Эссе "Звон серебрянных колокольчиков в театре национального костюма"
опыты и эксперименты на тему

Сергеева Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для  обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья  

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

города  Вятские Поляны Кировской области, ул. Советская, 24. Тел. 6-18-78,

korrectcionvp@mail.ru

Эссе на Всероссийский творческий конкурс «Талантоха- V»

учителя трудового обучения

Сергеевой  Елены Николаевны

«Звон серебряных колокольчиков»

в Театре национальных костюмов»

        «Раб получил от своего господина талант (это древняя самая крупная денежная единица), но  не воспользовался им, а зарыл его в землю, в то время как другие, получив свои таланты, использовали их, приумножив свое богатство.

       Господин попенял раба, приказал отобрать у него талант и отдать его тем,  кто имел уже  десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у того имеющего (раба) отнимется  и то, что имеет».

       Педагоги часто применяют на своем профессиональном языке выражение из  притчи «зарыл талант в землю», когда думают, говорят, переживают о неудачах и промахах  своих учеников.

     В современном языке слово «талант»  означает способности, дарования.      

     Каждый из нас: родителей, учителей, учеников в чем–то талантлив по-своему: у одних талант проявляется в умении шить, у других искусно  вышивать,  третьи - прекрасные ораторы. И каждый делится  друг с другом своей необыкновенной частицей таланта и творчества, передает друг другу умение в чем-то. Поэтому я с уверенностью утверждаю, что каждый ребёнок талантлив,  но талантлив по- своему, нет безталантливых, неудачных учеников!

     Главное для учителя- это поддержка учащихся, создание для них условий, ситуации успеха. Это необходимо для того, чтобы успешно жить, действовать в современном мире, в котором изменения  происходят  с невиданной скоростью, а объем информации удваивается и знания устаревают настолько быстро, что человек порой не успевает их использовать. Необходимо  быть постоянно готовым к  изменениям мира, сохраняя при этом свою неповторимость и индивидуальность для  зажигания собственной звезды   на небосклоне звезд.

      Работая учителем трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, я  поставила перед собой цель: отыскать в глубине души  каждого учащегося  серебряные  колокольчики в творчестве, неповторимости таланта  на уроках швейного дела через изучение национальных костюмов.

      Национальный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное  веками.  Национальный  костюм- это своеобразная книга, учившись читать которую, учитель знакомит учащихся  с традициями, обычаями, обрядами и историей своего народа в целом, формирует толерантное отношение к народу разных национальностей.    

       Национальный костюм- это  один вид искусства, театр- это  другой   вид искусства, который  вбирает в себя многие виды искусств и создает в них некий симбиоз, способного  активно воздействовать на человеческую душу. Национальный костюм и театр- это виды искусств, соединяющие в себе единство и многообразии культуры народов, а именно  искусство истории воссоздания и изготовления: отделки, материаловедения, художественного оформления, технологии обработки. Театр – это и драматургия, которая является  средством передачи  зрителям искусства национальности, опыта подрастающему поколению истории в традициях.

     Как же возник Театр национальных костюмов? Он имеет свою историю, как и любой театр.

         Состав моего  класса многонационален.  В  школе на традиционных уроках,  интегрированных уроках учащиеся знакомятся с  историей, географическом положении,  бытом народов разных национальностей. Предмет швейного дела не является исключением. С учащимися о самобытности каждого народа мы говорим через изучение национальных костюмов. Изучение национальных костюмов, как книга- история, началась с  музея. Представленные национальные костюмы, украшения, внешний вид поразил учащихся своей необычностью, изысканностью и неповторимостью. Данная встреча направила учащихся  на подбор старинной литературы, журналов, ученики изучали вырезки газет о различных национальностях, которые бережно хранятся в архивах. Учащиеся  принимали участие в традиционных национальных праздниках, таких как Масленица, Сабантуй, праздник Ак Батыр, где они самостоятельно  смогли прочувствовать дух национальности каждого народа.

      Совместно с учащимися были организованы встречи в музее с представителями старшего поколения. Учащиеся  из первых уст и с  интересом знакомились с историй, обычаями, бытом народа, проживающего на территории Вятского края. Взору детей были представлены семейные реликвии, головные уборы, фартуки, различные украшения, свойственные для каждой отдельной национальности  народа, которые передавались  из поколения в поколения. Участники делились своим мастерством в изготовлении украшений, рассказывали о  старинных методах обработки изготовления изделий, что вызывало неподдельное восхищение  учащихся. Такие встречи принесли удовлетворение не только для учащихся, но и представителям  старшего поколения. Для одних - это гордость за подрастающее поколение, гордость за передачу своего опыта,  а для других получение  знаний, умений и мастерства в декоративно- прикладном искусстве.

