"Вечный огонь их сердец..." (урок Мужества)
презентация к уроку (9, 10, 11 класс) по теме

Данная презентация рекомендована для использования в рамках мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню Защитника Отечества, но может, целиком или фрагментарно, использоваться на уроках истории при изучении тем, связанных с ВОВ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Война исковеркала много судеб. Я хочу рассказать о двух людях, которых она разлучила навсегда. О людях, героически сражавшихся и погибших за Родину.

 Вера Волошина родилась 30 сентября 1919 года в самое трудное время после гражданской войны. А потом ворвалась новая жизнь, бурная и стремительная. Строились новые заводы, рудники. И Щегловск, маленький уездный городишко, буквально на глазах превращался в один из крупнейших промышленных центров Сибири. Сюда приезжали тысячи и тысячи добровольцев. И все это стремительно перемешивалось жизнью.

Слайд 4. Дети росли вместе с городом, его новыми шахтами, заводами, их тоже властно захватывала романтика трудового подвига. На их глазах создавалась новая, удивительная жизнь, которая свежим ветром врывалась в каждую семью, никого не оставляя равнодушным.

Слайд 5. И как тут было не убежать после уроков на строительную площадку Кемеровской ГРЭС, где работало так много удивительных машин?

Слайд 6. Или всем классом не отправиться на строительство азотно-тукового завода помогать взрослым?

Слайд 7. А сколько раз Вера с друзьями работала в новом городском парке на берегу Томи, где они своими руками сажали деревья, которые теперь стали такими большими и красивыми…

Слайд 8.

Чтец 2. Вера была обыкновенной девочкой – и озорной, и веселой, и в меру кокетливой. И все же она отличалась от других упорством в достижении задуманного, неиссякаемой энергией. Хотела много знать и уметь.

Общительная и справедливая, Вера имела много друзей и подруг. К ней тянулись и малыши и старшеклассники. Со всеми она находила общий язык. С одним писала стихи, оформляла стенгазету, с другими играла в шумовом оркестре на гребенке. Танцевала и охотно пела в школьном хоре. Еще она очень любила спорт, ей хотелось освоить все виды спорта. Она хорошо плавала, управляла лодкой, прыгала с вышки в воду, зимой ходила на лыжах. Очень любила спортивные игры (баскетбол, волейбол), гимнастику. Вера была бессменным участником всех спортивных соревнований.

Слайд 11.

Чтец 1. Юрий Двужильный родился в посёлке Константиновка Донецкой области в 1919 году. Мама воспитывала Юру и его старшую сестру одна, она работала сельским врачом.

Чтец 2. У Юры было много друзей. Они тянулись к этому мальчику с твердым характером. Удивлялись, когда он успевал так много читать, и вместе с ним прошли через все его увлечения: строили летающие модели самолетов, учились выпиливать и выжигать по дереву, а затем занялись фотографией. Юра сам собрал фотоаппарат. Позднее, в пятом классе, все увлеклись спортом – стрельбой, коньками, гимнастикой, но особенно боксом. Юра считал, что это наиболее достойный мужчины вид спорта.

В 1935 году семья Юры переехала в Кемерово. Слайд 12.

Чтец 1. С Верой Юрия связывала очень светлая юношеская дружба, когда каждая встреча приносит радость узнавания нового и постоянно хочется стать лучше, сильнее, чтобы быть достойным этой удивительной дружбы.

Они всегда были вместе – в школе, в спортзале, на городском стадионе. Летом почти весь день проводили на реке, а зимой по воскресеньям с утра уходили на лыжах в сосновый бор, который начинался сразу же за городом. Вера учила «южанина», как она иногда называла Юрия, приехавшего с Донбасса, тонкостям лыжного дела, особенно умению съезжать с высоких гор, не задев ни одного дерева…

Чтец 2. Детство… Незабываемое и удивительно короткое, как весна в Сибири.

