Тематический вечер «Афганистан -живая память и боль»
классный час на тему
Воспитать чувство патриотизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_klassnogo_chasa._afganistan_-zhivaya_pamyat_i_bol.docx | 45.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический вечер «Афганистан -живая память и боль»
Цель: - расширить представление учащихся о защитниках нашего Отечества, формировать положительную оценку духовного подвига нашего народа, воспитывать благородное отношение к подвигу солдат, чувство гордости за свой народ, свою страну уважение к старшему поколению, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, побуждать к изучению родной истории,
Ход мероприятия:
(слайд 1)Афган) Звучит песня группы « СССР» (перемена, гости рассаживаются и им выдаются два цветка, красного и зелёного цвета, после окончания мероприятия присутствующие этими цветками выражают своё отношение к мероприятию, красный – «хорошо», зелёный -…опускают цветы при выходе из класса в вазу)
Слайд 2(эпиграф- читать… )Я не знаю, кому и зачем
Это нужно,
Кто послал их на смерть
Недрожащей рукой,
Только так бесполезно,
Так зло и ненужно
Отпускали их в вечный покой.
А. А. Ахматова
Первый ведущий Здравствуйте уважаемые гости и .дорогие ребята. Тема нашего классного часа «Афганистан - живая память и боль» Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем. Мне хочется представить наших гостей:
Елисеев Александр Николаевич- наш односельчанин, выпускник нашей школы, воин-интернационалист ( и просто для многих учеников- дядя Саша)
Гусейнов Руслан Абимуслимович – наш односельчанин, воин-интернационалист
15 февраля – особый день. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана. Прошло уже 25 лет с окончания той войны.
. Ведущий . Именно поэтому сегодня мы приглашаем к разговору участников войны в Афганистане..
Чтец.
Афганистан (историческая справка) ( слайд 3 )
Государство в Юго-Западной Азии. На севере граничит с Российской Федерацией.
- Территория 647.5 тысяч кв. километров.
- Население 15.5 млн.человек.
- Более 20 народностей
- Официальный язык – пушту и дари
- Столица – Кабул
- Господствующая религия – ислам
- 27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция. В этом же году был заключён советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
В течение 1978-1979 годов лидеры Афганистана неоднократно обращались к руководству СССР за военной помощью для “ удержания завоеваний апрельской революции”.
Слайд 4 (песня «Пришёл приказ…)
Ведущая
: Так в первых числах декабря 1979 года министр обороны СССР маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов довёл до руководства Генштаба информацию о том, что в ближайшее время в Афганистан будут введены советские войска, численностью до 75 тысяч человек. Так была создана знаменитая 40-я армия. Началом перехода границы было установлено 25 декабря 1979 года в 15:00 московского времени. К середине января ввод войск 40-ой армии был завершён. А какова же была на тот момент цель ввода войск?
Ведущая
: Цель проста: интернациональная помощь афганскому народу в борьбе с внешней и внутренней агрессией, которая в перспективе может создать угрозу и для южных рубежей Советского Союза.
Слайд 5
Ведущая. Так началась десятилетняя Афганская война…
Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить…
(слышны выстрелы)
Первый чтец.
Шли сегодня танки без привала, с грохотом осколков по броне.
Здесь учений нет и радуг мало в этой необъявленной войне.
Жаркая, нерусская погода оседает пылью на броне,
Оседает вот уже два года на афганской стороне.
Жизнь такая наша, без возврата прожитых когда-то мирных дней,
Умирать нам вроде рановато, а приказ не выполнить страшней.
Второй чтец.
Мы в горы делаем бросок, в желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок, как будто ем я что-то тс хрустом.
Но зубы сжав, и автомат, от пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада, раз надо Родине – мне надо!
(Николай Кирженко)
чтец Александр Николаевич скажите пожалуйста, а сколько Вам было лет когда Вы оказались в Афганистане? Где проходила Ваша военная служба?
Ответ: Я …
Я был солдат, а приказ есть приказ…
чтец. Дядя Саша, а в каких войсках вы служили. Какое было главное Ваше оружие?
Елисеев Александр Николаевича - Я служил …
Вот принёс вам о моей самоходке информацию (передаёт листок ), возьмите , почитайте
чтец. Спасибо
Слайд 6
Песня : «Салам боча» группа «каскад»
Сценка-диалог: “Два солдата”
Молодой солдат: Хоть немного выдалась возможность отдохнуть, побеседовать со старшим товарищем. А ты почему не демобилизовался, когда была возможность?
Старый солдат: Решил остаться, чтобы учить здесь в Афгане боевым премудростям и практике молодых солдат. Мы – ветераны Афгана – хорошо знаем и “ослиные тропы” и многое другое. Первыми, как и на любой войне, гибнут неопытные ребята – “желторотики”, вроде тебя, “боча”.
