления учащихся о красивом и безобразном в жизни, природе и искусстве;
3. Развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у учащихся;
4.Развивать речь учащихся, умение формулировать и высказывать свои мысли, а также выслушивать окружающих, участвовать в беседе.
5.Учить осмысливать духовное богатство своего народа;
6.Дать представления об основных явлениях современного кино, телевидения, помочь ориентироваться в потоке аудиовизуальной информации на кино- и телеэкране, дать опорные знания, развивать познавательные интересы, аудиовизуальную грамотность и культуру, художественный вкус по отношению к экранным искусствам, восприятие системы звукозрительных образов, самостоятельность эстетических суждений, оценок, подготовить учащихся к самообразованию в области экранныхискусств.
7.Расширять сферу воздействия кино на формирование патриотического самосознания учащихся;
8.Воспитывать гармоничную, духовно развитую личность как носителя культуры нации;
В работу кружка вовлечены учащиеся с 1 по 8 классы. Почему такая большая возрастная разница? Это связано с выбором фильмов для просмотра, так как подборка ведется с учетом интересов учащихся разных возрастных групп.
В течение недели происходит отбор фильма для просмотра в субботу, готовятся вопросы для обсуждения.
Этапы работы над фильмом.(слайд 4).
Школьники любят делиться впечатлениями о просмотренных фильмах и телепередачах, но многие не могут передать их содержание, эмоции переполняют детей, а главный смысл увиденного остается не понятым. Следовательно, школьников необходимо нацеливать на предстоящий просмотр фильма, создавать у них определенное настроение, направлять их мысль в нужную сторону. После просмотренного фильма следует обратить внимание детей на художественные средства, которые были использованы создателями: музыку, танцы, костюмы, декорации, картины родной природы/ поле, озеро, березовая роща, лесная опушка, цветочная поляна/. Важно, чтобы киноискусство пробудило в юном зрителе художника, способного к сильному эстетическому переживанию.
Поэтому в субботу работа кружка начинается с общих вопросов, непосредственно связанных с предстоящим просмотром. Например, если смотрим фильм патриотического содержания обязательно говорим о понятиях Родина, Отечество, Патриот, служение Отечеству, герой, подвиг; духовно-нравственного содержания – добро, зло, милосердие и т.д.
Второй этап – просмотр фильма.
Третий этап – обсуждение.
Кинематограф содействует усвоению человеком социальных норм, поведенческих образцов и культурных ценностей, необходимых для его успешного и полноценного функционирования в обществе. Кино воспитывает у молодого человека определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии и антипатии, т. е. способствует формированию внутренних образцов, регуляторов поведения, которые в будущем сравнительно устойчивым образом будут влиять на его поведение. Причем, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений сопровождаются интенсивными переживаниями. С учетом этих принципов осуществляется подбор фильмов для просмотра.
(слайд 5).Отбор фильмов для просмотра:
- современные мультфильмы, выпущенные недавно, а также мультфильмы советского периода и православного содержания;
- фильмы духовно-нравственного содержания;
- фильмы патриотического содержания;
- сказки;
- новинки кинематографа;
- фильмы выпускников ВГИКа и юношеских киностудий.
( слайд 6) Чем интересны мультфильмы для современных школьников? Краткость фильма, соответствующая особенностям детского восприятия, занимательный его характер - вот чаще всего предпосылки сильного впечатления, производимого искусством мультипликации на детей. Движение, действие, быстрая смена эпизодов в наибольшей мере соответствуют психологической потребности школьников.
Первый этап - детям мультфильм доставляет радость, вызывает у них смех или грусть, сочувствие героям , и это замечательно, т.к. мы учим школьников чувствовать, сопереживать, сострадать. Следующий этап - это рассказ об их впечатлениях, рассказ по возможности связный, более подробный, с собственными комментариями, что способствует развитию связной речи школьников.
Мультипликация средствами юмора, сатиры, веселого розыгрыша, шутками подводит детей к ответам на многочисленные их вопросы: почему? как? зачем? какой я сам и окружающие меня люди?
(слайд 7) Например, мультфильм «Пересвет и Ослябля»(Станислав Победилов). Почему именно он выбран для обсуждения? Во-первых, затронута важная для России историческая дата, во-вторых, показан героизм народа( патриотический момент), в-третьих, изображены важные православные традиции и ценности, в-четвертых, очень яркий мультфильм. Перед просмотром мы говорим про Куликовскую битву, о ее значении для Руси, о Сергии Радонежском, Дмитрии Донском. После просмора мы выявляем первичное восприятие школьников, говорим о героизме русского человека, о значении православия в истории Руси, об изобразительно-выразительных средствах мультфильма.
