Математическая викторина
план-конспект урока (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Межегей
Разработка внеклассного мероприятия
«Великолепная семёрка»
Разработку выполнила: учитель математики
Монгуш Людмила
Дырай-ооловна
Межегей-2013
Разработка математической викторины «Счастливая семёрка»
Мероприятие может быть проведено как в 8 так и в 10-11 классах.
Математическая викторина проводится среди учащихся одного класса или учащихся разных классов. Во время викторины учащимся предлагаются для решения задачи и вопросы по математике и истории возникновения и развития алгебры, а так же занимательные задачи. Для викторины учащиеся готовят доклады про четырех ученых – Диофанта, Дж. Кардано, Аристотеля, Н. Тарталья.
Цели мероприятия: развитие познавательной активности и познавательного интереса к предмету, расширение математического кругозора, развитие личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик, развитии логического мышления.
Метод: игра.
Состав: учитель, учащиеся класса, две команды по семь человек.
Место проведения: школьный кабинет.
Структура мероприятия.
- Постановка цели.
- Первый конкурс «Представление команд».
- Второй конкурс « Вопрос на засыпку».
- Третий конкурс « Заморочки на листочке».
- Четвёртый конкурс - доклады учащихся.
- Разминка.
- Конкурс капитанов.
- Седьмой конкурс «Ты - мне, я – тебе».
Ход викторины.
1. Ведущий: «Мы рады приветствовать вас сегодня здесь, ведь вы решились принять участи в нашей игре, которая называется «Счастливая семёрка». Эта игра связана с математикой и историей её развития. В игре принимают участие две команды».
Ведущий представляет участников игры и жюри.
2. Ведущий: «Начинаем нашу игру и первый конкурс – «Представление команд».
Капитаны команд должны представить эмблемы участникам жюри, которое оценит их и выставит баллы. Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 5».
Команды по очереди показывают своё приветствие.
Жюри выставляет баллы.
3. Ведущий: «Второй конкурс называется «Вопрос на засыпку». В этом конкурсе вам предстоит ответить на вопросы. На обдумывание вопроса отводится минута. Команда, придумавшая ответ поднимает карточку вверх, что сигнализирует о её готовности ответить. Если обе команды готовы отвечать, то первой будет та, которая подняла вверх карточку первой. За правильный ответ команда получит 1 балл. Итак, начинаем».
Примерные вопросы.
- От какого слова произошло название раздела математики «алгебра»? (Аль –джебр)
- С именем какого ученого связано понятие «геометрическая алгебра»? (Евклид)
- Назовите ученого, который использовал «решето». (Эратосфен)
- Как называется основной труд Дж. Кардано? (Великое искусство)
- С именем какого ученого связан метод деления многочлена на двучлен? (Горнер)
Жюри подводит итоги конкурса, выставляет общее за два конкурса количество баллов.
4. Ведущий: «Третий конкурс называется «Заморочки на листочке». Вы получаете листок, на котором написаны семь заданий. Ваша задача распределить эти задания между всеми участниками команды, решить задание, после чего подойти к помощнику и назвать номер задания и правильный ответ. Помощник вам даст карточку с буквой. Расположите эти семь букв по порядковому номеру задания, и вы получите имя ученого. Если все семь букв угаданы верно команда получает 7 баллов, если одна ошибка- 6 баллов, две – 5, и т.д.»
Карточка первой команде.
- Решите уравнение: х2=64
- Решите уравнение: х2-2х-3=0
- Решите уравнение: х2-7х+6=0
- Составьте квадратное уравнение, если х1=2,х2=1.
- Ученый, способом решения квадратного уравнения которого пользуются до сих пор.
- На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4?
- Решите кубическое уравнение: х3-9х=0
Ответы к карточке первой команды.
- а) 8,-8;-К 2. а) -3;-1; -И 3. а) 6;1; -Р 4. а) х2+3х-2=0-Г
б) 64,-64; -Л б) -3;1; -П б)-6;1; -О б) х2-3х-2=0- Е
в) решений нет -М в) 3;-1; А в) решений нет; -Б в) х2-3х+2=0-Д
- а) Виет; -А 6. а)1/4; - Ц 7. а) решений нет; -В
б) Пифагор; -Х б) ½ -Н б) 0;-3;3-О
в) Евклид; -Ж в) 1/8 - Р в) 0;3 –С
Ответ первой команды – Кардано.
Карточка второй команде.
- Решите уравнение: х2=81
- Решите уравнение: х2-х+2=0
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?
- Решите уравнение: х2+х-1=0
- Ученый, чьи штаны во все стороны равны.
- Составьте квадратное уравнение, если х1=-1. х2=3.