Слайд 13. После десятого класса, Вера решила поступать в Московский институт физкультуры. И успешно сдала вступительные экзамены. Но после гриппа, давшего осложнение на ноги, ей пришлось уйти из этого института. Вместе со своими одноклассниками она поступила в кооперативный институт.

Слайд 14.Параллельно с институтом она записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолётом И-153 «Чайка» и занялась прыжками с парашютом. Кроме этого она всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией.

Слайд 15.

А,  Юрий,  едет в Ленинград: он решил поступать в электротехнический институт. Но с первого раза поступить не смог. Возвращаться в Кемерово было стыдно, поэтому пошел работать грузчиком в порт, чтобы на следующий год подготовиться и поступить все-таки в институт. И поступил. Но в другой институт - Институт инженеров гражданского воздушного флота на факультет аэродромного строительства.

Чтец 2. Учился Юрий хорошо, но неровно. Но он мог быстро наверстать упущенное, а главное на практических занятиях не боялся черновой работы, старался до всего докопаться сам. Вот за эту дотошность и любили его преподаватели.

Слайд 16. Когда началась война с белофиннами, он добровольно вступил в лыжный батальон и ушел на фронт.

За мужество и героизм в советско-финской войне Юрий был награждён орденом Красного Знамени, а ведь было ему в то время всего двадцать лет.

Чтец 2. С каким волнением ждала Вера его коротких писем со штампом полевой почты! Иногда, очевидно написанные в перерывах между боями, письма становились длиннее, и Юрий в них рассказывал о своем солдатском житье-бытье. Но чаще всего вспоминал родной город, друзей, школу… О том, что каждый день думает о ней и как бережно хранит фотокарточку, которую Вера подарила ему на выпускном вечере, ….Юрий почему-то не писал.

22 июня, по дороге в музей Троице-Сергиевой лавры, Вера Волошина с подружками забежали в универмаг. На глаза девчатам попалось удивительное белое шелковое платье. Решили купить немедленно! Да и повод был замечательный: Верочке сделал предложение ее жених, Юрий Двужильный. Но свадьбу решено было сыграть на следующий год. После окончания учебы.

Слайд 18. Но все мечты и планы перечеркнула война.

С каждым днем война принимает все более ожесточенный характер.

Слайд 19. Как всегда бывало в трудное время, люди старались теснее сплотить свои ряды, встать как один на защиту Отечества.

Слайд 20. В первый же день войны Юра пошел к начальнику факультета и попросил послать его в действующую армию. Но ему отказали в этом: он должен учиться, закончить академию. Выпускников академии с нетерпением ждали в авиационных частях.

Чтец 1. А Вера решила, что непременно станет партизанкой, будет сражаться в тылу врага. Она узнала, что уже начался набор добровольцев, но через несколько дней ее с группой студентов отправили на строительство оборонительных сооружений в прифронтовой полосе. Постепенно входила война в сознание этих никогда не воевавших молодых людей.

Слайд 21. Тяжелая работа, многокилометровые переходы на новое место, налеты вражеской авиации, горящие города и села, бесконечные потоки беженцев на пыльных, разбитых дорогах Смоленщины – все это строже, суровее молодые лица студентов.

Слайд 22. И может быть, здесь в их глазах впервые вспыхнула настоящая ненависть к врагу.

Чтец 2. В первых числах сентября студентов старших курсов отозвали в институт.

Но линия фронта все ближе и ближе подходила к Москве. С болью читала Вера в газетах сообщения о том, что после упорных боев наши войска оставили Смоленск, Ржев, Вязьму… Теперь шли бои на дальних подступах к Москве.

Слайд 23. В город все чаще и чаще приходили эшелоны с ранеными. Их размещали в зданиях школ, институтов, общежитий, переоборудованных наспех под военные госпитали. Для спасения жизни бойцов нужна была кровь. И Вера вместе с подругами стала донором.

