Экологическая игра "Теремок"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Пикалкина Наталья Борисовна

Занятие для экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teremok_ekol.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Цели:

           -    проверить и углубить знания школьников о природе;

           -     обучать правилам поведения в лесу;

           -    развивать их наблюдательность, память, логическое мышление, речь, умения и навыки;

           -    прививать любовь, бережное и гуманное отношение к родной природе, ко всему живому, а также чувство коллективизма;           

           -    воспитывать экологически грамотных, умеющих вести себя в окружающей нас среде, желающих заботиться о своем родном крае.

                                         Ход мероприятия:

 I. Актуализация опорных знаний.  

                   - Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня?

                   - В каком веке мы живём, какое тысячелетие грядёт?

       Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

- Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.

- Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке, задумаемся, сделаем выводы.

II. Вступительная беседа.

(Звучит фонограмма «Голоса птиц».)

- Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

- Слышите запахи?

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря!

Здравствуйте, птицы - соловьи, воробьи, жаворонки! Здравствуйте, звери - волки, зайцы, лисицы, медведи!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т. к. люди уничтожили их.

        Ч т е ц.         Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!

  Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Закройте глаза и представьте, что мы с вами попали в лес. А теперь откройте глаза. Ребята, оказывается, кто-то побывал в лесу до нас, послушайте, что они оставили после себя.

                              Прогулка.

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят.

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли.

А на солнечной полянке - тут и там пустые банки.

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

- Эй, ребята! – крикнул Дима.- Вот местечко – хоть куда!

Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж,

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –

Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти.

- Правильно ли вели себя на прогулке ребята?

- Какой вред они нанесли окружающей природе, себе, другим людям?

- Что необходимо сделать в лесу, прежде чем вернуться домой?

- Любите ли вы свой край?

- А как вы помогаете школе, родителям, чтобы природа вокруг вас была экологически чистой?

III. Инсценировка сказки В.М.Шиндина «Теремок» (по мотивам сказки С.Я.Маршака)

         

Действующие лица:

Ведущий.

Лягушка.

Мышка.

Петух.

Еж.

Медведь.

Ведущий.      В чистом поле теремок, теремок;

                       Он не низок, не высок, не высок.

                       Кругом чистые луга,

                     Рядом чистая река,

       А вокруг стоит лесок,

       Мусор в нем - большой порок.

                       Тут Лягушка мимо шла,

        К теремочку подошла.

Лягушка.      Это что за теремок, теремок?

       Он не низок, не высок, не высок.

       Кто, кто в теремочке живет?

       Кто, кто в невысоком живет?

        Ква – ква, тишина!  

       В теремочке я одна!

      А из этого окна

      Речка чистая видна.

      Жить тут - просто загляденье:

      Воздух чист, и нет сомнений –

      Остаюсь тут навсегда - да, да, да!

Ведущий.    Только свет зажгла Лягушка,

                     Появилась Мышь-норушка.

Мышка.       Это что за теремок, теремок?

                    Он не низок, не высок, не высок.

                    Кто, кто в теремочке живет?

                    Кто,  кто в невысоком живет?

Лягушка.    Я - Лягушка-квакушка!

     А ты кто?

Мышка.     А я - Мышка-норушка!

    Пусти меня в дом,

    Будем жить с тобой вдвоем.

Лягушка.   Я пустить-то тебя рада,

                   Только мне грязнуль не надо!

                    Кругом дивна красота,

     Пусть останется она.

Ведущий.    Поселилась Мышь с Лягушкой –

                     Лупоглазою подружкой.

     Топят печь, зерно толкут

     Да блины в печи пекут.

     Так живут они тихонько,

      Ходят в лес они порой,

     Только мусора вагоны

      Не оставляют за собой:

     Где найдут, какую банку,

     Тут же вмиг ее возьмут,

      Подберут и даже палку,

     Чтоб без дела не лежала тут.

      Вдруг явился на рассвете

      Петушок горластый - Петя.

        Петух.                Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

        Это что за теремок, теремок?

       Он не низок, не высок, не высок.

       Кто-кто в теремочке живет?

       Кто-кто в невысоком живет?

Лягушка и Мышка (вместе.)

        Здесь живем мы - две подружки,

        В чистом поле дом нашли,

       А из грязного болота

       Убежать теперь смогли.

       А ты кто?

        Петух.                А я - Петушок,

       Золотой гребешок,

       Масляна головушка,

       Шелкова бородушка.

       Разрешите здесь пожить,

       Буду честно вам служить.

       Спать я буду на дворе,

       Петь я буду на заре.

Лягушка и Мышка (вместе.)

       Так и быть, мы впустим в дом,

       Только, чур, тебе поем:

       Береги и ты природу,

       Не бросай ты мусор в воду,

       Охраняй от разных бед,

       И не спи же ты в обед.

Ведущий.     Вот живут они - Лягушка,

                     Петушок и Мышь-норушка;

                     Их водой не разольешь.

                     Вдруг явился серый Еж.

        Еж.               Это что за теремок, теремок?

      Он не низок, не высок, не высок.

     Кто-кто в теремочке живет?

     Кто-кто в невысоком живет?

Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

      Мы - веселые зверята,

      В чистом поле дом нашли.

     А ты кто?

        Еж.               Я колючий Ежик,

      Ни головы, ни ножек.

