Подпрограмма "Азбука безопасности"
рабочая программа на тему
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников и младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obzh_._kopiya-.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ « УССУРИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Подпрограмма
по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников и детей младшего школьного возраста
Авторы-составители:
Кубова Н.А
Кокаревич Т.Ю.
Уссурийск 2015г
Подпрограмма «Азбука безопасности» направлена на формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности дошкольников и школьников младшего возраста, а так же применению полученных навыков в социуме.
Полное название организации:
краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Уссурийский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Руководители программы:
Силантьева Светлана Александровна-директор КГБУСО «Уссурийский СРЦН»
Матвиенко Любовь Сергеевна-заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе.
Автор-составитель:
Кубова Наталья Александровна – воспитатель;
Кокаревич Татьяна Юрьевна – воспитатель.
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 6 до 10 лет
Кадровое обеспечение:
* воспитатели;
*социальные педагоги;
*специалисты по социальной работе;
*медицинские работники.
Ресурсное обеспечение программы:
*предоставление помещений(игровые комнаты, спортивный зал);
*предоставление игрового оборудования и оргтехники (аудио и видеоаппаратура, магнитофон, компьютер, фотоаппарат);
*предоставление специального оборудования для проведения занятий(раздаточный, демонстрационный и дидактический материал);
*предоставление игровых участков на свежем воздухе, выносного оборудования, инвентаря;
* расходный материал ( канцтовары, призы для поощрения участников).
Цель программы:
*обеспечение непрерывности обучения несовершеннолетних, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
*формирование социального опыта дошкольниками и школьниками младшего возраста, умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
* привить несовершеннолетним начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнидеятельности;
* выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
* научить использовать полученные знания в практической деятельности;
*воспитывать умение в повседневной жизни стремиться соблюдать правила безопасного поведения дома и на улице.
Принципы программы:
* системность и последовательность - любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем ;
* доступность - усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей;
* включение в деятельность - игровую, познавательную, поисковую и другие виды;
* наглядность – натуральная, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.), изобразительная (фотографии, картины, рисунки).
*динамичность - интеграция задач в разные виды деятельности ;
*психологическая комфортность - снятие стрессовых фактов .
Срок реализации:
Начало реализации:……………..
Окончание реализации:……………
Этапы реализации:
1этап- Подготовительный:
Организационный:
*сбор материала, разработка и составление программы.
*утверждение плана реализации программы.
*презентация программы для воспитанников и педагогов.
Диагностический:
*изучение личности ребенка.
*обработка результатов диагностики (анкетирование ,тестирование,опрос)
2 этап-Реализация программы:
Информационный:
* заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.
* ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила.
*сбор информации по проблеме.
Реабилитационно - практический:
Методы и приемы: (беседа, чтение художественной литературы, рассматривание наглядно-иллюстрационного материала, дискуссия, наблюдения, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные игры, тренинг, комплексные занятия).
Технологии:
*элементы здоровьесберегающих технологий ( физминутки и динамические паузы, закаливание, упражнения по релаксации);
*коррекционные технологии (сказкотерапия, арт-терапия , музыкотерапия, изотерапия, пластелинография);
*игровые технологии (интеллектуальные, развлекательные, спортивные, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры);
*информационно-коммуникативные (подготовка слайдовых презентаций) с использованием компьютерных технологий, фотоаппаратуры
3этап-Заключительный:
* мониторинг эффективности.
*подведение итогов программного взаимодействия .
*создание буклетов, видео роликов, стенгазет.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Эффективность для детей:
*формирование у несовершеннолетних знаний по сохранению и укреплению здоровья у несовершеннолетних;
*формирование безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости - действовать.
*формирование привычки управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
*развитие чувства взаимопомощи и товарищества.
*осознанное самостоятельное поведение несовершеннолетник, адекватное к потенциально опасным ситуациям для жизни и здоровья человека, умение применять полученные знания в повседневной жизни;
Эффективность для воспитателя:
*повышение профессионального мастерства.
*личностный и профессиональный рост.
*самореализация и моральное удовлетворение.
« Самое дорогое у человека – это жизнь»
Н.А.Островский
Актуальность проекта
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и детей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей! С возрастом у детей происходит нарастание двигательной активности и увеличение физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Каждого человека подстерегает немало опасностей, которые надо уметь предвидеть, избегать, а если что-то опасное случилось, то уметь действовать. Самое главное умение в жизни - это умение правильно действовать в случае любой опасности.
В учреждение поступают несовершеннолетние из семей, находящихся в социально опасном положении, алкоголезависимых семей, в которых родители зачастую не уделяют должного внимания формированию у несовершеннолетних навыков безопастного поведения, что в свою очередь, нередко приводит к печальным последствиям, как для самого ребенка, так и для окружающих.
Практика работы показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами безопасности. Зачастую спички дома хранятся в доступных для детей местах. Малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плиткам. Всё это чревато серьёзными последствиями, поэтому именно воспитателю надлежит научить детей основам безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях. Данная программа направлена на формирование у несовершеннолетних основ безопасного поведения и включает в себя следующие разделы: « Ребенок дома», « Ребенок и улица», « Ребенок и вода», « Ребенок и животные».