Духовно-нравственное воспитание в «Школьном кинозале».
Милосердие и сострадание… Добро и зло… Наверное, нет человека, который бы хоть раз в жизни не задумывался над этими понятиями, над вечными вопросами бытия.
Крайне мало сейчас уделяется внимание таким очень важным понятиям, как «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «сердобольность». А если и говорят об этом, то далеко не всегда доходит до дела. И это неправильно. Ведь эта проблема очень важна для всего нашего общества, и не решать её – преступно, так как есть люди, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию, и им без нашей поддержки и помощи не выжить.
А нужно ли милосердие сегодня? Чувство любви к ближнему, сострадание и милосердие во все времена были необходимы людям. По определению В. И. Даля, это «сердцеболие - сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность». Термин «милосердие» несколько не моден сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в современном словаре даны как устаревшие сочетания слов. В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание, многим кажутся пережитком старины. Попирание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. «Ну-ка, побей, побей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трёхлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный-пресильный, смотри, как бабушке больно!» - такими невинными забавами внушается ребёнку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.
Если человек не проявляет милосердие, то он лишается одного из важнейших проявлений нравственности. Мы не хотим, чтобы эти чувства были вычеркнуты из жизни и наши дети воспитывались бы под влиянием пошлости телевидения и интернета, поэтому много времени уделяем просмотру фильмов духовно-нравственного содержания.
(слайд 8).Например, фильм «Щенок»
Конец 70-х — начало 80-х годов XX века. Школа, юные пионеры со своими представлениями о добре и дружбе. Именно в этой среде разворачивается драматическая история Валерки — непохожего на всех остальных детей 11-летнего аутичного мальчика. Он в силу своих особенностей является изгоем в среде жестокого детского общества. Алеша, как и все его товарищи, при каждом удобном случае обижает Валерку. Но однажды происходит событие, которое заставляет Алешу совершенно иначе взглянуть на Валерку, а затем и на весь мир в целом…
В предварительной беседе мы говорим о понятиях доброта и сострадание, жертва, о том, приходилось ли учащимся жертвовать чем-то дорогим в их жизни. После просмотра обсуждаем, как изменился Алеша после встречи с Валеркой, как сумел расстаться с любимым щенком, чтобы подарить счастье другому, почему решил стать священником. При обсуждении этого фильма дети плачут, анализируют свои поступки.
Патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества стараемся формировать в процессе патриотического воспитания посредством кино. Фильмы о героической борьбе, подвигах лучших сынов Отечества способствуют формированию гражданских и патриотических ценностей учащихся. Школьники осмысливают такие понятия , как Родина, Подвиг, Патриот, Воин-освободитель, узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу.
(слайд 9) Например, фильм «Рябиновый вальс»(реж. Алена Семенова).
Фильм "Рябиновый вальс"- отечественное произведение, которое смотрится, как старое и доброе советское кино. Кино с большим смыслом. Постановлением советской власти, молодые девушки от 17 до 20 лет мобилизованы для разминирования полей в Вологодской области.
Сначала девушек надо обучить, а потом направить на ответственную и тяжелую работу- разминирование полей от вражеских мин. Фильмфильм берт за душу, но всю историю фильма рассказать нельзя, она очень трепетная и интересная. В фильме звучит прекрасная музыки композитора Евгения Доги.
В предварительной беседе мы говорим о Великой Отечественной войне, о понятиях Родина, защитник Отечества, подвиг, герой, патриот.
В беседе о фильме говорим о подвиге девушек-саперов, о смерти во имя Родины, о понятиях женщина и война.
Сказки.
Сказка для ребенка - то же самое, что классика для взрослого: она и энциклопедия жизни, и учебник, и источник эстетического наслаждения. Сказка дает ребенку возможность пережить всю сложную гамму чувств. Она рождает уверенность в том, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. Наверное, поэтому кино всегда будет обращаться к вечным сюжетам сказок о Красной шапочке, Царевне Лягушке, о Золушке...
Сказки на экране отвечают чаяниям ребят. Школьники любят необыкновенное и героическое, забавное и смешное, фантастическое и таинственное. Все это есть в киносказках. Сказка идеально приспособлена к детскому сознанию, она учитывает психофизические особенности ребенка.
