Объединение поколений в работе школьного музея «Судьба»
статья
Объединение поколений в работе школьного музея «Судьба»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obedinenie_pokoleniy_v_rabote_shkolnogo_muzeya_sudba.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Объединение поколений в работе школьного музея «Судьба».
Т.П. Волошенюк, директор, учитель-дефектолог ГБОУ школы №5 Центрального района Санкт-Петербурга.
Н.В.Мухина, педагог-организатор, учитель информатики ГБОУ школы №5 Центрального района Санкт-Петербурга.
Связь поколений, связь времён...
Её не вправе мы нарушить.
Уходит время день за днём
Боль оставляя в наших душах.
Нельзя без прошлого познать
Всю сложность истинных свершений,
Детей труднее воспитать,
Достойных прошлых поколений.
(Светлана Комогорцева-Струкова).
Наверняка каждый из нас задумывался, почему человек становится равнодушным? Почему исчезают духовные связи с нашими предками? А мы, сегодняшние, погруженные в повседневные заботы, рабочие трудовые будни, бумаги, отчеты, совещания становимся равнодушными?
Еще немного, и сможем ли мы остановиться, набрать глоток свежего воздуха в легкие, очистить свое сознание и задуматься о важном. О чем же?
О наших детях! Вернее о том, чем они живут, о чем они мыслят, и будут ли они помнить нас с вами, наши дела и поступки, наши убеждения и принципы; о том, что мы живем в великой стране с богатым героическим историческим прошлым; о тех людях, которые трудились, сражались и сохраняли наше Отечество?
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов?
В наше время школа остается островком нравственности, духовности, гражданственности. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.
Девиз нашей школы: «Гражданственность, патриотизм, духовность».
На наш взгляд, современная школа независимо от ее статуса (гимназия, лицей, общеобразовательная или школ для детей с ОВЗ) остро нуждается в школьном музее как одном из факторов воспитания гражданственности, патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, формирования ответственности за судьбу отечества, уважения к боевым и трудовым подвигам народов России, активной жизненной позиции.
В основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.
В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.
Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.
Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний об истории нашей страны и нашего города, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.
Целью создания нашего школьного музея «Судьба» – является воспитание личности детей, их гражданской позиции, установление связи между людьми разных поколений.
27 января этого года нашему музею «Судьба» исполнилось 17 лет.
Идея создания музея возникла в результате многолетней дружбы директора школы Татьяны Петровны Волошенюк с членами общества «Милосердие» Центрального района и членом Центрального Совета Международного Союза бывших малолетних узников Ниной Васильевной Власовой, которая стала не только научным руководителем школьного музея, но и большим другом учащимся и учителям школы.
Создавая музей, педагоги стремились к тому, чтобы дети, общаясь с пожилыми людьми, слушая их рассказы о тяжёлом детстве и видя, что эти люди смогли выжить и выстоять в тяжелейших условиях, не потерять человеческого достоинства и желания быть нужным обществу, проникались смыслом нравственной, гражданской и патриотической позиции, приобретали опыт общения со старшим поколением, учились сочувствовать, сопереживать чужой судьбе, уметь хранить семейные реликвии и традиции.
За 17 лет работы из музейного зала с небольшой экспозицией, посвященной малолетним узникам концлагерей фашизма «превратился» в школьный музей «Судьба», аттестованный в июне 2012 года.
На сегодняшний день в стенах музея развернуто несколько экспозиций, посвященным героическим страницам нашей истории:
- Узника концлагерей фашизма (открыта 27 января 1997 года).
- «Вещи, пережившие войну» - уголок блокадной квартиры (открыта в январе 2005 года, реконструирована в январе 2014 года к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады).
- Атомная подводная лодка К-19, посвященная подвигу первого экипажа АПЛ К-19 и Б.А.Корчилову, учившемуся в мужской гимназии № 179 (располагавшейся в стенах школы) и погибшему при ликвидации аварии атомного реактора в июле 1961 года в Датском проливе (открыта18 марта 2008 года). 19 сентября 2008 года торжественно открыта мемориальной доска Борису Александровичу Корчилову.