Чтец 1. Вера, как и прежде, настойчиво просилась на фронт. Она каждый день бывала в военкомате. И, наконец ее просьбу выполнили. вечером 14 октября 1941 года добровольцы прибыли на станцию Жаворонки

Чтец 2. . Это была одна из первых групп. Их разместили в большом деревянном доме, где до войны находился детский сад.

Уже на следующее утро начались занятия. Ребята изучали оружие, учились хорошо стрелять, минировать мосты и переправы, пользоваться компасом и картой, бесшумно двигаться в темноте, - словом, всему, чего требовала нелегкая служба разведчика.

Времени для подготовки к выполнению боевого задания было в обрез. Приходилось спешить: враг подошел совсем близко.

На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.

Чтец 2. В ноябре 1941 года в войсковую часть № 9903 поступило пополнение. Среди прибывших была вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская. и девушки подружились. На свое последнее задание они уходили вместе.

Чтец 1. На свою последнюю боевую операцию в районе Наро-Фоминска - Вереи Вера Волошина ушла 21 ноября 1941 года в составе отряда Бориса Крайнева. Отряд действовал в районе Крюкова Наро-Фоминского района. По предложению комсорга группы Веры Волошиной партизаны заминировали дороги возле Крюкова, а потом забросали окна домов, где жили гитлеровцы, гранатами. Но между деревнями Якшино и Головково, ночью, при пересечении дороги группа диверсантов попала под обстрел. Отстреливаясь, разведчики стали отходить к лесу. Вера Волошина оказалась несколько ближе к немцам и прикрывала огнем из автомата отход группы. Раненная в плечо, она отстреливалась до последнего выстрела... Из группы в 15 человек на дорогу упали двое. Вера и сержант-танкист, который выбирался из окружения и прибился к своим. Труп танкиста удалось вытащить. Вера осталась лежать на дороге. Ее не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Утром двое из ее группы попытались найти Веру или ее труп, но не смогли. Она пропала. На четверть века.

Чтец 2. Долгое время Волошина числилась в списках без вести пропавших. Только в 1957 благодаря поисковому труду писателя и журналиста Георгия Фролова удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти её могилу.

Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково.


В тот же день, буквально в десяти километрах от этого места, в центре деревни Петрищево, при большом количестве народа была повешена 
Зоя Космодемьянская.

Слайд 25.

Чтец 1. Юрий знал, что в октябре 1941 года Вера добровольно ушла в армию. По ее письмам, хотя она старалась не писать лишнего, он догадывался, что Вера действует в тылу немецко-фашистских войск, рвавшихся к Москве. Он с волнением ждал от нее писем, и каждый раз, вернувшись с задания, Вера писала ему.

Так было несколько раз. Но вот уже третий месяц пошел, а писем от Веры все нет и нет. Стараясь отогнать тревогу, Юрий объяснял все это тем, что ее на этот раз забросили далеко в тыл врага, а там ведь полевая почта не работает…

Но вот пришло письмо из Кемерово. Школьные товарищи сообщали Юрию, что Вера Волошина пропала без вести под Москвой в ноябре 1941 года. Ее матери Клавдии Лукьяновне из части пришло извещение…

Тяжело переживал Юрий это известие. Он не верил, что Веры больше нет в живых, и, по рассказам людей, знавших его, писал, что должен разыскать Веру или отомстить за нее фашистам. После гибели Веры он стал с новой силой стремиться на фронт, в действующую армию.

Чтец 2. В феврале 42-го, закончив академию по ускоренной программе, Юрий отправляется строить аэродромы на Север. Работа нужная, но она не радует его. Свое место он видит только на фронте.

В феврале 1943 года он был отправлен на фронт. Участвовал в освобождении Смоленской и Калужской областей, городов Рославль и Спас-Деменск. Осенью 1943 года в боях был ранен. После излечения был назначен командиром 3-го батальона 878-го стрелкового полка 290-ой стрелковой дивизии 49-й армии 2-го Белорусского фронта.