Для наиболее успешного усвоения новых знаний, а так же развития имеющихся навыков программа предусматривает проведение мероприятий в форме бесед, тренингов, дискуссий, игр, сказкотерапии.
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство детей со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
*беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
*различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
*разбора проблемных ситуаций.
Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях.
«План мероприятий по реализации подпрограммы
Наименование мероприятие | Форма проведения | Сроки проведения | Ответственный |
«Если ты один дома» | бесседа | март | воспитатель |
«Ситуация дома» | тренинг | март | воспитатель |
«Доскажи словечко». | игра | март | воспитатель |
«Что делать?». «Можно или нельзя” | игра | март | воспитатель |
«Опасные предметы дома» | дискуссия | март | воспитатель |
«Кошкин дом» | игра-драматизация | март | воспитатель |
«Ромашка» | игра | март | воспитатель |
«Желтый, красный, зеленый» | дискуссия | апрель | воспитатель |
«Улица города» | дискуссия | апрель | воспитатель |
«Петрушка на улице» | беседа | апрель | воспитатель |
«О том, как мальчик Миша стал всегда соблюдать правила дорожного движения» | сказкотерапия | апрель | воспитатель |
«Путешествие по городу дорожных знаков» | спортивное развлечение | апрель | воспитатель |
«Лето время для отдыха» | беседа | апрель | воспитатель медицинская сестра |
«Безопасность на воде» | беседа | апрель | воспитатель |
«Золотая рыбка» | дискуссия | апрель | воспитатель |
«Волшетные вороны» | сказкотерапия | май | воспитатель |
«Безопасность в природе» | дискуссия | май | воспитатель |
«В лесу» | беседа | май | воспитатель |
«Ядовитые грибы и ягоды» | беседа | май | воспитатель медицинская сестра |
«Природа и опасности предостерегающие Вас» | беседа | май | воспитатель |
«В лес по грибы, по ягоды» | дискуссия | май | воспитатель медицинская сестра |
«Береги лес от пожара» | тренинг | май | воспитатель |
«Если вдруг укусила собака» | беседа | май | воспитатель |
«Правила безопасности при общении с животными» | дискуссия | май | воспитатель |
«Собака-наш друг» | беседа | май | воспитатель |
Беседа: «Если ты один дома»
Цель:
*закрепить у детей понятие безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил безопасности;
*дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности;
*закрепить знание у детей домашнего адреса;
*научить набирать номер 101 на телефонном аппарате, разговаривать с дежурным пожарной части;
Материал: 2 телефонных аппарата.
Время:35 мин
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы вновь поговорим с вами о безопасности.
– Что же такое безопасность?
– Знаете, ребята, ведь окружающий нас мир полон неожиданностей и опасностей. Опасности могут подстерегать нас везде, даже дома. Скажите, какие предметы в доме можно считать опасными и почему? (Ответы детей)
– Где нужно хранить острые, бьющиеся предметы и почему?
– Ребята, вы уже знаете: для того чтобы с вами не произошел несчастный случай, вы должны быть внимательными, без разрешения родителей не брать те предметы, которые могут привести к травме.
– А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам про огонь. Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди.
– Как вы думайте. Отчего возникают пожар? (Дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом.)
– Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главное правило: дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара.
Ростом спичка – невеличка.
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
– Давайте представим себе, что в вашем доме случилась беда – пожар, а вы дома остались одни.
– Чем бы вы стали тушить огонь? (Водой, накрыть одеялом.)
– А куда бы вы обратились, если бы поняли, что сами не справитесь с огнем? (Нужно позвонить в пожарную часть.)
– А какой номер пожарной части нужно набрать? (101.)
Воспитатель показавает иллюстрацию (пожар в доме)
Сам не справился с пожаром –
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
101 звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело.
Вот если бы у меня в доме возник пожар и я не могла бы сама его потушить, то я бы набрала по телефону номер 101, затем сказала, что у нас в квартире пожар, назвала свой домашний адрес, фамилию и имя. Посмотрите, у нас в группе тоже есть телефоны. Давайте поучимся вызывать пожарную бригаду. Я буду дежурным в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в доме которого беда – пожар (приглашается 1 участник).
Участник: По телефону звонит на 101 и сообщает, о том ,что в его квартире пожар.
Воспитатель. Ребята, вы позвонили по телефону, сказали, что в квартире пожар, и что вы будете делать дальше? (Ответы детей.)
Воспитатель. Проводит литературнаю викторину. Ребята отгадайте из какого произведения эти отрывки?
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь! »
(С. Я. Маршак. Пожар.)
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоят кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
(С. В. Михалков. Дядя Степа.)
Воспитатель. Какие еще произведения знаете про пожар? («Пожарные собаки», «Кошкин дом» и т. д.)
