Программа кружка "Левшата" (краеведение)
рабочая программа (5 класс) на тему
этот материал будет полезен только жителям пряничной столицы и её окрестностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levshata_kruzhok.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Краеведение в системе образования России является традиционным и эффективным средством патриотического и духовно-нравственного воспитания детей. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился и вырос. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление учащихся 5 класса с историей и культурой родного края.
Тула и Тульский край - это родина многих великих людей. Тула - Город-Герой, вся история которого связана с героическим прошлым нашего Отечества, город русских мастеров, кузница русского оружия. Тульский край - колыбель русской культуры, подарившая миру Л. Н. Толстого, В. В. Вересаева, К. Д. Ушинского. Изучение родного края, его истории, культурных традиций, современных достижений – процесс увлекательный, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, встреч, выполнения исследовательских работ.
Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней интегрируются все основные стороны воспитания (политическое, эстетическое, духовно-нравственное, патриотическое), а также значительно расширяется кругозор учащихся.
Разработанная мной программа рассчитана на учащихся 5 класса. Срок реализации программы -1 год (35 учебных недель).
Целями программы являются формирование основ этнического самосознания школьников, расширение культурного опыта, углубление интереса к истории Тульской области.
Задачи программы:
- изучение исторического и культурного наследия Тульского края;
- воспитание патриотизма, уважения к традициям, достижениям и культуре родного края, бережного отношения к природному, историческому наследию Тульского края, сохранению исторической памяти;
- вовлечение учащихся в познавательную, творческую, исследовательскую деятельность;
- обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.
В результате освоения программы учащиеся научатся знать/ понимать/ уметь:
- историю становления и развития Тульского края, Узловой в контексте основных исторических событий;
- великих уроженцев Тульской области;
- историю традиционных тульских ремёсел;
- необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти;
- выполнять исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу, пользоваться различными источниками информации;
- оформлять памятки, коллажи, газеты, буклеты, презентации и т. д.;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Формы деятельности учащихся:
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
- выполнение исследовательских работ, творческих проектов;
- участие в краеведческих конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней;
- организация праздников, тематических классных часов и т. п.
- создание листовок, музейных коллекций, стенгазет, буклетов и т. п.
Литература и Интернет-ресурсы
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: «Просвещение», 2011
- Степанов, П. В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность/ П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. – М.: «Просвещение», 2011
- Ашурков, В. Н. Город мастеров/ В. Н. Ашурков. - Тула. 1958
- Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка/ И. Я. Богуславская — М.: Искусство, 1975.
- Кузина, М. Н. Тульский кремль/ М. Н. Кузина, Е. Г. Зыкова. - Тула: Неография, 2010
Савченко, В. Н. Город-герой Тула/ В. Н. Савченко. - М.: Стройиздат, 1979
Тихонова, А. С. Тульский самовар/ А. С. Тихонова, М. Г. Рудаков, С. Д. Ошевский. - Тула: Приокское книжное издательство, 1989
Хорев, А. В. Узловая военная/ А. В. Хорев. - Узловая, 2005
Туманов, А. С. Тула. Страницы хроники героической защиты города-героя в 1941 году/ Туманов А. С. - М.: Издательство политической литературы, 1985
- http://tulamen.ru/ - историко-патриотический сайт г. Тулы
- http://tulalmanac.blogspot.ru/ - тульский краеведческий альманах
Содержание программы
Тульский край – частица России (6 ч.) Тульская область на карте России. Значение Тулы и Тульской области для страны. Символика Тулы, Узловой. Топономика Тульской области.
Тульский край в древности (3 ч.) Археология – главная помощница краеведения. Образ жизни, занятия вятичей. Куликовская битва.
«Бренды» Тульской области (7 ч.) Традиционные тульские ремёсла. Самовар. Пряник. Белёвская пастила. Оружие. Гармонь. Филимоновская игрушка. Тульская городская игрушка.
Архитектура Тульского края (2 ч.) Тульский кремль. Храмы Тульской области.
Великие туляки (6 ч.) Великие уроженцы Тульской области. Тульский край в литературе и искусстве.
Тула и Тульская область в годы Великой Отечественной войны (5 ч.) Оборона Тулы. Туляки – герои войны. Памятники Тульской области, посвящённые Великой Отечественной войне.
Тульский край: современность и перспективы (3 ч.) Тульский край – туристический рай. Узловая - город будущего.
Календарно-тематическое планирование занятий
краеведческого кружка «Левшата»
№ п. п. | Тема занятия (содержание) | Календарные сроки | Примечание |
1 | Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами, программой кружка | ||
2 | Тульский край – частица России | ||
3 | Экскурсия в городской краеведческий музей | ||
4-5 | Символика Тулы и городов Тульской области | ||
6 | Топономика – помощница краеведения. Говорящие названия городов и деревень Тульского края | ||
7 | О чём расскажут названия узловских улиц? | ||
8 | Тульский край в древности. Археология – главная помощница истории | ||
9 | Как жили наши далёкие предки? Образ жизни и занятия народов, заселявших Тульский край в древности | ||
10 | На поле Куликовом… Куликовская битва – важнейший эпизод русской истории. Куликовская битва в искусстве | ||
11 | «Со своим самоваром…» Заочная экскурсия в музей самоваров | ||
12 | Тульский пряник. Заочная экскурсия в музей тульских пряников | ||
13 | Викторина «Чаепитие по-тульски» | ||
14 | Тула оружейная: заочная экскурсия в музей оружия | ||
15 | Сказки деда Филимона: филимоновская игрушка, тульская городская игрушка («князьки») | ||
16-18 | Творческий проект «Потомки левши на все руки хороши!» | ||
19 | Тульский кремль – свидетель веков | ||
20 | По святым местам: храмы Тулы и Тульской области | ||
21 | Писатели – уроженцы Тульского края. Заочная экскурсия в Ясную поляну | ||
22 | Художники – туляки. Заочная экскурсия в музей-усадьбу Поленово | ||
23-25 | Творческий проект «Наши великие земляки» | ||
26 | Тульский край в литературе и искусстве | ||
27 | Тульский край, опалённый войной. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны | ||
28 | Оборона Тулы в годы Великой Отечественной войны | ||
29 | Тула – Город-Герой. Туляки - герои войны | ||
30 | Памятники Тульского края, посвящённые Великой Отечественной войне | ||
31 | Экскурсия по памятным местам Узловой | ||
32 | Тульский край – туристический рай! Конкурс плакатов, брошюр, листовок | ||
33-34 | Творческий проект «Город будущего» | ||
35 | Подведение итогов работы кружка за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...