- Решите кубическое уравнение: х3+4х=0
Ответы к карточке второй команды.
- а) 81,-81; -А 2. а) -2; 1; -И 3. а) 25; -Р 4. а) -4;-3-Г
б) -9;9; -Д б) -2;1; -П б)50; -О б) -3;4 - Е
в) решений нет -М в) -2;-1; А в) 100; -Б в)-4;3-Ф
- а) Виет; -А 6. а) х2-2х-3=0 -Н- 7. а) 0;-4;4; -В
б) Пифагор; -А б) х2+2х-3=0 - Ц б)0,4 -О
в) Фалес; -Ж в) х2-2х+3=0 Р в) решений нет –Т
Ответ второй команды – Диофант.
Жюри подводит итоги, выставляет общее количество баллов за все конкурсы.
- Учащиеся рассказывают, про ученых, имена которых они отгадали. Максимальное количество баллов -3.
Жюри оценивает доклады учащихся, оригинальность выступления, выставляет оценки.
- Конкурс «Разминка»
Ведущий: «В этом конкурсе вам предстоит решить задачи – шутки. За правильный ответ команда получит 1 балл. Первой отвечает команда, которая быстрее другой подняла карточку вверх.
Примерные вопросы.
- Коза.
Один человек купил трёх коз по три рубля. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? (По земле)
- Много ли ног?
Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается: много ли ног было на мельнице? (Две)
- Одним мешком - два мешка.
Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница? (Один вложить в другой)
- Много ли гвоздей?
Двое пошли – два гвоздя нашли.
Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут? ( Ни одного)
- Сколько уток?
Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько летело уток? (Три утки)
- Что это такое?
Две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре ноги и утащили одну, то две ноги, схватив три, бросили их в четыре, чтобы четыре оставили одну. (Человек сидит на табурете – треноге, собака и куриная нога)
- Возможно ли такое?
Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре? (Возможно. Человек сидит на лошади.)
- За сколько минут?
Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого бруска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной пять метров? (За 4 минуты)
- Землекопы.
Два землекопа выкапывают 2 метра канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы? (Два землекопа)
- Два отца и два сына поймали трёх зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается: как это могло случиться? (Их было трое - дед, отец и сын)
- Как разделить?
Разделите полтину на половину. (50/1/2=50 2=100)
- Написать число.
Напишите число, состоящее из одиннадцати тысяч, одиннадцати сотен и одиннадцати единиц. (12111)
- Ведущий: «Этот конкурс – конкурс капитанов.( Капитаны выходят к доске) Вам будет предложено задание, в течение 5 минут вы пытаетесь его решить, затем показываете его нам. Если ответ правильный, то команда получает 4 балла. Если задача решена не правильно, то её решат болельщики». Капитаны получают карточку с заданием.
Карточка капитанам.
В «Греческой антологии» помещена эпитафия (надгробная надпись), в которой сказано:
Здесь погребен Диофант, и камень могильный при счете искусном расскажет нам, Сколь долог был его век. Велением Бога он мальчиком был шестую часть своей жизни. В двенадцатой части затем прошла его юность. Седьмую часть жизни прибавим — пред нами очаг Гименея. Пять лет протекло, и прислал Гименей ему сына. Но горе ребенку! Едва половину он прожил тех лет, что отец, как скончался несчастный. Четыре года страдал Диофант от утраты той тяжкой и умер, прожив для науки.
Скажите, сколько лет достигнув, смерть воспринял Диофант?
Капитаны показывают своё решение.
- Конкурс «Ты – мне, я - тебе» Команды по очереди задают друг другу вопросы. За каждый оригинальный ответ на вопрос команда получает 1 балл.
Примерные вопросы.
- Чем прославился Л.Феррари?
- Что означает слово «ал-мукабала»?
Жюри выставляет оценки за этот конкурс, подводит итоги игры. Команде, победившей, вручаются дипломы и выставляются хорошие оценки наиболее активным учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая викторина 9-10 классы
Занимательные вопросы по истории математики для недели математики....
Презентация "Математическая викторина"; 6-8 класс
Данная викторина может использоваться для учащихся 6 – 8 классов Предполагается наличие жюри, которое можно составить из одноклассников или учащихся старших классов. По усмотрению учител...
"В мире формул и задач" (математическая викторина)
Занятие разработано к неделе математики. Адресовано учащимся 9-10 классов. Блоки занятия могут быть использованы на этапах итогового повторения при подготовке к ЕГЭ....
математическая викторина
внеклассное занятие по математике для 9 класса...
Математическая викторина в 5 классе
Разработка содержит материалы для проведения математической викторины в 5 классе...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2-4 КЛАСС...
Математическая викторина
Математическая викторина для учеников...