Объединение поколений в работе школьного музея «Судьба»
статья

Мухина Наталия Викторовна

Объединение поколений в работе школьного музея «Судьба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obedinenie_pokoleniy_v_rabote_shkolnogo_muzeya_sudba.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Объединение поколений в работе школьного музея «Судьба».

Т.П. Волошенюк, директор, учитель-дефектолог ГБОУ школы №5 Центрального района Санкт-Петербурга.

Н.В.Мухина, педагог-организатор, учитель информатики ГБОУ школы №5 Центрального района Санкт-Петербурга.

Связь поколений, связь времён...
Её не вправе мы нарушить.
Уходит время день за днём
Боль оставляя в наших душах.

Нельзя без прошлого познать
Всю сложность истинных свершений,
Детей труднее воспитать,
Достойных прошлых поколений.
(Светлана Комогорцева-Струкова).

Наверняка каждый из нас задумывался, почему человек становится равнодушным? Почему исчезают духовные связи с нашими предками? А мы, сегодняшние, погруженные в повседневные заботы, рабочие трудовые будни, бумаги, отчеты, совещания становимся равнодушными?

Еще немного, и сможем ли мы остановиться, набрать глоток свежего воздуха в легкие, очистить свое сознание и задуматься о важном. О чем же?

О наших детях! Вернее о том, чем они живут, о чем они мыслят, и будут ли они помнить нас с вами, наши дела и поступки, наши убеждения и принципы; о том, что мы живем в великой стране с богатым героическим историческим прошлым; о тех людях, которые трудились, сражались и сохраняли наше Отечество?

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов?

В наше время школа остается островком нравственности, духовности, гражданственности. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.

Девиз нашей школы: «Гражданственность, патриотизм, духовность».

На наш взгляд, современная школа независимо от ее статуса (гимназия, лицей, общеобразовательная или школ для детей с ОВЗ) остро нуждается в школьном музее как одном из факторов воспитания гражданственности, патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, формирования ответственности за судьбу отечества, уважения к боевым и трудовым подвигам народов России, активной жизненной позиции.

В основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового,  демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих  высокой духовно-нравственной культурой.

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной  политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.

Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний об истории нашей страны и нашего города, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Целью создания нашего школьного музея «Судьба» – является воспитание личности детей, их гражданской позиции, установление связи между людьми разных поколений.

27 января этого года нашему музею «Судьба» исполнилось 17 лет.

Идея создания музея возникла в результате многолетней дружбы директора школы Татьяны Петровны Волошенюк с членами общества «Милосердие» Центрального района и членом Центрального Совета Международного Союза бывших малолетних узников Ниной Васильевной Власовой, которая стала не только научным руководителем школьного музея, но и большим другом учащимся и учителям школы.

Создавая музей, педагоги стремились к тому, чтобы дети, общаясь с пожилыми людьми, слушая их рассказы о тяжёлом детстве и видя, что эти люди смогли выжить и выстоять в тяжелейших условиях, не потерять человеческого достоинства и желания быть нужным обществу, проникались смыслом нравственной, гражданской и патриотической позиции, приобретали опыт общения со старшим поколением, учились сочувствовать, сопереживать чужой судьбе, уметь хранить семейные реликвии и традиции.

За 17 лет работы из музейного зала с небольшой экспозицией, посвященной малолетним узникам концлагерей фашизма «превратился» в школьный музей «Судьба», аттестованный в июне 2012 года.

На сегодняшний день в стенах музея развернуто несколько экспозиций, посвященным героическим страницам нашей истории:

  1. Узника концлагерей фашизма (открыта 27 января 1997 года).
  2. «Вещи, пережившие войну» - уголок блокадной квартиры (открыта в январе 2005 года, реконструирована в январе 2014 года к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады).
  3. Атомная подводная лодка К-19, посвященная подвигу первого экипажа АПЛ К-19 и Б.А.Корчилову, учившемуся в мужской гимназии № 179 (располагавшейся в стенах школы) и погибшему при ликвидации аварии атомного реактора в июле 1961 года в Датском проливе (открыта18 марта 2008 года).  19 сентября 2008 года торжественно открыта мемориальной доска Борису Александровичу Корчилову.
  4. «Ветераны нашего времени» - посвященная воинам-интернационалистам, участникам  боевых действий в Афганистане (открыта в декабре 2010 года).