Подведение итогов: Обобщая ответы детей, нужно отметить, что во время пожара следует соблюдать правила поведения:
- Немедленно покинуть помещение, где возник огонь, и закрыть за собой дверь.
- Двигаться к двери ползком или прогнувшись к полу – внизу меньше дыма.
- Не прятаться под кровать, диван, стол и т.д.
- Звать на помощь соседей и прохожих.
- Когда приедут пожарные. Во всем слушаться и не бояться. Они лучше вас знают, как вас спасти.
Тренинг: «Ситуация дома»
Цель: *содействовать формированию у несовершеннолетних навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).
*предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.
*способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
*способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Материал: проектор, рисунки детей на темы: «Мой дом», «Моя улица», карточки-задания с текстами, листы самооценки.
Время: 30 мин
Ход занятия
Воспитатель: Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди.
Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.
- Ситуационная задача. «Эта странная Катя».
Недавно в гостях у девочки Кати, была ее однокласница, когда ее родители уехали проведать бабушку. Меня удивило, что Катя вела себя как-то странно...
Судите сами. В подъезде — железная дверь с кодовым замком, еще одна в их квартире, имеется сигнализация; на лоджии — решетки, хотя живут они на последнем, 9-м этаже.
А Катя — трусиха! Позвонили в дверь, а она вместо того, чтобы открыть, тихонечко подошла к двери и, посмотрев в "глазок», отошла.
Как же так?! — говорю я. А она палец ко рту прикладывает: «Молчи, это чужие!».
А вскоре телефон зазвонил. «Извините, но мама сейчас очень занята, куда вам перезвонить?» — говорит Катя. А мамы и дома-то нет...
Вопросы для знатоков ОБЖ:
а) Что в обустройстве квартиры Кати показалось мне лишним и так ли это на самом деле?
б) Что в поведении Кати удивило меня, и была ли она права в своих оценках?
в) Какие правила безопасного поведения не знала девочка — гостья Кати?
2. Тест. Ты остался один дома, как ты поступишь?
Выбери правильный ответ.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
- Должна ли входная дверь быть закрытой на все замки?
А. да
Б. нет - Позвонили в дверь, но в глазок никого не видно. Открывать дверь?
А. да
Б. нет - Позвонили в дверь и предлагают купить какой-то товар. Открывать дверь?
А. да
Б. нет - Позвонили в дверь и просят попить воды. Открывать дверь?
А. да
Б. нет - Позвонили в дверь и хотят проверить работу газовой плиты. Открывать дверь?
А. да
Б. нет - Позвонили в дверь и сказали, что принесли телеграмму. Открывать дверь?
А. да
Б. нет - Если выходишь ненадолго, например, к соседям, надо ли закрывать дверь?
А. да
Б. нет
Ответы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
да | Нет | нет | нет | нет | нет | да |
Подведение итогов: Воспитатель задает детям вопросы. - Почему нельзя открывать дверь посторонним людям, когда ты один дома?
- Надо ли, отвечать на телефонные звонки, и если да, то как?
- О каких правилах безопасного поведения вы сегодня узнали?
Дидактическая игра: «Доскажи словечко»
Цель: * закрепить знания о мерах предотвращения пожара, развить словарный запас, внимание, память.
Материал: мяч.
Время: 15 мин
Ход игры:
Дети становятся в круг. В центре — воспитатель с мячом в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает мяч одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает мяч другому и т. д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а мяч переходит к воспитателю.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…….(пожар)
Раз, .два, три, четыре.
У кого пожар в …..(квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…..( утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками……(играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над …(газом)
Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые …(предметы)
Помни каждый гражданин:
Этот номер:….(101)
Дым увидел- не зевай.
И пожарных ….(вызывай)
Стоит на кухне белый дом,
Торжественный на вид.
Как будто твердым молоком,
Со всех сторон покрыт! (холодильник)
Только я, только я
Я на кухне главная
Без меня, как не трудитесь,
Без обеда насидитесь (электрическая плита)
Поверну волшебный круг
И меня услышит друг (телефон)
Нет ушей, а слышит
Нету рук, а пишет (магнитофон)
Воспитатель читает стихотворение:
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не, шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
Воспитатель. А теперь мы с вами поиграем в игру на внимание. Если вы согласны с утверждением, которое я прочитаю, то должны хором громко сказать: “Это я, это я, это все мои друзья”, если не согласны – надо промолчать.
- Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
- Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? - Кто из вас, заметив дым,
Закричит: “Пожар! Горим!”?
- Кто костра не разжигает
И другим не разрешает?
- Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? - Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
- Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
- Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
Подведение итогов: Воспитатель наша игра подошла к концу. Сейчас жюри объявит результаты игры. Дети награждаются дипломами и подарками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117
В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».
Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе «Основы безопасности жиз...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...
Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.
Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...
Памятки для родителей и детей по безопасности в каникулярное время: «Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»
Памятки для родителей и детей по безопасности в каникулярное время:«Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!» Актуальность и просто жизненная не...
Безопасность детей на улице и на дороге. Безопасность детей дома. Информационная безопасность в сети интернет.
Презентация для классного часа и педвсеобуча....