Капитан Двужильный отличился при освобождении Могилёвской области. 23 и 24 июня 1944 года батальон Двужильного севернее городаЧаусы форсировал реки Проня и Бася, с боями взял позиции противника, освободил деревни Сусловка и Поповка. 25 июня батальон отразил 6 контратак противника.

Чтец 2. 26 июня 1944 года, во взаимодействии с взводом полковой разведки батальон вступил в бой за деревню Хорошки. В деревне находилось несколько дзотов. Противник не собирался без боя сдавать деревню, так как она прикрывала проходящее в 1,5 километрах от неё шоссе изМогилёва, по которому отступали гитлеровские войска. Разведчики проникли в тыл противника и нанесли удар, захватив несколько огневых точек. Противник бросил против них самоходки и танки, и им пришлось отойти, отвлекая на себя основные силы. Это позволило батальону Двужильного атаковать деревню и выбить из неё гитлеровцев. В критический момент боя капитан Двужильный повёл батальон в атаку. Преследуя отступающего противника Двужильный попал под пулемётный огонь и погиб на берегу Днепра. Отважный комбат пал смертью храбрых вместе с тридцатью шестью воинами 3-го батальона.

За мужество и отвагу ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1994 году Вере Даниловне Волошиной посмертно присвоено звание Героя России.

Чтец 1. С тех пор прошло немало лет. Все дальше и дальше уходят суровые военные годы. Но память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину, все так же бережно хранится в сердце народа. С годами она не тускнеет, а становится отчетливее, ярче, и перед нами открываются все новые и новые страницы героической летописи Великой Отечественной войны.

О жизни Веры Волошиной и Юрия Двужильного, об их горячей любви к Родине и мужественной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками также должны узнать люди.

Слайд 26.

Чтец 2. Короткая и прекрасная была их жизнь. Достойна была и смерть за Родину. Их имена увековечены в названиях улиц и школ. В честь Веры названа одна из малых планет Вселенной. Сейчас в Азовском морском пароходстве несут службу два теплохода: «Вера Волошина» и «Юрий Двужильный». Пусть два теплохода по имени двух герое Великой Отечественной войны плавают по морям. Пусть, как в жизни они были рядом, и после смерти своей окажутся вместе в нашей памяти, наших сердцах.

Вот и закончен рассказ о двух людях, разделённых войной. Не за горами день Победы. И поздравляя героев, вспомните о тех, кто навсегда остались молодыми. О простых парнях и девчонках, таких как Юра и Вера. Они отдали свою жизнь за Родину, за то чтобы мы могли жить. И наша обязанность, нет, наш священный долг донести до следующих поколений память о величайшем подвиге, совершённом во имя Отчизны. Ибо у народа без прошлого нет будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологиская карта Мемориал Вечный огонь

Посвящается Победе в Великой Отечественной Войне...

Технологиская карта Мемориал Вечный огонь

Посвящается Победе в Великой Отечественной Войне...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в ВОв "Вечный огонь памяти"

Эта разработка поможет любому классному руководителю провести классный час, посвященный памяти погибших воинов в годы ВОв....

Коллективное панно "Вечный огонь"

Творческая работа была изготовлена с моими воспитанниками средней группы № 7 "Ромашки" МБДОУ "Росинка" г. Ядрина Чувашской Республики - Гусаровой Алиной (4 года), Никифоровой Ангелиной (4 года) и Лаше...

Вечный огонь памяти

Воспитательное мероприятие в форме КТД, посвященное 70-летию ВОВ...

Словно сердце Земли бьется вечный огонь...

Данное мероприятие направлено на формирование и развитие патриотических качеств учащихся, на закрепление и углубление исторических знаний учащихся. Необходимо воспитывать у ребят чувство любви и гордо...

Музыкально-литературная композия "Вечный огонь - вечная слава"

Стихи, сценки, исторические факты времен Великой Отечественной войны, рассказы детей о своих предках - участниках сражений....