- «Ветераны нашего времени» - посвященная воинам-интернационалистам, участникам боевых действий в Афганистане (открыта в декабре 2010 года).
Круг друзей музея постоянно растет, а фонды музея пополняются новыми материалами и экспонатами.
В пополнении фонда музея принимают участие не только участники событий - бывшие малолетние узники концлагерей фашизма, участники боевых действий в Афганистане, моряки-подводники – члены первого экипажа К-19, но и сотрудники школы, передающие в музей вещи из семейных архивов. Особенно хочется сказать о том, что активное участие в пополнении фондов музея стали играть родители и знакомые учащихся после посещения музея и торжественных мероприятий.
В рамках работы школьного музея объединяются как учащиеся всех возрастных ступеней, их родители, общественные организации района и города, так и весь педагогический коллектив, включив всех неравнодушных и заинтересованных взрослых и детей в различные виды деятельности.
Объединяющим и детей, и взрослых в процессе патриотического воспитания стали сложившиеся школьные традиции.
Доброй традицией стало проведение экскурсий и познавательных игр ребятами из музейного актива для учащихся начальной школы. Ребята выступают перед гостями с литературно-музыкальными композициями, готовят и проводят праздничные концерты и уроки мужества, принимают участие вместе с ветеранами в торжественных церемониях возложения цветов. Старшеклассники сопровождают ветеранов-инвалидов, участников боевых действий в Афганистане и Чечне на конференции, экскурсии и торжественные мероприятия, ухаживают за захоронениями на Красненьком кладбище в Автово А.Б.Корчилова и Ю.Н.Повстьева. Участвуют в социально-значимых проектах и акциях. Участники музейного актива представляют опыт работы музея на конференциях и конкурсах.
С 2013-2014 учебного года мы стали участниками международного проекта «Память объединяет нас!».
В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные, новые формы учебного взаимодействия в школе. Проводятся конкурсы открыток и плакатов, мастер-классы, выпускаются боевые листки.
Примечательно, что многих учащихся поддерживают родители и участвуют в конкурсах вместе с ними.
Общаясь с ветеранами, подростки овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину, народ, чтобы в необходимый момент отдать ради них самое дорогое – свою жизнь.
Участие в такой работе формирует чувство хозяина своей школы, причастности к общему делу, способствует воспитанию уважения к старшему поколению, развитию творческих способностей.[1]
Для многих ребят школьный музейный зал стал школой доброты, а рассказы о судьбах бывших узников концлагерей, жителей блокадного Ленинграда, моряков-подводников, воинов-интернационалистов стали примерами героизма простых людей в военное и мирное время.
Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитывать в нем патриота. Гордость за свой народ, любовь к Родине, готовность защищать ее, преклонение перед подвигом героев – все эти качества воспитываются и прививаются в детстве.
Всё, что делается в нашем музее, делается ради того, чтобы взрослые и дети не оставались безучастными к происходящему в мире.
Двери музея всегда открыты для гостей школы, которым мы всегда рады.
[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школьного музея "Живая нить истории"
из опыта работы школьного музея...
План работы школьного музея
план работы школьного музхея...
Проектное задание на тему "Экскурсия как важная форма работы школьного музея"
В данной работе рассказано об опыте проведения экскурсий в музее школы №1 г. Сясьстрой Ленинградской области. Музей функционирует более десяти лет, и за этот период нак...
Обобщение опыта работы школьного музея
Современный мир трудно представить себе без музеев. Они уже давно и прочно вошли в наш быт....
Отчет о работе школьного музея "Истории села" МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского
Отчет о деятельности музея "Истории села" МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского Арзгирского района Ставропольского края за 2011-2012 учебный год....
Ресурсы музея (в том числе цифровые) в помощь учителю ОРКСЭ и ОДНКНР. Из опыта работы школьного музея «Десант памяти. Лиговский рубеж». Тезисы выступления на районном семинаре
Тезисы выступления на районном семинаре...
Патриотическое воспитание как духовно-нравственный аспект здоровьесбережения на примере работы школьного музея «Связь Поколений
Из широкого спектра социально-психологических и педагогических аспектов здорового образа жизни школьников, необходимо выделить вопрос об организации патриотического воспитания как актуального компонен...