Положение о научном обществе учащихся
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39 г. Брянска»
Рассмотрено на заседании МО Утверждено на методическом совете
Протокол №______ от «____»_____2012г. МБОУ СОШ №39 г. Брянска
Председатель МО Л.В.Лемешова Протокол №____ от «____»________2012г.
Зам. директора по УВР Т.Ф.Полякова
Положение
о научном обществе учащихся
«Планета»
на 2012-2013 учебный год
Руководитель НОУ «Планета»:
учитель географии
Макаридина Галина Анатольевна
Брянск 2012
Пояснительная записка
Для динамически развивающегося образовательного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом должна стать научная деятельность. Смена парадигм образования, ее нацеленность на личностное ориентирование в образовательном процессе с механизмами развития и саморазвития личности учащихся настоятельно ставит вопрос о приобщении учеников к научной деятельности. Это естественно, так как овладение основами наук, пробуждение у учащихся познавательного поискового интереса в той или иной области знаний – одна из важнейших задач образования.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Планета».
Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ "Планета”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.
Концепция научного общества учащихся
Главные идеи концепции
1. Сохранение нравственных и культурных приоритетов.
2. Поддержание авторитета образования, науки, социального престижа знаний.
3. Реализация возможности комплексного охвата каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями, позволяющая адекватно отслеживать и корректировать личностный рост ученика, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.
Актуальность концепции
В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость знания. Предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, а в школе.
Элементы научно-методической новизны:
- Трактовка НОУ как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
- Определение НОУ как особого культурного пространства для самостоятельного диалога.
Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
- Информационном – получение учащимися новых знаний;
- Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
- Нравственно–психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного общества.
Общие положения.
Школьное научное общество (НОУ) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
НО руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании», Уставом школы и данным Положением.
Научное общество имеет свое название, эмблему, девиз.
Цель: Создание в школе условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся. Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников.
Задачи:
1.Выявление, воспитание, поддержка одаренных детей, склонных к научной деятельности;
2. Формирование у учащихся устойчивого интереса к определенной области знаний, обучение методам научных исследований, разработка и реализация исследовательских проектов;
3. Создание условий для расширения среды общения педагогов и учащихся школы, развитие их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;
4. Систематизация научно-исследовательской деятельности учащихся, привлечение большего числа учащихся к НИД, содействие профессиональной ориентации, самоутверждению учащихся;
5. Подготовка научных работ школьников к участию в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.
Содержание и формы работы научного общества:
- разработка научно-исследовательских и проектных работ;
- участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах разных уровней; проведение школьной научно-практической конференции; выступления с лекциями, докладами, сообщениями по темам проектов, организация выставок;
- встречи с сотрудниками музеев, архивов;
- подготовка творческих работ учащихся и их публикация;
- оказание помощи в подготовке и проведении предметных недель;
- организация издательской печати – газеты НОУ (освещение памятных дат, важных событий в жизни школы).
Принципы школьного научного общества
Деятельность общества основывается на следующих принципах:
- интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся;
- непрерывности;
- межпредметного многопрофильного обучения;
- сотрудничества учащихся и педагогов;
- демократичности отношений;
- добровольности;
- индивидуализации в процессе исследовательской и инновационной деятельности;
- корректного контроля и своевременной помощи.
Членство в школьном научном обществе
Членами школьного научного общества могут быть:
учащиеся, изъявившие желание работать в объединении, проявляющие интерес к творчеству, расширению кругозора, желающие определить и развивать свои способности, самоопределиться и самоутвердиться;
.
Права членов школьного научного общества
Члены общества обладают следующими правами:
- Выбрать тему в соответствии со своими интересами.
- Вносить свои предложения по улучшению работы НОУ
- Представлять свои работы для участия в конкурсах исследовательских проектов на конференциях разных направлений и разных уровней.
- Использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения, а также библиотечными фондами через Интернет.
- Свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом.
- Получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителя или научных консультантов исследовательской работы;
- Представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для получения зачета или оценки по соответствующему предмету, а также представлять к защите исследовательскую работу на итоговой аттестации в выпускных классах.
- За активную работу в НОУ и достигнутые творческие успехи члены общества могут быть представлены к награждению почетными грамотами, дипломами.
Обязанности членов школьного научного общества
- Проводить и вести научно-исследовательскую работу по избранной теме под руководством научного руководителя.
- Стремиться овладеть знаниями, навыками научно-исследовательской деятельности и повышать свой научный уровень.
- Регулярно посещать заседания НОУ.
- Выступать с докладами, сообщениями на заседаниях НОУ.
- Добровольно выполнять поручения руководителя НОУ.
- Участвовать в научных секциях, конкурсах, конференциях, экспедициях, походах.
- Отчитываться о проделанной работе.
Режим работы школьного научного общества
Режим работы НОУ предполагает:
- индивидуальную и коллективную работу в секциях;
- консультативные часы и дни (по графику);
- ученические научно-практические конференции;
- выпуск газеты или журнала, посвященных НОУ;
- участие в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.