Молодой солдат: А что это за слово “боча”?
Старый солдат: это на местном языке дари – “сынок”.
Молодой солдат: А ты сам-то давно здесь?
Старый солдат: уже 5 лет.
Молодой солдат: Ты, поди, и “пуштунвалай” знаешь?
Старый солдат: А как же! “Пуштунвалай” это свод неписаных законов!
Молодой солдат: А какие главные из них?
Старый солдат: “Гаярат” – “честь”, “имандари” – “правдивость, преданность истине”, “бадал” – “бесстрашие”. Каждый пуштун гордится своей нацией и свободой.
Молодой солдат: Да, я знаю одну их пословицу: “Родная земля дороже всего мира”.
Старый солдат: Да это так. А ведь и у нас есть много подобных пословиц: “Родная земля и в горсти мила”, “Жить – Родине служить!”, “Родина-Мать – умей за неё постоять”.
Молодой солдат: А мы здесь тоже Родину защищаем?
Старый солдат: Можно сказать и так. Ведь человек человеку – друг, товарищ и брат. Нас позвали – мы и пришли!
Молодой солдат: Это точно! Друг познаётся в беде.
Старый солдат: Конечно! Мы выполняем свой интернациональный долг.
Молодой солдат: Поэтому мы – воины-интернационалисты, если потребуется постоять за Родину, постоим, пусть она даст нам знак!
Старый солдат: Наш принцип – бескорыстие!
Молодой солдат: А путь наш – милосердие!
Старый солдат: Да, вижу я, ты хорошо усвоил солдатские истины, “боча”. Будет из тебя славный защитник отечества.
Ведущая
Эти славные защитники Отечества рисковали своей жизнью каждый день ,а в письмах домой они говорили о любви к своим близким, убеждали, что у них все хорошо. И сейчас они будут говорить с нами строчками из своих писем, своими стихами и песнями.
.( читает строки из письма солдата)
«Здравствуйте, дорогие родители! Если вы внимательно посмотрите на обратный адрес, то должно быть, очень удивитесь – полевая почта. Да, это действительно так. Я служу в Афганистане. Попал я в роту материального обеспечения. За меня не волнуйтесь, буду писать редко за неимением времени…
Чтец 1.
“Письмо”
Здравствуй, мама,
Я пишу тебе письмо.
Знаешь, мама,
У меня всё хорошо.
Светит солнце, всё нормально,
С гор спускается туман.
Знаешь, мама, здесь не страшно,
Просто здесь Афганистан…
А вчера
Я во сне всех видел вас,
Как сестрёнка, перешла в четвёртый класс?
Ты бы, мама, к нам почаще
Ольгу в гости бы звала.
Ты скажи ей, что вернусь я,
Чтоб она меня ждала.
(взрыв) Слайд 7
Слайд 8
А вчера
Почтальон принёс письмо.
А вчера
Горе стукнуло в окно.
Мать не может оторваться
От могильного холма.
Сын в земле, а на ладони
Строчки этого письма…
А вчера
Горе стукнуло в окно.
А вчера
Почтальон принёс письмо.
В нём живой он и смеётся,
И так хочется пожить.
Здравствуй, мама,
Здравствуй, вечность,
Ты не в праве нас забыть
Слайд 9
Третий чтец
Я тоскую по родной стране, по ее рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле спят тревожно солдаты.
Они тратят силы, не скупясь, им знакомы голод и усталость,
Дни свои не копят про запас, кто им скажет, сколько им осталось…
Так что ты, кукушка погоди мне дарить чужую долю чью-то,
У солдата вечность впереди, ты ее со старостью не путай…
Ведущая:
Тот, кто побывал в Афганистане, да и вообще на войне сумели многое понять, понять и переоценить .
Слайд 10
Второй ведущий. За годы войны награждено орденами и медалями более 200 тыс. человек. Звания Героя Советского Союза удостоен 71 «афганец». 25 из них это звание присвоено посмертно.
Среди наших односельчан тоже есть награждённые воины
Васильев Валерий Анатольевич награждён
Елисеев Александр Николаевич
Гусейнов Руслан Абимуслимович награждён
Ведущая: Руслан Абимуслимович а за что Вы были награждены этой медалью?
Выступление
Слайд 11
Ведущая: Война прошла по всей стране, коснулась каждого её уголка.
Побывали в Афганистане 278 солдат из Рославльского района. Не обошла стороной необъявленная афганская война и нашу деревню –13 односельчан, среди них 9 выпускников нашей школы принимали в ней участие. Назовём их имена:
. Слайд 12 (фамилии
Ученики по одному встают и называют по одной фамилии (присаживаются все вместе
Ведущий 2. .