      Я из лесу к вам пришел,

      Там беды большой подъем:

      Люди там так отдыхают,

      Сразу шум стоит такой,

      Всех зверюшек распугают,

      Мусор всюду оставляют.

      Жить там стало невтерпеж –

       Хоть куда девайся Еж.

       Разрешите здесь пожить,

       Буду терем сторожить.

      Лучше нас, лесных ежей,

       Нет на свете сторожей!

Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

      Так и быть, пожалуй, в дом,

      Жить мы будем вчетвером.

Ведущий.    Вот живут они, играют,

      И печаль, и грусть не знают.

      Не грозят им шум и гам,

     Спят спокойно по ночам,

     Воздух свеж и так приятен,

     Нет от дыма и следа.

     Хорошо живут зверята -

     Всем довольные ребята.

     В это время из берлоги

     Вышел Мишка толстокожий,

     Он мотает головой,

     Рассуждает сам с собой.

     Вдруг увидел - дом стоит,

      Рядом реченька бежит. Он решил ...

Медведь.     Пойду туда,

                    Наломаю там бока!

Ведущий.   Оттого он злой такой,

     Кто-то разбудил его зимой,

     Не дал Мишке крепко спать.

    Стал он злым, стал всем мешать.

    Если б люди всех любили,

    Уважали бы зверей,

   Не пошел бы Мишка бурый

   Дом ломать у малышей.

   Лишь вломился он в домок,

   Рухнул в поле теремок.

Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

   Что же ты наделал, Мишка?

   Ты зачем сломал домишко?

   Где же жить теперь зверятам?

   Ты б не трогал этот дом -

   Так прекрасно было в нем!

  И пока жива природа,

    Жить должно в ней много

    Лесного народа.

Медведь.     Я же вовсе не хотел

                    Обижать вас, братья!

                    А имея крупный вес,

                    Просто в гости я полез.

Ведущий.   Вот так и люди поступают;

                    Имея силу, разум, власть,

                    Лесных зверей не уважают,

                    Куражатся над ними всласть.

Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

      Пусть все живут на свете вместе,

      И только так спасем мы мир.

      Ведь если каждый человек,

      Устроил на поляне пир,

      Захочет мусор свой забрать,

      И потушить костер, залить,

      Не будет каждая букашка

      Свой новый дом опять искать.

Медведь.     Но я же вовсе не хотел

                     Обидеть вас, друзья!

      Я новый дом построить помогу

      На радость вам, назло врагу.

Ведущий.     И пошла у них работа!

                     Дом срубили за момент:

                     Он высокий и красивый,

                     И стоит как монумент.

                     За собой они убрали,

                     Мусор быстро весь собрали,

                     Чтоб не засорять окрестность,

                     Чтоб была красивой местность.

                     Так вот жили и живут

                     Экологию все чтут.

IV. Правила поведения в природе.

1 чтец. Если я сорву цветок,

              Если ты сорвешь цветок,

              Если все - и я, и ты,

              Если мы сорвем цветы,

             Опустеют все поляны

                    И не станет красоты.

2 чтец.  Много трав растет полезных

             На земле страны родной.

             Могут справиться с болезнью

             Мята, ландыш, зверобой.

Ведущий. Но много трав уже занесено в Красную книгу.

3 чтец. Охраняются Красной книгой

                   Столько редких животных и птиц.

                   Чтобы выжил простор многоликий

                    Ради света грядущих зарниц.

4 чтец. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

            Чтобы души не стали пусты,

             Охраняются птицы, охраняются звери,

             Охраняются даже цветы.

Ведущий. Все люди, прежде чем войти в лес, должны знать

правила поведения в лесу.

(Ведущий показывает детям плакаты и слушает объяснения ребят,  как правильно вести себя в лесу.)

5 чтец. Мы хотим, чтоб птицы пели,

                     Чтоб леса вокруг шумели,

                     Чтобы были голубыми небеса.

 

6 чтец. Чтобы речка серебрилась,

                     Чтобы бабочка резвилась

                     И была на ягодах роса.

    7 чтец. Мы хотим, чтоб солнце грело,

                 И березка зеленела,

                      И под елкой жил смешной колючий еж.

         8 чтец. Чтобы белочка скакала,

                      Чтобы радуга сверкала,

                      Чтобы летом лил веселый дождь.

V. Подведение итогов мероприятия.

       Что могут сделать школьники для охраны природы?

Школьники могут сажать деревья и кустарники, выращивать цветы и охранять зелёные насаждения.

Каждую весну ребята могут строить домики для птиц, а зимой - кормушки и подкармливать птиц.

                                 Покормите птиц!

     Покормите птиц зимой!

     Пусть со всех концов

     К вам слетятся, как домой,

     Стайки на крыльцо.

 

     Сколько гибнет их - не счесть,

     Видеть тяжело.

                               А ведь в нашем сердце есть

                           И для птиц тепло.

                           Приучите птиц в мороз

                           К своему окну,

                           Чтоб без песен не пришлось

                           Нам встречать весну.

                                                                                                     А. Яшин.

 

                  Долг каждого  школьника - следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, чтобы не ломал ветки, не топтал траву в парках и не играл с огнём в лесу.

3амечательный писатель и большой любитель природы,  М.Пришвин писал: «Мы -  хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...