В детстве каждый так или иначе ощущает разрыв между желаниями и возможностями, между известным опытом и неведомым сложным окружающим миром, между стремлением к самостоятельности и опекой взрослых, страхом, ощущением своей беззащитности и жаждой исследования. Сказка дает выход этим чувствам, помогает ребенку определиться в сложном мире взрослых.
(слайд 10)Например «Реальная сказка» (реж. А.Мармонтов, авто сценария С.Безруков).
В фильме «Реальная сказка» персонажи детских сказок переселились в настоящий мир и так или иначе приспособились к реалиям нашего времени. Ставший олигархом Кащей во всю продолжает творить злые дела, лишая детей веры в чудеса. Он уничтожает страницы сказок, где сказано про его смерть, становясь действительно бессмертным. А девочка Олеся, нашедшая старинную книжку, до которой ещё не дотянулись руки Кащея, внезапно исчезла. И теперь её старший брат должен спасти её и сказочных героев, вернув людям веру в доброту и чудеса. Сказка динамичная и увлекательная.
В предварительной беседе мы говорим о сказке вообще, о ее значении в жизни каждого человека, о сказочных героях.
При обсуждении дети много говорят о добре и зле, о своих чувствах после просмотра, о бережном отношении к сказкам.
Фильмы выпускников ВГИКа и юношеских киностудий.
У нас есть удивительная возможность смотреть и обсуждать фильмы, созданные вчерашними и сегодняшними школьниками. Это люди одного поколения, у них общие ценности и представления о жизни.
(слайд 11).Например, фильм «Царапина». (По рассказу И.А.Бунина «У истока дней»
Дипломная работа студентки ВГИКа Айран Курмангужнной). На начальном этапе обсуждения необходимо говорить о роли зеркала –символа начала детских воспоминаний-сновидений. Дальше следует перейти к обсуждению встречи героя со смертью сестренки, оборачивающейся его первым столкновением со смертью вообще. Мотив зеркального узнавания совмещается с мотивом узнавания смерти.
После просмотра мы говорим о личных впечатлениях, о собственном познании мира.
(слайд 12). В результате подобной работы в «Школьном кинозале» мы прогнозируем появление следующих преобразований в мировоззрении подростка, в ценностном ядре его характера и отношении к миру:
1.Осознание себя гражданином России на основе принятых общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства патриотизма.
2.Понимание и поддержание таких нравственных ценностей, как любовь, сострадание, милосердие, взаимопомощь
3.Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, ответственному поведению.
4.Укрепление нравственности на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.
5.Целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи Знакомить учащихся с различными видами и жанрам киноискусства, с творчеством известных и начинающих режиссеров, а также с творчеством юношеских и молодежных киностудий ; Закрепить и расширить эстетические представления учащихся о красивом и безобразном в жизни, природе и искус стве;
Развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у учащихся; Развивать речь учащихся, умение формулировать и высказывать свои мысли, а также выслушивать окружающих, участвовать в беседе. Учить осмысливать духовное богатство своего народа; Расширять сферу воздействия кино на формирование патриотического самосознания учащихся;
Этапы работы над фильмом Предварительная беседа; Просмотр фильма; Обсуждение фильма
Подбор фильмов - современные мультфильмы, выпущенные недавно, а также мультфильмы советского периода и православного содержания; фильмы духовно-нравственного содержания ; фильмы патриотического содержания; сказки; фильмы выпускников ВГИКа и юношеских киностудий.
Мультипликационные фильмы
Фильмы духовно-нравственного содержания
Фильмы патриотического содержания
Сказки
Фильмы выпускников ВГИКа
Результаты работы 1.Осознание себя гражданином России на основе принятых общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства патриотизма. Понимание и поддержание таких нравственных ценностей, как любовь, сострадание, милосердие, взаимопомощь Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, ответственному поведению.
Укрепление нравственности на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. Целеустремленность и настойчивость в достижении результата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воскресный кинозал (12+)
Что смотреть подросткам (12+) сегодня/завтра (TV, TouTube)?...
Кинозал для учащихся Начальной школы
Ведение в спорт...
Кинозал спорта
Интересные факты из жизни спортсменов...
Виртуальный кинозал как форма работы учителя истории
Из опыта работы учителя истории представлен пример организации виртуального кинозала на сайте школ, посвященный 290-летиюсо дня рождения А.В. Суворова....