Круг друзей музея постоянно растет, а фонды музея пополняются новыми материалами и экспонатами.

В пополнении фонда музея принимают участие не только участники событий - бывшие малолетние узники концлагерей фашизма, участники боевых действий в Афганистане, моряки-подводники – члены первого экипажа К-19, но и сотрудники школы, передающие в музей вещи из семейных архивов. Особенно хочется сказать о том, что активное участие в пополнении фондов музея стали играть родители и знакомые учащихся после посещения музея и торжественных мероприятий.

В рамках работы школьного музея объединяются как учащиеся всех возрастных ступеней, их родители, общественные организации района и города, так и весь педагогический коллектив, включив всех неравнодушных и заинтересованных взрослых и детей в различные виды деятельности.

Объединяющим и детей, и взрослых в процессе патриотического воспитания стали сложившиеся школьные традиции.

Доброй традицией стало проведение экскурсий и познавательных игр ребятами из музейного актива для учащихся начальной школы. Ребята выступают перед гостями с литературно-музыкальными композициями, готовят и проводят праздничные концерты и уроки мужества, принимают участие вместе с ветеранами в торжественных церемониях возложения цветов. Старшеклассники сопровождают ветеранов-инвалидов, участников боевых действий в Афганистане и Чечне на конференции, экскурсии и торжественные мероприятия, ухаживают за захоронениями на Красненьком кладбище в Автово А.Б.Корчилова и Ю.Н.Повстьева. Участвуют в социально-значимых проектах и акциях. Участники музейного актива представляют опыт работы музея на конференциях и конкурсах.

С 2013-2014 учебного года мы стали участниками международного проекта «Память объединяет нас!».

В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные, новые формы учебного взаимодействия в школе. Проводятся конкурсы открыток и плакатов, мастер-классы, выпускаются боевые листки.

Примечательно, что многих учащихся поддерживают родители и участвуют в конкурсах вместе с ними.

Общаясь с ветеранами, подростки овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину, народ, чтобы в необходимый момент отдать ради них самое дорогое – свою жизнь.

Участие в такой работе формирует чувство хозяина своей школы, причастности к общему делу, способствует воспитанию уважения к старшему поколению, развитию творческих способностей.[1] 

 Для многих ребят школьный музейный зал стал школой доброты, а рассказы о судьбах бывших узников концлагерей, жителей блокадного Ленинграда, моряков-подводников, воинов-интернационалистов стали примерами героизма простых людей в военное и мирное время.

Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитывать в нем патриота. Гордость за свой народ, любовь к Родине, готовность защищать ее, преклонение перед подвигом героев – все эти качества воспитываются и прививаются в детстве.

Всё, что делается в нашем музее, делается ради того, чтобы взрослые и дети не оставались безучастными  к происходящему в мире.

Двери музея всегда открыты для гостей школы, которым мы всегда рады.

 

     

         


[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного музея

план работы школьного музхея...

Проектное задание на тему "Экскурсия как важная форма работы школьного музея"

   В данной работе рассказано об опыте проведения  экскурсий  в музее школы №1 г. Сясьстрой Ленинградской области. Музей функционирует более десяти лет, и за этот период нак...

Обобщение опыта работы школьного музея

Современный мир трудно представить себе без музеев. Они уже давно и прочно вошли в наш быт....

Отчет о работе школьного музея "Истории села" МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского

Отчет о деятельности музея "Истории села" МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского Арзгирского района Ставропольского края за 2011-2012 учебный год....

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный аспект здоровьесбережения на примере работы школьного музея «Связь Поколений

Из широкого спектра социально-психологических и педагогических аспектов здорового образа жизни школьников, необходимо выделить вопрос об организации патриотического воспитания как актуального компонен...