        Проделав большую работу, ученики моего класса проявили инициативу в создании театра национальных костюмов. Работа по созданию  Театра национальных костюмов начался с раздела «материаловедение», который  познакомил учащихся  с различными видами тканей, аксессуарами, фурнитурой,  своеобразной  отделкой. Интерес у учащихся  вызвали  разные виды отделок: отделка тесьмой, монетами, коклюшной вышивкой, бисером, паетками.  Ученицам необходимо было правильно обработать и применить  отделку в соответствии с историей народа разных национальностей.

      Раздел «материаловедение» позволил нам с учащимися ощутить свойства и фактуру домотканых материалов,  используемые народами.  Учащиеся  неоднократно обращались к истории, сравнивали с первоисточниками, чтобы как можно точно передать колорит истории и колорит национальности.

Изучая раздел «композиция и  цвет в одежде»,  учащиеся с интересом определяли свой индивидуальный стиль, подбирали  доминирующий цвет в одежде, в соответствии с особенностями фигуры и телосложения, что благоприятно повлияло на формирование  эстетического вкуса каждого и способствовало расширению кругозора об используемых отделках в национальных костюмах.

       В результате проделанной работы учащимися школы были созданы национальные костюмы: русский, марийский и татарский. В процессе работы  над  национальным костюмом каждый прочувствовал атмосферу быта и жизни нашего многонационального народа.

Завершающим элементом костюма было его художественное оформление.  Технология подбора тесьмы, различной фурнитуры, вышивки  акцентировала внимание учащихся   на понимание истории  традиций и обычаев народа.

      Театр национальных костюмов имел успех на праздниках и мероприятиях, проводимых внутри образовательного учреждения. Национальные костюмы  использовались педагогами школы в качестве наглядного пособия на уроках истории, окружающего мира, развития речи, краеведения при изучении тем о народах России и Вятского края.

     Учащиеся театра национальных костюмов,  как книга- история, рассказывали об истории, традициях,  обычаях национального народа, формируя толерантное отношение друг другу.

     Театр национальных костюмов являлся  и является частью школьных мероприятий, посвященных формированию гражданственности, толерантности, чувства патриотизма.

     Интересен опыт Театра национальных костюмов и на внешкольных мероприятиях. Испытывая гордость за свою национальность, свой народ, учащиеся в собственных костюмах посетили национальные праздники, такие как Сабантуй, Ак Батыр и другие, после которых восторженно делились впечатлениями от духа торжества.

       Театр национальных костюмов  приобщил к духовно-нравственным ценностям народа, к национальной культуре, сформировал эстетический вкус, воспитал чувства  уважения к своему народу и народу, живущему рядом, расширил сведения о декоративно-прикладном творчестве и искусстве.

     Только через сотрудничество  с детьми, через  понимание  и уважение к ним  я создаю  условия, в которых каждый из моих учеников чувствует себя нужным и значимым, неповторимым и талантливым учеником.

        Я вознаграждена тем, что каждый день слышу нежный звон серебряных колокольчиков, который наполняет мою душу инновационной музыкой, подталкивающей к совместному творчеству с детьми и новому педагогическому поиску новых неповторимых талантов.

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Костюм. Русскмй национальный костюм

Определение .Виды костюмов...

Фартук как элемент русского национального костюма

Игровая форма урока  способствует приобретению знаний по материаловедению, моделированию, краеведению, формированию прочных навыков и умений по художественной обработке материалов, обес...

Методическая разработка на тему «Костюм Византии. Национальный костюм Японии»

Анализ исторических изменения византийского и японского костюмов....

Эссе "Нежный звон серебряных колокольчиков"

В данной работе описано мое педагогическое мировозрение. О выборе профессионального пути. Очень точно подчеркнута форма взаимоотношения с воспитанниками....

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Сценарий проведения конкурса "Серебряный колокольчик"

Сценарий проведения конкурса "Серебряный колокольчик"...

Таштомовозь валтнэ. Шокшинской национальной костюмось (устаревшие слова, шокшинский национальный костюм).

максомс содамочить таштомовозь валтнэнь коряс, содавтомс мартост тонавтницятнень ды кемекстамс содазенть  практической тевенть топавтозь, содавтомс шокшинской национальной костюмонть компонентэнз...