Танцы Шри-Ланки, больше чем танец
учебно-методический материал по теме
Национальный танцы Шри-Ланки – важная часть ланкийской культуры и неизменный элемент всех национальный праздников, религиозных процессий и ритуальных церемоний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tantsy_shri-lanki.docx | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района
Санкт-Петербурга «На Ленской»
«Танцы Шри-Ланки»
Работа выполнена:
Коровиной Александрой Владимировной,
педагогом дополнительного образования
Санкт-Петербург
2013
«Больше чем просто танец»
Национальный танцы Шри-Ланки – важная часть ланкийской культуры и неизменный элемент всех национальный праздников, религиозных процессий и ритуальных церемоний.
Сингалы составляют основное население страны, поэтому ланкийские танцы часто называют сингальскими. Формы танца В Шри-Ланке изменяются согласно религиозным и местным традициям. Особое место среди сингальских танцев занимают кандийские. Это форма танца получила своё название и развитие во времена расцвета царства Канди. Сегодня кандийские танцы широко распространены и в других частях страны.
Религия на Шри-Ланке оказала большое влияние на развитие танца – в них четко прослеживается связь с буддизмом. Возникновение танцев связано с древними ритуалами заклинания и изгнания злых духов – Кохомба. Эти ритуалы «принесли» ланкийцам индийские заклинатели по просьбе одного из правителей, которого, согласно легенде, долгое время преследовал один и тот же сон с нападающим на него леопардом. После представления Кохомба Канакрийа наваждение пропало, а многие из местных жителей переняли эту форму танца-заклинания. С тех пор главной темой танцев острова стала вечная борьба добра и зла.
С самого начала эти ритуальные танцы исполняла особая каста, которая служила храму Далада Магигава, где хранится зуб Будды. Но во времена Британской колонизации ланкийские ритуалы стали исчезать.
Возрождение кандийского танца началось в 30-40-х гг. ХХ века, а после установления независимости Цейлона в 1948 г. Национальный танец получил наибольшее развитие. Появились первые профессиональные танцевальные коллективы, пропагандирующие древнее искусство танца.
Первым, кто адаптировал ритуальные танцы Канди для сцены, сделав их более приемлемыми для современной городской аудитории, был Читрасена Диас. Он создал балетный коллектив и основал Школу Кандийан, которая до сих пор остается самой престижной. В своих постановках он объединял древние танцы в большие танцевальные представления, в постановке «Неприкасаемая» Читрасена впервые затронул социальную тематику.
Популярность ланкийского танца способствовало снижению кастовых барьеров. Многие современные танцоры в Шри-Ланке заимствуют из Кандийан движения для своих постановок, добавляют современные стили, западные техники и ставят оригинальные спектакли. Танцевальное искусство активно поддерживается правительством страны, а популяризируют его танцевальные ансамбли. Многие из них активно гастролировали в СССР – бает Читрасена (1957 и 1963 гг.), Национальный ансамбль танца под руководством П. Бхарата (1974 г.), танцевальный ансамбль представителей потомственных семей танцоров под руководством У.Б. Маккллолува (1976 г.). В октябре 2012 г. На московской пресс-конференции по случаю открытия авиасообщения между Москвой и Коломбо выступил национальный балет Шри-Ланки, показав яркое танцевальное шоу.
Кандийские танцы – яркие, костюмированные, пропитанные национальным колоритом зрелища. Они близки к высокоразвитым южноиндийским танцевальным формам – «катхакали» и «бхарата натьям», но делают акцент на пластик тела, подвижность, символизм для передачи идеи и включают элементы акробатики.
Танцевальное искусство Шри-Ланки передается из поколения в поколение и отражает вековые традиции народа. Желающие профессионально обучаться сингальским танцам поступают в специальную школу. Несмотря на то, что раньше танцорами могли быть только мужчины, для женщин танцевать перед публикой считалось неприличным, сейчас существует несколько школ, глее Кандийан обучают и женщин. Учеба длится 3-10 лет в зависимости от сложности исполняемых танцев. Барабанщики, аккомпанирующие танцорам, обучаются в этой же школе примерно тот же срок. В первый год учащиеся должны отработать 12 упражнений для ног, во второй – 12 упражнений для тела, в третий – координацию движений всего так и так далее. Передача знаний происходит без слов – учитель показывает, ученики повторяют за ним.