Положение о научно- исследовательской деятельности учащихся
Общие положения
Научно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
Целью научно-исследовательской деятельности является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- формирование интересов, склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
- развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества т д.);
- развитие умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
- способствование мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Организация научно-исследовательской работы учащихся
Научными руководителями учащихся являются учителя, педагоги дополнительного образования или иные работники.
Направление и содержание научно- исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.
Тема утверждается научным руководителем. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.
Формами отчетности научно- исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся школы) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы, территориального, регионального уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.
Виды научно- исследовательской деятельности учащихся
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состояний в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы ( в том числе в сфере образования);
изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Критерии научно-исследовательской деятельности
- Актуальность выбранного исследования. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
- Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
- Владение автором специальным и научным аппаратом.
- Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
- Практическая и теоретическая значимость исследования.
- Четкость выводов, обобщающих исследований. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
Содержание программы НОУ «Планета»
1.Введение. Задачи НОУ. Устав НОУ (1ч)
2. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.(1ч)
3. Что такое проект? Культура мышления. Умение выявлять проблемы. (1ч)
4. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.(1ч)
5. Типы исследовательских проектов.(1ч)
6. Этапы выполнения проекта. (1ч)
7-8. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.(2ч)
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над
актуальностью выбранной проблемы.
9-10. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.(2ч)
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
11-12. Предмет и объект исследования.(2ч)
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
13. Методы и способы поиска географической и страноведческой информации.(1ч)
14. Работа в библиотеке с каталогами и картотекой. Выбор литературы.(1ч)
15-16. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.(2ч)
17. Наблюдение и эксперимент, его техника.(1ч)
18. Задания на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.(1ч)
19. Методы опроса и анкетирования. (1ч)
20. Теоретический метод исследования. (1ч)
21. Математические и статистические методы исследования.(1ч)
Обработки полученных данных этими методами.
22. Правильное мышление и логика.(1ч)
Задания на развитие мышления и логики.
23. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. (1ч)
24-26.Выполнение проектов учащимися. Консультации по работе с проектами.(3ч)
27. Что такое парадоксы. (1ч)
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
28-29. Оформление презентаций.
Выполнение презентаций (альбомов, поделок) к проектам.
30. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.
Составление плана выступления.
31-32. Защита исследований перед учащимися разных классов.
Выступление с проектами по классам.
33. Выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Презентации проектов на этой конференции.
34. Итоговое занятие. Круглый стол. Анализ исследовательской деятельности
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Календарно - тематическое планирование
№ Занятия | Тема, урок | Кол-во часов | Дата |
1 2 3 4 5 6 7-8 9-10 11-12 13 14 15-16 17 18 19 20 21 22 23 24-26 27 28-29 30 31-32 33 34 | Введение. Задачи НОУ. Устав НОУ Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Что такое проект? Культура мышления. Умение выявлять проблемы. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии Типы исследовательских проектов Этапы выполнения проекта. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Методы и способы поиска географической и страноведческой информации. Работа в библиотеке с каталогами и картотекой. Выбор литературы. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Наблюдение и эксперимент, его техника. Задания на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Методы опроса и анкетирования. Теоретический метод исследования. Математические и статистические методы исследования. Обработки полученных данных этими методами. Правильное мышление и логика. Задания на развитие мышления и логики. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Выполнение проектов учащимися. Консультации по работе с проектами. Что такое парадоксы? Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Оформление презентаций. Выполнение презентаций (альбомов, поделок) к проектам. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. Составление плана выступления. Защита исследований перед учащимися разных классов. Выступление с проектами по классам. Выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» Презентация проекта на школьной НПК. Итоговое занятие. Круглый стол. Анализ исследовательской деятельности Анализ исследовательской деятельности. Выводы. Итого: Резерв: | 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 34 0 |
Учебно-методический материал:
1. Голованова В.И., Карбанович О.В, Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Проектная и исследовательская деятельность. Методическое пособие. Брянск, 2012г, стр.2
2. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоению ФГОС. Педагогическое общество России, Москва, 2014г, стр.184
3. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие. Москва, 2006 г, стр.21
4. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии. Учебное пособие. Брянск, 2001г, стр. 193
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о научном обществе учащихся "Естествоиспытатель"
Положение о научном обществе учащихся...
Положения о работе школьного Научного Общества Учащихся "Родники"
Научное обществодобровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области исторической науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследо...
Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Положение о НОУ "Атлантида"
Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи ...
Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА».Положение о школьном конкурсе «Электронная презентация на уроке» среди учащихся 6 - 11 классов
Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...
Положение о научном обществе учащихся
Положение о научном обществе учащихся...
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
Научное общество учащихся школы – добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники и культуры; к развитию творч...
Положение Научного общества учащихся " Друзья Земли"
Научное общество учащихся (далее – НОУ) школы – добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники и культу...