К сожалению сегодня на урок не смог придти воин-интернационалист Давыдов Афанасий Михайлович .он уехал в санаторий .Афанасий Михайлович был одним из первых воинов-афганцев ,поэтому. его отношение к Афганской войне прочитает его племянник Рындин Дмитрий(читает…
«Прошло уже много лет со времен той страшной войны . До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов и споров, погибли люди. Много людей и нам не надо это забывать.»
Слайд :13
Ведущая:
Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сыночков провожают
И наказы им дают,
Поцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
И отцы, махнув по рюмке “горькой”,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку,:
“Ты, сынок, писать не позабудь”.
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших пап и мам все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А ,сынок в граните остается,
Остается вечно молодой.
Ведущая: Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.
Чтец : Каждая женщина, провожая сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться…
Слайд 14 Песня «Зажгите свечи»
МОЛИТВА.
И опять плачут свечи,
Из воска льётся слеза...
Опускаются плечи
И устала душа.
Я молюсь днём и ночью
Неумелой рукой,
Чтобы Бог дал вам силы
Всем вернуться домой.
Может, эта молитва,
Что родилась в душе,
Белой птицей взметнётся
К облакам в синеве.
И услышит Господь наш
Те простые слова,
И вернутся родные
С той войны навсегда.
В сердце тонкие нити -
Между мной и тобой.
Возвращайся, мой милый,
Возвращайся живой
2 чтец : Афганистан – это память наша и боль… Все, кто хоть как-то соприкоснулся с событиями той войны, будут чувствовать боль и через 25, и через 30 лет, и еще через много лет…
Слайд 15 чтец
9 лет, 1 месяц и 18 дней…именно столько продолжалась афганская война, ставшая “лебединой песней” советской армии и Советского Союза.
.Ведущий 2. Сколько их: матерей, вдов, детей обездоленных, для которых слово «Афганистан» будет всегда паролем, болью, родными могилами, обелисками, где на фотографиях – их мальчики, красавцы-богатыри, никогда не стареющие…
Ведущий Своё мнение о Афганской войне нам передал воин- интернационалист ,наш выпускник Васильев Валерий Анатольевич
Слайд 16 (видео)-афганец Васильев В.А.
: Эта война была бессмысленной, как, наверно, и большинство войн. но вспоминая недобрым словом тех, кто втянул нашу армию в нее, давайте будем просто и свято, с любовью и по – человечески помнить этих молодых парней которые не вернулись домой.
чтец Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. Да это война унесла жизни многих ребят, принесла она горе и на Смоленскую землю 9 солдат из Рославльского района не вернулись домой , получили ранение 26 солдат ( Сведения из Рославльского военкомата)
В нашей деревне Липовка не дождались со службы своего сына
Слайд 17
: Максимова Дмитрия Юрьевича
его мать – Максимова Татьяна Владимировна.
и отец- Максимов Юрий Владимирович.
Ведущий :. В книге « Камень облитый кровью» написаны имена погибших наших земляков.( показ книги на стенде) среди них, есть и фамилия нашего односельчанина - ефрейтора : Максимова Дмитрия Юрьевича .
Их имена навечно останутся в наших сердцах
Ведущий 1. Прошу всех встать и почтить память погибших.Минута молчания.
Ведущий Прошу садиться.(садятся гости)
Слайд 18 Видеоролик
Песня «Память. Посмотрите ребята…» исполняют «Голубые береты» (припев подпевают ученики и желающие гости)
Ведущий И вот приказ «Домой»
Афганская война, закончившаяся 25 лет назад, стала уже достоянием истории
Ведущий
Слайд 19 (Они верны остались до конца
Одной присяге, воинскому долгу…
Быть может, и живут они, не долго
Что в шрамах и рубцах их юные сердца.
Злость прошла на своих врагов
Притупилась боль старых ран…
Не успел я отдать долгов,
только помню тебя, Афган…
…) Читать
Ведущий
Пережив такое, многие 18-летние парнишки взрослели не за год и не за два. Начинали смотреть на жизнь иначе, думать иначе, чувствовать иначе. Именно здесь они узнали настоящее боевое братство, настоящую мужскую дружбу, потому что цена твоему поступку, твоему слову – жизнь твоя и твоих товарищей
Ведущий 1. Все они прошли Афганистан.. Они были совсем разные, до того, как служили в Афганистане. Но что-то теперь незримое их объединяет так, как не могут соединить даже самые родственные узы .И вот эти свидетели и непосредственные участники того драматического, исторического события живут среди нас, к сожалению троих нет в живых .
Ведущий
Вопрос: Александр Николаевич , что вы чувствуете спустя стольких лет после войны ?