Кандийский танец – больше чем танец, поэтому весь процесс обучения сопровождается целым набором правил и ритуалов. До момента окончания учебы запрещено надевать танцевальный костюм. Перед облачением в костюм существует специальный религиозный обряд: ученики молятся Будде, индуистским богам, особенно покровительнице танцев Санги, читают молитвы, ставят свечи. Обряд одевания совершается учителем.
Все танцы исполняются в традиционных костюмах, украшенных серебром, с браслетами, тяжелыми серьгами в ушах и обязательно босиком. Костюмы для танцев разнообразны и сложны – число деталей иногда доходит до 60. Большинство костюмов предполагает наличие маски, которая весит примерно 6-8 кг.
Интересно, что кандийский танец на целых 2000 леи опередил балетную хореографию. Он, подобно нашему балету, является классической подготовкой для любого танцора.
Кандийские танцы сильно выделяются на фоне других азиатских танцев своей энергией и активностью, для них характерны прыжки и вращения. Скорость движений иногда доходит до невероятной быстроты.
Музыка, как и танец, на Шри-Ланке имеет тесную связь с буддизмом. Это не музыка в привычном смысле этого слова, а только барабанные ритмы, меняющиеся по ходу исполнения различных фигур в танце. На сингальском языке все барабаны имеют общее название «бера».
Особая роль принадлежит духовым инструментам. Это и местная разновидность гобоя – хоранеуа, и морские раковины различных размеров и форм. В культовом музицировании широко применяется ансамбль Нагасиннам – несколько хоранеуа с барабанами.
С древнейших времен танец в Шри-Ланке существовал в двух основных видах. Первый вид – это магические танцы, связанные с древними поверьями и сопровождавшимися обрядами изгнания злых духов. Такие танцы всегда исполняются в масках, соответствующих представлениям человека о добре и зле и носят характер заклинания или мольба о ниспослании удачи в делах, излечении от болезней, избавлении от опасности. Танцоры верят, что во время представления они действительно общаются с невидимым миром, поэтому относятся к каждому танцу со всей тщательностью. Существенная роль отведена музыке. Ритуальные танцы исполняются под аккомпанимент ударных, а действия дополняются пением. Сегодня такие танцы существуют как экзотическое зрелище для туристов. Например, танец «Нага и Гурула», называемый просто Танец маски. Он родом из южной части Шри-Ланки и основан на сюжете из мифологии. По сюжету танца птица Гурула – орел, символизирующий добро – убивает кобру Нагу, олицетворяющую зло. Танцоры в этом номере яростно размахивают руками, активно перемещаясь по сцене – это психологический метод изгнания злого духа, победа света над тьмой.
Другая разновидность южноланкийских танцев, исполняемых в масках, называется Колам. Это больше, чем просто танец, это целое театральное представление. Сюжетом могут быть деревенские истории, рассказы, героические хроники. Герои самые разнообразные: деревенский простачок, король, воины, животные, боги.
Второй вид ланкийского танца – кандийский светский развлекательный танец, являющийся частью придворной жизни. Свободный от религиозных и мифологических сюжетов, он дал множество видов танца. Это динамичные танцы, изображающие различные сценки повседневного дворцового быта, комические происшествия или поведение животных и птиц. Такие танцы чередуются с песнями, прославляющими могущество царей, и являются важным элементом буддийских храмовых церемоний, без них не обходится ни оно праздничное событие. Танцы, несмотря на общую тему, отличаются каждый своей изюминкой, а танцоры профессионально обучаются технике таких танцев много лет.
Танец Вес относится к разряду магических и считается наиболее популярным в Канди. Он происходит от древнего ритуала очищения Кохомба Йакума. Считается, что после исполнения обряда можно добиться освобождения от всех невзгод. Этот танец исполняется только мужчинами. По легенде, их замысловатые металлические головные уборы, которые могут носить только мужчины после специальной церемонии, принадлежали Божеству Кохомба.
Спутать танцора Вес с кем-нибудь ещё невозможно. Танец исполняется в сложных традиционных красно-белых костюмах в форме сосуда с 64 разными орнаментами. На руках и ногах у танцоров множество браслетов и бубенчиков, плечи и грудь покрыты блестящими латунными «панцирями», на шее – ожерелье. Все это издает звенящие звуки при резких движениях и прыжках. Танцоры изображают суровые испытания, выпадающие на жизнь человека. Они кажутся совсем неповоротливыми, их движения медленны и плавны, но не лишены балетного изящества. Затем ритм танца внезапно меняется, и неповоротливость уступает легкости, а неспешные движения – прыжкам и акробатическим трюкам, приводя в восторг зрителей, не ожидавших такой перемены. Эти символизируется освобождение от страданий.
В южных и западных районах Шри-Ланки преобладают танцы Ваннама, изображающие повадки животных и птиц. С сингальского «Ваннама» переводится как «описательная молитва». Древние сингальские тексты упоминают много молитв, которые исполнялись в песнях, а позже их стали исполнять для сольных танцев. В текстах песен рассказывается о достоинствах животных, которых танцоры изображают.
Всего существует 18 видов Ваннама в форме Кандийан. Например: Гаджага ваннама – Слон, где танцоры подражают движениям слонихи, символизирующей у сингалов женскую грацию; Маюра ваннама – Павлин, где девушки изображают его гордую поступь и красочное оперение; Нага ваннама – Кобра, где девушки в темных одеждах телодвижениями изображают змей, самая грациозная и пластичная танцует в образе кобры, а танцор-заклинатель змей её приручает.
По традиции перед тем, как получить костюм для исполнения танца «Вес», танцор должен выучить все 18 Ваннамов.
Там же на юго-западном побережье Шри-Ланки популярны танцы рухуну. Сюжеты танца заимствованы из различных особенностей деревенской жизни – танец урожая, танец с кувшином. Исполнительницы танца выступают в традиционной крестьянской одежде: коротких кофточках и длинных узких юбках. Танец отличается плавностью и грациозностью в основном за счет движения рук, ладоней и пальцев. Рухуну зачастую сопровождается пением. Мелодика напевов богата, соло чередуется с унисонным хором.
Народный театр Шри-Ланки имеет глубокие исторические корни. В нем сочетаются танец, театр масок, барабанный бой и ритуалы. В Коломбо и Амбалангода можно увидеть «дьявольские танцы», сопровождающиеся ритуальным изгнанием духов. В Канди популярны танцевальные спектакли, дающие представление о национальной культуре горных районов. Но особый танцевальный размах происходит на грандиозном фестивале Эсала Перахера, который ежегодно проводится в Канди в конце месяца эсала (июль-август) и приуроченном к чествованию священной буддийской реликвии – Зуба Будды.
В заключение, хотелось сказать, что танцевальное наследие Шри-Ланки не только зрелищно, богато и разнообразно, но также несет за собой глубокую вдумчивость во всю танцевальную культуру. Благодаря этим танцам, происходит сохранение и поддержание исторических ритуалов народа Шри-Ланки, а также транслирование национальных особенностей и тонкостей этого народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЭТОТ ТАНЕЦ МНОГОЛИКИЙ» Сценарий разработка отчётного концерта по историко – бытовому и современному бальному танцу
На протяжении всей истории хореографии существуют танцы простого народа и танцы аристократического общества. Исторический танец занял значительно...
сценарий посвящённый ко дню танца 29 апреля "Танец сквозь века"
Своеобразной формой отчета перед родителями является открытое занятие. И чем интереснее оно будет построено, тем с большим старанием и ответственностью отнесутся к его подготовке дети и родители. Разр...
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...
Конспект урока по ритмике "Танец "Стаккато". Первая и вторая фигуры танца"
Урок для учеников 3 класса....
Конспект открытого занятия по спортивным танцам на тему: "Танец Румба"
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 10-12 лет по теме «Танец Румба». Занятие по бальному танцу развивает физические данные детей: гибкость, шаг, танцевальнос...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ансамбль эстрадного танца "Ника". Современный танец".
Программа рассчитана для обучения детей 6-17 лет. Срок реализации программы 3 года. Уровень базовый....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. "Современный танец. Хореография. В вихре танца"
Программа «Современный танец. Хореография («В вихре танца»)» имеет художественную направленность, углубленный уровень.Главная линия программы заключается в творческой самореали...