ВЫСТУПЛЕНИЕ (Елисеев А.Н.) Говорят, время лечит. Но эта боль вряд ли утихнет. Война всегда война Только на грани жизни и смерти можно вполне оценить, что такое жизнь и как она хороша, научиться ценить каждое мгновенье в жизни, каким бы обыденным оно не казалось. Вот почему люди, уже в 20 лет испытавшие ужасы войны, так мужественны и одновременно так чувствительны к любым проявлениям жестокости и несправедливости. Цените жизнь и берегите рядом живущих с вами :родителей, одноклассников, учителей ,соседей. всех ,всех.. Живите, учитесь и пусть вам никогда не достанется такое испытание в жизни.
Вопрос: Дядя Саша, как Вы думаете , сильно изменилось наше поколение, способно ли оно на подвиг?
Ответ: Вы замечательные ребята. А подвигу всегда есть место, только пусть он будет мирным.
Вопрос Дядя Руслан, а какое у Вас отношение к войне ?
. Ведущий :Спасибо Вам большое за ваше выступление и примите от нас подарок в память онашей встрече (благодарит присутствующих, сувениры ветеранам.)
Ведущий
Саша Чуркова дарит своё стихотворение воинам – интернационалистам.
Двухсотый солдат не вернется домой
И маме не скажет: «Я здесь! Я живой!»
И снова не сможет пройти он по той
Которую звал – Родимой землей
А сколько же их безымянных солдат
В Афганских горах безмолвно лежат
А сколько в России седых матерей
До последнего ждавших родных сыновей
Как много война разрушала семей
Не внемля мольбами ни жен, не детей
Но мирное солнце и небо над нами
Заслуга солдат, несших русское знамя
Ведущий
Проделав большую поисково – исследовательскую работу о наших односельчанах ,о выпускниках нашей школы, мы многое узнали о них и многое сделали. На одном мероприятии всего не расскажешь. Более подробно вы можете прочитать о воинах - интернационалистах в альбоме и на стенде, которые мы изготовили. Ребята нарисовали рисунки .Добытая наша информация пополнит страницу о воинах-интернационалистах нашего музея. Работа ещё не завершена Мы многих знаем - этих героических мужчин, ведь они живут среди
Я Мне хочется сказать , что проделана действительно большая работа .Список воинов-интернационалистов у нас менялся несколько раз: сельская администрация дала свой список ,его дополнил Рославльский военкомат, дополняли односельчане и учителя нашей школы .А помог завершить список воинов-интернационалистов наш дорогой гость Елисеев Александр Николаевич, за что ему большое спасибо.,но работа продолжается….
Слайд 20
Ведущий
Сколько лет прошло с той поры –
Не забыть нам раны войны.
Память вечна, вам низкий поклон –
За победу, веру, любовь.
Слайд21
Поклянёмся, друзья,
Не забыть тех парней,
Тех, кто жизни отдал
На афганской земле.
Память в сердце о них
Сохраним навсегда.
Если только самим
Жизнь подарит судьба
(все : Клянёмся, клянёмся, клянёмся).
Ведущий
Ушла в историю афганская война .Но в памяти людской ей жить еще долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей ...
Слайд 22 Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться.
(мальчик и девочка в центре исполняют вальс ,а все присутствующие становятся в круг ,один из присутствующих берёт в руки цветок и, говоря пожелание присутствующему воину – интернационалисту, передаёт этот цветок соседу и так до последнего присутствующего, последним оказывается воин – интернационалисту, цветок ему и открытку)Ведущий благодарит всех присутствующих за то ,что посетили наше мероприятие. Поздравление присутствующих воинов и мужчин с Днём защитника Отечества
.Уходя из комнаты оставляют в вазе красный или зелёный цветок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Афганистан наша память и боль.
Внеклассное мероприятие по истории для 9 - 11 класса посвященное Дню памяти воинов интернационалистов с использованием презентации....
Афганистан-наша память и боль
Конспект классного часа, в основу которого положен краеведческий материал...
«Афганистан: наша память и боль»
[[wysiwyg_imageupload::]]Сценарий торжественного мероприятия, посвященного Дню вывода советских войск из Афганистана.Цели: 1.Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан. ...
вечер "Афганистан - наша память и боль"
Вечер посвящен 20- летию вывода советских войск с территории Афганистана....
Вечер-встреча "Афганистан - наша память и боль"
Вечер-встреча посвещенный воинам интернационалистам...
Сценарий вечера-памяти, посвящённого 31-летию вывода Советских войск из Афганистана «Афганистан - живая память»
Литературно - музыкальная гостинная знакомит подростков с историей памятной даты; происходит осмысление событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения; воспитывает патриотизм и интернационали...
Афганистан - живая память и боль
Классный час для 4 класса....